Философия. Положение человека в космосе. В своём труде Положение человека в космосе Шелер поднимает вопрос об особом положении человека в природе
Скачать 14.88 Kb.
|
В своём труде «Положение человека в космосе» Шелер поднимает вопрос об особом положении человека в природе. По Шелеру, человек не является ни познающим, ни водящим существом. Он – существо интенциональное, в котором изначально и спонтанно заложена направленность на реализацию высших ценностей. Типичная для человеческого сознания открытость миру, способность к опредмечиванию, осознание вещей в их, с одной стороны, а с другой, аскетическая позиция по отношению к внешним воздействиям мира – вот что характеризует человека Шелера. Общим определением жизни, данным М. Шелером, является «порыв», слепое и темное влечение. Первая ступень характеризуется тем, что переживание является еще несовершенным и бессознательным, у него нет определенных представлений и даже четких ощущений. На этом этапе достаточно сложно отличить влечение и чувства, так как они не дифференцированы друг от друга. На второй ступени проявляется «порыв», который представляет собой общий ствол, от которого отходят более мелкие ответвления представлений и аффектов. То есть порыв представляет собой простейшие переживания окружающей реальности и оказание при необходимости им определенного сопротивления. Третья ступень характеризуется модификацией порыв, который представляет собой унаследованное или врожденное поведение, характеризующее конкретный вид живого существа. Специализированной формой порыва является инстинкт. У каждого животного есть простая ассоциативная память, которая видоизменяется в зависимости от прошлого и настоящего опыта. У высших животных (человек) осуществляется постепенное высвобождение влечений от программы, которая строго задана инстинктами. Таким образом, отличие человека от животного, по мнению М. Шелера, заключается в том, что человеку открыт весь мир, ему доступно всё его многообразие. Особое внимание в своем труде «Положение человека в космосе» М. Шелер отводит поведению человека и его независимость от животных инстинктов. Это разительно отличает человека от животных и дает ему ряд преимуществ в существовании. Поведение человека регулируется им самостоятельно, и оно свободно от инстинктов, ему доступна предметная деятельность. Поведение человека регулируется психофизиологическим состоянием организма. Человек, в отличие от животного, способен сдерживать собственные импульсивные порывы и инстинкты, управлять ими и видоизменять их. Так, если животное делит мир на две части: «полезно» и «вредное», то человек видит мир более открыто и «разрывает» данный круг. Это связано с тем, что у человека кроме внешнего мира, есть еще и определенный внутренний мир, потому как он наделен самосознанием и самоидентичностью собственного «Я». Таким образом, в «Положении человека в космосе» М. Шелера, человек представлен как духовная личность, имеющая определенную душевную жизнь, которая протекает не «сама по себе», она обусловлена рядом событий, соотносимых с определенным центром, задающим последовательность движения и действий. |