сущность дизайна. sdesign_Медведев. В. Ю. Медведев сущность дизайна учебное пособие
Скачать 0.62 Mb.
|
2. ТИПОЛОГИЯ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Всякая деятельность, в том числе и проектирование как идеальная (моделирующая) форма реальной преобразовательной деятельности, имеет следующие элементы в своей структуре: субъект и объект деятельности, цель, задачи и средства деятельности, процесс деятельности (с его этапами и стадиями) и результат деятельности. Естественно, что это относится и к дизайну, интегрировавшему в процессе своего становления и развития инженерное проектирование и художественное творчество, технические и художественные методы предметосозидания в материальной культуре. Методы и средства дизайна универсальны. Однако, определяя принципы стратегии и тактики анализа, моделирования и решения проектных проблем, а также процессов формо- и смыслообразования разнообразных объектов дизайна, они конкретизируются в различных аспектах проектных ситуаций, тех или иных подходах к способам решения задач и разработке отличающихся своеобразием культурных смыслов и функций изделий разных групп, видов и типов, образующих в совокупности предметную среду жизнедеятельности людей. Основная цель, социально значимые функции и задачи дизайна будут рассмотрены ниже, в разд. 3. Здесь рассматривается общая типология дизайн-деятельности, структурированной по нескольким основаниям (признакам систематизации) для выявления ее областей, направлений, специализаций и видов. Принцип такой систематизации обусловлен следующими факторами: − особенностями задач основных типов субъектов дизайна в разных областях дизайн-деятельности, определяющих в каждой из них свой предмет деятельности; − спецификой ее направлений (современных и перспективных), представленных разными типами дизайнерских разработок, их ориентацией и масштабом решаемых задач; − различием подхода к дизайн-проектированию укрупненных в данной типологии групп объектов дизайна, влияющих на специализацию профессионалов дизайна; − наличием разных аспектов и уровней направленности дизайн-проектирования, образующих своеобразную матрицу основных видов дизайна. Типологическое разнообразие дизайн-деятельности предопределяет и многообразие типов дизайн-продуктов как результата этой деятельности. 2.1. Области дизайн-деятельности и субъекты дизайна Области дизайн-деятельности в принципе аналогичны областям многих других видов человеческой деятельности, объединяющих в себе общественную практику, ее теоретическое осмысление и обоснование, подготовку профессиональных кадров для данного вида деятельности, оценку результатов различных аспектов деятельности и консультативную деятельность специалистов данной профессии. Это – практическая, теоретическая, академическая (учебная), оценочно-критическая и консультативная области деятельности. В дизайне предметом теоретической областидеятельности является осмысление природы, происхождения, цели, задач, функций дизайна, исследование его структуры, основных понятий, принципов и закономерностей, разработка методики дизайна как проектно-творческой деятельности, ориентированной на гуманизацию среды человеческой жизнедеятельности посредством ее гармонизации. Субъектами этой области дизайн-деятельности являются теоретики и методисты. Предметом практической дизайн-деятельности (собственно проектной практики) является разработка самых разнообразных объектов дизайна, обладающих гармоничной (содержательной и выразительной, целостной) формой, образно отражающей в визуально воспринимаемых ее признаках потребительную ценность объекта проектирования. Субъектами данной области дизайн-деятельности являются практики дизайна – художники-конструкторы. Предметом академической (учебной) дизайн-деятельности является формирование соответствующих научно-методических знаний и практических навыков в процессе обучения будущих профессионалов дизайна разных специализаций. Субъектами этой области деятельности в дизайне являются педагоги. В большинстве случаев они сами являются практикующими дизайнерами, передающими свой опыт будущим поколениям дизайнеров. И нередко именно из их среды выходят теоретики и методисты дизайна. В дизайне очень редко теоретиками становятся профессионалы, не имеющие достаточного опыта проектной практики и не обладающие способностями к аналитическому мышлению и обобщению, систематизации различных аспектов практики дизайна. Предметом оценочно-критической, экспертной дизайн-деятельности являются анализ и оценка качества объектов дизайна как средств удовлетворения определенных потребностей людей и артефактов материально-художественной культуры. Это предполагает на основе разработки соответствующих методик проведение экспертизы потребительских свойств и эстетического совершенства объектов (выявление их эстетической ценности) или осуществление анализа и оценки социально-культурной значимости и художественной ценности объектов дизайна методом, аналогичным художественной критике в сфере искусствознания. Субъектами этой области деятельности являются эксперты и критики. Ими могут стать как опытные профессионалы – практики дизайна, овладевшие методикой анализа и оценки объектов разного назначения, так и теоретики и методисты дизайна, владеющие методами экспертизы и (или) обладающие опытом критического анализа и оценки произведений дизайнерского творчества с позиций определенной системы общезначимых идеалов, установок, ценностей в тех или иных существующих и развивающихся областях материально-художественной культуры. Предмет консультативной деятельности в дизайне – это выработка и формирование с позиций дизайна конкретных рекомендаций по различным аспектам планирования, проектирования, производства, сбыта, рекламы разных групп, видов (типов) промышленных изделий, повышения уровня их потребительских свойств и достижения эстетического совершенства, разработки номенклатуры и формирования ассортимента продукции, а также оптимизации процессов деятельности, связанных с такими задачами, и т. п. Субъектами такой деятельности являются опытные авторитетные профессионалы дизайна – консультанты. Консультативная деятельность в дизайне может совмещаться с экспертной, представляя собой в этом случае выводы и конкретные рекомендации по итогам экспертизы соответствующих объектов. Результатом такой работы может быть как устное, так и письменное заключение (с рекомендациями, советами), а также концепция дизайнерского подхода к решению соответствующей проблемы (задачи). Иногда такая концепция может сопровождаться художественно-графическим выражением дизайн-идеи в самом общем виде. Консультации дизайнеров могут быть отдельными, эпизодическими или постоянными, систематическими в зависимости от условий договора с консультируемой организацией (предприятием). 2.2. Направления дизайн-деятельности, существующие и перспективные Направления проектной практики дизайна различаются по ориентации, целям, масштабности решаемых проблем и конкретных задач дизайн-проектирования. Прежде всего они определяются степенью структурной сложности и составом элементов объекта проектирования, т.е. задачей разработки или отдельного изделия, или набора (комплекта) изделий, или ансамбля, или комплекса (системы) изделий, или предметно-процессуальных систем (дизайн-программ). Далее, эти направления различаются по требуемой степени новизны, оригинальности разработки. Это могут быть задачи либо чисто стилевой модернизации, основанной на совершенствовании в той или иной степени потребительских свойств объекта разработки, либо проектирования объекта с новой комбинацией известных функций или качественно новой функцией (функциями), либо создания объекта на основе принципиально нового конструктивно-технологического решения, обусловливающего новизну структуры и формы произведения дизайна, не имеющего аналогов и прототипов. Наконец, направления дизайн-проектирования делятся на уже освоенные практикой дизайна, современные, и те, которые еще пока мало освоены, но на основе прогнозов развития дизайна могут быть распространены в будущем, т. е. перспективные. Таким образом типологическая структура современных направлений дизайн-проектирования может быть представлена следующими типами: − дизайн отдельных изделий (массовый и единичный); − дизайн комплектов изделий (наборов) или их ансамблей; − дизайн комплексов (предметных систем) изделий; − дизайн предметно-процессуальных систем (дизайн-программ). В первых двух из них объекты могут обладать разной степенью новизны разработок (от стилевой модернизации до создания изделий, функционально-технически и морфологически по-настоящему оригинальных, не имеющих прототипов). В двух последних направлениях (и особенно в разработках дизайн-программ) преобладают объекты с высокой степенью новизны и оригинальности, не утрачиваемой ко времени промышленного освоения этих сложных комплексных объектов и выпуска их на рынки сбыта. Перспективными направлениями дизайна являются: − экологический дизайн – участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры; Обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изделий – объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления (с учетом проблемы утилизации отходов) и состояния предметной среды разных сфер жизнедеятельности людей; − биодизайн – проектные разработки морфологически биоподобных структур и форм изделий (механоорганизмов), по аналогии с архитектурной и инженерной бионикой, на основе систематического и целенаправленного изучения законов и принципов формообразования в живой природе, включающих положения биоморфологии, биомеханики, бионики, этологии (науки о поведении живых организмов в природе) и синергетики (науки о принципах самоорганизации систем); − футуродизайн – перспективное дизайн-проектрование, обусловленное научно-технически, социально-культурно и интуитивно-творчески; инновационное проектное прогнозирование, ориентированное на разные уровни-стадии развития науки, техники, экономики, социальной сферы общества будущего; моделирование в футурологических дизайн-проектах концепций предметной среды будущего, отражающих прогнозируемые изменения ценностных ориентиров, материальных и духовных потребностей, образа жизни общества в целом, его макро- и микрогрупп, индивидов в разных областях жизнедеятельности людей; − кибернетико-эвристический дизайн – целенаправленное использование в инновационном дизайн-проектировании закономерностей и методов эвристики (дисциплины, способствующей развитию и активизации творческого мышления и повышению эффективности решения проектных задач нестандартными способами), а также широких возможностей информационных технологий, соответствующей компьютерной техники и специфического дизайнерского программного обеспечения. Ориентирован на формирование качественно новых методов и средств развития творческой фантазии, изобретательности дизайнеров, обогащение их проектной культуры, расширение ее горизонтов в целях наиболее эффективного генерирования оригинальных и перспективных новаторских дизайн-концепций и художественно-конструкторских предложений. 2.3. Специализация дизайн-деятельности по классам, группам и видам объектов дизайна Все громадное номенклатурно-типологическое разнообразие объектов дизайна, отличающихся функциями, конструктивно-техническим решением, технологиями изготовления, материалами, способами их использования человеком, культурным смыслом, ролью и местом в предметной среде, превалированием эстетического или утилитарного начала и рядом других признаков, в типологии, обусловливающей специализацию дизайн-деятельности, целесообразно сгруппировать укрупненно, исходя из особенностей подхода к решению творческих задач их художественно-образного моделирования, определяемых совокупностью перечисленных выше признаков. Эти особенности заданы функциональными, морфологическими, технологическими и эстетическими факторами композиционного формообразования в их взаимосвязи, а также типами человеческого общения и характером отношений в системе «человек – вещь – среда», свойственными разным классам, группам, видам и типам изделий. Такой подход позволяет выделить в специализации дизайна следующие 12 основных групп: дизайн машин, приборов, инструментов; дизайн средств транспорта и среды транспортирования; дизайн изделий быта культурного и хозяйственного назначения; дизайн мебели (разных сфер жизнедеятельности людей); дизайн одежды, белья, головных уборов, обуви; дизайн текстиля; дизайн интерьера (помещений разного назначения); дизайн игр и игрушек; дизайн украшений и сувенирных изделий; дизайн экспозиций (выставок), шоу, презентаций, массовых празднеств, спорта; дизайн городской предметной среды; дизайн визуальной информации, рекламы, тары, упаковки, фирменных графических стилей. Внутри этих групп, разумеется, возможна своя, более подробная систематизация входящих в них объектов разных классов, групп, подгрупп, видов, подвидов и типов, определяющая специфику дизайнерского подхода к их разработке в зависимости от сферы жизнедеятельности людей, среды функционирования, различных ситуаций использования и восприятия объектов и, как уже упоминалось, от особенностей их функций, морфологии, материалов, технологий изготовления и социально-культурной сущности тех или иных вещей для людей. Безусловно, существует внутренняя специализация в дизайне 1-й группы типологии (как и инженерии) различных групп и видов энергетических, технологических, транспортирующих, информационных машин производственного назначения для самых разных отраслей промышленности, так же как и в дизайне разных видов приборов и инструментов (ручных, механических, электромеханических, электронно-программируемых и т. д.). Свою внутреннюю специализацию дизайна определяет также многообразие групп и видов транспортных средств и среды транспортирования (2-я группа типологии) – в областях военного, грузового и пассажирского, общественного и индивидуального, специализированного и спортивного транспорта; в сферах воздушного, водного и наземного транспорта (собственно наземного, подземного, надземного, рельсового и безрельсового); городского, пригородного, междугородного, международного, межконтинентального и т. д. Как известно, дизайнеры довольно давно специализируются в областях дизайна мебели (разных видов и типов, различного назначения для самых разных ситуаций и сфер жизнедеятельности людей); одежды, белья, головных уборов, обуви (также самого разного назначения); текстиля, используемого для одежды, мебели, убранства интерьеров, транспорта, спорта, туризма и т. п. – 4-я – 6-я группы типологии. Специализация в области дизайна интерьера (самого различного назначения), а также в области графического дизайна (группы 7 и 12) привела несколько десятилетий назад к выделению из международного сообщества дизайнеров ИКСИД соответствующих его ответвлений – ИФИ и ИКОГРАДА. Выделение из анализируемой типологии группы 8 – дизайн игр и игрушек − обусловлено спецификой подхода к этой сложной и своеобразной области дизайн-проектирования, определяемого педагогикой воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Художественно-образное и конструктивное решение игрушек разных групп, видов и типов позволяет реализовать их главное назначение, побуждая детей разных возрастных групп к игре и через игру способствуя не только их развлечению, но и физическому, психологическому, умственному, нравственному воспитанию, развитию, познанию и обучению, формированию разнообразных творческих способностей, умению общаться, чувствовать красоту вещей и отношений. Дизайн украшений и сувенирных изделий (группа 9) выделен по принципу преобладания в подходе к разработке таких вещей художественного и знаково-коммуникативного начал по сравнению с утилитарным. Многие из подобных изделий выполняют чисто декоративную функцию – украшение человека или интерьеров помещений. Сувенирные изделия (как чисто декоративные, так и утилитарно-декоративные) выполняют еще и памятную функцию, напоминая художественно-образными средствами о каких-либо общественно значимых, социально-культурно весомых объектах, исторических событиях, явлениях, личностях, достопримечательностях места (города, региона, страны), особенностях национальной культуры и т. п. Спецификой дизайна разнообразных объектов городской предметной среды (группа 11) является подход к ним с позиций масштабности человеку таких вещей и сооружений (находящихся в пространстве архитектурной застройки районов, кварталов, микрорайонов города с их улицами, проспектами, площадями, скверами, парками, пешеходными зонами), учет разнообразных потребностей людей, перемещающихся в этом пространстве, гуманизация этой пространственной среды. Особенностями подхода к дизайну разнообразных выставок, представлений, презентаций, массовых празднеств, проводимых на открытых пространствах, спортивных состязаний (группа 10) являются зрелищность, публичность, представительность и праздничность подобных общественных событий, мероприятий. При сохранении специфики каждого из этих видов дизайн-проектирования их роднит своеобразная театральность и настрой на восприятие зрителями и участниками таких социокультурных явлений, как мажорных и эмоционально впечатляющих. Следует отметить, что в практике мирового и отечественного дизайна в течение XX века определились как тенденции специализации дизайнеров по отношению к определенным группам изделий, выделенным в рассматриваемой типологии (например, по отношению к определенным группам транспорта, производственных машин, приборов, инструментов или по отношению к мебели, интерьерам, одежде, текстилю, украшениям, промышленной графике, рекламе), так и тенденции универсализации дизайнерского творчества. Многие отечественные и зарубежные дизайнеры, особенно имеющие собственные дизайн-бюро (ателье, мастерские), с одинаковым успехом разрабатывают изделия разных групп, видов и типов производственного, общественного и бытового назначения, занимаясь при этом и дизайном выставок, и интерьеров, и мебели, и упаковки, и рекламы, совмещая нередко проектную деятельность с педагогической, исследовательской, экспертной и консультативной. Все здесь зависит от уровня профессионализма дизайнера, его опыта, таланта, знаний, широты кругозора, способности решать разные проблемы и конкретные задачи методами дизайна. |