Главная страница
Навигация по странице:

  • Обеспечение

  • Обеспечение социальной обоснованности и экономической эффективности производства и сбыта

  • Обеспечение эффективности потребления

  • Повышение общей и художественной культуры, воспитание эстетического вкуса людей

  • 4. ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИЗАЙНА 4.1. Сущность и определения основных принципов дизайна

  • Принцип научной обоснованности

  • Принцип коллегиальности

  • Принцип методической обусловленности

  • Принцип гуманистической направленности

  • 4.2. Система категорий, выражающих закономерности дизайна во взаимосвязи с его принципами

  • Взаимосвязь основных принципов и закономерностей дизайна

  • сущность дизайна. sdesign_Медведев. В. Ю. Медведев сущность дизайна учебное пособие


    Скачать 0.62 Mb.
    НазваниеВ. Ю. Медведев сущность дизайна учебное пособие
    Анкорсущность дизайна
    Дата13.12.2022
    Размер0.62 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаsdesign_Медведев.doc
    ТипУчебное пособие
    #843703
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    1Преобразование предметной среды во всех сферах и областях жизнедеятельности людей с учетом всех сторон человеческого фактора. Адаптация (приспособление предметной среды и ее компонентов) к био-социальным возможностям и социально-культурным потребностям человека.


    Эта группа задач разделяется на две подгруппы:

    1.1. Обеспечение удобства и безопасности пользования изделиями (наборами, ансамблями, комплектами) и требуемого уровня комфорта среды жизнедеятельности.

    1.2. Обеспечение эстетического и художественного совершенства создаваемых объектов (в соответствии с общезначимыми эстетическими идеалами определенного этапа развития материально-художественной культуры).

    В решении дизайном первой группы задач реализуются преобразовательная, познавательная, коммуникативная, адаптационная и художественная функции дизайна. Производной от последней является гедонистическая функция дизайна.

    Ведущими в подгруппе 1.1 оказываются задачи преобразования и адаптации, сопутствующими – возможности познания потребителями объективных свойств изделий (и среды в целом) и содействия общению людей в процессе использования и восприятия вещей.

    Ведущей задачей подгруппы 1.2 выступает задача достижения эстетической выразительности и художественной образности объектов дизайна, сопутствующей – задача обеспечения возможности эстетического наслаждения, обусловленная радостью постижения красоты произведения дизайна.

    1. Обеспечение в комплексных разработках промышленной продукции оптимальности структуры и состава ее номенклатуры и ассортимента, а также высокого уровня потребительских свойств изделий (в соответствии с научно обоснованными комплексами потребительских требований к изделиям определенных групп, видов и типов).

    Во второй группе задач реализуются определенные аспекты преобразовательной, адаптационной функций дизайна, а также функции социально-экономической эффективности дизайн-деятельности. Речь идет о проектно-типологическом, моделирующее-прогностическом подходе к решению задач оптимизации групповых и видовых ассортиментов промышленной продукции, ориентированном на достижение в данный период времени соответствия структуры и состава этих ассортиментов структуре и составу потребностей разных групп населения, с учетом их запросов, идеалов, предпочтений и различных ситуаций потребления (использования) вещей. А также о соответствии свойств изделий, как единиц ассортимента той или иной продукции, комплексам определенных потребительских требований (социальных, функциональных, эргономических, надежности, безопасности, экологических и эстетических).

    В решении этих задач акцентируется социальная направленность и системность дизайн-деятельности, способствующая одновременно удовлетворению потребностей членов общества, его макро- и микрогрупп, индивидов в соответствующих изделиях-товарах и удовлетворению интересов производителей этой продукции в успешном безубыточном, прибыльном сбыте выпущенных ими товаров.

    1. Обеспечение социальной обоснованности и экономической эффективности производства и сбыта промышленных изделий объектов дизайна при обязательном учете требований экологии.

    В этой третьей группе задач, взаимосвязанной со второй, рассмотренной выше группой, реализуются функции социально-экономической эффективности дизайна, а также экологической (защиты окружающей среды).

    Но, в отличие от второй группы, в третьей акцент в задачах дизайна делается на учете интересов субъектов производства и сбыта продукции, разумеется, при соблюдении требований общества в целом, заинтересованного в социальной обоснованности принятия решений производителями о выпуске той или иной продукции и ее высоком качестве (абсолютная свобода субъектов производства и торговли в рыночной экономике идет вразрез с интересами общества в целом, она должна ограничиваться системой соответствующих узаконенных норм, правил, обязанностей). Безусловно, здесь для общества важен непременный учет и экологических требований.

    Но без достижения экономически обусловленной эффективности, рентабельности, прибыльности производства и сбыта промышленных изделий, осваиваемых предприятиями по проектам дизайнеров, без удовлетворения этого условия дизайн вряд ли был бы востребован промышленностью и торговлей и не смог бы получить такого развития, какое получил в течение прошедшего века.

    4. Обеспечение эффективности потребления (эксплуатации) изделий – объектов дизайна с учетом требований экологии.

    В четвертой группе задач дизайна, также взаимосвязанной со второй, реализуются функции социально-экономической эффективности, защиты окружающей среды и адаптационной в тех аспектах этих функций, которые проявляются уже не в сфере производства и сбыта изделий-товаров, а в сфере их использования, эксплуатации, потребления.

    Роль представителей интересов потребителей на производстве, которую взялись исполнять социально ориентированные, профессионально ответственные дизайнеры, требует от них максимума внимания к задачам этой группы.

    Иначе они остаются на позициях стайлинга (коммерческого дизайна), ориентированного на покупателя, но не потребителя.

    1. Повышение общей и художественной культуры, воспитание эстетического вкуса людей, содействие (благодаря знаково-коммуникативной сущности произведений дизайна как носителей определенной системы ценностей культуры) формированию в обществе гуманистических ценностных ориентаций и отношений, способствующих духовному развитию личности.

    В этой последней из рассматриваемых, тесно взаимосвязанных групп социально значимых задач дизайна реализуются функции ценностно-ориентационная, общения (коммуникативная), воспитательная и опосредованно – художественная.

    Знаково-коммуникативная сущность и социальный символизм мира вещей – произведений дизайна позволяют выражать в их художественном образе культурный смысл вещей, связанный с определенной системой ценностей, идеалов, ориентирующих людей в том или ином образе жизни, обусловленном кругом их потребностей.

    От того, какие ценности современной культуры (учитывая ее конфликтность) предпочтет отражать в своем творчестве профессиональный дизайнер, от понимания им своей роли в формировании культуры и степени осознания меры социальной ответственности своей профессии за результаты этого процесса, во многом будет зависеть на­правленность реализации ценностно-ориентационной (аксиологической) и воспитательной функций дизайна во всем диапазоне решаемых задач.

    В заключение следует подчеркнуть, что как функции дизайна, тесно взаимосвязанные между собой, представляют систему различных аспектов его социально-культурной сущности, (характеризующей многогранную роль дизайна в формировании культуры человека и общества), так и рассмотренные группы основных социально значимых задач дизайна являются структурными элементами общей системы, позволяющей в процессе реального функционирования дизайна в обществе стремиться к достижению социально значимой цели этой профессиональной деятельности.


    4. ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИЗАЙНА
    4.1. Сущность и определения основных принципов дизайна
    Дизайнерская деятельность опирается на определенные принципы и связанные с ними закономерности. Осуществление в результате дизайн-проектирования идеи создания гармоничного объекта, в целостной структуре и форме которого воплощаются все общественно необходимые свойства проектируемого изделия (комплекта, комплекса, ансамбля, предметной среды) как с позиций производства, так и с позиций потребления вещи, обусловливает необходимость объединения в процессе художественно-образного моделирования объекта дизайна научных принципов с принципами художественными, а также разработки и применения специфической методики дизайна, отличающейся от других методов проектирования.

    В теории дизайна выделяют пять основных взаимосвязанных принципов этой проектно-творческой деятельности, ориентированной на промышленное производство.

    Это принципы системности, научной обоснованности, коллегиальности, методической обусловленности и гуманистической направленности [12].


    1. Принцип системности предполагает учет при проектировании изделий – объектов дизайна их связей с другими изделиями, со средой функционирования и восприятия этого объекта человеком - потребителем (или группой людей). Объект в соответствии с этим принципом рассматривается как компонент предметно-пространственной системы в тесной взаимосвязи с использующим и воспринимающим его человеком (группой людей). В отличие от инженерного подхода, рассматривающего объект как чисто техническую систему, замкнутую в себе, дизайн осмысливает, анализирует и синтезирует свои объекты в системе «человек – предмет – среда».

    Сам конкретный объект структуро-, формо- и смыслообразования также рассматривается в соответствии с принципом системности как система, организуемая на основе учета взаимосвязанных факторов формообразования, обеспечивающих гармонию формы и сущности разрабатываемого объекта, гармонию организации самой формы, в соответствии с принципами и закономерностями композиции в дизайне, а также гармонию связей и отношений объекта дизайна как микросистемы с другими компонентами предметно-процессуальной и предметно-пространственной систем, представляющих собой макросистему «человек (люди) – предметно-пространственная среда», в свою очередь входящей как компонент в метасистему соответствующей сферы материальной культуры.

    1. Принцип научной обоснованности заключается в необходимости следовать в процессе дизайн-проектирования общеметодологическим установкам теории дизайна, учитывать положения социологии, психологии, эргономики, экономики, технологии, экологии, кибернетики, эстетики, культурологии.

    Дизайнер, в отличие от художника, не может опираться в своем творчестве лишь на художественный вкус, талант, мастерство и интуицию (хотя они ему, бесспорно, необходимы). Будучи включенным в общий процесс проектирования объектов промышленного производства, дизайнерское творчество обусловлено системой сложно взаимосвязанных факторов, отражающих требования производства и потребления изделий, выражающих утилитарно-техническую и духовно-ценностную стороны сущности создаваемых вещей (их наборов, комплектов, систем) и среды в целом. Поэтому дизайнерские разработки должны быть научно обоснованными.

    В дизайне сливаются, органично дополняя друг друга, эмоциональная и рациональная стороны творчества, причем преобладание одной над другой зависит как от творческой проектной задачи, так и культурной сущности изделий разных групп, видов и типов, являющихся объектами дизайн-проектирования.

    1. Принцип коллегиальности подразумевает участие в проектирова­нии объектов (в зависимости от специфики объекта и степени его сложности, постоянно или периодически) специалистов различного профиля и количества: дизайнеров, конструкторов, технологов, экономистов, эргономистов, экологов, социологов, психологов, товароведов, маркетологов и т. п.

    Дизайнер призван выступать в роли координатора деятельности коллектива разработчиков проекта и консультантов, так как именно благодаря дизайнеру достигается целостный и всесторонний подход к объекту разработки.

    Чем технически проще объект дизайнерского творчества и чем меньше масштаб проектной задачи, тем менее проявляется принцип коллегиальности. Опытному дизайнеру, работающему над единичным («штучным») объектом, контакты с другими специалистами требуются нечасто, тем более при наличии соответствующей справочной литературы и собственного багажа знаний, умения, навыков, требуемых для решения знакомых ему задач.

    Но при разработке технически и структурно сложных многокомпонентных объектов, основанных на методике дизайн-программирования, инновациях, предполагающих проведение многоаспектных предпроектных исследований и участие большого круга разных специалистов, принцип коллегиальности реализуется обязательно. При этом подразумевается и участие определенного коллектива дизайнеров, внутри которого возможна и целесообразна специализация по различным аспектам решаемой проблемы и компонентам сложного объекта.

    Принцип коллективного творчества подразумевает разработку, апробацию и применение различных методических средств, позволяющих в каждом конкретном случае наиболее эффективно решать проектную проблему.

    1. Принцип методической обусловленности заключается в обязательности соблюдения полноты содержания и последовательности этапов процесса дизайн-проектирования, результаты которого воплощаются в соответствующей художественно-конструкторской документации (с учетом специфики объектов разработки и конкретизации общей методики дизайна) [19], [20].

    Общая методика художественного конструирования («индастриал дизайна») раскрывает основополагающие принципы, методы и средства решения задач дизайна, конкретизируемые в отношении к различным группам, видам и типам его объектов. Методика дизайна включает принципы и способы анализа проектных ситуаций, научного и художественного моделирования объектов и адекватные им методы создания проектных идей и концепций, изложенные в их логической взаимосвязи и системном единстве, которое обусловлено, в свою очередь, ведущей методической концепцией.

    Цель методики дизайна – упорядочить и систематизировать конкретную проектную деятельность с позиции общей концепции дизайна. Она задает основные категории проектной деятельности, разворачивает логику операционального процесса (формирование, разработка и воплощение дизайнерского замысла) и анализирует конкретные средства и приемы проектирования в их взаимосвязи с характером и типами проектных задач [23].

    1. Принцип гуманистической направленности подразумевает гуманизацию предметной среды и ее компонентов в различных сферах и областях жизнедеятельности людей, преобразование «техноформы» (технической структуры и формы) в «антропоформу» объекта проектирования. Антропоцентризм дизайна базируется на принципах и идеалах гуманизма (противостоящего идеологии технократизма, практицизма и индивидуализма) как главных и всеобщих критериях оценки всех структурных элементов культуры в ее развитии, и прежде всего человека как творца культуры и ее творения [15].

    Принципы дизайна определяют сущность проектирования в целом:

    1-й принципобеспечивает единство и целостность объектов дизайн-проектирования;

    2-й принципвысокое качество решения проектных задач в их взаимосвязи;

    3-й принципорганизованность и продуктивность творчества;

    4-й принципсовершенство сущности и процесса работы на основе единых методологических установок;

    5-й принцип – полноту учета и удовлетворение разнообразных потребностей общества (его макро- и микрогрупп, и индивидов) в соответствии с мерами материально-художественной культуры в ее развитии и мерой человека.
    4.2. Система категорий, выражающих закономерности дизайна

    во взаимосвязи с его принципами
    Из принципа системности дизайна следуют закономерности диалектической взаимосвязи категорий «форма» и «содержание», «структура» и «функция», «система» и «элемент», «связи» и «отношения», «уникальное» и «массовое» («типовое»), имеющих организующее значение для самого дизайна и его продуктов.

    Принцип научной обоснованности определяет взаимосвязь закономерностей, выражаемых категориями «эстетическое» и «социальное», «эстетическое» и «экономическое», «эстетическое» и «эргономическое», «эстетическое» и «психологическое», «эстетическое» и «коммуникативное», «эстетическое» и «художественное».

    Принцип коллегиальности опирается на взаимосвязанные пары категорий «субъективное» и «объективное», «коммуникабельность» и «конкурентность», «личное» и «обезличенное», «компромиссность» и «неуступчивость», «диалогичность» и «монологичность».

    Принцип методической обусловленности проявляется в закономерности отношений следующих пар категорий: «цель» и «средства», «задачи» и «методы», «анализ» и «синтез», «процесс» и «результат», «формообразование» и «смыслообразование», «эстетическое» и «технологическое», «конструктивное» и «декоративное», «изобразительное» и «выразительное».

    Принцип гуманистической направленности определяется взаимосвязью таких пар категорий, как «материальное» и «духовное», «культурное» и «природное», «антропономическое» и «техническое», «эстетическое» и «утилитарное», «личное» и «общественное», «национальное» и «общечеловеческое» [12].

    Взаимосвязь принципов и закономерностей дизайна ­ см. табл. 2.
    Т а б л и ц а 2 . Взаимосвязь основных принципов

    и закономерностей дизайна


    Принципы дизайн-деятельности

    Закономерности дизайна, выражаемые научными категориями

    Системность

    Система и элемент

    Связи и отношения

    Форма и содержание

    Структура и функция

    Уникальное и массовое

    Научная обоснованность

    Эстетическое и социальное

    Эстетическое и экономическое

    Эстетическое и эргономическое

    Эстетическое и психологическое

    Эстетическое и коммуникативное

    Эстетическое и художественное

    Коллегиальность (коллективность)

    Субъективное и объективное

    Коммуникабельность и конкурентность

    Личное и обезличенное

    Компромиссность и неуступчивость

    Диалогичность и монологичность

    Методическая обусловленность

    Цель и средства

    Задачи и методы

    Анализ и синтез

    Процесс и результат (продукт)

    Формообразование и смыслообразование

    Эстетическое и технологическое

    Конструктивное и декоративное

    Изобразительное и выразительное

    Гуманистическая направленность

    Материальное и духовное

    Культурное и природное

    Антропономическое и техническое

    Эстетическое и утилитарное

    Личное и общественное

    Национальное и общечеловеческое


    Принципы дизайн-деятельности и ее закономерности, отраженные во взаимосвязи пар категорий, приведенных в табл. 2, вместе с рассмотренными в разд. 3 целью, функциями и основными социально значимыми задачами дизайна формируют его методологическую базу, характеризующую, с одной стороны, особенности этого вида проектно-творческой деятельности, а с другой – свидетельствующую о включенности закономерностей дизайна в систему закономерностей, присущих многообразной человеческой деятельности, проявляющейся в разных формах материальной, духовной и художественной сфер культуры [15].

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта