Эссе по культурологии. Эссе культурология вар 1 литер. Вариант Теоретическое задание
Скачать 22.39 Kb.
|
Вариант 1. Теоретическое задание: Основные этапы развития представлений о культуре до второй половины 19 века Значение термина «культура» во времена античности отождествлялось с воспитанием, образованием, благодаря которым человек мог развить в себе способность суждений, чувство прекрасного. В основе культуры лежит идеал человека-гражданина, чтящего законы, человека-воина. Целью культуры было достижение данного идеала, культура понималась как моральные нормы и характер усвоения этих норм. При этом человек не терял единства с природой, которая понималась как космос - универсальный миро-порядок. В основе этого порядка лежат закон, существующий как в природе, так и в обществе. Таким образом, культурный человек воспринимал свою жизнь как естественное продолжение этого природного порядка.1 В эпоху Возрождения Бог становится творцом мира, единственной реальностью, стоящей выше природы, им же созданной. Культура начинает осознаваться как постоянное духовное совершенствование. Средневековый мыслитель Августин Блаженный говорил о развитии культуры как о пути к царству Божьему через внутреннее откровение Бога в человеке.2 Критерием исторического прогресса становится соответствие культуры высшим моральным ценностям. Христианские моральные ценности считаются универсальными. Географические открытия XV-XVII веков разрушили прежние представления о мире и дали толчок развитию географии, астрономии, истории. Начали устанавливаться связи между разными странами и континентами, выяснилось, что помимо европейской цивилизации в мире есть множество других. Научно-техническая революция способствовала формированию новой культуры. Ж. Кантен пишет, что под воздействием технического развития происходит переход «от этапа цивилизации, на котором доминировала технокультура, к новому этапу на котором ведущей уже становится социокультура... Инновация будет иметь тем больше шансов на успех, чем гармоничнее и теснее она соединит технический аспект с социальным»3. Представления о культуре как самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей высокое значение для общества, ранее всего развивались в эпоху Просвещения. Как в Европе, так и впоследствии в других странах просветительское отношение к культуре обогатило духовную жизнь, способствовало развитию народного образования. Рассмотрим различные аспекты культуры в учениях разных философов. Итальянец Д. Вико полагал, что Все народы в разное время проходят три этапа - эпоху богов - детство человечества, эпоху героев - юность человечества, эпоху людей - зрелость человечества4. Каждая эпоха завершается общим кризисом и распадом. Идеи Вико были одной из первых попыток увидеть порядок в хаосе исторических событий. Постижение смысла истории становилось как бы проникновением в Божий замысел. Сторонник неравенства Вольтер считал, что общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера)5. Однако Вольтер, как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство. Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) считал, что история образует единую цепь культурного развития народов. Всякий народ использует достижения своих предшественников и готовит почву преемникам. Все народы всех эпох участвуют в строительстве человеческой культуры. Гердеру принадлежит важный вывод культурологии о том, что между общечеловеческими достижениями культуры и народной культурой нет и не может быть никаких противоречий, что все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию единой человеческой цивилизации.6 По Гегелю разум объективируется в общественных формах: праве, морали, семье, гражданском обществе и государстве. Центральными категориями, характеризующими процесс объективации, согласно Гегелю, являются такие понятия как «опредмечивание», «овнешнение», «отчуждение». В формах «абсолютного духа» - искусстве, религии и философии - дух возвращается к самому себе, снимает собственную предметность и постигает себя в абсолютной истине7. Ф. Шлегель рассматривал все великие культуры как равноценные. Эта его идея в дальнейшем будет развита в теории культурно-исторических типов. И. Тэн особое место в восприятии различных произведений искусства и литературы отводил психологии. В иерархию психологий, он включал психологию души, века и расы. Тэн создал «психологическую карту», в которой выделил несколько областей: религию, искусство, философию, государство, семью и отделы, составленные из «подробностей жизни». Данная карта помогала представить механизм взаимодействия изменений в культуре8. Список использованных источниковГуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие / П.С. Гуревич. - М.: Знание, 2015. - С. 98. Гуревич П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. - М.: АО «Аспект-Пресс», 2017. - С. 231. Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. Культурология: Учебник для студ. тех.вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа, 2017. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Изд-во «Прибор», 2016. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Драча. - М.: Гардарика, 2016. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность.- 2018.- № 2. 1 Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие / П.С. Гуревич. - М.: Знание, 2015. - С. 98. 2 Гуревич П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. - М.: АО «Аспект-Пресс», 2017. - С. 101. 3 Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - С.72. 4 Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Драча. - М.: Гардарика, 2016. - С. 76. 5 Культурология: Учебник для студ. тех.вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа, 2017. - С. 66. 6 Культурология: Учебник для студ. тех. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа, 2017. - С. 256. 7 Культурология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Изд-во «Прибор»,2016. - С. 19. 8 Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 2018. - № 2. - С. 124. |