Практическое занятие 5. Вариативное задание 2
Скачать 29.24 Kb.
|
Вариативное задание № 2. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Работы ученого – золотой фонд знаний о воспитании, обучении и образовании подрастающего поколения. Прочитайте внимательно отрывок из его статьи «О пользе педагогической литературы» и выполните задание. К.Д. Ушинский писал: «Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками, а только искусствами... Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его во всех отношениях... педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку... Воспитатель должен знать человека в семействе, среди народа, человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, классах, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди надежд и на одре смерти. Он должен знать причины самых высоких деяний, историю зарождения мыслей, страстей... Педагогический такт, без которого воспитатель, как бы ни изучал он теорию педагогики, никогда не будет хорошим практиком, не есть что-нибудь врождённое, а формируется в человеке постепенно...». Представьте развернутое рассуждение, отражающее заданную тему, краткое обоснование позиции. Выразите свое отношение к позиции автора и обоснуйте его. Соотнесите ваше мнение с событиями, эпизодами школьной жизни. Постарайтесь раскрыть возможность (невозможность) переноса авторских идей в современную действительность. Сделайте вывод о том, над чем необходимо работать современному учителю, чтобы овладеть искусством педагогического мастерства. Работа оценивается в соответствии с критериями, предъявляемыми к сочинению-рассуждению.
РЕШЕНИЕ Быть педагогом – это искусство, врожденный талант, наука, мастерство. Им владел К. Д. Ушинский и у него есть чему поучиться. В помощь современному поколению учителей великий педагог оставил научные труды, методические разработки, учебники и, конечно, мудрые афоризмы. едагогом может быть тот: «кто имеет целостность, беззаветную искренность души»; «кто не торгуется с самим собой»; «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души». Педагог должен понимать душу (ребенка) во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания прежде, чем он приступит к практике. В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания. Только Личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Вот почему и в школьном воспитании самое важное дело – выбор воспитателя». Прежде всего народное воспитание нуждается в людях, способных к этому великому делу, (несущих в себе) лучшие свойства народа, его чистейшие привязанности и просветивших их истинно христианским европейским образованием. Одним из примером может служить рассказ В. Распутина «Уроки французского». В. Распутин описывают свою героиню как очень воспитанную, умную, молодую девушку двадцати пяти лет, всегда замечающую мельчайшие изменения в жизни своих учеников. Это видно по ее поступкам: женщина всегда со всеми здоровается и внимательно осматривает их. У нее слегка прищуренные косые глаза, еле раскрывающаяся до конца улыбка и черные, коротко остриженные волосы. Ее походка мягковата, но выглядела уверенной и свободной, а по ее личику можно сразу понять характер учительницы. Лидия Михайловна – не просто учительница, любящая свою профессию. Она, в первую очередь, очень добрая, терпеливая и милосердная девушка. Она была честна с другими, считала, что человеком не рождаются, а становятся, ценила в людях их целеустремленность и трудолюбие. Ее характер – смесь всех положительных качеств, которыми только может обладать человек. Настоящий педагог понимает, что этими компонентами педагогической деятельности он должен управлять, выстраивая цель, конкретизируя задачи, активизируя объект, подбирая средства. Но как? За счет, каких индивидуально-личностных особенностей, внутренних резервов, какой опоры в своей личности? И здесь мы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства как системы. МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по признанию и любящему детей. ПЕДАГОГ — МАСТЕР своего дела это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО — комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО - сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессионально-педагогической деятельностью. Существует философский принцип — подобное создается подобным: нравственность ученика — формируется нравственностью учителя; знание — знанием; мастерство — мастерством. Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится их объединить в более обобщенные целостные свойства. К таким важным свойствам мы относим гуманистическую направленность деятельности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, самосовершенствование. Основа — гуманистическая направленность и профессиональные знания, условия успешности — способности, средства - умения в области педагогической техники. Выберите наиболее понравившееся интервью одного-двух учителей. Напишите свободное рассуждение, отражающее вашу ценностно-смысловую позицию на тему выбранного интервью, используя стратегию LA «написать, чтобы прочитать»: a) вступите в диалог с автором; б) найдите отрывок, который, по вашему мнению, важен для автора. Прокомментируйте его и объясните, почему вы считаете его важным; в) выскажитесь в поддержку утверждения, сделанного в тексте, или опровергните его.
Решение Рассуждение на тему «Ушли и забыли?» У меня тоже был класс, который я выпустила в 2020 году, я его очень любила, вела с 1 класса до 4 класс. Они все были яркие, интересные, с ними можно было дружить, смотреть кино, обсуждать, и казалось, что у нас сложились отношения надолго. А в результате этот класс ушел, и все. Общение прекратилось, но я знаю, что они сделали правильный выбор, нашли свою дорогу в жизни. Наше общение во время их учёбы не было формальным. Мы переживали вместе и радости, и горе. Один ребенок поступил в медицинский университет, никто от него этого даже не ожидал. Он был спортсменом и все думали, что дальше пойдет по спортивной линии. Очень за него рада. Некоторые девочки не поступили никуда. Пока работают. По слухам слышала, что на следующий год они будут поступать. Но в науке ребята себя не видели. То, что им интересно было на уроках, я знаю. Это тоже, наверное, критерий. Оценки — точно не показатель. Очень трудно вообще сказать, что такое результат работы учителя. Точно не поступаемость в вуз, точно не ЕГЭ, точно какие-то другие вещи. Я считаю, что результат – это воспитание творческой личности, разносторонне развитой. Хочу процитировать отрывок из книги, который впечатлил автора Римму Анатольевну Храмцову и меня. «…Я раньше очень переживала, что к некоторым учителям выпускники приходят, а ко мне нет, очень. А потом в какой-то момент я поняла, что на самом деле это абсолютно нормально. Я как раз училась в школе, когда вышла «Ночь после выпуска» Тендрякова. Там школьная история, которая происходит в ночь после выпуска, и она начинается с рассказа о том, как выходит на сцену девочка, гордость школы, медалистка, и она должна сказать последнее слово про школу на выпускном вечере. И она говорит: «Люблю ли я свою школу? Да, люблю! Очень! Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог! По какой мне идти? Школа заставляла меня знать все, кроме одного — что мне нравится, что я люблю... Мне страшно. Очень!» Важным в этом отрывке для меня также, как и для автора, является эмоциональная напряжённость отношения к школьной жизни, к процессам, которые происходили с обучающимися, их готовность/неготовность к будущей жизни. Мне очень понятна и близка точка зрения Риммы Анатольевны. Опыт, такт и теплота, с которыми автор пишет о школе , не могут оставить равнодушным читателей. Я считаю, что книгу «УЧИТЕЛЯ — УЧИТЕЛЯМ» нужно прочитать каждому думающему педагогу. |