Васант Лад аюрведа для начинающих
Скачать 0.86 Mb.
|
Глава 1. История и философияАюрведа включает в себя не только науку, но также религию и философию. Мы употребляем слово «религия» для обозначения веры и дисциплины, способствующих такому состоянию бытия, в котором двери восприятия открыты всем планам жизни. Всё жизненное путешествие рассматривается Аюрведой, как священное. Слово «философия» означает любовь к истине; и по Аюрведе истина является бытием, чистым существованием, источником всей жизни. Аюрведа является наукой об истине, как она выражена в жизни. Вся аюрведическая литература основывается на философии творения Санкхья. (Слово Санкхья состоит из двух санскритских слов: сат — истина и кхья — знание). Мы просим читателя открыть ум и сердце философии Санкхья, ибо она неразрывно связана с Аюрведой. Древние риши (самореализованные личности) обнаружили истину путем религиозной практики и дисциплины. Посредством интенсивной медитации они проявили истину в своей жизни. Аюрведа — это наука о повседневной жизни, и эта система знания развивалась, благодаря философским и религиозным прозрениям риши. Постигая связь между человеком и Вселенной, они познали, как космическая энергия проявляется во всех живых и неживых созданиях. Они также осознали, что источником всего сущего является Космическое Сознание, которое проявлено в виде мужской и женской энергии — Шивы и Шакти. Риши Капила, постигший философию Санкхья, обнаружил 24 принципа1, или элемента, составляющих материальную природу; а Пуруша, Высший Дух — является 25 принципом. Пуруша — это мужское начало, а Пракрити — женское начало. Пуруша входит в лоно Пракрити, материальной природы, благодаря Его божественной воле и сознанию формируется всё многообразие Вселенной. Высший Дух — Един, но, желая стать многим, Он умножает себя. Таким образом, Вселенная — это дитя, рожденное из лона Пракрити, Божественной Матери2. Пракрити творит все формы во Вселенной, в то время как Пуруша наблюдает за этим творением. Эта изначальная физическая энергия содержит три характерных признака, модуса — гуны, которые пронизывают всю природу. Три гуны — это саттва (равновесие, чистота), раджас (движение) и тамас (инерция). Эта триада — основа всего сущего, и в Пракрити гуны находятся в балансе. Когда этот баланс нарушается, возникает взаимодействие гун, порождающее эволюцию Вселенной. Первым проявлением из Пракрити является Космический Разум, называемый Махат, из которого формируется эго (аханкара). Затем, эго проявляется в пяти чувствах (танматра) и в пяти органах действия. Таким образом, с помощью саттвы создается органическая вселенная. Затем, это же эго проявляется в пяти основных элементах (бхута), и с помощью тамаса создается неорганическая вселенная. Саттва-гуна, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от несчастий и болезней. Находящийся под влиянием этой гуны, обретает счастье и знание. Раджас-гуна (гуна страсти) рождается из неограниченных желаний и вожделений; из-за влияния раджаса, человек привязан к действиям и результатам деяний. Следствие влияния тама-гуны — безумие, леность и сон. Проявление гуны благости можно ощутить, когда всё существо освещено знанием, чистотой и здоровьем. Гуна страсти ощущается по возрастанию привязанности, по не поддающимся контролю страстным желаниям и неодолимым стремлениям. Когда возрастает влияние тамаса, она несет с собой мрак, бездеятельность, безумие и иллюзию. Раджас — это кинетическая творящая энергия, тамас — разрушительная или потенциальная энергия, а саттва — это состояние гармонии. Саттва-гуну контролирует Вишну, раджас-гуну — Брахма, а тамас-гуну — Шива. Пуруша — духовное начало вне причин и следствий, вне времени и пространства. Пуруша — чистое бытие. Пракрити — творящая сила в действии, источник формы, проявлений и качеств природы. Махат — Космический Разум или Буддхи. Аханкара — ложное эго, сознание «Я есть». Саттва — устойчивый чистый аспект, пробуждение, сущность и свет. Раджас — динамическое движение. Тамас — статика, потенциальная энергия, инерция, темнота, неведение и материя. Карта 1. Философия творения Санкхья
Первая наука жизниАюрведа является холистической системой медицины, широко практикуемой в Индии. Слово «аюрведа» — санскритское, означающее «наука о жизни». «Аю» означает «жизнь» или «повседневная жизнь», а «веда» означает «знания». Аюрведа была впервые записана в Ведах — древнейших из сохранившихся писаний. Эта система оздоровления практикуется в повседневной жизни Индии в течение, более чем 5000 лет. Аюрведа и потенциал человекаАюрведа учит, что человек — это микрокосмос, Вселенная. Человек — дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления. В холистическом смысле, взгляды Аюрведы на здоровье и «болезнь» принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей. Согласно учению Аюрведы, человеку присущи четыре биологических и духовных устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее здоровье необходимо для осуществления этих запросов. Аюрведа помогает здоровому поддержать здоровье, а больному восстановить его. Это — медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу — значит содействовать благополучию, здоровью и творческому росту. Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем надлежащего сбалансирования всех энергий в теле. Способность индивидуума к самооздоровлению — основная концепция аюрведической науки. Аюрведа, Йога, ТантраАюрведа, Йога и Тантра являются древнейшими науками о жизни, практикуемыми в Индии на протяжении многих веков. Эти науки упомянуты в Ведах и Упанишадах (индийских священных писаниях). Йога — это наука о соединении с Божеством, с Истиной. Тантра — наиболее прямой метод контроля энергии, которая помогает вернуться к изначальному единению человека с Истиной, а Аюрведа — наука о жизни. Целью каждого из этих методов является помощь в достижении долголетия, омоложении и самоосознании. Цель Йоги и Тантры — освобождение, хотя только некоторые дисциплинированные люди могут, практикуя данные методы, достичь этого. В духовной эволюции человека Аюрведа является основой сознания. Йога — телом и Тантра — головой. Чтобы осуществлять практику Йоги и Тантры, необходимо вначале понять Аюрведу. Таким образом, Аюрведа, Йога и Тантра — это взаимозависимая триада. Ни одна из этих трех форм не существует обособленно от двух других. Здоровье тела, сознания3 и ума,4 зависит от знания и практики трёх этих учений в повседневной жизни. Аюрведа и западное мышлениеЗападная медицина и мышление направлены к обобщению и разделению индивидуальности. Например, согласно западным понятиям о норме, большинство людей по своей конституции нормальны. Аюрведа говорит, что нормальное состояние человека должно быть достигнуто в процессе индивидуальной эволюции, ибо конституция каждого проявляется в его собственном особом темпераменте и предназначении. На Востоке ключом к пониманию является признание авторитета исследования и практического применения, на Западе — это постановка вопроса, анализы и логическое заключение. Западный ум обычно доверяет объективному, а восточный большее значение придает субъективному. Восточная наука учит человека продвигаться вне различий между субъективным и объективным. Эта разница в подходах может объяснить, почему иногда западный опыт труден для восприятия методологии Аюрведы. Многие положения, высказанные в этом вступлении к Аюрведе, могут вызвать вопросы «как?» и «почему?» Автор напоминает читателю, что такие вопросы, хотя и неизбежны, не всегда имеют ответы. Даже в современной западной медицине некоторые концепции признаны «действующими» без доказательств, без полного понимания. Например, антибиотики употребляются для разрушения бактерий, которые формируют токсины в теле, без надлежащего объяснения, как и почему токсины формируются из бактерий. Кроме того, Аюрведа является истинно холистической наукой, особенностью которой считается суммирование многих элементов, содержащих Истину. Детальное и пристрастное рассмотрение Аюрведы строгим наблюдателем может привести к неудовлетворенности и разочарованию. Поэтому почтительно советуем читателю временно принять те положения, которые вначале могут показаться неадекватно объясненными, до тех пор, пока он не начнет изучать науку Аюрведы, как единое целое. |