Роль Разума и Веры Эссе по философии. Роль Разума и Веры. Итак, начнем с того что Вера и Разум
Скачать 16.61 Kb.
|
Роль Разума и Веры. Одной из основных теологических проблем в философии является противопоставление понятий «Вера» и «Разум». Но что такое Вера, и что такое Разум. Противоположны они друг другу, или же наоборот взаимодополняют друг друга. Итак, начнем с того что Вера и Разум — это способность к познанию. Разница между ними состоит в том, что Вера существует как истина, которую, в отличие от разума, не нуждается в необходимом полном подтверждении. Они отличны друг от друга, но не независимы. Вера в благое и разумное основание мира есть начало философии. Правильно направленный разум способствует укреплению веры. Августин Блаженный, который жил в период христианских догматов, считал «Человек должен быть разумным, чтобы хотеть искать Бога». Он вел речь о согласном понимании Бога, через разум и веру, то есть «Верую, чтобы понимать, и понимаю, чтобы верить». В действительности священные писания объединяют понятия «Вера» и «Разум». В Послании к римлянам, 10 главе, 17 стихе говорится: «Вера от слышания, а слышание от слова Божьего». Для того чтобы поверить необходимо услышать Божье слово. Но недостаточно просто услышать, с ним нужно согласиться, ему нужно довериться. В этом и заключается вера. В свою очередь Разум помогает понять услышанное, усвоить его. В наше время в период развития научно-технического прогресса происходит перестройка и в церковных догмах. Папа Иоанн Павел 1 в своей последней энциклике опубликованном 15 октября 1998 года написал так: «Вера и разум – это как два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины, ибо Сам Бог вложил в умы людей стремление к познанию истины, а также к познанию Его самого, чтобы люди, познавания и любя Его, смогли найти полноту истины о самих себе». Смысл этого высказывания таков, что одно крыло (которое выполняет роль разума) – это наука, а второе – вера, без нее истину познать невозможно. Говоря о противопоставлении Веры и Разума, то чаще всего речь идет не столько о самом разуме, сколько о системе философствования, называемой рационализмом. Рационализм предполагает, что достоверно только то, что может быть объяснено рационально, что может быть подтверждено, доказано, что может быть объяснено естественными причинами. Но разум ограничен в своих возможностях. Рациональные объяснения различных явлений являясь основой нашего мышления, наших оценок, упираются в предел того, что доступно для нашего знания. Если представить объем доступного нам знания в виде окружности, то мы все время будем упираться в границы того, что мы можем знать. Знание безгранично, и человечество постоянно пополняет объем доступного знания, это значит, что мы постоянно расширяем окружность и сталкиваемся с еще большим количеством того, что не доступно нашему знанию. А это значит невозможно все объяснить рационально. Что говорит о том, что всегда существует что-то, что выше наших возможностей. Здесь и приходит вера. Когда мы говорим, что мы верим, это не означает иррациональность наших действий, вера является доверием. Доверием в то, что есть вещи, которые невозможно доказать, или в случае религиозной веры. Доверие к Богу, тому кто в своих познаниях, в своем объеме информации доступной для него, во много раз превышает наш уровень. Вера и Разум играют важную роль не только в самой философии познания, но и в наших жизненных возможностях. Давно замечено, что большинство наших знаний принято не потому, что мы сами все это узнали, или проверили, нет – большая часть знаний принято на веру от других. Первые знания мы получаем от родителей, а не от собственного опыта. Затем, поступив в школу, и далее в другие учебные заведения мы принимаем на веру сведения от учителей, от преподавателей. Если мы болеем, мы доверяем свое здоровье врачам, принимаем лекарства, которые они выписывают, хотя доподлинно не знаем, как они нам помогут. И так можно привести множество примеров из обыденной жизни. Спор о вере и разуме существовал и вероятно будет существовать всегда. Как среди простых людей, так и в научных, религиозных кругах. Сомнения в вере у людей возникали всегда, но я думаю, что если есть сомнения, то это скорее можно отнести к вере, чем к неверию. Ведь если человек не отрицает, а сомневается, то он со временем может прийти к вере. Человечество практически всегда находилось в споре с самим собой либо с другими людьми есть ли бог на свете? Ведь его никто не видел, и не существует явных научных доказательств его существования. Этот спор существует и среди семинаристов, один из них как-то задал такой вопрос: Есть ли Бог. Находящиеся рядом его сокурсники затруднились ответить на его вопрос, вероятно не хотели вступать в полемику. Проходящий мимо рабочий человек ответил на этот вопрос просто. Он им свой задал вопрос: А вы знаете мою бабушку? На этот вопрос было легко ответить, нет ведь ее действительно никто не знал. Тогда рабочий сказал, однако она существует и даже здравствует. Так может и не нужно искать доказательств если существует вера. Но и слепая вера не приведет ни к чему хорошему. Если, бы наши знания основывались лишь только на вере, то это привело не просто бы к дезинформации, а к огромному валу, где смешано все, от которого больше будет вреда, чем пользы. Так, например, теория об очаговой инфекции, или теория фокального сепсиса, популярная в 19 веке. Из-за неё огромному количеству людей сделали ненужные операции и нанесли увечья. Врачи считали, что очаг скопления бактерий внутри организма может быть причиной умственной отсталости, артрита и рака. В итоге удаление зубов, аппендикса, частей кишечника и других потенциально опасных органов стало распространённой практикой. Или теория о том, что вакцинация вызывает аутизм. Впервые об этом заговорили в 1998 году после публикации в авторитетном издании. Довольно быстро теорию признали несостоятельной, а автора обвинили в попытке дискредитации современных вакцин и лишили врачебной лицензии. Тем не менее, многие до сих пор верят в эту ложную и опасную теорию. Суммируя все вышесказанное, в нашей жизни всегда будет информация, которую можно принять только на основе веры, и дело далеко не о религиозной вере. Чтобы расширить разум человек вынужден прибегать к вере. Все теории и гипотезы они ориентируются вначале на некую веру. Только потом с помощью науки, с помощью каких-либо логических измышлений, они расширяют область разума. Ведь как уже говорилось разум имеет границы. |