лекция. Лекция по Географии на тему_ _Ведущие страны Зарубежной Азии_. Ведущие страны Зарубежной Азии
Скачать 329.63 Kb.
|
Население ЯпонииЗа последние 10—20 лет численность населения Японии изменяется крайне незначительно: в 1980 117,1 млн чел., в 1990 123,6 (прирост на 5,6%), в 2002 127,0 млн чел. (прирост на 1,0%). Главная причина такой вялой динамики — падение рождаемости (1975 — 17,1%, 1985 — 11,9% и 2002 — 9,4% ). При этом детская смертность c 10,0 чел. на 1000 новорождённых в 1975 снизилась до 5,5 в 1985 и 3,4 в 2002. Средняя продолжительность жизни населения наивысшая в мире: 77,1 года у мужчин и 83,99 года у женщин (2002). Соотношение мужчин и женщин близко к единице: в 2002 число мужчин равнялось 61,9 млн чел., а женщин — 64,9 млн чел. Доля городского населения приближается к 80%. Возраст выхода на пенсию — 65 лет. По состоянию на 2002, среди лиц старше 15 лет 91,7% окончили различные учебные заведения, при этом 24,3% общего числа окончили начальные и средние школы первой ступени, 45,7% имели за плечами средние школы второй ступени, 11,9% — профессиональные школы и колледжи, 14,6% — университеты и аспирантуры. Население Японии отличается исключительной национальной гомогенностью. Менее 1% в его составе приходится на неяпонцев. Наиболее крупную группу национальных меньшинств образуют корейцы (примерно 700 тыс. чел.).Официальным государственным языком является японский, и на нём говорят и этнические меньшинства. Религиозная жизнь в Японии богата и разнообразна. Она отличается многовековым взаимодействием различных религиозных традиций. Основные течения в духовной сфере — синтоизм (местная религия, процесс формирования которой уходит в глубокую древность, хотя термин «синто» впервые упомянут в исторической хронике «Нихон сёки» (720)), индийский буддизм, официально «ввезённый» в Японии корейской королевской делегацией в 552, и христианство, появившееся в стране в сер. 16 в. С нач. 19 в. в Японии на базе народных верований и обрядов возникают и распространяются т. н. новые религии. Наряду с этим широкое хождение имеют суеверия и предрассудки. В Японии зарегистрированы 231 019 религиозных организаций и учреждений, в число которых входят храмы, церкви, секты. Преобладающая часть из них (90 784) — синтоистские, несколько меньше (88 794) — буддийских, христианских (преимущественно католических) почти в 10 раз меньше (9275). Число священнослужителей в синтоистских организациях достигает 80 тыс. чел., в буддийских — 311 тыс. чел., в христианских — 28 тыс. чел. ( в т.ч. 3,4 тыс. священнослужителей и миссионеров — иностранцы). Согласно данным официальной статистики, число приверженцев синтоизма составлет 106,2 млн чел., буддизма — 95,8 млн, христианства — 1,8 млн чел. Превышение числа верующих в Я. чуть ли не вдвое общей численности населения объясняется приверженностью многих сразу к нескольким религиям или верованиям. Мирное сосуществование их представляет собой уникальную особенность страны на современном этапе её развития. Традиционным японским религиям свойственны следующие черты: толерантность, проповедь теснейших отношений между человеком и богами, священность природы, культ семьи и предков, очищение как основной принцип религиозной жизни, праздники как важная часть религиозных обрядов, сплетённость религиозных ритуалов с повседневной жизнью. Вплоть до окончания 2-й мировой войны основные религии (синтоизм и буддизм) находились в тесных отношениях с государством. История ЯпонииЯпонские острова заселены по меньшей мере на протяжении 30 тыс. лет. На базе археологических раскопок доисторическую фазу развития страны принято делить на четыре периода: палеолитический докерамический (примерно до 10 000 лет до н.э.); период Дзёмон, характеризуемый появлением керамики (примерно 10 000 лет до н.э. — примерно 300 лет до н.э.); период Яёи, в рамках которого широко распространились металлические изделия и стабильное сельское хозяйство (примерно 300 лет до н.э. — примерно 300 лет н.э.); период Кофун, отмеченный огромными погребальными курганами и началом политической централизации (4–6 вв. н.э.). В 6—7 вв. старое клановое общество начало претерпевать серьёзную реструктуризацию в направлении централизованной имперской администрации по китайскому образцу. Период Асука (593 — 710), когда во дворце Тоёура утвердился двор императрицы Суйко, ознаменовал собой переход к письменной истории Японии. При ней в качестве регента служил принц Сётоку, который в своей Конституции, состоявшей из 17 статей, предусмотрел укрепление власти и повышение престижа императорской династии и направил страну на путь создания единого государства. Императорский двор поддерживал буддизм, строил храмы, дворцы и города по корейским, а позднее — по китайским моделям, ввёл в обращение китайские иероглифы и заложил основы государственной структуры рицурё, воспроизводившей китайские порядки. Эти инновации получили дальнейшее развитие в результате реформ Тайка, в ходе которых была введена государственно-феодальная надельная система (население стало держателем государственных наделов, а крестьяне начали регулярно платить налоги). В 710 столицу страны перенесли в Нара. Тем самым было положено начало Нарскому периоду, который явился свидетелем всестороннего культурного и технологического влияния Китая на Японию. Политическая власть широко использовала буддизм и конфуцианство для усиления своих позиций, но к кон. 8 в. централизованная имперская администрация и система государственных наделов начала обнаруживать признаки сильной напряжённости. Соперничество аристократов и клериков в Нара подрывало стабильность политического курса. Стремясь предоставить администрации возможность «нового старта», император Камму в 784 попытался возродить былую мощь системы рицурё и перенёс столицу в Киото. Начавшийся таким образом период Хэйан (784—1185) был эпохой полной ассимиляции китайской культуры и расцвета элегантных придворных обычаев. В политическом отношении, однако, двор подпал под господство семейства Фудзивара, не смог воспрепятствовать распространению частных вотчин (сёэн) и сохранять контроль над провинциальными властями. Отсутствие централизованной военной системы привело к росту могущества банд воинов сначала на местах, а затем и в столице, когда семейство Тайра в сер. 12 в. захватило там власть. Свержение Тайра (1185) воинами под руководством Минамото-но Ёритомо, которому был присвоен титул сёгуна и который учредил военное правительство в городке Камакура, явилось отправной точкой Камакурского периода (1185—1333). Четыре века господства воинов, охватившие как Камакурский, так и следующий период — Муромати (1333—1568), считаются в Японии феодальной эрой. Влияние императорского двора неудержимо ослабевало. К сёгунату перешёл контроль над юридической системой, престолонаследием, обороной страны. Возглавляемый поначалу самим Ёритомо и его сыновьями, а затем сёгунами — детьми с регентами из рода Ходзё Камакурский сёгунат был первым в серии военных режимов, доминировавших в Японии до сер. 19 в. Этот сёгунат был свергнут коалицией во главе с императором Годайго, пытавшимся восстановить прямое императорское правление, но в 1336 его самого отстранили от власти, причём сделал это Асикага Такаудзи, который ранее помогал императору. Используя соперничавшего с Годайго императора как марионетку, Такаудзи учредил новый сёгунат в Муромати (район Киото). Десятилетия гражданской войны между двумя императорскими дворами завершились победой Асикага Ёсимицу, которому удалось подчинить себе провинциальных воинов, поддержавших его сёгунат. Впоследствии, однако, феодалы организовали серию междоусобиц, в итоге которых страна погрузилась в эпоху «воюющих государств» (1467—1568), когда местные князьки (даймё) игнорировали и сёгунат, и императорский двор и сражались друг с другом за власть на местах. С сер. 16 в. постепенно оформилось движение за воссоединение страны в единое целое, решающую роль в котором сыграли три выдающиеся фигуры: Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Короткий, но богатый событиями период деятельности Нобунага и Хидэёси, в пределах которого они установили военный контроль над страной и приступили к реформированию феодальных институтов, именуется периодом Адзути — Момояма (1568—1600). Это было время величия и открытости внешнему миру. Хидэёси умиротворил провинцию, конфисковав мечи и отделив самураев от крестьян. Он мечтал о покорении Кореи и установлении долговременной династии, но вторжение на Корейский полуостров закончилось провалом. Смерть Хидэёси в 1598 оставила его наследника практически уязвимым перед лицом враждебных даймё, один из которых — Токугава Иэясу — одержал убедительную победу над сторонниками Хидэёси в битве при Сэкигахара (1600), принял титул сёгуна и учредил могущественный сёгунат, перенеся столицу в Эдо (ныне Токио). Победа позволила Токугава реорганизовать политическую карту Японии. Он установил строго сбалансированную структуру (бакухан), при которой сёгунат непосредственно контролировал Эдо и центр страны, а даймё, классифицированные в зависимости от их верности Токугава, правили примерно в 250 владениях. Токугава и его потомки сумели сохранять сильную централизованную феодальную власть посредством введения статусных различий между самураями, купцами, ремесленниками и крестьянами, эксплуатации системы заложников, при которой даймё должны были проводить при дворе каждый второй год, искоренения христианства, контроля за контактами с внешним миром, особенно с Западом, и формулирования регламентаций для самураев, аристократов и даже храмов. В бакухан господствовали самураи, и структура эта во многом зависела от налогов, собиравшихся с крестьян. Вместе с тем сёгунат предоставлял достаточную свободу в развитии торговли купцам и призамковым городам, а также способствовал расцвету урбанистической культуры. Токугавская система при всей своей деспотичности дала Я. более 200 лет мира и относительной изоляции от остальных стран. Оба достижения оказались в сер. 19 в. под угрозой, когда США, Великобритания и Россия начали требовать открытия торговли с Японией. Неспособность сёгуната «изгнать варваров», заключение неравноправных договоров, допуск иностранных кораблей в японские порты явились началом цепочки событий, которые побудили могущественные кланы Сацума, Тёсю и Тоса использовать императорский двор для того, чтобы бросить вызов токугавскому владычеству. Сёгунат свергли в 1868. Молодые самураи, осуществившие реставрацию Мэйдзи (называвшийся так период длился до 1912), т.е. императорской власти, пеклись о сохранении суверенитета своей страны, оживлении её экономики, укреплении её военного потенциала. Их лозунг «Богатая страна, сильная армия» означал перестройку большинства социальных, политических, экономических и военных институтов на западный манер. Большие усилия на этом поприще приложили такие деятели, как М.Мацуката, Х.Ито, К.Сайондзи, И.Ояма, Т.Окубо, Т.Ивакура, К.Иноуэ и др. и сам император Муцухито. В 1889 Япония приняла Конституцию, открывшую дорогу к парламентскому управлению. Наряду с этим новое руководство страны сочло возможным обратиться к типичным для ведущих государств того времени методам внешней экспансии. В 1895 Япония победила в войне с Китаем, в 1905 разгромила российские армии в Маньчжурии, в 1910 аннексировала Корею и превратилась в главную империалистическую державу в Восточной Азии. Её участие в 1-й мировой войне было фактически номинальным, но принесло под контроль империи германские концессии в Китае и принадлежавшие Германии острова в Тихом океане. Период правления императора Тайсё (1912—26) японские историки называют «эрой больших возможностей». С одной стороны, в эти годы обозначились тенденции, которые в конечном счёте облегчили демократизацию Японии после 2-й мировой войны (партийные правительства, всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 25-летнего возраста, законы о бирже труда, минимальной заработной плате, арбитраже арендных конфликтов и т.д.). С другой стороны, тогда же появились ростки радикального национализма, экспансионизма и антилиберализма, которые расцвели пышным цветом в 1930-е гг. и 1-ю пол. 1940-х гг. (закон о поддержании общественного спокойствия, нацеленный на контроль над распространением «опасных мыслей» и использованный для подавления студенческого радикализма и массовых арестов коммунистов и прочих «подрывных элементов», расширение полномочий тайной полиции, организация ультрапатриотического общества «Кокухонся» и т.д.). Какое-то время сторонникам демократизации режима удавалось удерживать свои позиции, и следующая эпоха Сёва (1926—89) началась на оптимистической ноте. Вскоре, однако, ультранационалистические силы, первую скрипку в составе которых играли военные, взяли верх и, используя тяжёлое экономическое положение страны (кризисы 1927 и 1929), перешли от разгула политических притеснений на внутреннем фронте к агрессии в Маньчжурии, в других районах Китая и в конце концов развязали войну против США и союзных держав в Азии и на Тихом океане. Поражение Японии в этой войне (1945), завершившейся атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки, имело своим результатом потерю всех колоний, оккупацию страны союзными, прежде всего американскими, войсками, полную демилитаризацию, ликвидацию старых индустриальных комплексов (дзайбацу), отказ императора от статуса божества, новую Конституцию, новую образовательную систему, революционную аграрную реформу, легализацию левых партий и профсоюзов. После болезненного периода послевоенного восстановления японская экономика продемонстрировала в 1960—70-х гг. весьма высокие темпы прироста ВВП, обеспечившие стране небывалое процветание. Оно опиралось на Японо-американский договор о гарантии безопасности, который был заключён одновременно с подписанием Сан-Францисского мирного договора, восстановившего суверенитет Японии (1951), постоянный акцент на расширение масштабов хозяйства, разработку политики, отвечавшей интересам бизнеса, придание особого значения образованию, умеренность, бережливость, энергию и концентрированные усилия японского народа. Существенный вклад в достижение Японии её послевоенных успехов внесли такие политические деятели, как С.Ёсида, И.Хатояма, Х.Икэда, Т.Фукуда, Я.Накасонэ и др. Отличительная черта японской истории последних лет — усилия народа, направленные на преодоление долговременной тенденции к отчуждению от других народов, к подчёркиванию своей уникальности и неповторимости. Японцы стараются интернационализировать своё общество, включить его во всестороннее сотрудничество со всё более взаимозависимым миром. |