Главная страница
Навигация по странице:

  • Оглавление

  • БИБЛИОГРАФИЯ 14ПРИЛОЖЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ

  • Цель исследования

  • Объект исследования

  • Поэзия в годы войны

  • 2. Судьба русского война в рассказе Шолохова "Судьба человека"

  • БИБЛИОГРАФИЯ

  • «Великая Отечественная война на страницах художественной литерат. Великая Отечественная война на страницах художественной литературы


    Скачать 0.89 Mb.
    НазваниеВеликая Отечественная война на страницах художественной литературы
    Дата28.11.2022
    Размер0.89 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла«Великая Отечественная война на страницах художественной литерат.docx
    ТипИсследовательская работа
    #817299



    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА УШАКОВКА»




    СЕКЦИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗО, МХК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    ПО ЛИТЕРАТУРЕ

    НА ТЕМУ:

    «Великая Отечественная война на страницах художественной литературы»

    Выполнила: Жорова Наталья Владимировна, ученица 9 класса

    Руководитель: Тютюнова Светлана Александровна,

    учитель русского языка и литературы

    Оглавление


    ВВЕДЕНИЕ 3

    1. Поэзия в годы войны 5

    2. Судьба русского война в рассказе Шолохова "Судьба человека" 8

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

    БИБЛИОГРАФИЯ 14

    ПРИЛОЖЕНИЕ 15































    ВВЕДЕНИЕ


    Вся страна готовится к празднованию 75-летия Победы. О страшной народной беде написано много произведений, газетных статей, поставлены фильмы. Горечь и скорбь до сих пор живут в сердцах людей.

    Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Всегда сердца людей переполняла боль утраты. Отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений.

    Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами. Бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в годы Великой Отечественной войне. Подвиг советского народа был также и подвигом советской литературы.

    Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21- стали Героями Советского Союза.

    Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
    Цель исследования: понять, какой отпечаток оставила Великая Отечественная Война в литературе.

    Задачи:

    • выяснить, какой вклад внесли писатели и поэты в литературу военных лет;

    • рассмотреть произведение М.А. Шолохова «Судьба человека», которое полностью олицетворяет всех воинов Великой Отечественной Войны.

    Объект исследования: произведение М.А. Шолохова «Судьба человека»

    Материалы исследования: статьи журналов и газет, интернет -ресурсы.
    1. Поэзия в годы войны


    Прошло достаточно времени, отделяющего нас от холодного ужаса Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война – событие, которое отразилось на судьбе всей России. Каждый в той или иной степени коснулся ее. Художники, музыканты, писатели и поэты также не остались равнодушными к судьбе своей страны.1 Тема войны еще долго будет волновать далекие грядущие поколе.

    Потрясения военных лет (1941-1945) вызвали ответную реакцию в художественной литературе, которая породила огромное количество литературных произведений, но большая часть произведений о Великой Отечественной войне создавалась в послевоенные годы. Невозможно было осмыслить и охватить полностью и сразу произошедшую масштабную трагедию со всеми ее причинно-следственными связями.

    После того, как страну окатила волна известия о нападении Германии на СССР, загремели страстные и величественные выступления литературных деятелей, журналистов, корреспондентов с призывом подняться на защиту своей Великой Родины. На площади Белорусского вокзала 24 июня 1941 года впервые исполнилась песня А. В. Александрова на стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, ставшая впоследствии чуть ли не гимном войны – «Священная война».

    Стихотворениям о войне уделялось то же внимание, что и обычным политическим или светским новостям. Печать регулярно публиковала отрывки из творчества советских поэтов. На фронте стихотворения читали, заучивали, превращали в боевые песни. Сами солдаты сочиняли новые стихи, пусть даже и несовершенные, но трогательные и искренние. Невозможно даже представить, что творилось в душе у солдат, переживающих военные годы. Но поражают внутренние качества русского характера: в сложных и суровых условиях думать о стихах, сочинять, читать, заучивать.

    Расцвет поэзии сороковых годов ознаменован именами: М. Луконина, Д. Самойлова, Ю. Воронова, Ю. Друниной, С. Орлова, М. Дудина, А. Твардовского. В основе их стихотворений звучат яростные темы осуждения войны, прославления подвигов солдат, фронтовой дружбы. Таковы были мироощущения военного поколения.

    Стихи военных лет, как «Темная ночь» В. Агатова, «Соловьи» А. Фатьянова, «В землянке» А. Суркова, «В лесу прифронтовом», «Огонек» М. Исаковского и многие другие, превратились в часть духовной жизни Родины. Стихи эти являются исключительно лирическими, тема войны присутствует в них опосредованно, на первый же план выдвигается психологическая природа человеческих переживаний и чувств.2

    Большую популярность на войне обрели стихотворения К. Симонова. Он написал знаменитые «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Атака», «Дороги», «Открытое письмо» и другие. Его стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» было переписано многими солдатами сотни тысяч раз. В нем звучат высокие эмоциональные ноты, пробирающие до самого сердца.

    Поэма «Василий Теркин» А. Твардовского стала вершиной поэтического творчества военного времени. Герой - «обыкновенный парень» - горячо полюбился народу: не унывающий, смелый и отважный, не робеющий перед начальством. Бойцы использовали некоторые строфы из поэмы как поговорки. Каждая новая глава поэмы тут же издавалась в газетах, выпускалась как отдельная брошюра. И, действительно, язык поэмы меткий, точный, в каждой строчке звучит удаль и свобода. Таким необыкновенным доступным солдатским языком написано это художественное произведение.3

    Говоря о языке художественных произведений на тему войны, то важно отметить, что литература тех лет требовала себе четкости и искренности, отметая фальшь, размытость фактов и халтуру. Произведения писателей и поэтов имели различные уровни художественного мастерства, но всех их объединяет тема нравственного величия советского человека над солдатом фашистской армии, обуславливая право на борьбу с врагами.

    С первых дней фронта писатели говорили об ответственности за судьбу России, о тех страданиях и лишениях, которые терпели люди. Многие писатели уходили на фронт корреспондентами. В то же время неоспоримым было одно – беспрепятственная вера в победу, которую ничто не могло сломить.

    Литература стала тем, что давало надежду людям, давало силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства.

    Поэтическая публицистика была непременным и боевым участником каждого дня военной страды.4 В лучших своих произведениях она сочетала острую отточенность публицистической формы, глубочайшую ненависть к врагу с горячим гуманизмом, пролетарским интернационализмом, с глубочайшей верой в торжество человечности. Этот великолепный и сложный сплав и придал поэтической публицистике периода Великой Отечественной войны колоссальную агитационную силу воздействия.


    2. Судьба русского война в рассказе Шолохова "Судьба человека"



    Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека.

    Имя М. А. Шолохова известно во всем мире. Он писал о трагических судьбах людей, попавших в водоворот чреватого трагедиями XX века: в центре внимания писателя изображение тяжелых и страшных событий революции, гражданской войны, коллективизации. Не обошел вниманием Шолохов и период Великой Отечественной войны, когда человечество было поставлено в очередной раз перед лицом гигантской катастрофы. Писателя опять интересует судьба человека, обездоленного страшными историческими катаклизмами.5

    Рассказ «Судьба человека» сыграл принципиально важную роль в становлении новой волны. Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», «эпос, сжатый до размеров рассказа». Благодаря этому рассказу военная проза перешла от подчеркивания эпитета настоящий человек к повествованию о судьбе человека. Содержанием рассказа становится столкновение человека с историей, попытка отстоять свое право на жизнь. Шолохов показал не просто историю жизни солдата, а воплотил в своем герое, простом человеке, шофере Андрее Соколове, типичные черты русского национального характера.

    При создании этого рассказа Шолохов применяет свой излюбленный прием композиции: рассказ в рассказе. Повествование ведется от первого лица, что создает впечатление крайней достоверности, атмосферу исповедальности, когда герой осмысливает прожитую жизнь и делится воспоминаниями с автором-повествователем. Шолохову удается в биографии одной личности отразить трагическую судьбу всего русского народа.

    Повествователь, случайный попутчик, на переправе через реку сразу обращает внимание на смертельно усталого мужчину с мальчиком. Он видит «глаза, словно пересыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них больно смотреть». Повествователь становится героем рассказа. Слушая историю жизни Андрея Соколова, он не может сдержать слез.

    На долю поколения Соколова выпала не одна война. Он участвовал еще в гражданской войне, а когда вернулся, «родни – хоть шаром покати, нигде, никого, ни одной души». Андрей женился, родились дети: сын и две дочери, построил дом. Отец семейства, скромный труженик, «один из многих», Соколов жил и был счастлив, пока не грянула следующая, уже навязанная война. Как и тысячи других людей, герой ушел на фронт, где увидел все ужасы бесчеловечной бойни, развязанной агрессорами. Страшная война оторвала Андрея от родного дома, от близких, любимых людей, от мирного труда. Жизнь человека перевернулась и опрокинулась, на него обрушился кошмар военных злодеяний, которым нет объяснения.

    Герой рассказа Андрей Соколов – человек трагической судьбы, жертва войны. Человек беспримерной стойкости и мужества, в ходе войны он попадает в плен. За дерзкий побег посажен в концлагерь, откуда все-таки сумел бежать. Подвиг человека показан писателем в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В этих нечеловеческих условиях раскрывается мужество русского человека, которое удивило даже фашистов. Герой не может победить врагов физически, но побеждает их морально, силой духа и стойкостью.6

    Главная цель Шолохова – показать силу сопротивления русского человека ударам судьбы и истории. Автор не случайно сделал своего героя человеком уже немолодым, для которого семья – великая ценность. На войне он хочет выжить ради семьи. Вернувшись с фронта, на месте родного дома Соколов находит воронку от авиабомбы. Его сын-артиллерист Анатолий погибает в самом конце войны на немецкой земле, где и остается похоронен. Так война отнимает у отца не только сына, но даже его могилу. Убитый горем человек скорбно вопрошает: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». Известие о гибели семьи, полное одиночество — последние, самые страшные испытания Андрея Соколова. Это должно было сломить человека, лишить его смысла жизни. Ведь его сердце окаменело от горя. Но герой Шолохова все-таки верит в жизнь, он наполнен великой народной мудростью, которая не дает ему пропасть. Соколов усыновляет мальчика Ваню, сироту, которого тоже искалечила война. Все тепло своей души он отдает чистому детскому сердцу, ребенку, у которого тоже война отняла все. Не задумываясь, он называет себя отцом Ванюшки, вернувшимся с фронта.

    Почему же Андрей усыновил Ванюшку? Его глубоко ранила трагическая судьба ребенка. Его сердце не перестало любить, а душа продолжает чувствовать страдания и боль человеческие. Усыновив сироту, Андрей Соколов в очередной раз совершает подвиг. Он сознательно берет ответственность за воспитание ребенка, даже не имея постоянного пристанища. Это незаметный героизм, который ежедневно, ежечасно проявляет Андрей Соколов, преодолевая свою трагедию и трагедию мальчика.

    «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… что-то ждет их впереди?» — задает такой вопрос автор. И сам же на него отвечает: «Хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».7

    Встреча героев на переправе происходит весной следующего года после окончания войны. Еще трудно и голодно, еще кровоточат раны сердца, но природа уже возрождается, а с ней и русский народ, у которого есть такие герои, как Андрей Соколов. Автор убежден, что живую душу русского человека убить нельзя.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) отличается целенаправленностью: все писатели, как один, стремятся помочь своему народу выстоять под тяжелым бременем оккупации. Это книги о Родине, самопожертвовании, трагической любви к своей стране и долге, которым она обязывает каждого гражданина защищать отечество любой ценой. Безумная, трагическая, беспощадная любовь открывала в людях потаенные сокровища души, а писатели, как живописцы, точь-в-точь отображали то, что видели собственными глазами. По словам Алексея Николаевича Толстого, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа».

    Писатели не отделялись от фронтовиков и тружеников тыла, они стали понятны и близки всем, поскольку война объединила нацию. Авторы мерзли и голодали на фронтах в качестве военных корреспондентов, культработников и умирали с бойцами и медсестрами. Интеллигент, рабочий или колхозник – все были заодно. В первые годы борьбы шедевры рождались за один день и оставались в русской литературе навсегда. Главная задача этих произведений – патетика обороны, пафос патриотизма, поднятие и поддержание воинского духа в рядах Советской армии. То, что сейчас называется «на информационном фронте», тогда было действительно нужно.8 Причем, литература военных годов – не государственный заказ. Писатели вроде Симонова, Твардовского, Эренбурга получались сами собой, впитывая впечатления на передовой и перенося их в записные книжки под звуки разрывающихся снарядов. Поэтому этим книгам действительно веришь. Их авторы выстрадали написанное и рисковали жизнью, чтобы передать эту боль потомкам, в руках которых должен был быть мир завтрашнего дня.

    Считаю, что читать литературу военных лет нужно. Она - связь наших предков с новым поколением; дает возможность развивается в нас такому качеству, как патриотизм, испытывать гордость за историю нашей страны, и за наших родных, которые отдали свою жизнь за жизнь миллионов людей. Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые сейчас выпадают на долю стариков. Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика.9 И не что иное, как книги, не сможет нам передать это великое и трагическое событие - Великую Отечественную войну.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    Научная и справочная литература

    1. Щукин, С. Великая Отечественная война / ред. А. Баев, С. Щукин. - М.: Художественная литература, 2015. - 580 с.

    2. История русской советской литературы. Издательство «Просвещение», Москва – 1983 г., с испр.

    3. Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г.


    Интернет-ресурсы

    1. https://www.allsoсh.ru/soсhineniya/21747

    2. http://kitaphane.tatarstan.ru/viсtory/lit.htm

    3. https://studopedia.net/13_46056_tema-voyni-v-rasskaze-ma-sholohova-sudba-сheloveka.html

    4. https://literaguru.ru/obzor-pisatelskogo-i-zhurnalistskogo-tvorсhestva-literatury-vremen-vov/

    5. http://bobyсh.ru/referat/44/9290/2.html

    ПРИЛОЖЕНИЕ


    Великая Отечественная Война


    А.Т. Твардовский



    М.А. Шолохов



    1 Щукин, С. Великая Отечественная война / ред. А. Баев, С. Щукин. - М.: Художественная литература, 2015, с. 58.

    2 История русской советской литературы. Издательство «Просвещение», Москва – 1983 г., с. 87.

    3 http://kitaphane.tatarstan.ru/viсtory/lit.htm

    4 Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г., с.305.

    5 https://studopedia.net/13_46056_tema-voyni-v-rasskaze-ma-sholohova-sudba-сheloveka.html

    6 https://literaguru.ru/obzor-pisatelskogo-i-zhurnalistskogo-tvorсhestva-literatury-vremen-vov/

    7 Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г., с.25.


    8 https://www.allsoсh.ru/soсhineniya/21747

    9 http://bobyсh.ru/referat/44/9290/2.html


    УШАКОВКА – 2020 Г.


    написать администратору сайта