ВОВ. Великая отечественная война
Скачать 327 Kb.
|
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА.» Реферат выполнил: ученик 9 А класса Соков Алексей Реферат проверил: Яковлева Е.И. План Цели и задачи реферата Историография СССР на кануне войны Начало войны Битва под Москвой Неудачи в Крыму и под Харьковом Сталининградская битва Партизанская война Всё для фронта, всё для победы Курская битва Битва за Днепр Изгнание захватчиков с Советской земли Причины победы, её итоги и цена Цели и задачи реферата Долгих 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная Война.И в период с 22 июня 1941г. по 9 мая 1945 г. произошло столько событий, что для их детального рассмотрения потребовалось бы очень большое количество времени и бумаги. В своем реферате я постарался наиболее рационально и правильно (с моей точки зрения) рассмотреть основные сражения ВОВ. Безусловно, что вероломное нападение Германии на СССР в воскресное утро 22-го июня 1941 г. явилось тщательно спланированной операцией под кодовым названием «Барбаросса», то есть в честь небезызвестного легендарного немецкого героя Фридриха Барбароссы. Именно с 22-го июня долгих четыре года советский народ героически боролся с немецко-фашистскими захватчиками. Ведь именно советским народом была выиграна эта страшная война. И всю свою храбрость, мужество, стойкость, упорство и ненависть к захватчикам он проявил в полной мере, выиграв войну и освободив всю Европу от захвачиков. Рассуждая о основных сражениях ВОВ можно сказать, что они имели большой резонанс во всем мире и коренным образом повлияли на исход Второй мировой войны. В следующем году исполняется 60 лет со дня победы в ВОВ. Я решил написать реферат на эту тему. Историография Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей». Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали. О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас за собой. Читатель твой и автор Ходили вместе в бой. Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского. Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и страдания: Впору поднять десяти поколеньям Тяжесть, которую подняли мы. (писал в своих стихах А. Сурков) Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов. В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы). ПРОЗА. В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья Алексея Толстова "Москве угрожает враг". По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической, либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково, к примеру, письмо Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу". Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов. Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова. В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова. В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не только воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться психологически мотивировать поступки человека, исследовать нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в повести великое испытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жестокостью войны. Это была одна из первых попыток психологического осмысления подвига народа. Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами...». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов. Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь. В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его посвящена подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жестоком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где «просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача» и «...с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих — и будь здоров». Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя воплощены лучшие человеческие качества русского солдата, Сашка умен, сообразителен, ловок — об этом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных моментов повести — отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты». В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужества, патриотизм, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем — способность размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. 'Понимал и ворчал, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых. геройств не совершал». «История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности — солдатской», — писал о герое Кондратьева К. М. Симонов. Тема подвига человека на войне получила свое развитие в литературе послевоенного времени. СССР на кануне войны Прелюдией любой войны служит какая-либо дипломатическая деятельность. Поэтому рассмотрим характер внешней политики СССР и Германии в 30-х - начале 40-х годов двадцатого века. В 1933 году Адольф Гитлер стал новым рейхсканцлером Германии. Результатом этого стала резкая смена курса внешней политики. Но в начале правления нового лидера изменения были не столь заметны. Первые грозные сигналы стали заметны в 1936 году. В соответствии с этим Гитлер требовал: “Итак, я ставлю следующие задачи: 1.Немецкая армия через четыре года должна быть готова к бою. 2. Немецкая экономика в течение четырех лет должна быть готова к войне” (1). 24 июля 1937 года была введена в силу новая “Директива о единой подготовке Вермахта к войне” за подписью военного министра Вернера фон Бломберга. Он отмечал, что необходима “постоянная готовность Вермахта к войне: а) чтобы отразить любое нападение; б) быть в состоянии использовать для войны, создавшиеся благоприятные политические возможности. Это должно быть учтено при подготовке Вермахта к возможной войне в мобилизационный период 1937/38 гг.”(1). 25 ноября 1936 года в Берлине заключен “Антикоминтерновский пакт” между Германией и Японией, оформивший блок этих государств в целях завоевания мирового господства . В ноябре 1937 года к этому договору присоединилась Италия. Таким образом, образовалась ось Рим - Берлин - Токио. 4 февраля 1938 года указ Гитлера преобразовал военное министерство в штаб Верховного Главнокомандования и подчинил его непосредственно фюреру. Затем агрессивная внешняя политика вылилась в аншлюс Австрии и захват Чехословакии. Затем последовало нападение на Польшу, которое начало мировую войну. Что же делали наиболее вероятные противники Германии в будущей войне: Англия, Франция и СССР. 17 апреля 1939 года советское руководство предложило западным державам тройственный договор о взаимопомощи. Переговоры шли крайне медленно. В конце июля 1939 года западные державы приняли советское предложение начать переговоры по военным вопросам. Миссия Англии и Франции прибыли в Москву 11 августа. Затем переговоры зашли в тупик. После этого Сталин резко изменил курс внешней политики и стал искать сближения с Германией. Сближения с СССР искала и Германия, и 23 августа 1939 года был заключен договор о ненападении сроком на 10 лет. Одновременно был подписан “секретный дополнительный протокол”, определивший сферы интересов обеих сторон от Балтийского до Черного морей. По этому договору в зону влияния СССР попали Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Бесарабия, Буковина, районы Польши с украинским и белорусским населением. Эти районы и были присоединены к СССР в 1940 году, за исключением Финляндии, которую защитило мнение Лиги Наций. Пакт о ненападении был выгоден обеим сторонам. Германии он предоставлял возможность разобраться с Англией и Францией и лучше подготовиться к войне против СССР. СССР имел возможность укрепить промышленность и подготовить Красную Армию к войне против Германии. После победоносного завершения Французской кампании 1940 немецко-фашистское политическое руководство приняло решение о подготовке плана войны против СССР. Распоряжением Гитлера 21 июля 1940 года эта задача была возложена на главное командование сухопутных войск (ОКХ). В июле-декабре 1940 года разрабатывалось одновременно несколько вариантов плана. В том числе план ОКХ, планы генерала Э.Маркса, Зоденштерна и других. В результате неоднократных обсуждений, военно-штатных игр и специальных совещаний ставки Гитлера, в генштабе сухопутных войск и других высших штабах 5 декабря 1940 года был утвержден окончательный вариант плана (« план ОТТО»), представленный начальником генштаба сухопутных войск генерал-полковником С.Гальдером. 18 декабря 1940 года верховное главнокомандование вооруженных сил (ОКВ) отдало за подписью Гитлера директиву №21, где была изложены основная идея и стратегический замысел предстоящей войны против СССР. Общая стратегическая задача плана - «нанесение поражения советской России до того ,как будет закончена война против Англии». В основу замысла была положена идея «расколоть фронт главных сил русской армии, сосредоточенных в западной части России, быстрыми и глубокими ударами мощных подвижных группировок севернее и южнее Припятских болот и, используя этот прорыв, уничтожить разобщенные группировки вражеских войск». Планом предусматривалось уничтожение основной массы советских войск западнее рек Днепр и Западная Двина, не допустив их отхода в глубь России. В дальнейшем намечалось захватить Москву, Ленинград и Донбасс и выйти на линию Архангельск – Волга - Астрахань. Особое значение придавалось захвату Москвы. Начало войны На рассвете 22 июня, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза. В 3 часа 30 минут части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всем протяжении границы. Спустя час после начала вторжения посол Германии в Советском Союзе граф фон Шуленбург вручил В.Молотову меморандум. В нем говорилось, что советское правительство хотело «нанести удар в спину Германии», и потому «фюрер отдал вермахту приказ воспрепятствовать этой угрозе всеми силами и средствами». «Это что, объявление войны?» – спросил Молотов. Шуленбург развел руками. «Чем мы это заслужили?!» - горько воскликнул Молотов. Утром 22 июня московское радио передавало обычные воскресные передачи и мирную музыку. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города». «Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом, - продолжал Молотов. – В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером...». Молотов призвал к «отечественной войне за Родину, за честь, за свободу». Свою речь он завершил знаменитыми словами: «наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Война против Германии получила в Советском Союзе название Великой Отечественной Войны. Войну против СССР вели также союзники Германии – Румыния, Венгрия, Финляндия. 22 июня немецкий генерал-полковник Ф.Гальдер записал в служебном дневнике: «Наступление наших войск явилось для противника полной неожиданностью. Части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать». Уже 22 июня немцы уничтожили более 1200 советских самолетов, большую часть – на земле. Тем самым они обеспечили себе полное господство в воздухе. Всего за первые сто дней войны Красная армия потеряла 96% авиации – более 8 тысяч самолетов. В проекте советского Полевого устава 1939 года говорилось: «Если враг навяжет нам войну, Красная Армия будет самой нападающей из всех когда-либо нападающих армий. Войну мы будем вести наступательно, перенеся ее на территорию противника». «И на вражьей земле мы врага разобьем, малой кровью, могучим ударом!» – вторил в стихах В.Лебедев-Кумач. В первые дни войны советское руководство попыталось следовать этим установкам. Вечером 22 июня в войска была разослана директива начать «контрнаступление с выходом на территорию противника». «К исходу 24 июня» требовалось «овладеть районом Люблин». Попытки выполнить этот приказ только ухудшали положение. «Невообразимый хаос охватил русские армии», - сообщали сводки верхмата 2 июля. Немцы брали в «клещи» (окружали) и уничтожали целые советские армии. Две армии оказались окружены под Белостоком и Минском. В плен попали более 320 тысяч человек. 28 июня немцы взяли Минск. Страх окружения, как вспоминал маршал К.Рокоссовский, «был настоящим бичом». Стоило раздаться крикам «Обходят!» или «Окружили!», как начиналось беспорядочное бегство войск. 3 июля генерал Ф.Гальдер заметил в своем дневнике: «Не будет преувеличением сказать, что кампания против России выиграна в течение 14 дней». В этот день в первый раз после начала войны к советским Гражданам обратился И.Сталин. Своё выступление по радио начал он совершенно непривычным обращением: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!». После успокаивающих газетных сводок о ходе военных действий впервые люди осознали размеры опасности. Сталин сообщил, что противник «Враг жесток и неумолим, - сказал Сталин. – Он ставит своей целью захват наших земель, политых нашим потом, захват нашего хлеба и нашей нефти, добытых нашим трудом. Он ставит своей целью разрушение национальной культуры и национальной государственности свободных народов Советского Союза, их онемечение, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти народов СССР, о том – быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение». Сталин призвал к «всенародной Отечественной войне против фашистских угнетателей». |