Главная страница
Навигация по странице:

  • РОЗА.

  • РОЛЬ РОЗА #. Венокстаринных романсов


    Скачать 57.13 Kb.
    НазваниеВенокстаринных романсов
    Дата10.05.2022
    Размер57.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРОЛЬ РОЗА #.docx
    ТипДокументы
    #520599


    Режиссерский план © Интеллектуальная собственность В.А.Дальской





    Валентина ДАЛЬСКАЯ
    В Е Н О К С Т А Р И Н Н Ы Х РОМАНСОВ

    концерт - спектакль
    Роль Р О З Ы
    ЭПИЗОД 1

    Баритон, Лилия, Роза
    .......................................................

    БАРИТОН. Я вижу образ твой, я вижу образ твой.
    На отыгрыше отходит вправо к фонарю, садится на край скамьи, который ближе к порталу, спиной к зрителю. Из глубины, из-за правой жардиньерки появляется Роза. Зазвучало вступление “Что это сердце”. Она проходит вперед со стороны клавиатуры. Они друг друга не видят. Она встает перед роялем, вступление заканчивается. Она поворачивает голову к нему. В тишине стихи.
    РОЗА. Я болею тобой, я люблю и страдаю.

    Лишь тебе посвящаю все песни свои.

    О, услышь мою песню, услышь, дорогой мой,

    Я пою для тебя лишь, услышь и приди...
    Снова вступление “Что это сердце”, Роза проходит к хвосту рояля, правая рука на рояле. Сначала поет на зрителя.
    № 4 “ЧТО ЭТО СЕРДЦЕ”
    РОЗА. Что это сердце сильно так бьется,

    Что за тревога волнует мне грудь?

    Чей это голос в душе раздается? (переводит взгляд на него)

    Ночь всю томлюсь, не могу я уснуть.

    Пошла к левой жардиньерке.

    Буду томиться страстью, но скрою

    В сердце глубоко я тайну свою.

    Голос надежды в душе говорит вновь -

    (поставила левую руку на жардиньерку)

    Сердце воскреснет, вернется любовь.
    Пусть в чаду любви” - проигрыш. Она поворачивает голову к нему, секундочку медлит, а потом решается и подходит к нему, останавливется чуть в глубине. Начинает звучать “Что это сердце- БАРИТОН поворачивает голову, видит ее, встает, холодно раскланивается, уходит за хвост рояля и далее за правую жардиньерку. Она проводила его взглядом, положила руку на грудь, чуть прошла вперед.
    Нет, не скажу я людям об этом,

    Нет, не скажу, что сама я виной.

    Будет их смех мне жестоким ответом,

    Разве поймут, что случилось со мной?
    Я б отказалась надолго от воли,

    Лишь бы побыть в дорогом мне плену,

    Слез не лила бы мучительных боле,

    Лишь бы вернуть мне любовь и весну.

    Поет наигранно бравурно, с улыбкой, но со слезой.

    Пусть в чаду любви сердце пылкое

    Проходит влево перед роялем.

    Бьется трепетно в молодой груди,

    И дни счастия молодой любви (вскинула руки вверх)

    Принимаю я как дары судьбы!

    На вступлении РОЗА медленно опускает руки вниз и уходит прямо за левую жардиньерку. Затемнение.

    ЭПИЗОД 4

    Роза, Баритон

    ..........................................................................

    Баритон и Лилияуходят мимо пианиста за правую жардиньерку. Шляпка ее остается на скамье. Свет на половине, где скамья гаснет. Освещается левая жардиньерка.
    Роза выходит из-за левой жардиньерки. В руках у нее букет красных роз. С плеч красиво спускается шарф. Она проходит к выемке, опирается рукой о рояль, голова отвернута вправо.
    № 9 “ТИХО ВСЁ”
    РОЗА. Тихо всё, ночь нависла над сонной рекой,

    Аромат льют акации белой цветы.

    Где же ты? Отзовись мне, верни мой покой,

    Моя радость, о где же ты?

    Отзовись на призыв,

    Дай рассеять тоску ожиданья,

    И весь мир позабыв,

    Я с тобой замерла бы в лобзанье.

    Прошла ближе к пианисту.

    Отзовись поскорей

    Эта звездная ночь так прекрасна!

    И от ласки твоей

    Мое сердце взволнуется страстно!

    На отыгрыше уходит спиной к зрителю за пианиста, затем поворачивается на зрителя..

    Моя радость, о где же ты?
    Баритон появляется из-за правой жардиньерки, идет в глубине к хвосту. Она его увидела, встрепенулась. Он проходит сзади рояля, не видя её, обходит рояль. Роза выступила из-за клавиатуры вперед. Дойдя до выемки, Он увидел ее, остановился, словно на что-то наткнувшись. Она подходит к нему, смотрит с надеждой. Он, отработав ее взгляд, поклонившись, проходит мимо нее к скамье. У скамьи останавливается спиной к Розе и решается с ней заговорить - поворачивается к ней.
    № 10 “НЕТ, НЕ ТЕБЯ ТАК ПЫЛКО Я ЛЮБЛЮ”
    БАРИТОН. Нет, не тебя так пылко я люблю, (не смотрит на нее)

    Не для меня красы твоей блистанье,

    ......................................................

    Но не с тобой я сердцем говорю,

    Но не с тобой я сердцем говорю.

    Роза почти притемнена, только на груди горит красным пламенем букет роз, одна из которых выбилась из букета и готова упасть.

    Я говорю с подругой юных дней, (поет ей)

    ................................................

    В глазах огонь любимых мной очей.

    Отвернулся, поет жестко.

    Нет, не тебя так пылко я люблю,

    Не для меня очей твоих блистанье,

    Люблю в тебе я прошлое страданье,

    И молодость, и молодость, и молодость свою.

    Баритон холодно кланяется, берет шляпку, уходит мимо пианиста за правую жардиньерку.
    № 11 “ОЖИДАНИЕ”

    РОЗА. (говорит) Любит он другую... Разлюбил меня.
    (поет) Он забыл, он забыл, как меня он любил,

    Как меня он ласкал, как своей называл...

    Как в ночной тишине средь таинственной тьмы

    При звездах и луне целовалися мы.

    Как клялся посвятить мне всю жизнь он свою,

    Как клялся умереть, если я разлюблю...

    (говорит) Не ценила любовь... Всё гордыня моя...
    На проигрыше - из букета выпадает одна роза. Она медленно идет к скамье, секунду стоит, потом садится. Розы рассыпались у нее на коленях. Она опускает вуаль на шляпку или просто на прическу. Свет со скамьи снимается.
    ЭПИЗОД 5

    Роза, Лилия, Баритон
    Свет у левой жардиньерки, там появляется Лилия, читает стихи, а Роза вторит как эхо.
    ЛИЛИЯ и РОЗА. Хочу тебя увидеть снова,

    В мечтах всегда ты предо мной.

    Повсюду слышу ласку слова,

    Молю, приди, побудь со мной.
    № 12 “КАЛИТКА”
    РОЗА и ЛИЛИЯ. Лишь только вечер затеплится синий,

    Лишь только звезды зажгут небеса,

    И черемух серебряный иней

    Жемчугами украсит роса.

    п р и п е в:

    Отвори потихоньку калитку,

    И войди в тихий сад ты как тень,

    Не забудь потемнее накидку,

    Потемнее накидку надень.
    И там, где гуще сплетаются ветки,

    У калитки тебя подожду,

    И на самом пороге беседки

    Кружевную вуаль отведу.

    Обе поднимают вуаль.

    п р и п е в:

    Отвори потихоньку калитку,

    И войди в тихий сад ты как тень,

    Не забудь потемнее накидку,

    Потемнее накидку надень.
    После пения со стороны пианиста выходит Баритон. Он не видит Розу, весь устремлен к Лилии. Роза увидела его, встрепенулась, потянулась к нему. Видит, как он подходит к другой и целует ей руку. Она медленно встает, придерживает розы руками, а они медленно выпадают на пол. РОЗА поворачивается, волоча шарф, уходит мимо клавиатуры за правую жардиньерку. Свет за Розой погас, последний акцент на розах, но и они погасли.


    ЭПИЗОД 7

    Лилия, Баритон, Роза
    Свет приглушается. Появляется Лилия.
    № 18 “Свеж и душист”
    ЛИЛИЯ. Свеж и душист твой роскошный букет,

    ........................................

    В жизни я так никого не любила -

    Свеж и душист твой роскошный букет.
    Отыгрыш - вступление к “Я вас любил”

    Лилия услыхала, что он идет и решила спрятаться. Забежала за клавиатуру, за пианиста. Оставила на рояле свой платочек. Баритон выходит, как бы ищет ее, видит ее платок, берет, как бы вдыхает ее аромат. В это время из-за правой жардиньерки показалась Роза, проходит к левой жардиньерке. Он вдруг отрывает от платка лицо и видит Розу. Он отворачивается от нее на зрителя, отходит к выемке. К концу вступления она хотела ему что-то сказать, но он прерывает ее пением. Дает отповедь, как Онегин Татьяне. Лилия уходит в глубину к правой жардиньерке и как бы не слышит их разговора.
    № 19 “Я ВАС ЛЮБИЛ”
    БАРИТОН. Я вас любил, любовь еще, быть может,

    В душе моей угасла не совсем.

    ..................................................................

    Как дай вам Бог любимым быть другим.

    Он откланивается и хотел уйти, но Роза останавливает его, как бы желая что-то сказать, но он ее перебивает своим пением и проходит влево к переднему краю левой жардиньерки.
    № 20 “НЕ ПРОБУЖДАЙ ВОСПОМИНАНИЙ”
    1.

    БАРИТОН. Не пробуждай воспоминаний

    Минувших дней, минувших дней.

    Не возродить былых желаний

    В душе моей, в душе моей.


    ОН. Не возродить - - - - былых желаний.

    ОНА. - - - Не возродить былых желаний


    ОН. В душе моей, - - - в душе моей.

    ОНА. - - - - В душе моей.
    ОН. Однажды счастье в жизни этой

    Вкушаем мы, вкушаем мы.


    ОН. Святым огнем - - - - любви согреты - - - -

    ОНА. - - - - Святым огнем - - - - любви согреты


    ОН. Оживлены,

    ОНА. - - - - Оживлены,
    ОБА. Оживлены.

    2.

    ОН. Но кто ее огонь с священный


    ОН. Мог погасить, мог погасить, мог погасить,

    ОНА. - - - - - мог погасить, мог погасить,
    ОН. И той любви незабвенной не возродить, не возродить!


    ОН. И той любви - - - - незабвенной не возродить,

    ОНА. - - - - - И той любви незабвенной, - - - - - не возродить,
    ОБА. Не возродить.

    Проигрыш. Он кланяется, резко проходит мимо нее к хвосту рояля, но остановился в глубине за роялем, снова посмотрел на Розу.

    ОНА. Не возродить - - - - былых желаний в душе моей,

    ОН. - - - - - Не возродить былых желаний - - - - - в душе моей,
    ОБА. В душе моей.

    Когда он прошел мимо нее, она окоченела от такой отповеди, от стыда. До этого она подняла руки к груди, чтобы усмирить биение сердца. А когда он прошел мимо, руки безвольно опустились. Она слегка покачнулась, как бы в полуобморочном состоянии. Когда ОН ушел за левую жардиньерку, она в этом же состоянии транса повернулась спиной к зрителю, протянула руки вперед, и как бы облокотилась ими о рояль, чтобы удержаться от падения, прошла к выемке. Затем слегка закинула голову вверх и назад, переборола мучительную боль, медленно роазворачивается на зрителя. Голова в это время идет вниз. Расположилась в выемке рояля, раскинула руки по роялю, как птица, слегка откинувшись назад. Поначалу поет безвольно, постепенно набирает страсть, как рыдания, но скрытые внутри.
    № 21 “КОГДА УМИРАЕТ ЛЮБОВЬ”
    РОЗА. Когда всему конец, и мечта любви разбита,

    Зачем печалит взор слеза,

    Застилает туман глаза?

    Лобзаний жар погас и пусты слова и речи...

    Но всё же сердце рвется вдаль

    И чего-то жаль...
    Можно ль забыть радость свиданий,

    Можно ль забыть весенний день,

    Юный восторг первых признаний,

    И ароматную сирень?

    Я виновата, я это знаю -

    Был в моем сердце холодок,

    И хмурой осенней порою

    Сломан был нашей любви цветок.
    Когда всему конец, и мечта любви разбита

    Зачем печалит взор слеза,

    Застилает туман глаза?

    Пусть кончен светлый сон,

    Пусть любовь прошла навеки,

    Но как души и сердца стон,

    Сердца тихий стон...
    Всё поет как бы бесцветно, все эмоции внутри, всё испепелилось. Спела, медленно поднимает руки к плечам, начинает медленно идети к скамье и медленно как бы сдирает с себя шарф. Постояла около скамьи, села, шарф шлейфом на земле. Свет притемняется, на экране небо, звезды.

    Появляется Лилия со стороны клавиатуры, смотрит влево, куда ушел ОН. Соперницы не видят другу друга. Лилия проходит к выемке рояля, идет к стулу. Стоит у жардиньерки. Свет только на лицах Лилии и Розы.
    № 22 “Я ЛЮБИЛА ЕГО”
    ОБЕ. Я любила его жарче дня и огня,

    Как другим не любить никогда, никогда!

    Только им лишь одним я на свете жила,

    Ему душу свою, ему жизнь отдала.

    Что за ночь, за луна, когда друга я жду

    Вся бледна, холодна, замираю, дрожу.

    Вся бледна, холодна, замираю, дрожу.

    Я любила его жарче дня и огня,

    Как другим не любить никогда, никогда!
    На Розе гасится свет до темноты, она уходит в глубину, а затем на “Хризантемы выходит. Появляется Баритон.
    № 23 “Уйди, совсем уйди””
    ЛИЛИЯ. Уйди, совсем уйди! Я не хочу свиданий,

    .................................................

    ОН. ..................................................

    К тебе в немой тоске протягивая руки,

    Я плачу и зову - вернись, вернись ко мне!

    ЛИЛ. Уйди, совсем уйди! Как тяжки сердца раны.

    Не верю больше вам, и все слова обман.
    Лилия уходит к хвосту рояля, стоит до пения спиной к зрителю. Он остается на месте.

    Высвечивается Роза. Общее затемнение, видны только лица.
    № 24 “ХРИЗАНТЕМЫ”
    ТРОЕ. В том саду, где мы с вами встретились,

    Наш любимый куст хризантем расцвел.

    И в груди моей расцвело тогда

    Чувство яркое нежной любви.


    ОН. Отцвели - - - - в том саду - - - - хризанте- - - - - -мы давно,

    ЖЕН. - - - Отцвели - - - - в том саду - - - - хризанте - мы давно,


    ОН. Но любовь всё живет в моем серд - - - - це больном.

    ЖЕН. - - А-а-а... А-а-.... В моем серд-це больном.

    На вокализе Лилия садится на стул.
    ТРОЕ. Опустел наш сад, вас со мною нет,

    Я брожу одна (один) средь пустых аллей.

    И невольные слезы катятся

    Пред увядшим кустом хризантем.

    Начало припева - проигрыш, - Лилия встает, отходит за стул, чуть в глубину.

    ЖЕН. Отцвели - - - в том саду

    ОН. - - - Отцвели - - - - в том саду
    ТРОЕ. Хризатемы давно.
    Роза допевает и поворачивается спиной к зрителю, опустив голову вниз. Свет на Лили гасится, она уходит за левую жардиньерку.

    На вступлении “Тихо, так тихо” Роза встает, уходит за клавиатуру, не видя Его.
    № 25 ТИХО, ТАК ТИХО”
    БАРИТОН. Чуть задумаюсь я о былом,

    И ты снова встаешь предо мною -

    То с улыбкой, то с грустным лицом,

    И я полон, вновь полон тобою.
    Тихо, так тихо, светит луна,

    А дума тобой роковая полна.

    Он, опустив голову вниз, уходит за хвост рояля, стоит спиной. А Роза в это время выходит из-за клавиатуры. Они не видят друг друга.

    РОЗА. Тихо, так тихо, светит луна,

    А дума тобой роковая полна.

    А очнешься, всё пусто кругом,

    Только ветер осенний стучится.

    И мечтаю опять об одном,

    Чтобы мне поскорее забыться.
    Тихо, так тихо, светит луна,

    А дума тобой роковая полна.

    На экране видение Лилии.

    РОЗА И БАРИТОН. Тихо, так тихо, светит луна,

    А дума тобой роковая полна.

    ЛИЛИЯ. А-а-а-а.....
    Отыгрыш не игрется. Звуки замерли. Пауза. Баритон уходит за правую жардиньерку. Образ Лилии исчезает.

    Вступление к “Оковы любви” , ярко включается свет. Роза горделиво подняла голову, пошла в центр.
    Здесь можно сначала «Т1мновишнёвая шаль».

    № 26 “ОКОВЫ ЛЮБВИ”
    РОЗА. Зачем страдать, зачем жалеть

    Мне о промчавшейся любви?

    Ведь глубины моей души

    Не понял ты, не понял ты.
    Сброшу с себя я оковы люби,

    И постараюсь забыться!

    Налейте полнее мне чару вина!

    Дайте вином мне упиться!

    На проигрыше прокрутилась к скамье как бы в танце. Смотрит на скамью, как бы обращаясь к нему.

    Любя тебя, мечтала я

    Безумным счастьем упиваться,

    Но в один миг мои мечты

    Разбил мне ты,

    Разбил мне ты!
    Сброшу с себя я оковы люби,

    И постараюсь забыться!

    Песней я вылечу раны свои,

    Буду плясать, веселиться!
    На проигрыше РОЗА уходит по переднему плану за хвост рояля и далее за правую жардиньерку.

    ЭПИЗОД 9

    Баритон, Лилия, Роза

    ...................................................................
    БАРИТОН. Я смерть зову, тебе же чуждо горе. (оперся руками о рояль)

    ЛИЛИЯ. Пускайся в путь,

    Тебя там ждет лазоревое море.

    Меня забудь.
    На отыгрыше Она уходит за клавиатуру. Слышит вступление “Уголка”, поворачивается, видит Розу, осталась в глубине. Роза выходит из-за правой жардиньерки, проходит к левой кулисе. Она увидела Баритона, подходит к нему. Он выходит из выемки, едва заметным наклоном головы поклонился, проходит чуть вправо, а Роза встает в выемку.
    № 34 “УГОЛОК”
    РОЗА. Дышала ночь восторгом сладострастья,

    Неясных дум и трепета полна.

    Я вас ждала с безумной жаждой счастья,

    Я вас ждала, стояла у окна.

    Весенний сад благоухал цветами,

    К вам одному неслись мои мечты.

    Мгновенья мне казалися часами,

    Я вас ждала, но вы... Вы не пришли.
    Мне эта ночь навеяла сомненья,

    И вся в слезах задумалася я -

    И вот скажу теперь без сожаленья:

    Я не для вас, а вы не для меня.

    Любовь сильна не страстью поцелуя,

    Другой любви вы дать мне не могли.

    О, как же вас теперь благодарю я,

    Что вы на зов мой не пришли!
    Роза стоит, облокотившись правой рукой на рояль. Баритон подходит, склоняется, берет ее руку, целует. Оба устало улыбаются друг другу, прощальной улыбкой. Роза уходит за хвост рояль, гасит свечи. Уходит за правую жардиньерку.

    № 35 “Не уходи”

    ........................................

    БАРИТ. и ЛИЛ. Восторг любви нас ждет с тобою,

    Не уходи, не уходи!

    Отыгрыш. Поцелуй.
    Выбегают Виолетта и Тенор. Свет полный, яркий. Баритон и Лилия поют в центре, а Виолетта и Тенор поют и танцуют. На повторе наоборот.

    № 36 Ф И Н А Л
    ЧЕТВЕРО. Поцелуем дай забвенье,

    Муки сердца исцели!

    Пусть умчится прочь сомненье!

    В поцелуе жизнь возьми!

    Поцелуем дай забвенье,

    Муки сердца исцели!

    Пусть умчится прочь сомненье!

    В поцелуе жизнь возьми!

    Виолетта и Тенор у скамьи, Баритон и Лилия у стула. На конец их пения появляется Роза, начинает петь почти из глубины.
    РОЗА. Снова пою я песнь свою -

    Снова люблю, люблю!

    Счастливой быть, значит любить,

    Снова любить, любить!

    ВИОЛ и ТЕН. Радость моя, страдаю я,

    Когда я без тебя.

    Ах, поцелуй меня,

    Я так люблю тебя!

    ЛИЛ и БАР. Пришла весна в сиянье дня

    Любви полна, полна.

    Всюду любовь царствует вновь

    Страстно волнуя кровь.

    РОЗА. Сирень цветет, к себе зовет,

    Нам соловей поет.

    ВСЕ. Ах, поцелуй меня,

    Я так люблю тебя!
    Поцелуем дай забвенье,

    Мужчины стоят, а женщины порознь вокруг них вальсируют

    Муки сердца исцели!

    Пусть умчится прочь сомненье!

    В поцелуе жизнь возьми!

    Остановились около своей пары.

    Поцелуем дай забвенье,

    Муки сердца исцели!

    Пусть умчится прочь сомненье!

    Роза в центре простирает руки к кому-то в зале.

    В поцелуе жизнь возьми!

    Женщины по бокам сцены, а мужчины на колено.

    к о н е ц.


    написать администратору сайта