Главная страница

длдлд. Документ Microsoft Word (4). Верстах пятнадцати от моего именья живет один мне знакомый человек, молодой помещик


Скачать 82.72 Kb.
НазваниеВерстах пятнадцати от моего именья живет один мне знакомый человек, молодой помещик
Анкордлдлд
Дата03.03.2020
Размер82.72 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Word (4).docx
ТипДокументы
#110748
страница4 из 5
1   2   3   4   5

12. Гроза

Одиннадцатый час на исходе. По-прежнему тяжело дышит июльский полдень. Сонно колышется над песчаной дорогой воздух, придорожные желтые травы никнут, стелются от зноя. Дремлет и томится без влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятно лепечет в полудремоте кузнечик. Ни человек, ни птица, ни мелкая травяная тварь – никто уже ничуть не борется с истомой, все сдались, кажется, ее непреодолимой силе. Не хочется ни о чем думать. Что бы такое предпринять, чтобы освежиться? В лугах ни ветерка, ни росинки. В лесу так же душно, как и в открытом поле. Идти купаться в ближайшую речонку сил не хватает, да, пожалуй, еще больше разомлеешь на солнышке после купанья. Вследствие жары все замирает. Одна надежда на грозу. Она одна разбудит природу, одна развеет сон. Вдруг слышишь: что-то грохочет вдали. Это строятся полки грозных туч, они быстро облегают все небо. Наступает зловещая тишина. Но вот откуда 7

13. Рифы

Роскошный тропический день оканчивался. Палящий зной спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой. Солнце быстро катилось к закату и скоро зажгло пылающим заревом далекий горизонт, расцвечивая небо волшебными переливами всевозможных красок и цветов, то ярких, то нежных, и заливая блеском пурпура и золота и полосу океана, и обнажённые верхушки вулканических гор высокого зеленеющего острова, резко очерченного в прозрачной ясности воздуха. Пуская черные клубы дыма из своей белой трубы, «Коршун» приближается к пенящимся бурунам, которые волнистой серебряной лентой белеют у острова. Это могучие океанские волны с шумом разбиваются о преграду, поднявшуюся благодаря вековечной работе маленьких полипов из незримых глубин океана, об узкую надводную полоску кольцеобразного кораллового рифа до самого острова. Замедлив ход, «Коршун» пролетел через узкий проход рифа, оставил океан сзади и очутился в затишье лагуны, гладкой, как зеркало, и голубой, как бирюза. Эта лагуна, окруженная со всех сторон, представляет собой превосходную гавань, в глубине которой, утопая весь в зелени и сверкая под лучами заходящего солнца красно-золотистым блеском своих выглядывающих из-за могучей листвы белых хижин и красных зданий набережной, приютился маленький город – столица королевства на островах. (176 слов) (По К. Станюковичу)

14. Осенние воспоминания

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками в самуюпору,всерединемесяца.Помнюраннее,свежее,тихое утро... Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большомушалашу, усыпанная соломой. Околошалашавечером греется самовар, и по саду, междудеревьями, расстилается длиннойполосой голубоватыйдым. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домойк ужину. Темнеет. В саду горит костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуютсядвеноги.Вдругвсеэтоскользнётсяблони - итень упадётповсейаллее. Поздней ночью, шурша по сухой траве, как слепой, доберёшься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь в тёмносинююглубину неба,переполненнуюсозвездиями. Как холодно, росисто,икак хорошожитьнасвете! (174 слова) (По И.Бунину)

15. Красота осени

На холсте был яркий прощальный день конца октября. Белое солнце стояло низко, сквозиломежду стволами дальних берёз, которые на косогоре казались чёрными.Дул ветер и оголял заброшенный монастырский сад. Голубое небо сияло над махающими верхушками деревьев, над разрушенной каменной стеной, освещённой сбоку. Одинокое упавшеевтравуяблоколежаловозлестены,елевидимоесквозь облепившиееголистья. Да, он былсовершенно одинв окрестностяхтогомонастыря, и был тогдасолнечный, сухой, просторный день. Густо шумели, переливались золотом оставшейся листвы старые клёны, мела багряная метель по заросшим дорожкам сада. Всё было прозрачно, свежо, прощально. Почему прощально? Почему после пятидесяти лет он не мог уйти от чувства, что и с ним скоро случится то, что случилось с миллионами людей, точно так же, как он, ходивших по тропинкам вблизи других стен? Может быть, красота осознаётся только в роковойи робкиймоментеёзарожденияи перед еёнеизбежнымисчезновением, увяданием, награниконцаи начала, накраюпропасти? Ничего нет недолговечней красоты, но как непереносимо ужасно то, что в каждом зарождении прекрасного есть его конец, его смерть. День умирает в вечере, молодость − в старости,любовь−в охлаждениии равнодушии. (186слов) (ПоЮ.Бондареву)

16.***

Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта.Пушкин знал, что в делах почти всех осужденных декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные»стихи. ЕщевМихайловскомПушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вел в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может,и умножить числожертв. Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и дает ли он слово думать и действовать иначе. Поэт немог, однако, сделаться другими по-прежнему вел себя свободно и независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою...» (169слов) (ИзкнигиА.Гессена «НабережнаяМойки, 12»)

17. Утром

Тяжелые, толстые стрелки на огромном циферблате, белевшем наискось от вывески часовщика, показывали полседьмого. В легкой синеве неба, еще не потеплевшей после ночи, розовело одно тонкое облачко, и было что-то не по-земному изящное в его удлиненном очерке. Шаги несчастных прохожих особенно чисто звучали в пустынном воздухе,ивдалителесный отлив дрожалнатрамвайных рельсах. Повозка, нагруженная огромными связками фиалок, прикрытая наполовину полосатым грубым сукном, тихо катила вдоль панели: торговец помогал ее тащить большому рыжему псу, который, высунув язык, весь подавался вперед, напрягая все свои сухие, человекупреданныемышцы. С черных веток чуть зеленевших деревьев спархивали с воздушным шорохом воробьиисадилисьна узкийвыступвысокойкирпичнойстены. Лавки еще спали за решетками, дома освещены только сверху, но нельзя было представить себе, что это закат, а не раннее утро. Из-за того что тени ложились в другую сторону, создавались странные сочетания, неожиданные для глаза, хорошо привыкшего к вечернимтеням,но редковидящего рассветные. Все казалось не так поставленным, непрочным, перевернутым. Солнце поднималось все выше, равномерно озарялся город, и улица оживала, теряла свое странное теневое очарование. (172слова) (ПоВ.Набокову)

18.***

Хотя воспитанники съехались, занятия в Лицее не начались. Все готовились к 19 октября – дню,когдабудет торжественно открытЛицей. Приехал граф Разумовский – министр просвещения. Все осмотрел и приказал провести в его присутствии репетициюпредстоящего торжества. Ему поставили кресло. Он сел, сумрачно наблюдая, как ввели воспитанников в парадных мундирах, построили, вызывая их по списку, обучали кланяться почтительно и изящно тому месту, где будет сидетьцарь. Зал, где проходила репетиция, был небольшой, но красивый. Светлый, с четырьмя колоннами, поддерживающими потолок, со стенами, которые были окрашены под розовый мрамор, блестящим паркетом, зеркалами во всю стену. Именно здесь предполагалось впоследствии устраивать публичные экзамены и другие торжества. Зодчему, который переделывал здание, приспосабливая его к нуждам учебного заведения, приказано было сделать так, чтобы помещение это имело парадный вид. Стены зала были искусно расписаны. Воинские доспехи, знамена, сцены из античных времен казались не нарисованными,авылепленными,выпуклыми.Роспись украшала и потолок, ичетыреарки, через которые входили в актовый зал. Мебели в зале не полагалось, потому что воспитанники должныбыли здесь заниматьсяфехтованием,а повечерам – играть. (170слов) (ПоМ.Басиной)

19.***

Если вам приходится нелегко, если печаль овладела вашим сердцем, отправляйтесь туда, где у реки, на холме, стоит храм Покрова на Нерли. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, и вы увидите, как естественно вписано строение в окружающий пейзаж. Заблуждается тот, кто, увидев храм один раз, считает, что знает его. Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять, в чем прелесть этого необыкновенного сооружения. Трудно сказать, когда лучше любоваться им. Весной, когда Клязьма и Нерль разливаются, впитывая в себя ручьи, бегущие из лесов, озер, и вода затопляет луга. В темных, напоминающих густо настоянный чай волнах отражаются березы, ивы и похожие на богатырей-великанов дубы, что старше берез и, наверное, помнят, как владимирскую землю топтали татарские кони и как стояли здесь повозки кочевников. На рассвете, когда над лесами играют солнечные лучи и от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Покров надо видеть и в дождь, когда огромная туча словно останавливается, чтобы полюбоваться храмом. Храм в том виде, как мы его знаем, – лирическая поэма, обращенная к внутреннему миру человека. (175 слов) (По Е. Осетрову)

20.***

В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса. Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой? Волнуемые ветром волны, отражающие зеленое и голубое, – живая жизнь. Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера. Оно манило прозрачностью и глубиной. Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой. Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суженого, то это был обычай испрашивать будущее у воды. Озеро меняло краски. Сначала, когда едва вспыхнул рассвет, вода была холодной и неприветливой. Потом цвет озера стал оловянным. Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, как будто в танце, стала теплой, манящей. Я плыл в мир русской сказки – в древние Кижи. Те, кто не бывал там, думают, что Кижи – островок, который затерялся среди водных просторов. Однако знающие люди рассказывают, что на озере почти две тысячи островов. (166 слов) (По Е. Осетрову) 11

21. Дом Пушкина

Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли.Когдав рощах зацветаютсосны, душистаяпыльцаоблакомстоитнаддомом. Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается запахамивоскаимёда.Липыстоят рядомс домом,ив дуплахихживут дикиепчёлы. В доме много хорошего псковского льняного. У льна свой аромат — прохладный, крепкий. Когда льняные вещи в доме стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскимиткачихаминастаринныхстанах. Вещи из льна обладают удивительным свойством — там, где они, всегда пахнет свежестью. Учёные говорят, что лён сберегает здоровье человека. Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, — почтиникогдане хвораетпростудой. Пушкинские крестьяне издревле любили выращивать лён, и он славился по всей России и за её пределами. Двести лет тому назад в Пскове была даже английская торговая контора,котораяскупалалёнильняныеизделияи отправлялаихвАнглию. От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотявинойдень черезмузейпроходяттысячилюдей. (188слов) (ПоС.Гейченко)

22.Море

Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. Всё было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок. Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали. Вёсла, корзина да бочки беспорядочно валялись на песке. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаютсянаволнах. Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. Солнце садится, и на жёлтом песке ложится розовый отблеск его лучей. Ижалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, – всё готовится к ночному покою. Ночные тени ложатся не только на море, но и на берег. Вокруг только безмерноеморе, посеребренноелуной,исинее, усеянное звёздами небо. (166 слов) (По М. Горькому) 12

23. Капелька неба на земле

В уставшем от зимнейтягостилесу,когдаещёне распустилисьпроснувшиесяпочки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогаютдругдруга, неожиданнодонёсся запахподснежника! Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и потому он трепетнорадостный, хотя почти неощутим. Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас– украшениежизни. Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем, с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие.Таки подснежниккажетсякапелькойнебана земле. Если бы я был писателем, то обязательно обратился бы так: «О беспокойный человек! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, и ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренногоприродой». (184слова) (ПоГ.Троепольскому)

24.Крым

Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, чтокаждое посещение ихвызывает ощущение счастья, жизненной полноты, настраивает всё наше существо на необыкновенно простоеи плодотворноелирическое звучание. Таков Крым. Поэтому он стал «источником вдохновения» для многих писателей и поэтов, художников и музыкантов. Прелесть крымской земли раскрывается для иных медленно, исподволь, но завладевает надолго, навсегда. И каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и лёгкую печаль, какую вызывают воспоминания о детстве, и надежду ещё раз увидеть эту землю. Крым оставил глубокий след в искусстве. Достаточно вспомнить имена Пушкина, Мицкевича, Чехова, Горького, Толстого, Вересаева, Куприна, Грина, Волошина, художников — Богаевского, Кончаловского, Дейнеки. Этот список людей, полюбивших Крым и обязанных ему многимиоткровениямивсвоёмтворчестве,можнопродолжать безконца… Что такое вдохновение? Это полнота сил, располагающая к наилучшему восприятию впечатлений и передаче их другим. Таково, в общих чертах, пушкинское определение. Эту полноту сил, это вдохновение Крым дарит нам щедро во всём: в цветке миндаля, в стрельчатом освещении сосновых лесов, в куске разбитой черепицы, в колючем ржаномдубняке,в запахеводорослей,намытыхприбоем. (174слова) (ПоК.Паустовскому) 13

25. Сетон-Томпсон

В тридцатых годах на поросших можжевельником и соснами холмах, по соседству с индийскими хижинами, прославленный человек – писатель, художник, натуралист – строил себе жилище. Сам начертил план постройки, сам выбирал брёвна и камни, наравне с плотниками не выпускал из рук топора. Диковатое, неуютное место он выбрал, чтобы остаток дней прожить в природе, ещё не растоптанной человеком… Дом вышел довольно обширный, похожий на азиатский – с плоской крышей и длинным, из необтёсанных брёвен крыльцом на сваях. Всё привнесено сюда вкусом и образом жизни хозяина. Окно большое и рядом совсем крошечное, глядящее из каменной кладки, как амбразура. Крыльцо заставлено деревянными, индейской работы фигурками каких-то божков, пучеглазых людей и ярко-красных сердитых медведей. Вот большая комната, полная книг и картин. Кресло возле стола с резным приветствием: «Добро пожаловать, мои друзья!» В этом кресле сидели гости: художники, писатели, учёные, приезжавшие сюда. Но чаще в креслах сидели индейцы. Они жили тут, на холмах, и двери дома были для них открыты в любые часы. Письма индейцам и друзьям на Восток Сетон-Томпсон иногда не подписывал, а рисовал след волка – это и означало подпись. (172 слова) (По В. Пескову) 2 27. Воспоминания о родине

Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии на освещённом мощными огнями теплоходе. Когда поднял к глазам бинокль, в стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы и птицы— распушенныеветром мокрые комочки. Они металисьмеждуантеннамии пыталисьспрятаться ответра затрубой. Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы.Этовозвращаетв детство. И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. 3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью,скромностьюи глубиной.Икакпроста русскаяпесня,такпростаживопись. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в настогда,когдамы ощущаемлюбовькРоссии. (186слов) (ПоВ.Конецкому)
1   2   3   4   5


написать администратору сайта