Главная страница
Навигация по странице:

  • С. А. Филипенок

  • Ключевые слова

  • Список литературы

  • Институт философии Российской академии наук.

  • Institute of Philosophy of the Russian Academy of Science.

  • Вестник тгпу (tspu bulletin). 2013. 5 (133)


    Скачать 391.99 Kb.
    НазваниеВестник тгпу (tspu bulletin). 2013. 5 (133)
    Дата26.04.2023
    Размер391.99 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkontseptsiya-lichnostnogo-znaniya-m-polani-v-svete-aktualnyh-fil.pdf
    ТипЗакон
    #1090115

    Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 5 (133)
    — 92 —
    Предложенное философом науки Майклом По- лани (1891–1976) уже более полувека назад поня- тие личностного знания до сих пор не утрачивает своей актуальности. Концепция М. Полани обога- щает представления о познавательной деятельнос- ти, не сводя ее к действию только общих, объек- тивных закономерностей, но учитывая также роль конкретной личности, наделенной неповторимыми когнитивными установками и включенной в уни- кальную научную практику. Широкое понимание личностного знания, пронизывающего различные уровни психики человека, дает возможность не ог- раничиваться исследованием лишь научного зна- ния и изучить иные формы знания, являющиеся проявлением духовной жизни человека во всем ее многообразии. Рассмотрение личностного знания и познавательного процесса в структуре внутрен- него опыта в последнее время приобретает особую актуальность, поскольку «в когнитивной науке и эпистемологии как ее философской составляющей происходит сдвиг к феноменологии, к изучению субъективных особенностей опыта сознания, к
    «методологии от первого лица»» [1, с. 199]. Данная задача может быть выполнена благодаря примене- нию к анализу концепции личностного знания
    М. Полани актуальных методов бурно развиваю- щихся когнитивных наук и неклассической эписте- мологии: феноменологического, системного, теле- сного.
    К сожалению, в отечественной литературе, не- смотря на большую популярность Полани как фи- лософа науки, его концепции уделялось немного внимания. Можно вспомнить, что В. А. Лектор- ский посвятил критическому разбору концепции личностного знания предисловие к русскому изда- нию основополагающего сочинения Полани «Лич- ностное знание» [2, с. 5–16], а современный иссле- дователь Н. М. Смирнова написала на эту тему ста- тью, рассматривающую концепцию личностного знания [3]. В западной философской традиции дело обстоит иначе: там функционирует Общество
    М. Полани (Polanyi Society), выпускающее перио- дическое издание «Tradition and Discovery» и орга- низующее конференции, на которых обсуждаются проблемы, так или иначе связанные с ключевыми идеями философа. Разработки современных зару- бежных исследователей позволяют выявить и про- анализировать различные аспекты концепции лич- ностного знания, имеющие как фундаментальное, так и прикладное значение.
    Понятие неявного знания и структура сознания
    в концепции М. Полани: системный и феноменоло-
    гический подходы к проблеме личностного знания
    Одной из ключевых идей М. Полани является представление о том, что любое знание субъекта содержит личностный компонент. Познавательный акт всегда выполняется конкретным индивидом с неповторимым личностным опытом, с определен- ными установками сознания и неявными предпо- сылками осуществляемой им деятельности. Осо- бое внимание Полани уделяет сфере неявного, молчаливого знания, личностного по своему ха- рактеру и лежащего в основе индивидуального процесса познания. Для лучшего понимания этого вида знания необходимо рассмотреть предложен- ную Полани структуру сознания, включающую в себя два уровня: фокусное осознание и перифери- ческое.
    Неявное знание представляет собой сферу ак- тивности периферического сознания, т. е. на нем не сконцентрировано внимание субъекта, однако именно благодаря ему мы воспринимаем находя- щийся в фокусе предмет. Корни личностного зна- ния можно обнаружить именно в периферической области сознания, выступающей фоном для созна- ния, сфокусированного на внешних объектах [2, с. 96]. Присутствующие на периферии сознания данные опыта оказываются теми элементами, вза-
    УДК 11 (02.15.31)
    С. А. Филипенок
    КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ЗНАНИЯ М. ПОЛАНИ В СВЕТЕ АКТУАЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ
    ПРОБЛЕМ: НОВЫЕ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
    Проводится эпистемологический анализ концепции личностного знания М. Полани, при этом применяют- ся философские подходы: феноменологический, системный, телесный. Рассматривается предложенная Пола- ни общая схема, описывающая структуру сознания. Особое внимание уделяется анализу влияния телесной природы человека на его познавательную деятельность и взаимосвязи тела и сознания. Кроме того, изучается соотношение объективного и субъективного аспектов знания в личностном знании. Показывается роль подсоз- нательных и внерациональных факторов личностного знания в когнитивных процессах, в том числе в творче- стве и интуиции.
    Ключевые слова: личностное знание, неявное знание, фокусное осознание, периферическое осознание,
    феноменологический подход, системный подход, телесный подход, субъективное, объективное, эмоции, инту-
    иция, творчество.

    — 93 —
    имодействие которых порождает новую целост- ность, являющуюся объектом фокусного сознания.
    Формируемое побочными данными опыта, образу- ющими сферу неявного знания, целостное понима- ние есть гештальт, который нельзя понимать как простую сумму составляющих его частей и правил
    [4, с. 29].
    Полани неоднократно ссылался в своих работах на достижения гештальт-психологии, однако его ключевые идеи созвучны не только разработкам этого, уже ставшего классическим, психологиче- ского направления, но и принципам современного системного подхода. Общая схема познавательного процесса, предложенная философом в его работах, и в самом деле отражает системный характер на- шего личностного знания и позволяет раскрыть сложную взаимосвязь между различными уровня- ми сознания и психики в целом. Таким образом, личностное знание правильнее будет рассматри- вать не как набор конкретных представлений о яв- лениях действительности, оказывающихся в фоку- се нашего внимания в качестве объектов познания, а как иерархическую организованную систему, обеспечивающую связь между разными уровнями и аспектами сознания и непременно включающую в себя неосознаваемые и неартикулированные мо- менты опыта. Система личностного знания может быть описана как целостное образование, элемен- ты которого должны рассматриваться не изолиро- ванно, а во взаимодействии друг с другом.
    Содержание личностного знания обладает эмер- джентными свойствами, т. е. не сводится к содер- жанию конкретных данных индивидуального опы- та, а определяется их соотношением в структуре сознания и психики. Отдельные моменты опыта, в свою очередь, исходя из контекста неповторимого личностного опыта, приобретают новый смысл.
    Таким образом, можно предположить, что пред- ставления субъекта, включенные в его уникальную систему личностного знания, шире и богаче по со- держанию знания, изначально заключенного в вос- принимаемой человеком словесной форме. Эта особенность познания является основой творчест- ва, способности личности привносить в представ- ления о мире что-то новое.
    Понимание сознания как структурно организо- ванного образования отражает контекстуальный характер протекающих в нем познавательных про- цессов. Отдельные данные опыта приобретают свое уникальное значение именно в контексте смысловой целостности, порождаемой описанной выше структурой сознания: «Элементы, включен- ные в такого рода контекст, будь то молоток, зонд или изреченное слово, все указывают на что-то су- ществующее помимо них и наполняются смыслом благодаря тому, что они включены в этот контекст»
    [2, с. 102]. Таким образом, непосредственно дан- ное целостное видение ситуации оказывается основополагающим контекстом, в котором осу- ществляется когнитивная деятельность и в кото- ром получают свой неповторимый смысл отдель- ные компоненты нашего сложного и многогранно- го личностного опыта. Предпосылки формируют контекст, в котором определенным образом прояв- ляются побочные сведения и конструируется смысл [5].
    Полани предлагает функциональную трактовку неявного знания, т. е. указывает на ту функцию, ко- торую оно имеет в структуре сознания. Любой по- знавательный процесс может быть описан, по мне- нию Полани, с помощью так называемой структу- ры “from-to”: любой неформализуемый вывод, осу- ществляемый субъектом, заключается в движении от данных опыта, осознаваемых нами на перифе- рическом уровне, к оказывающемуся в фокусе це- лостному пониманию [4, с. 29]. Неявное знание в свете поставленной исследовательской задачи обя- зательно приобретает некую функциональную роль, в качестве набора условий познавательной деятельности определяя содержание приобретае- мого знания и формируя целостное понимание си- туации: «Когда мы сфокусированы на целом, мы осознаем части периферическим сознанием, при- чем эти два рода осознания имеют примерно оди- наковую интенсивность… Если какая-то часть представляется периферической по отношению к целому, это означает, что она участвует в формиро- вании целого и эту ее функцию мы можем рассма- тривать как ее смысл относительно целого» [2, с. 92]. Описанная Полани структура “from-to” яв- ляется общей схемой любого познавательного акта, в соответствии с которой человеческая мысль движется от неявных предпосылок в сторону поро- ждаемой их взаимодействием новой смысловой целостности, являющейся объектом познания.
    Полани подчеркивает, что «фокус и периферия сознания являются взаимоисключающими» [2, с. 90]. Содержание периферического сознания мо- жет оказаться в фокусе, что сразу меняет его место в структуре знания, лишает прежнего функцио- нального значения и наделяет новым смыслом. На- правленность внимания на имплицитное знание является уже совсем иным познавательным актом, меняющим прежнее соотношение данных опыта.
    Таким образом, содержание периферического со- знания не может быть познано субъектом в его из- начальном виде, без трансформаций, неизбежно происходящих при попытке сделать его объектом познания.
    Разрушение структуры предшествующего ког- нитивного акта, вследствие чего периферическое знание лишается своего инструментального значе-
    С. А. Филипенок. Концепция личностного знания М. Полани в свете актуальных философских проблем...

    Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 5 (133)
    — 94 —
    ния, отражается и на практике, лишая человека способности совершать хорошо усвоенные дейст- вия. Это проявляется в тех случаях, когда человек, сосредоточившись на деталях, помогающих ему совершить некоторое действие, оказывается не в состоянии его повторить. Однако новый познава- тельный акт, заключающийся в фокусном позна- нии имплицитных сведений, также опирается на некие неявные предпосылки. А это значит, что, хотя многое из области периферического сознания можно выразить в языке, в любом случае сохраня- ется неустранимый остаток неявного знания, кото- рый поддерживает описанную Полани структуру сознания, имеющую принципиальное значение для понимания всякого познавательного процесса.
    Этой особенностью человеческого когнитивного аппарата объясняется неисчерпаемость неявного знания [4, с. 29], обусловленная бесконечным мно- гообразием непрерывно сменяющих друг друга смысловых контекстов.
    Применение телесного подхода к познанию в
    концепции М. Полани
    Важнейшей сферой неявного познания является осознание собственного тела, исполняющего ин- струментальную роль в постижении окружающей действительности. Данное утверждение раскрыва- ет значение телесности в качестве одного из клю- чевых факторов познавательного процесса, что на- ходит отражение в актуальном сегодня телесном подходе. Телесные навыки, усвоенные нами в ходе практической деятельности в виде неосознавае- мых автоматических действий, являются условия- ми нашей активности и составляют неотъемлемую сферу личностного знания. Участие телесных на- выков в освоении действительности придает по- знавательному процессу практический характер и перекликается с современной концепцией “enacted cognition”, суть которой заключается в том, что
    «познание осуществляется в действии и через дей- ствие. Через действия, двигательную активность формируются и когнитивные способности живого организма как в онтогенезе, так и в филогенезе» [6, с. 47]. Телесные навыки определяют всякое совер- шаемое нами действие и включают в себя то содер- жание нашего личностного знания, которое благо- даря длительному опыту перешло в сферу подсоз- нания.
    Таким образом, Полани дает феноменологиче- скую трактовку человеческой телесности, рассма- тривая ее в структуре сознания в качестве опреде- ленной сферы личностного, неявного знания. Те- лесность, переживаемая на феноменальном уров- не, следовательно, не тождественна физическому, пространственно локализованному телу. Ее харак- теристики не сводятся к его физиологическим осо- бенностям и внешним проявлениям, она преодоле- вает его границы, включая в себя представления об используемых нами инструментах, имеющих то же функциональное значение по отношению к изучае- мым объектам, что и наши отдельные органы. Ма- териальное тело (corporality) оказывается необхо- димым условием опыта телесности (embodiment), но само при этом не является достаточным основа- нием для последнего [7, с. 7].
    Применяемые нами инструменты осознаются точно таким же образом, что и части нашего тела при познании внешней реальности, на перифери- ческом уровне сознания выступая в качестве пред- посылок, определяющих взаимодействие с пред- метами окружающей действительности. Инстру- мент в структуре личностного опыта «всегда оста- ется “по эту сторону”, выступает как часть нас са- мих, часть оперирующей личности. Мы включаем инструмент в сферу нашего бытия; он служит на- шим продолжением. Мы сливаемся с инструмен- том экзистенциально, существуем в нем» [2, с. 94].
    Применяемые Полани телесный и феноменологи- ческий подходы к познанию представляют челове- ческую телесность как набор неявных установок сознания, составляющих содержание внутреннего опыта и выступающих важнейшим фактором лич- ностного знания и познавательной деятельности субъекта.
    Сочетание в концепции личностного знания те- лесного, системного и феноменологического под- ходов позволяет обратиться к проблеме взаимосвя- зи сознания и тела. Идея об иерархической органи- зованности реальности развивается Полани не только в эпистемологии, применительно к вопросу о структуре сознания, но и в онтологии, где рас- сматривается в свете проблемы соотношения со- знания и тела. В теории Полани «физиологические принципы, управляющие деятельностью организ- ма, выступают “ключевыми моментами и частями” по отношению к “целому”, которым является во- площенный разум (embodied mind)» [8]. По анало- гии с иерархической структурой сознания, само сознание, как целостное образование, можно пред- ставить в качестве смысла,значения тела [8], кото- рое, в свою очередь, оказывается набором неявных данных, формирующих содержание опыта и игра- ющих роль предпосылок познавательной деятель- ности. Подобная точка зрения находит отражение в получившем широкое распространение представ- лении о телесной природе сознания, в целостном подходе к человеку, рассматривающем его как еди- ное сознание-тело. Согласно телесному подходу к сознанию «сознание отелеснено, разум воплощен
    (embodied mind), а тело одухотворено, оживлено духом» [6, с. 46].
    Данное положение имеет не только большое те- оретическое значение в эпистемологии, позволяя

    — 95 —
    осмыслить познавательную активность субъекта, но также может быть рассмотрено в качестве фун- даментальной мировоззренческой установки, реа- лизуемой в практической деятельности, в частно- сти в медицине. В соответствии с методологиче- скими принципами, лежащими в основе концеп- ции Полани, лечащий врач должен видеть в своем пациенте не просто тело как механизм, а личность, иерархически организованную целостность тело- сознание, наделенную неповторимым личностным опытом. Следовательно, специалисту необходимо не только учесть физиологические изменения в ор- ганизме больного, но также проникнуть в его вну- тренний мир, понять его жизненные установки, в определенной степени отражающиеся на самочув- ствии и влияющие на процесс лечения
    1
    Соотношение субъективного и объективного в
    структуре личностного знания
    Представление Полани о неотъемлемой роли личностного, неявного знания субъекта в научном познании порождает крайне важную для эпистемо- логии проблему объективности знания. Действи- тельно, если личностный компонент неустраним, то каким образом исследовательская деятельность конкретного человека может привести его к объек- тивному и истинному знанию? Полани пытается преодолеть субъективизм благодаря различению личностного и субъективного. Субъективное, по мнению философа, «всецело обусловлено характе- ром того состояния, в котором находится данная личность» [2, с. 303], т. е. отражает исключительно индивидуальные особенности человека и его опы- та, не имея никакого отношения к явлениям объек- тивной действительности. В отличие от спонтан- ных субъективных психических процессов, опи- санная исследователем ситуация самоотдачи, ха- рактерная для настоящих ученых, соединяет в себе как субъективный, так и объективный момент зна- ния. Дело в том, что подлинно творческая личность с самого начала в своей деятельности ориентирует- ся на такие нормы и стандарты, которые восприни- маются ею как внеличностные и заранее установ- ленные. Именно благодаря принятию этих общез- начимых принципов субъект ведет свой поиск в на- правлении, которое может привести его к знанию, имеющему объективную ценность.
    Подчинение внеличностным когнитивным установкам, тем не менее, не устраняет личностно- го компонента в познавательном процессе. Во-пер- вых, свободный и ответственный человек самосто- ятельно признает эти принципы в качестве без- условных ориентиров в собственной познаватель- ной деятельности, что в конечном счете соответст- вует его личным устремлениям. К тому же созна- тельное подчинение независимым и всеобщим нормам не препятствует проявлению личностных, индивидуальных особенностей человека, ориги- нальности его мышления, а, скорее, способствует этому, позволяя раскрыться различным сторонам человеческой психики и побуждая развивать мно- гие важные когнитивные способности. Благодаря стремлению человека к получению объективного знания его интеллектуальная деятельность не сво- дится только к спонтанным психическим процес- сам, но также опирается на аналитические, рацио- нальные способности. Более того, можно сказать, что именно через личностное начало осуществля- ется прорыв к объективности. Именно творческое, нестандартное мышление личности позволяет вы- явить новые, никому ранее не известные грани ре- альности. Чем более сформировано это начало в человеке, тем более плодотворным будет научный поиск в заданном направлении.
    Таким образом, в концепции личностного зна- ния совершается попытка преодолеть противопо- ставление субъективного и объективного в позна- нии, благодаря чему раскрывается существующая между ними неразрывная связь. Личностное «не есть ни субъективное, ни объективное. Поскольку личностное подчинено требованиям, которые оно само признает как нечто от него независимое, оно несубъективно; но поскольку оно есть действие, руководимое индивидуальными страстями, оно и необъективно. Оно преодолевает дизъюнкцию между субъективным и объективным» [2, с. 300].
    Устремленность к истине дает возможность наибо- лее полно задействовать многогранный и уникаль- ный личностный опыт, надлежащим образом его организовать в соответствии с поставленной це- лью, а не ограничиваться в своей познавательной активности лишь случайными проявлениями наи- более простых когнитивных способностей.
    Обобщая сказанное, можно утверждать, что в представлениях Полани объективное и субъектив- ное являются двумя полюсами единого познава- тельного процесса, совершаемого субъектом. По- знавательная деятельность непременно содержит в себе субъективный компонент, включающий в себя принадлежащие самой познающей личности ког- нитивные установки. Такая позиция вынуждает от- казаться от присущего классической эпистемоло- гии объективизма, пытающегося рассматривать истинные суждения и определяющие их предпо- сылки независимо от субъекта: «В этом залог осво- бождения от объективизма – мы должны понять, что последним основанием наших убеждений яв- ляется сама наша убежденность, вся система посы- лок, логически предшествующих всякому конкрет-
    С. А. Филипенок. Концепция личностного знания М. Полани в свете актуальных философских проблем...
    1
    Подробнее о применении концепции Полани к проблемам медицины см.: [8].

    Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 5 (133)
    — 96 —
    ному знанию» [2, с. 278]. Подобная точка зрения позволяет учитывать активную роль субъекта, яв- ляющегося самостоятельным носителем опреде- ленных установок познавательной деятельности, воспринимаемых им в качестве универсальных и абсолютных. Сам процесс познания благодаря это- му оказывается не чисто объективным процессом, точно отражающим реальность, он также содер- жит неустранимый субъективный компонент.
    Взаимодействие различных уровней и аспектов
    психики в процессе личностного познания. Роль под-
    сознательной и внерациональной сфер в познании
    Нельзя не отметить, что концепция неявного знания расширяет наши представления о познава- тельных способностях человека, не сводя их толь- ко к работе вербального, фокусного сознания. По- нятие периферического сознания отсылает к более глубоким слоям психики, чем привычное нам объ- ектное сознание. Сфера неявного знания включает в себя автоматизмы, в результате длительной пра- ктики вытесненные из сознания в подсознание и ставшие условиями познавательной деятельности.
    Описывая сознание как многоуровневую систему,
    Полани принимает во внимание не только осознан- ное, выраженное в языке знание, но и подсозна- тельные факторы когнитивной активности, учиты- вает роль скрытых процессов, протекающих в пси- хике человека и недоступных ему в явном виде.
    Признание такого положения вещей приводит к за- ключению о сложной организации нашей психики и основывающейся на ней когнитивной деятель- ности, которая заключается в кардинальных струк- турных изменениях личностного опыта на подсоз- нательном уровне.
    Благодаря системному и целостному характеру сознания, объединяющему различные уровни и аспекты человеческой психики, в познавательный процесс вовлекаются не только рациональные ин- теллектуальные способности, но и внерациональ- ные факторы, отражающие иные стороны личност- ного опыта и также выступающие неявными пред- посылками когнитивной деятельности. Как следст- вие, неотъемлемыми условиями познания окружа- ющей реальности оказываются эмоциональный настрой субъекта, его ценностные установки, вера в возможность достичь истины.
    Интеллектуальная страстность ученого прони- зывает познавательный процесс на самых разных этапах [2, с. 193–252]. Во-первых, интерес иссле- дователя к проблеме и его уверенность в своей способности ее разрешить являются основополага- ющими стимулами к проведению научного поиска.
    Во-вторых, эмоциональный настрой лежит в осно- ве отбора фактов и изучаемых проблем, выявляя, какие из них будут для субъекта значимыми и за- служивающими внимания. В-третьих, эстетиче- ское переживание красоты и совершенства создан- ной теории или художественного произведения и сопровождающий творческий процесс эмоцио- нальный подъем оказываются одним из критериев истины, играющих ключевую роль в момент озаре- ния. Конечно, эмоции личности не дают гарантии правильности полученного результата и не высту- пают последним основанием познавательной дея- тельности, ученый должен уметь подчинить их не- коей объективной логике исследования и культур- но-историческим запросам, однако нельзя не при- знать, что они в значительной степени определяют направление научного поиска.
    Эмоции являются не только факторами познава- тельной деятельности, задающими ее направление, но и неотъемлемыми компонентами самого зна- ния, приобретенного в результате познания. Таким образом, эмоции обогащают и расширяют содер- жание наших артикулированных представлений о явлениях действительности, наделяют их новыми смыслами, выявляют оригинальные ассоциатив- ные связи и отсылают к глубинным предпосылкам личностного опыта.
    Проблема интуиции и творчества в концепции
    личностного знания
    В работах современных исследователей можно встретить точку зрения, согласно которой Полани недостаточно уделял внимания творчеству и про- цессу порождения новых сущностей: «Используя научное знание в качестве парадигмы для всего че- ловеческого знания, Полани скорее говорит об от- крытии и решении проблем, чем о творчестве и возникновении нового»
    [9, с. 31–32]. Однако даже если это замечание в целом справедливо, все же нельзя не отметить, что предложенная философом науки схема познавательного процесса, продемон- стрированная им на примере осуществляемых в математике эвристических актов, содержит в себе потенциал для осмысления феномена творчества, приводящего к появлению принципиально нового, не существовавшего ранее знания. Понятие неяв- ного знания позволяет рациональным способом объяснить явления интуиции и озарения.
    Озарение происходит обычно после длитель- ных и безуспешных попыток решить стоящую за- дачу с помощью хорошо усвоенных рациональных процедур, когда человек в итоге вынужден отка- заться от сознательной работы над проблемой.
    Благодаря нацеленности человека на достижение результата осмысление проблемы не прекращается и переходит в сферу подсознания, где привлекает- ся обширный пласт глубинного личностного опы- та, различные данные которого выступают неявны- ми предпосылками латентно протекающего мы- слительного процесса. В ходе интуитивного пои- ска нужного решения отдельные моменты лич-

    — 97 —
    ностного знания осознаются периферическим образом в свете поставленной задачи, выступаю- щей фокусом сознания. Большую роль на этом эта- пе играют поглощенность проблемой и вера в воз- можность ее разрешения, мобилизующие самые разные стороны личностного опыта. В итоге лю- бой элемент опыта может оказаться ключом к от- крытию, порождающим новое целостное видение ситуации: «Направив свое внимание на фокус, в котором мы периферийным образом сознаем все частности, которые напоминают нам о забытом имени, мы создаем некоторое представление о нем.
    Сходным образом, фиксируя внимание на фокусе, в котором мы периферийно сознаем данные, опре- деляющие решение задачи, мы формируем концеп- цию этого решения» [2, с. 187].
    Именно новая смысловая целостность, о кото- рой писал Полани, преодолевающая имеющиеся представления и привносящая оригинальное со- держание в знание об известных явлениях, может считаться основным продуктом творчества. При- меняя схему Полани, можно предположить, что в основе творческой деятельности и интуиции лежат коренные структурные изменения, происходящие с содержанием нашего личностного знания, выявля- ющие новые ассоциативные связи между привыч- ными явлениями действительности и наделяющие их уникальным смыслом.
    Чтобы стать общезначимым, однако, приобре- тенное в результате озарения знание нуждается в концептуализации. Так как озарение происходит вследствие выхода за рамки усвоенных концепту- альных схем и проявления недоступного ранее не- явного знания, то подлинно эвристический акт ха- рактеризуется логическим разрывом, существую- щим между привычными рациональными пред- ставлениями и новым пониманием: «Подлинное открытие не есть строго логический акт, и соответ- ственно препятствия, которые приходится преодо- левать при решении задач, можно назвать «логиче- скими разрывами», о величине каковых можно су- дить по степени изобретательности, требуемойдля решения проблемы. В таком случае «озарение» – это скачок, посредством которого преодолевается логический пробел; это прыжок с целью захватить плацдарм на противоположном берегу действи- тельности» [2, с. 180]. Хотя невозможно полно- стью вербализовать содержание, определяющее эвристический акт, именно воплощенное в языке знание придает творчеству объективную значи- мость. Нередко стремление выразить приобретен- ный благодаря интуиции опыт порождает новые понятия и образы, а порой и целые теории и худо- жественные произведения, имеющие неповтори- мую культурную ценность.
    Подводя итог всему сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что концепция неявного зна- ния М. Полани применима не только к решению философских проблем науки. Она позволяет более широко представить познавательный процесс и со- храняет свою актуальность для современной эпи- стемологии и получающих все более широкое рас- пространение когнитивных наук. В концепции личностного знания заложены и развиты принци- пы ставших популярными сегодня подходов к изу- чению сознания и познавательного процесса: фе- номенологического, системного, телесного. Кроме того, данная теория дает возможность учитывать разнообразные факторы познавательной деятель- ности, в том числе внерациональные и неосознава- емые в явном виде. Именно с их помощью можно понять такие сложные феномены когнитивной ак- тивности, как интуиция, озарение, кульминацион- ные моменты творчества.
    С. А. Филипенок. Концепция личностного знания М. Полани в свете актуальных философских проблем...
    Список литературы
    1. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bul- letin). 2011. Вып. 10. С. 193–201.
    2. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985.
    3. Смирнова Н. М. Теоретико-познавательная концепция М. Полани // Вопр. философии. 1986. № 2. С. 136–144.
    4. Lowney Ch. Ineffable, tacit, explicable and explicit: qualifying knowledge in the age of “intelligent” machines // Тradition & Discovery. 2011–2012.
    Vol. 38. No 1. P. 18–37.
    5. Gulick W. B. The meaningful and the real in Polanyian perspective // Polanyiana. 1999. Vol. 8. No 1–2. URL: http://www.chemonet.hu/polanyi/9912/
    jha.html
    6. Князева Е. Н. Автопоэзис мысли // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 1. С. 46–55.
    7. Grosso A. Michael Polanyi meets abba moses: embodiment, indwelling, and interdisciplinarity // 2012 Polanyi Society Annual Meeting Program.
    URL: http://www.missouriwestern.edu/orgs/polanyi/2012pprs/2012PSPrg-11-3-12.pdf
    8. Jha S. R. The Tacit-explicit connection: Polanyian integrative philosophy and a neo-Polanyian medical epistemology // Polanyiana. 1999. Vol. 8.
    No 1–2.
    9. Hammond P. Personal knowledge and human creativity // Tradition & Discovery: The Polanyi Society Periodical. 2003–2004. Vol. 30. No 2.
    P. 24–34.

    Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. 5 (133)
    — 98 —
    Филипенок С. А., аспирант.
    Институт философии Российской академии наук.
    Ул. Волхонка, 14/1, стр. 5, Москва, Россия, 119991.
    E-mail: Stana1987@bk.ru
    Материал поступил в редакцию 14.02.2013.
    S. A. Filipenok
    M. POLANYI`S CONCEPT OF PERSONAL KNOWLEDGE IN MODERN PHILOSOPHICAL PROBLEMS:
    NEW EPISTEMOLOGICAL APPROACHES
    In the article, the epistemological analysis of M. Polanyi`s concept of personal knowledge is carried out on basis of modern philosophical approaches (phenomenological, system and embodied cognition). Polanyi`s general scheme, which concerns the structure of consciousness, is considered. Specific influence of bodily nature of human being upon his/her cognitive activity and the interconnection of body and mind are investigated. Besides that relations between the objective and subjective aspects of knowledge in personal knowledge are studied. The role of subconscious and irrational factors of personal knowledge in cognitive processes (especially in creative activities, in functioning of intuition) of the subject is revealed.
    Key words: personal knowledge, tacit knowledge, focal awareness, subsidiary awareness, phenomenological
    approach, system approach, embodied cognition approach, subjective, objective, emotion, intuition, creation.
    Institute of Philosophy of the Russian Academy of Science.
    Ul. Volkhonka 14/5, Moscow, Russia, 119991.
    E-mail: Stana1987@bk.ru


    написать администратору сайта