Главная страница
Навигация по странице:

  • Укажите все верные утверждения о произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  • Расположите названия глав в последовательности, соответствующей фабуле произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  • Укажите все верные утверждения о произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  • Заполните пропуски в приведенном ниже тексте соответствующими терминами в той же форме. Ответ запишите строчными буквами без дополнительных символов и знаков препинания.

  • Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…» и выполните задание.

  • Из приведенного ниже перечня выберите все названия художественных средств и приемов, использованных в приведенном ниже фрагменте стихотворения А.С. Пушкина.

  • Укажите разновидность рифмы в стихотворной строке: Погасло дневное светило… ЖенскаяУкажите вид рифмовки в приведенном ниже фрагменте

  • Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

  • Заполните пропуски в приведенном ниже тексте соответствующими терминами. В поле ответа впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина

  • в той же форме и последовательности, что и в тексте.

  • К какой тематической группе лирических произведений относится стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…»

  • Почему в произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» все гости в доме Фамусова с такой готовностью поверили в сплетню о сумасшествии Чацкого Укажите все верные утверждения.

  • В чем драматизм поначалу кажущихся очень комичными первых сцен пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» – эпизода с Тришкиным кафтаном Укажите все верные утверждения.

  • Как называется часть акта или действия пьесы, в которой меняется состав действующих лиц

  • Укажите драматические произведения, которые относятся к жанру комедии.

  • Укажите все верные утверждения о «Слове о полку Игореве».

  • Школа современного учителя ЛИТЕРАТУРА — копия. Входное диагностическое тестирование


    Скачать 122.87 Kb.
    НазваниеВходное диагностическое тестирование
    АнкорШкола современного учителя ЛИТЕРАТУРА — копия
    Дата31.03.2022
    Размер122.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШкола современного учителя ЛИТЕРАТУРА — копия.docx
    ТипДокументы
    #432789
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Заполните пропуски в приведенном ниже тексте соответствующими терминами или фамилиями героев. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов два слова в той же форме и последовательности, что и в тексте.

    В произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души», которое сам автор определил по жанру как __________________________, представлена галерея помещиков, среди которых только у _________________________ есть душа, но она словно съежилась, потому что герой духовно оскудел, и отблеск человеческого чувства на деревянном лице героя подобен последнему крику утопающего.

    Поэмаплюшкина
    В каких произведениях русской литературы изображены дуэли и в чем эти произведения можно сопоставить с произведением М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? Укажите все верные утверждения.

    Грушницкий и герой произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» Долохов одержимы страстью первенствовать, из честолюбия оба становятся виновниками дуэли: Грушницкий мстит княжне Мери и Печорину за утраченную возможность составить блестящую партию с аристократкой, открывающую двери в большой свет, а Долохов – «счастливчику» и своему благодетелю Пьеру, без всяких усилий получившему многомиллионное состояние, давшее высокое положение в обществе. И Грушницкий, и Долохов, самоутверждаясь, готовы скомпрометировать героинь: Долохов делает прозрачные намеки на связь с графиней Безуховой («Надо лелеять мужей хорошеньких женщин»), а Грушницкий совершенно откровенно распускает грязные слухи о княжне Лиговской.

    И Печорин, и герой произведения А.С. Пушкина Онегин, движимые эгоизмом, честолюбием, совершают убийства: Печорин, ужесточает условия дуэли и якобы предоставляет выбор своему противнику ради усыпления собственной совести, а на самом деле мстит Грушницкому за то, что тот хотел сделать Григория Александровича посмешищем в глазах окружающих; Онегин, вместо того чтобы предотвратить поединок, жертвует жизнью друга ради общественного мнения.

    В повести А.И. Куприна «Поединок» Шурочка, как и Грушницкий, стремится занять высокое положение в обществе, в дуэльной истории оба героя из честолюбия совершают подлость: Грушницкий стреляет в безоружного Печорина, но не признается в низости, Шурочка ради карьеры нелюбимого супруга жертвует любовью и жизнью Ромашова, уговаривая его не отказываться от дуэли, но не стрелять в Николаева, и этим обрекает своего благородного поклонника на верную смерть.
    Укажите все верные утверждения о произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

    В финале главы «Тамань» Печорину грустно от чувства вины и сознания бессмысленности своих поступков: только из любопытства, ради эксперимента над людьми и жажды деятельности, он напрасно рискует жизнью (садится в лодку, не умея плавать) и разрушает жизнь «честных контрабандистов», толкая ундину на убийство, а слепого мальчика и старуху обрекая на голод и нищету, однако герой снимает с себя ответственность за случившееся, ссылаясь на судьбу и уговаривая себя («Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…»).

    Утратив веру в добро, Печорин решил, что заменой счастью может стать власть над людьми, которая проявляется в способности причинять страдания другим и тем самым доставляет гордецу удовольствие, именно поэтому герой добивается любви княжны Мери и разрушает честолюбивые замыслы ничтожного Грушницкого.

    В эпизоде дуэли Печорин понимает, что самолюбие и гордыня не позволят малодушному Грушницкому признаться в подлом умысле и собственном ничтожестве, но все же испытывает его, в результате чего бывший друг совершает нравственное преступление, стреляя в безоружного героя.

    В главе «Фаталист» Печорин заключает пари с Вуличем, не дорожа его жизнью и не считаясь с его чувствами; сам бросается в хату к пьяному казаку, но не ради спасения жизни других людей: герою важно выяснить, существует ли предопределение, потому что вопрос существования судьбы связан с проблемой ответственности человека за поступки. С одной стороны, Печорин хочет распоряжаться своей и чужими судьбами, а с другой стороны, пытается снять с себя ответственность за безнравственность собственных поступков по отношению к окружающим.
    Расположите названия глав в последовательности, соответствующей фабуле произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

    Тамань

    Княжна Мэри

    Фаталист

    Бэла

    Максим Максимыч
    Укажите все верные утверждения о произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

    Онегин при первом визите к Лариным увидел незаурядность Татьяны, «получив посланье» был тронут искренностью «души неопытной» и, как сам признался, нашел в героине «свой прежний идеал», но преждевременная старость души лишила героя веры в любовь, и потому он, побоявшись ответственности за судьбу Татьяны, предпочел душевный покой и подавил зарождавшееся чувство любви.

    Духовная сила Татьяны проявляется в ее способности отказаться от заветной мечты – любви Онегина – ради верности закону нравственному: для героини цель не оправдывает средства, она не может строить счастье на несчастье супруга, которого уважает.

    В дуэльной истории с Ленским Онегин поступил эгоистично и малодушно: герой, утратил душевный покой на именинах Татьяны, когда увидел внутренне страдающую героиню и услышал глупые пересуды гостей, поэтому жестоко отомстил Ленскому, заставив его пережить разочарование и крушение идеалов, и хотя пожалел об этом, но после визита Зарецкого побоялся мнения соседей-помещиков, которых не уважал, и не предотвратил дуэли, а лишь уязвил секунданта бывшего друга, явившись на дуэль с лакеем-французом в качестве секунданта.
    Напишите название используемого А.С. Пушкиным в «Евгении Онегине» и Н.В. Гоголем в «Мертвых душах» композиционно-стилистического приема, который заключается в отступлении от непосредственного сюжетного повествования и в котором через размышления героя-повествователя выражено авторское отношение к героям. В поле ответа впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина.

    лирическоеотступление

    Заполните пропуски в приведенном ниже тексте соответствующими терминами в той же форме. Ответ запишите строчными буквами без дополнительных символов и знаков препинания.

    В своих статьях о творчестве А.С. Пушкина В.Г. Белинский писал, что главный пафос всей лирики поэта – это «лелеющая душу гуманность», а главного героя романа «Евгений Онегин» назвал страдающим эгоистом
    Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…» и выполните задание. Укажите все верные утверждения о стихотворении А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…».

    Воспоминания о пережитом на родных берегах и сладостны, и горьки, но теперь духовно окрепшему лирическому герою открываются новые горизонты, потому что обретены зрелость и умение принимать жизнь со всеми ее бурями и грядущими потерями.

    Лирический герой пережил горькие разочарования в людях, но не утратил веры в добро и умения радоваться жизни, ему открываются новые просторы, но он уже готов к жизненным испытаниям и разочарованиям в бурном океане жизни.

    Образ летящего по бурным водам корабля ассоциируется со стихией жизненных невзгод, но уже повзрослевший лирический герой устремлен в будущее с надеждой и готов к испытаниям, хотя и горек опыт разочарований на Родине.
    Из приведенного ниже перечня выберите все названия художественных средств и приемов, использованных в приведенном ниже фрагменте стихотворения А.С. Пушкина.

    Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья; И вы, наперсницы порочных заблуждений, Которым без любви я жертвовал собой, Покоем, славою, свободой и душой, И вы забыты мной, изменницы младые, Подруги тайные моей весны златыя, И вы забыты мной... Но прежних сердца ран, Глубоких ран любви, ничто не излечило... Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан...

    Эпитет метафора инверсия синтаксический параллелизм
    Укажите разновидность рифмы в стихотворной строке:

    Погасло дневное светило…

    Женская
    Укажите вид рифмовки в приведенном ниже фрагменте:

    Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

    Перекрестная
    Укажите размер по стихотворной строке (без указания количества стоп):

    Лети, корабль, неси меня к пределам дальным…

    ямб
    Заполните пропуски в приведенном ниже тексте соответствующими терминами. В поле ответа впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

    Стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…» относится к жанру ____________________ и свидетельствует о преодолении поэтом такого литературного направления, как ____________________.

    Элегииромантизм
    К какой тематической группе лирических произведений относится стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…»?

    философская лирика
    В каких драматических произведениях русской литературы раскрывается тема крепостного права и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой А.С. Грибоедова «Горе от ума»? Укажите все верные утверждения.

    Герои «Горя от ума» А.С. Грибоедова, в отличие от Скотининых и Простаковых из драмы Д.И. Фонвизина «Недоросль», образованны, но сущность их отношения к крепостным одна – бесчеловечность: Простакова не допускает и мысли о том, что девка Палашка может заболеть, «как будто благородная», и ругает крепостных, называя скверной или воровской харей, скотами, угрожает жестокой расправой за неудавшееся похищение племянницы Стародума. Так и Фамусов опускается до площадной брани, обзывая дворовых ослами, а швейцара Фильку чурбаном и ленивой тетерей, Лизу готов сослать «в избу … за птицами ходить». Софья Фамусова, поверяет своей горничной сердечные дела и, конечно, не награждает ее, как Простакова Еремеевну («По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день»), но Лиза говорит, что «мучительница-барышня» ради прихоти увидеться с Молчалиным лишает ее самого необходимого – сна («Не спи, покудова не скатишься со стула») – и подвергает риску жестокого наказания, если Фамусов узнает о тайных свиданиях дочери с секретарем.

    В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» Петя Трофимов и Чацкий в монологе «А судьи кто?...» осуждают дворян за потребительское отношение к народу. Петя говорит Ане об искуплении вины перед народом за предков, владевших живыми душами, которые теперь с укором смотрят на потомков «с каждой вишни в саду, с каждого листка». И Чацкий обличает вельможу, Нестора (главного мудреца и советчика) «негодяев знатных», в неблагодарности к верным крепостным, которые «в часы вина и драки и жизнь и честь его не раз спасали», но были отданы за «борзые три собаки».
    Почему в произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» все гости в доме Фамусова с такой готовностью поверили в сплетню о сумасшествии Чацкого? Укажите все верные утверждения.

    Чацкий, жаждущий служить и приносить пользу Отечеству, своими замечаниями и советами нарушил покой и самодовольство Фамусова и его гостей, а к словам сумасшедшего можно не прислушиваться.

    Идеи Чацкого, обличающего чинопочитание, кумовство, жесткость крепостников, угодничество, представляют угрозу для тех, чья цель – «и награжденья брать, и весело пожить», поэтому все с радостью приняли клевету, ведь безумец не опасен.

    В своем произведении А.С. Грибоедов показывает, как сплетня о сумасшествии становится недостойным способом борьбы с теми, кто не боится сказать новое слово, потому что кроме низости и подлости передовым взглядам нечего противопоставить.
    В чем драматизм поначалу кажущихся очень комичными первых сцен пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» – эпизода с Тришкиным кафтаном? Укажите все верные утверждения.

    Забитый и унижаемый господами дворовый-труженик сознает важность образования, а Простакова, от которой зависят судьбы и жизни многих крепостных, этого не понимает, потому что живет чужим трудом и не ценит его.

    Крепостной Тришка умнее своей недалекой госпожи, он понимает необходимость знаний и наук, но лишен возможности даже выбирать дело в своей трудовой жизни.

    Ругая без причины Тришку и унижая супруга в присутствии Митрофана, Простакова преподает урок безнравственности сыну – учит его неуважению к старшим и потребительскому отношению к труду крепостных.

    Явившийся Скотинин разрешает спор, заявляя, что кафтан «сшит изряднехонько», однако «скота» Тришку гонят с глаз долой, даже не отменив напрасного наказания, которое братец Простаковой предлагает отложить.
    Установите соответствие между внесценическими персонажами произведений русской литературы и их поступками и характеристиками: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    А Кузьма Петрович

    Б князь Фёдор

    В мадам Розье

    Г Дмитрий Ларин

    Д дядя Онегина

    1 На куртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб Старик заохал, голос хрипкий; Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдруго́рядь – уж нарочно, – А хохот пуще, он и в третий так же точно.

    2 Умна была, нрав тихий, редких правил. Одно не к чести служит ей: За лишних в год пятьсот рублей Сманить себя другими допустила.

    3 Голубушка! хотела схоронить Свою досаду, не сумела: Забыла волосы чернить, И через три дни поседела.

    4 Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают.

    5 Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать.

    6 Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил.

    7 Ярём он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил.

    8 Но <…> любил ее сердечно, В ее затеи не входил, Во всем ей веровал беспечно, А сам в халате ел и пил; Покойно жизнь его катилась…

    9 От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник…

    49286
    В пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» показано одно событие (приезд Чацкого ради сватовства и выбор Софьи) в доме Фамусова, разворачивающееся в течение одних суток. Запишите в любой последовательности три понятия, вместе образующие единство в соответствии с канонами классицизма. Слова запишите в начальной форме без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    Времяместодействие
    Заполните пропуски в приведенном ниже тексте соответствующими терминами. В поле ответа впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

    Характерными признаками драмы классицизма являются ____________________ имена и фамилии героев (например, Фамусов – «известный», «считающийся с общественным мнением», Стародум – «верный идеалам петровской эпохи»), а также амплуа персонажа-________________________, в монологах которого выражена авторская позиция.

    Говорящиерезонера
    Как называется часть акта или действия пьесы, в которой меняется состав действующих лиц?

    Явление
    Как в литературоведении называются пояснения, которыми Д.И. Фонвизин сопровождает ход действия в произведении «Недоросль»? Напишите название этого термина.

    Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

    Митрофан (разнежасъ). Так мне и жаль стало.

    Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

    Ремарка
    Укажите драматические произведения, которые относятся к жанру комедии.

    Д.И. Фонвизин «Недоросль»

    А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    Н.В. Гоголь «Ревизор»

    А.П. Чехов «Вишневый сад»

    Укажите все верные утверждения о «Слове о полку Игореве».

    Автор «Слова» намеренно отказывается от торжественной и витиеватой манеры Бояна, так как его цель – не увековечить память о битве на Каяле, а сказать современникам о наболевшем: в чем причина бед Руси и в чем ее единственное спасение.

    Теме Родины подчинены и сюжет, и композиция, и система образов «Слова», в котором звучит обращенный к русским князьям страстный призыв автора забыть о личных интересах и объединиться ради спасения Земли Русской.

    Впервые в древнерусской литературе автор «Слова» на примере одного неудачного похода князя Игоря Новгород-Северского показал, что необдуманные выступления против половцев ради личной славы не менее гибельны для Руси, чем междоусобные войны и борьба князей за Киевский престол.
    Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются средства речевой выразительности, используемые автором «Слова о полку Игореве». Некоторые термины в рецензии пропущены. Напишите в строгой последовательности номера слов из списка в соответствии с пропусками, обозначенными буквами АБВГ. Изображая сцену грозового утра накануне трагического сражения войска Игоря с половцами, автор, подчеркивая жестокость предстоящей битвы, использует А) _________________ («кровавые зори»), а с помощью Б) _________________ («черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии») подчеркивает обреченность русских князей, окруженных половецкими полчищами, подобными свинцовым тучам. Неизбежность схватки русичей с половцами выражена характерной для того времени В) _________________ («Тут копьям преломиться»), так как в самом начале сражения использовались копья, которые быстро ломались, а воины, вступившие в бой первыми, обычно погибали. Драматизм и значительность момента переданы и через синтаксический прием Г) _________________ («Быть грому великому», «о шеломы половецкие»), позволяющий сделать логические ударения на стоящих в нехарактерной позиции определениях.

    1. оксюморон 2. инверсия 3. рефрен 4. гипербола 5. олицетворение 6. фразеологизм 7. лексический повтор 8. эпитет 9. Метонимия

    8592
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта