Главная страница
Навигация по странице:

  • Всемирный пожар и происхождение Вселенной

  • Единство и борьба противоположностей

  • Мир материален, но религия полезна

  • Выделяют этапы раннего. Выделяют этапы раннего (vix вв.), зрелого (xxiii вв.) и позднего (xivxvi вв.) Средневековья


    Скачать 17.99 Kb.
    НазваниеВыделяют этапы раннего (vix вв.), зрелого (xxiii вв.) и позднего (xivxvi вв.) Средневековья
    АнкорВыделяют этапы раннего
    Дата17.03.2022
    Размер17.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВыделяют этапы раннего.docx
    ТипДокументы
    #400955

    Выделяют этапы раннего (V—IX вв.), зрелого (X—XIII вв.) и позднего (XIV—XVI вв.) Средневековья.

    В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающий средневекового человека как от сложившегося в культуре античного общества, так и от человека Нового, буржуазного времени.

    В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: собственной культуры «варварских» народов Западной Европы (так называемое германское начало) и культурных традиций Западной Римской империи (романское начало). К этим традициям относят мощную государственность, право, науку и искусство, а также христианство, которое иногда выделяют в качестве самостоятельного начала. Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традиционной языческой родоплеменной культурой народов Северо-Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры.

    Ее материальную основу составляли феодальные отношения, главной особенностью которых были: условность собственности на землю: феодал «держал» феод — землю с крестьянами на правах владения, получаемого от вышестоящего феодала (сеньора), который в свою очередь также являлся вассалом феодала, занимающего более высокую ступень в политической иерархии; личное и экономическое подчинение крестьян «держателям» земли. Основные формы зависимости — патронат и крепостное право; взаимные обязательства сеньора и вассала, жесткое единство прав и обязанностей.

    Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становились городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля, денежное хозяйство.

    Материальное богатство необходимо, поскольку без него люди не могут жить и помогать друг другу, но значение его второстепенно, оно существует для человека, а не человек для богатства. Человеку было дозволено стремиться к такому богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его положению. Но желание большего — это уже не предприимчивость, а жадность, которая есть смертный грех, поэтому на каждом шагу действовали ограничения, запреты, предупреждения, не позволяющие экономическим интересам превалировать над духовными.

    Исходной точкой всякой хозяйственной деятельности в этот период является естественное ограничение потребностей: сколько благ потребляет человек, столько и должно быть произведено (такое хозяйствование известный немецкий историк, социолог В. Зомбарт назал «расходным»). Размеры и характер потребностей были вполне определенными для каждой социальной группы. В частности, для дворянства они выражались идеей «достойного содержания», соответствующего положению в обществе (Фома Аквинский). Это положение и определяло меру хозяйственной активности: вести жизнь сеньора — означало жить «полной чашей» (охота, турниры, балы) и «давать жить многим», одновременно презирая деньги, существовавшие для того, чтобы их тратить.

    1. Гераклит.

    2. Известно, что Гераклит родился и прожил всю жизнь в городе Эфес, расположенном на западном побережье Малой Азии (территория современной Турции). Временем рождения философа ориентировочно называют 544-541 гг. до н. э. Такие предположения строятся, исходя из сведений, что во время 69-й Олимпиады, проходившей в 504-501 гг. до н. э., Гераклит уже вступил в возраст «акме». Так древние греки называли период, когда человек достигал физической и духовной зрелости – возраст около 40 лет.

    3. «Все течет, все изменяется» и «В одну реку нельзя войти дважды» - так описывал яркий древнегреческий философ Гераклит устройство нашего мира. Сейчас мы по-прежнему используем эти фразы, и они актуальны, как никогда. Гераклит изобрел диалектику, которая спустя 2,5 тысяч лет станет главной доктриной советских коммунистов.

    Гераклит красиво описывал устройство нашего мира и происхождение Вселенной. И эти идеи вполне согласуются с современной физикой и астрономией. Но почему-то по популярности и узнаваемости этот философ заметно уступает своим успешным коллегам.

    Всемирный пожар и происхождение Вселенной

    Гераклит был уверен в изменчивости мира и его развитии. Мир нестабилен, как костер. А в основе материи лежит огонь. Считайте это метафорой – древние греки любили искать первоэлемент, от которого все произошло. Ну не знакомы они были с теорией большого взрыва и квантовой физикой. Но это не отменяет меткости метафоры!

    Вселенная регулярно погибает во всемирном пожаре и возрождается вновь, считал Гераклит. Современная наука считает также! Большой взрыв создает Вселенную, она расширяется какое-то время, а потом снова схлопывается. Затем вновь рождается новая Вселенная со своими уникальными параметрами. А весь мир – это океан, каждая волна в котором – своя новая Вселенная.

    Единство и борьба противоположностей

    Гераклит считал, что каждый предмет в этом мире сочетает в себе две противоположности. Но именно за счет этого живет и развивается! И познать объект можно только за счет его противоположности.

    Мир материален, но религия полезна

    Гераклит – материалист. То есть он считал, что природа материальна, у нее нет какого-то создателя. Нет какого-то идеального закона, который определяет нашу жизнь – есть только материя. Бог для него – образное понятие, вместилище всех всех всех противоположностей, существующих в мире. И имя этому Богу - Логос, закон, по которому управляется все в этом мире. Вокруг нас и правда - все течет, все изменяется, а в одну реку нельзя войти дважды (эти цитаты Гераклита мы охотно используем и по сей день). Но все изменения идут не просто так - они изначально заложены в Логосе. Довольно нетривиальный взгляд для жителя Греции V века до н. э.

    Религию он считал глупостью, хотя и признавал, что часто в религии учат правильным и истинным вещам. Но, по мнению Гераклита, это случайность. Религии могут учить правде, не потому, что они правы, а просто они используют опыт, собранный многими поколениями людей.

    Когда говоришь о таких людях, как Гераклит, поневоле задумываешься о гениальности и уникальности человека. Представьте, у него не было никаких инструментов – ни компьютеров, ни микроскопов и телескопов. А так красиво и метко он смог продумать и описать наш мир. Вот из таких людей и их мнений, собранных по кирпичику, и получилась наша цивилизация. И вот это, поистине, чудо!


    написать администратору сайта