Философия реферат. Филосовские методы познания
Скачать 38.49 Kb.
|
Реферат по дисциплине «Философия» На тему «Филосовские методы познания» Содержание 1 Введение. 2 Философские методы познания. 3 Формы познания. 4 Заключение. 5 Список использованной литературы. Введение Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности – мировоззренческую проблему. Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, может быть понято как основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов деятельности и позволяет провести мост между сознанием и действительностью, знанием и бытием. Функционирование знания в качестве основы идеального плана деятельности обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим знаниям о ней. В ходе осуществления таких связей уточняются, пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной деятельности человека. В настоящее время познание изучается не только философией. Однако сущность познавательного отношения к миру – предмет именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего. Я считаю актуальной тему данного реферата, т. к. на сегоднешний день мы имеем такую картину, у человека появились знания, но он еще не умеет их достойно применять во благо, не умеет их рационально использовать и не знает их до конца, и именно поэтому затрудняется двигаться дальше. Существует, и всегда существовали некие препятствия, которые мешали и мешают человечеству двигаться вперед, развиваться и использовать знания сразу на благо общества, а не учиться на своих грубых ошибках. В данном реферате мы изучим методы познания, формы познания и в заключении, на основании изученного материала изложим проблемы познания. Объектом изучения является познание, предметом – проблемы познания. Философские методы познания Исторически сложились такие философские методы познания как диалектика и метафизика. Диалектика (греч. — искусство спорить, вести рассуждение) — учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых видится в единстве и борьбе противоположностей. Стоики определяли диалектику как "науку правильно беседовать относительно суждений в вопросах и ответах" и как "науку об истинном, ложном и нейтральном", о вечном становлении и о взаимном превращении элементов и т.п. Сам термин "диалектика" впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений через вопросы и ответы. Диалектическое мышление имеет древнейшее происхождение. Античная диалектика, основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время, представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная диалектика движения и покоя. Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная диалектика тождества и различия. Гераклит и др. греческие натурфилософы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей. Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма, не исключая и морали. Метафизика (греч. – «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Содержание понятия «метафизика» и отношения к ней менялось неоднократно. Аристотель во всей своей «Метафизике» ни разу не употребляет слово «метафизика», (если не считать названия книги, не им самим данного), а в самом тексте непосредственно обсуждает, описывает и анализирует проблемы «начал». Естественно, что Аристотель так поступает не только потому, что таков был круг его собеседников, которым не нужно было давать определений, но потому, что характер объяснений у Аристотеля принципиально отличается от того, к чему «привыкло»Новое время. Фома Аквинский и другие средневековые европейские философы обращаются с метафизикой, как с чем-то законченным, созревшим, имеющим фиксированное, раз и навсегда заданное значение (заданное Аристотелем, в частности), и нуждающимся только в должном разъяснении, аргументации и последовательном применении. Декарт применяет принцип эпохе в отношении всех фундаментальных (и поэтому — метафизических) утверждений, исключая из рассмотрения любые основания, которые могут быть подвергнуты сомнению. Декарт приходит, таким образом, к единственному бесспорному утверждению — «я сомневаюсь, значит мыслю, следовательно существую» (невозможно подвергнуть сомнению сам факт сомнения). С конца XVIII века, с эпохи просвещения, метафизика начинает систематически рассматриваться не только как осмысленная совокупность высказываний о мире, бытии и сущем, которые могут быть истинны или ложны (как было у Аристотеля), но как особый способ понимания вообще — способ, который ориентируется в том числе на уже существующие высказывания и понимания. То есть уже существующие «до» XVIII века высказывания и понимания «вошли» в наличный мир, оказались под тем же знаком вопроса, что и существование «простого стула». Иммануил Кант критикует утверждения об «опытном» происхождении знания. Кант различал априорное, доопытное и апостериорное, послеопытное знание. Априорными формами восприятия (ибо ведь даже в чистом восприятии мы получаем знание) он называл пространство и время, априорными объявлял также категории рассудка и схематизм их функционирования. Формы познания Познание имеет два уровня (две стороны) – чувственное и рациональное познание. Чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом). Рациональное познание – присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления. Формы чувственного познания: • Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. • Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. • Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Формы рационального познания • Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления. • Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. • Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Индуктивное – умозаключение от частного к общему. Дедуктивное – умозаключение от общего к частному, получаемое по аналогии. По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения, такие как эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от гр. empeiria – опыт) – единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. ratio – разум, рассудок) – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая – высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества. Особенности чувственного и рационального познания: 1) Чувственное познание: • непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта; • наглядность и предметность возникающих в результате познания образов; • воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. 2) Рациональное познание: • опора на результаты чувственного познания; • абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов; • воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений. Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis – взгляд, вид) – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний. Различают следующие виды интуиции: • интеллектуальная – связана с умственной деятельностью; • мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания. Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом. Заблуждение – это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному, некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации. Заключение Основной целью познания, является истина, к которой человек стремится во время познания. В процессе изучения данной темы я выявила следующие проблемы познания: 1. Применяя метод диалектики, человек рискует никогда не придти к конечному результату в процессе познания, никогда не узнать истину. Т. к. диалектика подразумевает спор, а спорить можно бесконечно. 2. Применяя метафизику в познании, человек может принять ложную точку зрения за истину. 3. В философии существуют противоположные точки зрения познания, которые исключают друг друга, такие как эмпиризм и рационализм. 4. Применяя только чувственное познание, можно столкнуться с такой проблемой как несоответствие формы и содержания, т. е. посмотрев, ощутив какую-нибудь вещь или проблему, мы увидим только оболочку, для того чтобы познать истину, нам необходима заглянуть во внутрь, разобраться в подробностях. 5. Ещё одна проблема познания это заблуждение. Список использованной литературы 1. Андрейченко Г. В., Грачев В. Д., Философия: Учебник, Ставрополь: Изд-во: СГУ, 2001 г., с.245; 2. Кант И., перевод с немецкого Лосский Н., Критика чистого разума, Изд-во: М.: Мысль, 1994 г., с.591; 3. Лавриненко В. Н., Философия: Учебник, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 2004 г., с.511; 4. Миронов В. В., Философия: Учебник для вузов, Изд-во: Инфра-М, 2011 г., с.928. |