Главная страница
Навигация по странице:

  • Школа-театр.

  • Финансово-экономические деловые игры.

  • Диагностичность выражается в возможности получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов. Прогнозируемость

  • Оптимальность – это достижение максимума результата при минимуме затрат; оптимальная технология представляет лучшую из возможных для данных условий. Воспроизводимость

  • контрольная работа по финансовой грамотности. курс по финансам. Выделяются следующие классы педагогических технологий


    Скачать 34.71 Kb.
    НазваниеВыделяются следующие классы педагогических технологий
    Анкорконтрольная работа по финансовой грамотности
    Дата06.05.2022
    Размер34.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурс по финансам.docx
    ТипУрок
    #514990

    Что представляет собой педагогическая технология? Какие типы педагогических технологий Вы знаете? Как из них наиболее актуальны для уроков финансовой грамотности?

    Учитель современной школы должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими индивидуальные, возрастные особенности детей и различный уровень готовности к обучению в школе. Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.

    Технология – от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).

    Педагогическая технология—это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников. Специфика педагогических технологий состоит в том, что они акцентируют внимание учителя на характере его собственной деятельности по педагогической помощи в само становлении ребенка, каким должен стать ребенок. Элементами образовательной технология являются педагогические методы и приемы (как способы воздействия педагога на обучающегося или воспитанника). Целостность педагогической технологии задается конкретностью цели, на достижение которой она направлена.

    В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
    Выделяются следующие классы педагогических технологий.

       По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекс- торные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие.  Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные. •   По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоциональнохудожественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы сдп).
    • По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также моно технологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

    В моно технологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных -комбинируется из элементов различных моно технологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активаторов, называют проникающими.

    Наиболее актуальны для уроков финансовой грамотности следующие технологии;

    -проектная

    -здоровье сберегающая

    -педагогика Сотрудничества

    -методы фиксации и оценивания учебных достижений

    -ИКТ

    -методика «Пять минут о жизни»


    Какие виды дифференциации учащихся существуют? Изложите и раскройте их. Какие технологии дифференцированного обучения и воспитания существуют? Какие из них вы считаете наиболее эффективными в практике преподавания финансовой грамотности? Ответ аргументируйте.

    Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение — это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) — это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп для учёта особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. Принцип дифференциации обучения — положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Один из основных видов дифференциации (разделения) — индивидуальное обучение. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организованных решений, средств и методов обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. По характерным индивидуально- психологическим особенностям детей, различают дифференциацию:

    - по возрастному составу (школьные классы, параллели);

    - по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды);

    - по области интересов (гуманитарные).

    Внутри классную дифференциацию называют ещё внутренней. В силу неравномерности развития личностных качеств в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому необходимо организовать уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах.

    Дифференциация на уроках изобразительного искусства необходима только лишь потому, что класс состоит из учащихся с разным развитием, разной подготовленностью, разной успеваемостью и отношением к учению, разными особенностями внимания и памяти. Учитель должен построить учебный процесс, чтобы «слабому» ученику он был под силу и интересен, а у «сильного» не пропадало желание работать из-за легкости и простоты учения.

    Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Одним из вариантов может быть создание нескольких групп и индивидуальная

    работа с каждой (численность и состав группы может меняться).

    Работа на уроке ведется в малых группах по 6-8 человек. Каждая из групп

    работает на любом уроке с учителем от 7 до 10 минут. Таким образом, за 45

    минут каждая группа, а значит и каждый ребенок имеет шанс работы с

    учителем. Преимущество этого варианта и в том, что педагог получает возможность

    более равномерно распределить свое внимание между учениками каждой

    группы. В тот момент, когда учитель работает с очередной группой,

    остальные либо самостоятельно готовятся к работе с учителем, либо также

    самостоятельно выполняют задания.

    Охарактеризуйте вертикальную структуру педагогических технологий. Изложите основные качества современных педагогических технологий. Опишите одну из педагогических технологий с позиции ее качеств.
    Любая педагогическая технология охватывает определённую область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд её составляющих, с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность более широкого (высокого) уровня. В вертикальной структуре можно выделить четыре соподчиненных класса педагогических технологий:

    1. метатехнологии - это образовательный процесс на уровне социальной политики в области образования (социально - педагогический уровень), общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс; Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы в данной школе.

    2. макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии охватывают деятельность в рамках какой - либо образовательной отрасли, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и обще методический уровень) - Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения. 

    3. мезотехнологии или модульно-локальные технологии - технологии, осуществляющие отдельные части (модули) учебно-воспитательного процесса, или технологии, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний;

    4. микротехнологии - это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или само воздействию субъектов педагогического процесса (контактно - личностный уровень) Примеры: технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.

    Для описания таких сложных объектов, какими являются педагогические технологии, следует выделить их основные общие качества.

    Описание технологии предполагает раскрытие всех основных ее характеристик, что делает возможным ее воспроизведение.

    Описание (и анализ) педагогической технологии можно представить в следующей структуре.

    1. Идентификация данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой).

    2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса.

    3. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):

    - целевые установки и ориентации;

    основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);

    -позиция ребёнка в образовательном процессе.

    4. Особенности содержания образования:

    · ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);

    · объем и характер содержания образования;

    · дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.

    5. Процессуальная характеристика:

    · особенности методики, применения методов и средств обучения;

    · мотивационная характеристика;

    · организационные формы образовательного процесса;

    · управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);

    · категория учащихся, на которых рассчитана технология.

    6. Программно-методическое обеспечение:

    · учебные планы и программы;

    · учебные и методические пособия;

    · дидактические материалы;

    · наглядные и технические средства обучения;

    · диагностический инструментарий.

    Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.

    Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.

    Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.

    В процессуальной характеристики, прежде всего, определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.

    Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.

    Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к воспитателю, ребенку и общественно-родительскому контингенту лиц.

    Педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

    В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, про ориентационные, психотехнические и др. Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п. По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т.п. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения. По форме можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и игровые педагогические технологии упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады.

    Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, межпредметных связей, с помощью которых учитель не только формирует у школьников конкретные умения и навыки, но:

    —происходит знакомство с историей развития изобразительного искусства;

    —формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

    —овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

    —развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

    —воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника.

    Для того чтобы поддерживать на занятии внимание воспитанников, необходима организация активной мыслительной деятельности. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

    Наиболее эффективными играми на уроках финансовой грамотности являются:

    Фаза игрового действия делает организаторов и участников игры равными в условиях ситуативных столкновений. Педагог здесь такой же игрок, как и все остальные. Никто не знает, каким будет конечный продукт игры, поэтому никто и не может быть в позиции инструктора. Все играющие входят в предложенную педагогом схему, но сами игровые процессы начинают эту схему расшатывать и иногда ломать. Если педагог движется вместе с игрой, то он может в ходе игры конструктивно обогатить собственные представления и схемы.

    Школа-театр. Ни один праздник, ни одно традиционное мероприятие не обходятся без театрализации. Театр — это устойчивая и социально принятая форма игры.

    Ролевая игра — это процесс создания игрового мира с погружением в него игрока как самостоятельной личности. Роль может стать мощным стимулом к самовоспитанию. Многие игроки, которым их роли нравятся, продолжают придерживаться их и в повседневной жизни (например, дивные эльфы очищают от мусора ближайшие леса и парки).

    Финансово-экономические деловые игры. Цель таких игр — подготовка учащихся к рыночной экономике. Для этого моделируются определённые управленческие, экономические, финансовые, бизнес ситуации, в которых формируются умения анализировать их и принимать оптимальные решения.

    Охарактеризуйте вертикальную структуру педагогических технологий. Изложите основные качества современных педагогических технологий. Опишите одну из педагогических технологий с позиции ее качеств.

    Любая педагогическая технология охватывает определённую область педагогической деятельности. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд её составляющих, с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность более широкого (высокого) уровня. В вертикальной структуре можно выделить четыре соподчиненных класса педагогических технологий:

    1. метатехнологии - это образовательный процесс на уровне социальной политики в области образования (социально - педагогический уровень), общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс; Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология  воспитательной работы в данной школе.

    2. макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии охватывают деятельность в рамках какой - либо образовательной отрасли, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень) - Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения. 

    3. мезотехнологии или модульно-локальные технологии - технологии, осуществляющие отдельные части (модули) учебно-воспитательного процесса, или технологии, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач. Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний;

    4. микротехнологии - это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (контактно - личностный уровень)  Примеры: технология формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.

    Для описания таких сложных объектов, какими являются педагогические технологии, следует выделить их основные общие качества.

    Системность.

    Выступает важнейшим качеством любой технологии, как особое качество множества определённым образом организованных компонентов, выражающееся в наличии у этого множества интегральных свойств и качеств, отсутствующих у его компонентов.

    Комплексность.

    Многофакторность и содержательное разнообразие педагогических процессов делает педагогические технологии комплексными, требующими координации и взаимодействия всех элементов.

    Целостность. 

    Целостность педагогической технологии заключается в наличии у неё общего интегративного качества при сохранении специфических свойств элементов.

    Научность.

    Педагогическая технология включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом.

    Концептуальность. 

    Педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то глобальных социальных целей на основе:

    · представлений о процессе и его закономерностях;

    · выбора методологических, идейно-философских позиций, на которых основывается технология;

    · выдвижения гипотезы о механизме освоения общественного опыта.

    Развивающий характер современных педагогических технологий состоит в:

    · направленности на совершенствование педагогического процесса, на развитие личности ребенка;

    · выделении и использовании психогенных факторов развития индивида;

    · выборе и использовании личностного подхода к ребенку и личностной ориентации воспитательного процесса;

    Структурированность.

    Наличие определённой внутренней организации системы, системообразующих связей элементов, устойчивых взаимодействий, обеспечивающих устойчивость и надёжность системы.

    Иерархичность.

     1) Метатехнологии (социально-политический уровень).

    2) Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень).

    3) Модульно-локальные мезотехнологии: частнометодический (модульный) и узкометодический (локальный) уровни.

    4) Микротехнологии (контактно-личностный уровень).

    Логичность. 

    Формально-описательный аспект технологии, зафиксированных в различных документах (проект, программа, устав, карта) и учебно-методическом оснащении (учебно- методическое пособие, разработки, планы).

    Алгоритмичность –

    разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.п.), которые совершаются в определенном пространственном и временном порядке, по алгоритму.

    Преемственность.

    Любая из нижерасположенных в иерархии технологий является частью вышерасположенной, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определенную часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и другим параметрам.

    Вариативность и гибкость технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии.

    Процессуальность (временной алгоритм).

    Педагогическая технология рассматривается как процесс - развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств объектов.

    Управляемость.

    Управление исходит из стратегической направленности технологии, определяемой её ценностями и целями. Оно предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование средствами и методами в целях коррекции, адаптации. Цели и управление рассматриваются как системообразующие факторы педагогических технологий.

    Диагностичность 

    выражается в возможности получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов.

    Прогнозируемость 

    выражается в частности в «гарантированности» достижения определенных целей. Гарантия может быть дана лишь с определенной степенью вероятности и в пределах определенного доверительного интервала значений результата.

    Эффективность.

    Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

    Оптимальность 

    – это достижение максимума результата при минимуме затрат; оптимальная технология представляет лучшую из возможных для данных условий.

    Воспроизводимость

     подразумевает возможность применения (переноса, повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами.
     

    Какие виды педагогических игр существуют? Какие из них Вы считаете эффективными в педагогической практике учителя финансовой грамотности и почему?

    Педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

    В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, про ориентационные, психотехнические и др. Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации

    Для того чтобы поддерживать на занятии внимание воспитанников, необходима организация активной мыслительной деятельности. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

    Для успешного усвоения экономического материала в средней школе, необходимо начинать готовить детей к выполнению экономических и финансовых заданий уже с начальной школы. При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Рассмотрим их.

    Мозаика

    Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

    • Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

    • Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

    • Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.

    • Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

    • Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

    «Один — два — вместе»

    Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

    Дерево решений

    При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.

    Мозговой штурм

    В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

    Мини-исследование

    Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например, в виде таблицы или короткого текста.

    Кейс

    Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, имеется в виду ситуация из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

    Аукцион

    Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:

    • У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).

    • Право ответа на вопрос покупается.

    • Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.

    • Цена может меняться с шагом 5 баллов.

    • Окончательная цена определяется в результате торгов.

    • При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается. Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

    Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind-map)

    Mind-map (ментальная карта, или карта памяти) — способ схематического изображения какой-то идеи или системы. В русских переводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозговых штурмах. Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д. Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственными рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные программы построения диаграмм. Специально для детей предназначена программа Kidspiration (i-Pad).

    Для определенного класса с учётом уровня подготовки учащихся педагог имеет возможность самостоятельно подобрать метод для разъяснения материала по финансовой грамотности.

    Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 1–4 классов, интересны детям, родителям и педагогам.

    Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.

    Охарактеризуйте основные положения методики обучения финансовой грамотности. Какие методы обучения Вы считаете наиболее эффективными в педагогической практике учителя финансовой грамотности и почему?

    Основные положения методики обучения финансовой грамотности

    1.Системно-деятельностный подход к обучению.

    Главная идея подхода – сформировать у учащихся какую-либо деятельность можно только в деятельности, используя различные знаковые системы, связывающие культурную норму деятельности и реальную деятельность субъекта.

    Основные результаты обучения и воспитания направлены на достижения социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития, что обеспечивает большие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

    2. Опора на положения теории развивающего обучения В.В. Давыдова:

    Усвоение школьниками теоретических знаний и соответствующих им умений происходит при решении учебных задач.

    Главным в школьном обучении должен стать метод введения детей в ситуацию учебных задач.

    Первоначально учитель должен организовывать коллективную учебную деятельность (обучающие дискуссии), а за тем создавать условия для постепенного ее превращения в индивидуальную.

    3. Блочно-модульная технология обучения.

    Предметный материал концентрируется вокруг одной темы (в нашем случае вокруг решения определенного круга финансовых задач). Используются определенные формы уроков, каждая из которых направлена на то, чтобы наиболее эффективно реализовывать содержание конкретной учебной деятельности.

    Основной целью данного курса является формирование у обучающихся понимания того, что в современном мире крайне необходимо грамотное управление личными финансами. Поэтому в процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» основное внимание следует уделять не заучиванию финансовых терминов, а развитию у обучающихся умения самостоятельно решать финансовые задачи, выбирая наиболее рациональные стратегии поведения и принимая взвешенные, обдуманные решения. Именно поэтому при изучении курса финансовой грамотности не должны использоваться пассивные методы обучения. Наиболее эффективными в обучении финансовой грамотности я считаю интерактивные методы обучения. Большую часть времени нужно отводить выполнению практических заданий.

    Хорошо подойдет метод «обучение в сотрудничестве», потому, что при реализации данной методики важная роль отводится обсуждению обучающимися конкретных жизненных ситуаций. Учащиеся «проживают» ту или иную ситуацию. Целесообразно использовать такие формы, как командные игры, «мозговые штурмы» и подготовку групповых проектов.

    Еще одним методом, для изучения данного курса считаю тренинг. Так как при использовании т ренинга минимум теории, а основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели деятельности, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В тренингах обычно используются разнообразные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые, имитационные игры, разбор конкретных практических ситуаций, групповые дискуссии.

    Обучающимся в реальной жизни придется решать финансовые вопросы с учетом имеющейся информации и ресурсов. Кейс-метод лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации.

    Одной из форм интерактивных технологий выступает игра, целью которой является изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей. В подготовке учителя эффективны методы, которые наиболее реалистичны, в частности деловые игры и ролевые игры, в ходе которых происходит формирование навыков принятия решения в конкретной ситуации экономического поведения.


    написать администратору сайта