Психология активности. Виды активности в психологии
Скачать 275.94 Kb.
|
Степанов С.Ю. и Семенов И.Н. выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования: - Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. - Коммуникативная рефлексия - рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А. Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком. Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций: - познавательную;- регулятивную; - функцию развития. Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами. - Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта. - Интеллектуальная рефлексия – предметом ее являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач Н.И. Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии: - Логическая – рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида. - Личностная – рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания. - Межличностная – рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации. Уровни рефлексии. А.В. Карповым выделены различные уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания: - 1 уровень - включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека; - 2 уровень предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте; - 3 уровень включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе; - 4 уровень заключает в себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации. Рефлексивный механизм и его этапы. В психологических исследованиях общий механизм рефлексии обычно описывается в виде модели «рефлексивного выхода» субъекта за пределы совершаемого в деятельности или «установления отношения» между ее различными структурными образованиями (производными от позиций участвующих в ней кооперантов) с целью преодоления возникающих в ней «разрывов» и остановок. Впервые этапы процесса рефлексии выделил Г.П. Щедровицкий: 1) Исследование ситуации. 2) Выявление затруднений в деятельности. 3) Установление причин затруднений. 4) Критика старой нормы. 5) Выработка новой нормы. С. Ю Степанов и И.Н. Семенов понимали механизм рефлексии, с точки зрения личностно-смысловой обусловленности, а именно «как переосмысления и перестройки субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, общения, т.е. своего поведения, как целостного отношения к окружающему миру». В процессе переосмысления они выделяют 5 этапов (фаз): 1) актуализация смысловых структур «я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее понимании; 2) исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании различных стереотипов опыта и шаблонов действия; 3) их дискредитация вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий; 4) инновация принципов конструктивного преодоления этих противоречий через осмысление целостным «я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново — собственно фаза «переосмысления»; 5) реализация этого заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации. Итак, рефлексирование – это сложная деятельность, требующая времени, усилий, определенных способностей. Однако именно рефлексия позволяет сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Поведение как форма активности личности. Сущность поведения. Психологически познать человека – это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять его внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понимание, а главное предугадывание поведения других людей является одним из основных мотивов изучения психологии для многих обучающихся. Значительные успехи по выяснению природы человеческого поведения были достигнуты в начале XX в. Впервые основоположником бихевиоризма Д. Уотсоном было провозглашено, что душа человека является принципиально непознаваемой, а человеческое поведение есть проявление двухзвенной схемы: (S – R) стимул – реакция. Данное заявление было закреплено открытием В.М. Бехтеревым «сочетательного рефлекса» или, в терминах экспериментальных исследований И.П. Павлова, «условного рефлекса», которые на целые десятилетия были объявлены фундаментальными постулатами для объяснения поведенческих реакций. В начале 30-х гг. американский психолог Э. Толмен пришел к заключению, что направляющим началом поведения является цель человека, а связи между стимулом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожидание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную картину мира. Итак, поведение в психологии определяется как распределенная в пространстве и времени активность живого организма, направленная на удовлетворение им своих потребностей; совокупность действий и поступков. Поведение – это присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение индивида комбинированно влияют биологические и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды. Поскольку поведение служит удовлетворению потребностей индивида, оно подразделяется на виды в соответствии с характером потребности: ● пищевое; ● защитное; ● половое; ● познавательное; ● родительское; ● социальное; ● служебное и т.п. . Каждую из базисных потребностей индивида могут обслуживать несколько видов поведения. К примеру, половое поведение – это и родительское, и сексуальное, а социальное поведение – это и служебное, и производственное, и гражданское. Поведение является фактором адаптации, которая достигается как путем перестроек внутри организма, так и путем изменений его поведения в окружающем мире. Мышление и сознание являются способами психического обеспечения поведения, а воображение может становиться видом (виртуального) поведения, если индивид затрачивает на него значительную часть своей психической активности. Нейропсихические элементы поведения Любой психический акт представляет собой результат отражения в мозге состояния окружающей действительности или внутренней среды организма. Психика является функцией мозга, направленной на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма к внешней среде, а человека как личности — к социальной среде. Вопросы о взаимодействии мозга и психических процессов, о мозге как субстрате психической деятельности разрабатывались как в психологии, так и в физиологии. По мнению Л. С. Цветковой, в психологии он может быть решен путем развития естественно-научных знаний и теоретических представлений о происхождении, формировании, строении и развитии психических процессов, а в физиологии — об интегративной работе мозга. Среди наук, изучающих проблему взаимодействия мозга и психики, особое место занимает нейропсихология, позволяющая получить реальные факты и знания о работе мозга, его структуре и функциях. Нейропсихологический анализ изменения психических процессов, возникающих при локальных поражениях мозга, позволяет решать многие методологические и теоретические проблемы: проблемы мозга как субъекта психических процессов, роли биологического и социального в формировании психики человека, взаимодействия мозга и высших психических функций (ВПФ). Д.В. Колесов выделяет три базисных нейропсихических явления (и механизма), которые связаны между собой в значительно большей степени (мере), чем принято считать, это : - условный рефлекс; - доминанта; - установка. Условный рефлекс является приобретенным. Изучение условных рефлексов связано в первую очередь с именем И.П. Павлова. Он показал, что новый условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Образование условных связей – это механизм нахождения существом потенциально значимых для него объектов и проявления в отношении к ним своей активности. Условные связи могут возникать лишь на основе безусловных, получая свою долю этой определенности применительно к конкретной разнообразной среде. Значимость объекта функционирует в ЦНС и психике в виде информации о способности удовлетворить какую-либо из потребностей. Базисом условного рефлекса, то есть возникновения связи между двумя стимулами – новым (ситуационным) и уже имеющимся (внеситуационным) – является совпадение их во времени в одном и том же месте. В элементарных поведенческих актах, особенно оборонительного характера, доминирует безусловная значимость, и рефлекторный ответ существа на стимул имеет характер «классической» рефлекторной дуги. Сложное поведение складывается из элементарных и первоначально в большинстве случаев условно-рефлекторных поведенческих актов. Особенностью человека, в сравнении с животными, является его способность к формированию условных рефлексов высокого порядка (до седьмого), обусловливающему появление новых условных связей не только на базе безусловных, но и на базе выработанных ранее условных. Доминанта. У человека множество потребностей, производных от четырех базисных: ● потребности в веществе и энергии; ● потребности в безопасности; ● потребности в продолжении рода; ● потребности в новой информации. Вместе с тем известно, что в центральной нервной системе не бывает «путаницы» при удовлетворении потребностей: как только определится, какая потребность получает право быть удовлетворенной в первую очередь, так ей и подчиняется поведение. Доминанта (от лат. domimns – господствующий) – понятие, предложенное А.А. Ухтомским, обозначающее господствующий в тот или иной временной отрезок очаг физиологического возбуждения в центральной нервной системе, на который происходит «переключение» раздражителей, которые обычно индифферентны относительно этого очага. За счет этого возбуждение «накапливается», а работа других нервных центров тормозится. Установка. Установка относится к числу базисных нейропсихических элементов (организации) поведения наряду с условным рефлексом и доминантой. При этом установка несет в себе черты и условного рефлекса, и доминанты. От просто условного рефлекса установка отличается тем, что: ● представляет собою рефлекс с отсроченным ответом: эта отсроченность между стимулом и реакцией позволяет охватить определенный период времени, следующий за действием фактора, и учесть дополнительные обстоятельства (посредством процесса объективации); ● установка может образовываться (по типу условного рефлекса) не только в ответ на внешние стимулы, но также и в ответ на происходящие в психике процессы. Установка – это психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Данное явление открыто немецким психологом Л. Ланге. Благодаря установкам психическая деятельность организуется так, что, даже забывая на время свою цель, индивид может ей следовать фактически. Установка позволяет также преодолевать сиюминутные отвлечения – а вернее, отвлекаясь на текущее, не терять направленности действий на главное: в этом она более гибкая, чем доминанта, хотя и обладает ее чертами. Базисные факторы в поведении. Особенности поведения индивида определяются: ► уровнем его активности; ► характером его потребностей (в том числе настоятельностью потребностей и развитостью всей их системы); ► числом и качеством связей с окружающим; ► природой наиболее значимых для него факторов, определяющих круг его интересов и характер его ценностных ориентаций. Базисные факторы в поведении: 1.Связь – универсальное условие всего происходящего. Связь – это такое взаимное пребывание (расположение, нахождение) материальных объектов во времени и пространстве, которое делает высоковероятным их взаимодействие. 2.Значимость (чего-либо) – мера жизненной необходимости (этого). И мера вероятности затруднения или прекращения жизни в случае отсутствия, дефицита (этого). 3. Потребностное тяготение. В основе установления самых разнообразных связей живых существ с окружающим, а также конкретных свойств этих связей лежат потребности и свойственное им проявление тяготения («биологического притяжения») живых существ к тем или иным объектам, процессам, явлениям, которые способны служить продолжению их жизни, поддержанию жизнедеятельности. 4. Активность и взаимодействие. Поведение существа – это проявление его активности. Качества поведения зависят от уровня информированности индивида, от его энергии и силы. Реализуется поведение в форме воздействий на объекты окружающего мира и взаимодействий с ними – всегда в соответствии с характером потребностей и наличными условиями. Привычки и поведение. Схема формирования привычки В жизни человека привычки играют очень важную роль: полезные – благоприятную, вредные – неблагоприятную. Поведение складывается из действий, а действие – из отдельных движений, имеющих определенную последовательность (сочетание) и направленных на какой-либо объект всегда с целью овладения им. Привычка – это действие, которое становится для индивида как бы обязательным, причем не с точки зрения его обязанностей перед кем-либо, а как бы его обязанностью перед самим собой. Если индивид не выполнил привычного действия, он ощущает определенное беспокойство и психологический дискомфорт. Понятие привычки подразумевает не только способность индивида произвести определенное действие, но и потребность сделать это. А формирование привычки означает не столько возникновение нового навыка, сколько появление побуждения к постоянному осуществлению соответствующей последовательности движений или действий. Таким образом, понятие привычки означает: ♦ обязательность действия (в той или иной ситуации); ♦ приоритет данного действия перед другими (в этой ситуации); ♦ четкую определенность того или иного действия (в той или иной ситуации). Для превращения действия в привычку важна регулярность его осуществления, включение в качестве постоянного элемента в систему действий индивида. Само по себе действие редко может стать привычным, если оно осуществляется вне системы действий, в которую оно включается в качестве элемента. Или же если в основе его осуществления не лежит какая-либо потребность, изначально заложенная природой. Схема формир. привычки: значимое действие+время+ситуация = привычка. Влечения как движущая сила поведения. З. Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество ее остается при этом тем же самым). Согласно теории З. Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. По З. Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются влечениями. Во влечениях проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. З. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется влечениями. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Удовлетворение влечения как таковое является «конечной причиной любой активности». З. Фрейд считал, что у человека следует вскрыть ту биологически-витальную динамику влечений, которая лежит в основе поведения всех живых существ. В этом и состоят, собственно, действующие в неразрывной последовательности психические процессы, т. е. бессознательное. В потоке сознания бессознательные процессы не составляют исключения, напротив, содержание сознания представляет собой фрагментарное и видоизмененное производное от непрерывной деятельности бессознательного. Такая деятельность построена не на пассивном реагировании организма на воздействия окружающей среды, а на активном устремлении и противоборстве заложенных в живом существе сил. О фрейдовской теории мотивации поведения дает представление модель редукции влечения. Модель редукции влечения построена на гомеостатическом и гедонистическом представлениях. Согласно первому из них, равновесие организма тем выше, чем ниже уровень накопившегося раздражения. Согласно второму, всякое, снижение этого уровня сопровождается чувством удовлетворения, всякое повышение – чувством неудовлетворения. Иными словами, активность психического аппарата подчинена принципу удовольствия–неудовольствия. Характеристики влечений с точки зрения психоанализа. Если влечение определяется как врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения то само телесное возбуждение, из которого оно возникает, называется потребностью. В связи с этим влечения считаются движущими факторами личности. Однако, они не только побуждают поведение, но и определяют его направленность. Иными словами, влечение осуществляет избирательный контроль за поведением, повышая сензитивность к определенному виду стимуляции. Голодный более чувствителен к пищевым стимулам, сексуально возбужденный человек с большей вероятностью отреагирует на эротические стимулы. Но вместе с тем, организм также может активизироваться и внешней стимуляцией. Любое влечение имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник влечения — состояние организма (соматический процесс в органе или части тела) или потребность, вызывающие это состояние (например, голод или жажда). Цель влечения всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивида, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) влечения. Однако, объект – это не только конкретный человек, предмет или условие, удовлетворяющее потребности; он также включает поведение, направленное на поиск необходимого предмета или условия. Ключом к пониманию динамики энергии влечений и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения влечения невозможен. В подобных случаях влечение может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте. Стимул (напряжение) представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения влечения. Оно может быть оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели. Закономерности проявления влечений с точки зрения психоанализа В результате долгих научных исканий З.Фрейд пришел к выводу о существовании антагонистических влечений: жизни (эрос) и смерти (танатос). Следует более подробно остановится на важнейших положений его теории, которые оказали влияние на дальнейшее развитие исследований особенностей и объяснения причин человеческого поведения. Первое. Влечения могут проявлять себя по-разному. Если при большой интенсивности влечения отсутствует объект, необходимый для его удовлетворения, то неосуществившиеся желания проникает в сознание в виде представлений о прежнем удовлетворении влечения. Влечения могут смещаться на другие объекты, они могут сублимироваться (т. е. внешне направляться на несексуальные цели) и, наконец, вытесняться. В последнем случае они оказывают скрытое влияние на переживания (проявляется в содержании сновидений) или на поведение (проявляется в ошибочных и симптоматических действиях или невротических нарушениях). Второе. В теоретических построениях Фрейда психическая жизнь, понимаемая как постоянный конфликт противоречивых тенденций внутри личности, предстает в виде иерархии трех механизмов. Поиску удовлетворения (Оно) противостоит моральный контроль (Сверх-Я), а примирением их через достижение компромисса занимается механизм приспособления к реальности (Я). Оно (Id) – представляет собой источник и резервуар всей побудительной энергии, включает все то психическое, что является врожденным и возникает сразу после рождения ребенка, включая влечения. Оно тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. З. Фрейд назвал Оно «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности. В результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения, когда энергия нарастает и уровень напряжения организма повышается, человек переживает дискомфортное состояние напряжения. В ответ Оно начинает действовать таким образом, чтобы немедленно снизить напряжение и вернуть организм на приемлемый постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Оно, называется принципом удовольствия. Для того, чтобы избежать напряжения или боли, получить удовольствие – Оно может использовать два процесса: рефлекторные действия, которые представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания, обычно сразу снижающие напряжение, и более сложные действия (первичный процесс) Первичный процесс – это попытка высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем энергия переместится. Лучшим примером первичного процесса у здорового человека является сновидение, которое представляет исполнение или попытку исполнения желания. Я (Ego) – появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. Основное различие между Оно и Я заключается в том, что Оно знает только субъективною реальность, в то время как Я различает внутреннее и внешнее. Я подчиняется принципу реальности – сдерживает разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения потребностей при минимуме болезненных и неприятных последствий. Иными словами, принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения позволяет реализовать именно принцип удовольствия. Сверх–Я (Superego) – это внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний. Иными словами, эта структура функционирует, чтобы контролировать поведение в соответствии с правилами общества, предлагая награды (чувство гордости, любви к себе) за «хорошее» поведение и наказания (чувства вины и неполноценности, а также самонаказание в виде так называемых несчастных случаев) за «плохое» поведение. Поэтому Сверх–Я – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом (принцип долженствования). В отличие от Я, Сверх–Я не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей: оно их постоянно блокирует. Третье. Взрослая личность есть результат истории влечений, причем особое значение имеет детство. Препятствия, возникающие на пути удовлетворения влечений, особенно в раннем детстве, имеют серьезные последствия и причиняют сильный ущерб способности человека работать и любить. Четвертое. Развитие влечений проходит несколько психосексуальных фаз в соответствии со сменой так называемых эрогенных зон. Эрогенная зона – это участок кожи или слизистой, высоко чувствительный к раздражению; если им определенным образом манипулировать, это снижает напряжение и вызывает удовольствие. Одну из таких зон образуют губы и ротовая полость, другую – анальная область, третью – половые органы. На каждой из фаз доминирует определенная эрогенная зона, ее раздражение доставляет максимальное чувственное удовлетворение. Порядок смены эрогенных зон следующий: оральная фаза – сосание, глотание, жевание, кусание – тенденции к поглощению и насыщению, оральной агрессии («кусающий рот»); анальная фаза – работа кишечника – тенденции к удержанию и выделению, контролю собственного поведения; фаллическая и генитальная фазы – тенденции к доминированию, проявлению власти и контроля над поведением других людей. Развитие влечения может фиксироваться на одной из фаз. Травмирующие переживания могут отбросить развитие на более ранние стадии (регресс). |