|
Практическое задание №4 по предмету Теории и технологии начального языкового образования. Практическое задание -4. Виды упражнений Характеристика упражнений
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью)
(код и наименование направления подготовки, специальности)
44.03.02 Психология и педагогика начального образования
(направленность (профиль) / специализация) Практическое задание №_4_ по учебному курсу «_Теории и технологии начального языкового образования
(наименование учебного курса)
Студент(И.О. Фамилия) Маргарита Станиславовна Алехина
Группа ППОбп-1902а
Преподаватель
(И.О. Фамилия) Мария Михайловна Матвеева
Тольятти 2022
Виды упражнений
| Характеристика упражнений
| грамматико-орфографический разбор
| Такой разбор нужен для того, чтобы выработать у учащихся понимание соотношений между орфографическими и грамматическими явлениями, умение обнаруживать орфографические трудности, «сомнительные» написания, распознавать то или иное изученное явление среди других явлений.
Основные этапы разбора:
- найти в предложении или в связном тексте слова или части слов, которые надо проверить,
- определить, к какому разряду явлений относится данное явление (безударная гласная в корне, в окончании, в приставках, мягкий согласный и т.д.),
- указать, как надо проверить написание,
- найти и проверить аналогичные случаи. Грамматико-орфографический разбор используется и как самостоятельное упражнение, и как элемент других упражнений: при списывании, в диктанте и т.п.
| списывание
| Существуют следующие виды обучающего списывания:
- списывание с грамматическим или орфографическим комментированием,
- списывание с выделением орфограмм или грамматических форм,
- списывание со вставкой пропущенных букв,
- списывание с частичной перестройкой текста,
- списывание с грамматическим разбором.
Механизм списывания:
а) прочтение слов или текста с установкой на обнаружение орфограмм;
б) запоминание правильного написания с постепенным увеличением объема запоминаемого;
в) запись – воспроизведение на письме того, что запомнил, с соблюдением требований каллиграфии;
г) в необходимых случаях – уточнение того, чего память не сохранила;
д) выделение орфограмм, их подчеркивание;
е) комментарий к орфограммам – вслух или про себя;
ж) проверка орфограмм по алгоритму – обычно свернутому;
з) проверка по книге.
Списывание как методический прием имеет разную степень сознательной работы ученика: от простого копирования, которое тоже бывает необходимо, до полного, несвернутого решения грамматико-орфографических задач.
| диктанты
| Существуют следующие виды диктантов: слуховые, зрительные, «самодиктанты» и творческие диктанты.
Слуховой диктант определяют как такое орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, сочетаний, текста, переводит его в графический код, т. е. пишет, руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях. Его механизм:
а) акустическое восприятие диктуемого текста;
б) его смысловое понимание; языковой анализ: лексический, грамматический, орфографический;
в) внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим изображением;
г) на этой основе – мысленное выделение орфограмм;
д) их проверка различными способами, преимущественно с помощью правил;
е) запись; проверка и запись должны совпадать во времени, иначе пишущий будет отставать, волноваться и, разумеется, ошибаться (темп диктовки нацелен на быстрое письмо);
ж) запись, самопроверка.
После завершения диктанта учитель дает время на окончательную проверку всего текста.
Слуховые диктанты должны проводиться системно.
Зрительный диктант – это такие орфографические упражнения, которые исключают слуховое восприятие, не опираются на звучание слова. Они формируют зрительный фактор в орфографии.
Механизм зрительного диктанта:
а) прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание;
б) повторное прочтение с выделением и осознанием;
в) внутреннее или громкое проговаривание, проверка и комментирование орфограмм;
г) запись на основе зрительного образа слов;
д) самопроверка по образцовому тексту.
В механизме зрительного диктанта побуквенное проговаривание не исключается.
Самодиктант(диктант «проверяю себя») – это, в сущности, вариант зрительного диктанта: он ориентирован на самостоятельную работу без учителя. Его порядок:
а) внимательное прочтение значительного отрывка текста,
б) выявление в нем орфограмм, после чего текст убирается.
в) запись
г) проверка по образцу.
Это способ преодоления отставания в правописании. Работа требует длительной системы, без нее вряд ли удастся добиться улучшения грамотности.
Творческий диктант возвращает учителя и учащихся к исходной идее письма как графически зафиксированной речи, где орфография выполняет вспомогательную функцию при главенствующей цели – передаче содержания мысли, смысла в тексте. В этой цели творческий диктант смыкается с сочинением как средством развития речи, речевого творчества.
По содержанию диктанты бывают словарные, могут содержать предложения, не составляющие связного текста, и текстовые (приближены к естественным условиям письма). Словарные диктанты более конкретны и направлены на орфографическую тему.
По цели проведения:
предупредительные – орфограммы комментируются до письма;
объяснительные – орфограммы объясняются после написания;
контрольные, или проверочные, проводятся либо по следам изучения крупной темы, либо в конце четверти, полугодия или года.
Для контрольного диктанта «Нормы оценки» устанавливают минимумы объема текста для каждого класса.
| лексико-орфографические упражнения
| Проведение лексико-орфографических упражнений со словами предполагает проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. Для этого используются следующие задания:
1.Объяснить значение выделенных /подчеркнутых слов в предложении;
2. Найти в предложениях слова, близкие по значению к какому – либо слову.
3. Найти в предложениях слова, противоположные по значению:
4. Подобрать к каждому из слов близкое по значению слово:
5. Подобрать к каждому из слов противоположное по значению слово:
6. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова.
7. Составить предложение или небольшой текст, где можно употребить любое из предложенных выражений.
| изложения
| Изложение – творческая работа, заключающаяся в устном или кратком письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста.
Письменное изложение требует от учащихся следующих навыков:
- понимать прослушанный текст, вникая в тему и определяя основную мысль, выстраивать логическую последовательность услышанного;
- правильно выстраивать тип и стиль речи: рассказ, описание, раздумье, с признаками авторского стиля;
- помнить конкретные факты, выстраивать их в последовательности изложения;
- понимать тему, воссоздавать услышанное, с учетом особенностей речевой стилистики;
- оформлять изложение как автономное высказывание с наличием начала и концовки;
- совершенствовать изложение, отталкиваясь от основной мысли исходного текста.
По типам речи, которые используют в текстах, изложения подразделяют на:
- повествовательные;
- описательные;
- изложения-рассуждения.
Все изложения можно разделить на следующие виды:
по отношению к объёму исходного текста различают подробные и сжатые изложения. Задача подробного изложения – воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста. Задача сжатого изложения – передать это содержание кратко, обобщённо;
по осложнённости языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим, стилистическим и др. заданиями. Среди этих заданий можно выделить 2 типа:
- предлагается изменить форму лица, времени, наклонения, например, передать содержание исходного текста в форме не прошедшего времени, а настоящего;
- предлагается употребить в изложении определённые слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте;
по восприятию исходного текста различаются изложения
- прочитанного, воспринятого зрительно текста;
- услышанного, воспринятого на слух текста;
- текста, воспринятого на слух и зрительно.
по степени знакомства с исходным текстом различают изложения незнакомого и знакомого, т.е. воспринятого ранее, известного учащимся текста;
по отношению к содержанию исходного текста различаются изложения полные, выборочные, с дополнительным заданием. В полных изложениях содержание исходного текста передаётся полностью. В выборочных изложениях воспроизводится какая-то одна тема из находящихся в разных частях тем (микротем) исходного текста. В изложениях с дополнительным заданием исходных текст перерабатывается так, что в итоге его содержание не совпадает с созданным.
Для каждого вида изложений делается памятка. Например, для сжатого типа изложений существует следующий алгоритм:
1. Перечитай текст, отметь в нём те отрывки, которые относятся к герою.
2. Определи, о чём говорится в каждом отрывке. Пронумеруй каждый отрывок. Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему. Если есть, поставь один и тот же номер.
3. Просмотри отрывки, расположи их по порядку, сгруппировав их.
4. Подбери к ним заглавия.
5. Просмотри ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки содержанию отрывков.
6. Расскажи о герое, пользуясь планом.
Тексты подбираются таким образом, чтобы можно было показать детям, что в одних случаях весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказа не требуется вносить изменений в исходный текст, в других – нужный для выборочного пересказа материал рассредоточен по разных местам. Далее работа может строиться так:
- Учитель (или школьник, подготовленный заранее) выразительно читает текст.
- Беседа по содержанию. Определение жанра отрывка, формулировка основной мысли.
- Выделение объектов описания.
- Повторное чтение с установкой на изучающее слушание (выбрать материал, нужный для описания предмета, героя, события). Работа идёт параллельно на доска и в тетрадях.
- Анализ каждого выбранного детьми предложения сточки зрения его возможности для описания (в результате одни предложения исключаются, другие записываются). Так составляются рабочие материалы. Имея их перед глазами, дети убеждаются в том, что для пересказа необходимо изменить эти предложения, их последовательность, связать между собой.
- Беседа о форме нового текста на основе выбранного материала: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные части. Составление плана (внимание детей обращается на то, что план описания не соответствует последовательности изложения).
| |
|
|