Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селекционная средняя образовательная школа»
города Славгорода Алтайского края Тема: Выжигание по дереву «Вдохновение».
Творческий проект
Работу выполнил:
Винников Сергей Сергеевич,
ученик 9 класса МБОУ «Селекционная СОШ»
Руководитель работы: Лаутеншлегер Екатерина Александровна, учитель технологии
МБОУ «Селекционная СОШ»
с.Селекционное 2020 ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение. …………………………………………………………………….3
2. История возникновения ………………………………………………….3
3. Приемы и способы выжигания по дереву……………………………….4
3. 1Приемы выжигания………………………………………………………4
3.2 Способы выжигания………………………………………………………5
3.3 Правила техники безопасности при работе с выжигателем…………6
4. Технологический этап………………………………………………………6
4.1 Обоснование выбора материалов и инструментов……………………6
4.2 Подготовка материала к выжиганию…………………………………..7
4.3 Разработка аналогов изделия…………………………………………….8
4.4 Последовательность выполнения работы………………………………8
5. Экономическая оценка проекта……………………………………………9
6.Заключение……………………………………………………………….……9
7. Список литературы………………………………………………………….10
Приложение 1. …………………………………………………………………11
Приложение 2……………………………………………………………..……11
Приложение 3…………………………………………………………………..13
1.Введение
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
С глубокой древности народные умельцы не только создавали из дерева необходимые предметы домашней утвари, но и стремились украсить их. В той или иной форме выжигание по дереву встречается в культуре всех народов и насчитывает не одну тысячу лет.
Тема моего проекта весьма актуальна, т.к. приобщение к обучению народным ремеслом - в частности, выжиганию по дереву - предполагает решение проблемы культурной преемственности, эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.
Целью проекта является расширение кругозора и отработка приемов работы в технике выжигания по дереву.
Основные задачи, поставленные для достижения цели:
изучить историю выжигания по дереву; изучить основы техники безопасности при выжигании по дереву; изучить основные приемы и правила выжигания по дереву; подготовить необходимые материалы и оборудование; подобрать необходимую технику для декорирования деревянного пано; овладеть простой техникой выжигания по дереву; оценить проделанную работу.
Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700 г. до н.э.. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в IX-X вв. Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.
Начиная с XVII века, в Сергиевом Посаде выделилось производство деревянной игрушки, получившей название «Троицкой». А к концу XIX века началось массовое изготовление матрёшек, украшенных выжиганием. В начале прошлого века выжженными узорами начали украшать солонки, ковши, шкатулки.
В конце XIX века, в начале XX в. выжигание стало популярным среди населения. Им стали увлекаться и высшие слои общества.
В это же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой с двумя отверстиями, с выходящими резиновыми трубками.
В середине XX века появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно и детям. Кроме того, учёными новосибирского академгородка был придуман ещё один, дополнительный инструмент для выжигания. В этой технике, она называется «новосибирская тоновая пирография», вместо раскалённой иглы используется специальный прибор, представляющий собой духовую горелку, которая позволяет выжигать огнём, как кистью.
Выжигание осуществляется не только по древесине, а вообще по любому материалу, изменяющему внешний вид под воздействием температуры — ткани, кожи, бумаге, картону и др.
Приемы и способы выжигания по дереву.
3.1. Приемы выжигания
Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.
Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнении контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.
Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.
Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».
Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.
3.2. Способы выжигания
Существуют несколько различных способов выжигания – пирография, пиротипия, выжигание кислотой, трением, на огне или горячем песке, увеличительным стеклом на солнце.
Пирография в переводе с греческого означает «горячее рисование». В данном случае рисунок наносят на поверхность древесины, фанеры, пробки или любого другого органического материала с помощью раскаленной иглы. Под воздействием температуры, превышающей 150 °С, внешний вид материала начинает изменяться. В настоящее время пирография очень популярна как самодеятельный или детский вид творчества благодаря электрическому пирографу. Впрочем, уже существуют приборы, наносящие рисунок с помощью лазера.
Пиротипия, что в переводе с греческого означает «огненная печать», представляет собой декорирование древесины с помощью горячих оттисков раскаленных металлических штемпелей.
Выжигание на деревянных изделиях выполняют и с помощью кислоты. Поверхность доски красят в темный цвет, затем нанесенный на нее рисунок вытравляют кислотой.
Многие мастера декорируют небольшие деревянные изделия на токарном станке благодаря трению. Для чего прикладывают кусочек древесины твердой породы к изделию, которое вращается на станке. Верхний слой поделки обугливается от трения, и получается коричневая полоса.
В старину узоры на изделиях часто выжигали с помощью огня и горячего песка.
Контуры рисунка ярче выступают на закопченной древесине. Из древне мастера часто обрабатывали деревянные изделия дымом. Для этого на изделии сначала вырезали узор при помощи стамески. Затем чадящим пламенем проводили по наклоненной поверхности изделия, равномерно закрашивая ее. В результате фон становился темным и на нем проступал светлый узор.
В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.
В наше время выжигание по дереву выполняется электровыжигатель. Он состоит из понижающего трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.
3.3. Правила техники безопасности при работе с выжигателем
Для безопасной работы с электровыжигателем нужно иметь резиновый коврик, заготовка должна быть сухая, руки тоже сухие.
Строго следовать правилам безопасности:
Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя. Периодически проветривать помещение. Не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра. Оберегать руки и одежду от прикосновения пера. Инструмент класть на металлическую подставку. Через 15-30 минут делать перерыв. При работе нельзя сильно нажимать на перо. В конце линии перо необходимо резко отрывать от рисунка. Не следует наклоняться близко к месту выжигания. Берегите руки и одежду от прикосновения раскаленного пера. После окончания работы электровыжигатель должен быть отключен от электрической сети.
4. Технологический этап.
4.1. Обоснование выбора материалов и инструментов
Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат.
Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания используют березовую фанеру или мягкие виды дерева (тополь, ольха, липа).
Поверхность необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать.
Предварительно надо подготовить рисунок, который будет выжигаться. Также, очень важно правильно перенести рисунок на дерево. Для этого выбранный образец копируют на кальку, а затем через копировальную бумагу – на тщательно зачищенную поверхность доски. Для нанесения на поверхность дерева рисунка нужен мягкий карандаш можно стереть при помощи ластика. Наждачная бумага требуется для подготовки поверхности дерева к выжиганию.
4.2. Подготовка материала к выжиганию
Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола, поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудистых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.
Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.
Таблица 1.
Подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы.
| Название
| Назначение
| Материалы
| Спил дерева
| Основой материал
| Инструменты
| Пассатижи
| Для замены насадок
| Канцелярские принадлежности
| Нанесение рисунка
| Выжигатель по дереву
| Нанесение рисунка с использованием тепловой энергии
| Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат. Древесину можно купить в магазине в виде готовых разделочных или чертёжных досок, фанеры, шпона или выпилить самому. При выборе древесины следует учитывать:
порода не должна быть смолистой; на мягких породах выжигать легче; древесина должна быть с однородной мелкопористой структурой, без трещин, сучков, смоляного кармашка и других дефектов; выбор цвета древесины зависит от предложенного рисунка, более яркий и выразительный узор получается на дереве светлых пород; дерево нужно хорошо просушить, иначе оно покоробиться; поверхность материала должна быть ровной и чистой.
4.3. Разработка аналогов изделия
Было рассмотрено несколько вариантов пано и несколько вариантов рисунков для выжигания. См. приложения.
4.4. Последовательность выполнения работы
Подготовка заготовки (зачистка поверхности, замер ширины и высоты) и рисунка, который нужно будет на нее нанести. Нанесение рисунка на заготовку. Выжигание контуров рисунка, нанесение теней (сначала аккуратно выжигаем контуры, после чего делаем детальную прорисовку теней, слегка нажимая на перо). Покрытие готового изделия лаком (с помощью кисти тонким слоем наносим лак на поверхность разделочной доски с рисунком).
Экономическая оценка проекта
С экономической точки зрения изготовление картины в технике выжигания по дереву не является дорогостоящим. Мне необходимо купить «древесину» и лак.
Таблица 2.
Расчет себестоимости проекта
№
| Наименование материалов
| Кол-во
| Стоимость
| Всего, руб.
| 1
| Спил дерева
| 1
| В наличии
| 0
| 2
| Выжигатель по дереву
| 1
| В наличии
| 0
| 3
| Лак
| 150 г
| В наличии
| 0
| 4
| Пассатижи
| 1
| В наличии
| 0
| 5
| Канцелярские принадлежности
|
| В наличии
| 0
| Всего:
| 0 рублей
| Время изготовления.
Примерное время на изготовление одной картины:
1 час подготовка и обработка спила.
3 часа работа по выжиганию
Самооценка.
Изделие выполнено аккуратно, в соответствии с запланированными в начале работы над проектом критериями. При изготовлении данного изделия вред окружающей среде не нанесен. Изделие может послужить отличным подарком.
Технология изготовления картины в технике выжигания по дереву достаточно проста и не требует дорогостоящих материалов и инструментов. В дальнейшем я планирую изучать новые техники.
Заключение
Бесспорно, что успех задуманного определяется не только врожденной способностью к творчеству, но и особой интуицией, или вкусом. Как и в других искусствах, науке или ремесле, здесь необходим определенный минимум знаний и навыков, без которых процесс изготовления изделия превращается в неблагодарный труд, а его результаты становятся источником досады и плохого настроения.
Мое изделие отличается продуманным дизайном, удачным подбором рисунка, тщательностью исполнения. Правильно выполненные линии рисунка обеспечивают отличный внешний вид и эстетичность.
В данной работе исследована история возникновения выжигания по дереву, изучены технология изготовления картины с помощью техники выжигания по дереву и основные инструменты, необходимые для работы.
Были изучены основные виды выжигания, работа дополнена наглядными иллюстрациями.
Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивает тонкую моторику руки и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка. Современные выжигательные приборы очень удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации.
Список литературы
ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ – Информационный портал для любителей пирографии – http://pyrography-fireart.ru. УОТЕРС СЬЮ – «ПИРОГРАФИЯ или искусство выжигания по дереву», 2004 г. ЮРИЙ ПОДОЛЬСКИЙ - ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ. ТЕХНИКИ, ПРИЕМЫ, ИЗДЕЛИЯ – http://profilib.com/chtenie/85806/yuriy-podolskiy-vyzhiganie-po-derevu-tekhniki-priemy-izdeliya-16.php http://www.tatianka.ru/goods/pyrography-tools/
Приложение 1.
Приложение 2. Варианты пано.
Приложение 3. Последовательность выполнения работы.
|