Главная страница
Навигация по странице:

  • АНЮТА ДРУЖИНИНА

  • ВАЛЕНТИНА ОСЕЕВА «НАВЕСТИЛА»

  • БОРИС АЛМАЗОВ ЧТОБЫ ПОМНИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ!

  • НИКОЛАЙ НОСОВ «БОБИК В ГОСТЯХ У БАРБОСА»

  • ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ «НИЧЕГО ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ»

  • ЕЛЕНА ДОЛГОПЯТ «ЧАСЫ»

  • ГРИГОРИЙ ЕФРЕМОВ «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

  • ТУВЕ ЯНССОН ВОЛШЕБНАЯ ЗИМА

  • ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ «ТИХА УКРАИНСКАЯ НОЧЬ»

  • Живая классика тексты. Виктор голявкин мы играем в антарктиду


    Скачать 44.46 Kb.
    НазваниеВиктор голявкин мы играем в антарктиду
    Дата28.03.2023
    Размер44.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЖивая классика тексты.docx
    ТипДокументы
    #1020859

    ВИКТОР ГОЛЯВКИН — МЫ ИГРАЕМ В АНТАРКТИДУ

    Мама куда-то ушла из дому. И мы остались одни. И нам стало скучно.

    Мы перевернули стол. Натянули на ножки стола одеяло. И получилась палатка. Словно мы в Антарктиде. Там, где сейчас наш папа.

    Мы с Витькой влезли в палатку. Мы были очень довольны, что вот мы с Витькой сидим в палатке, хотя и не в Антарктиде, но как будто бы в Антарктиде, и вокруг нас льды и ветер. Но нам надоело сидеть в палатке.

    Витька сказал:

    — Зимовщики не сидят так всё время в палатке. Они, наверное, что-нибудь делают.

    — Наверняка, — сказал я, — они ловят китов, тюленей и что-нибудь ещё делают. Конечно, они не сидят так всё время!

    Вдруг я увидел нашу кошку. Я закричал:

    — Вот тюлень!

    — Ура! — крикнул Витька. — Хватай его! — Он тоже увидел кошку.

    Кошка шла нам навстречу. Потом остановилась. Внимательно посмотрела на нас. И побежала обратно. Ей не хотелось быть тюленем. Она хотела быть кошкой. Я это сразу понял. Но что мы могли поделать! Мы ничего не могли поделать. Надо же нам ловить кого-то! Я побежал, споткнулся, упал, поднялся, но кошки уже нигде не было.

    — Она здесь! — орал Витька. — Беги сюда!

    Из-под кровати торчали Витькины ноги.

    Я полез под кровать. Там было темно и пыльно. Но кошки там не было.

    — Я вылезаю, — сказал я. — Здесь кошки нет.

    — Здесь она, — доказывал Витька. — Я видел, она побежала сюда.

    Я вылез весь пыльный и стал чихать. Витька всё под кроватью возился.

    — Она там, — твердил Витька.

    — Ну и пусть, — сказал я. — Я туда не полезу. Я целый час там сидел. С меня хватит.

    — Подумаешь! — сказал Витька. — А я?! Я больше тебя здесь лазаю.

    Наконец Витька тоже вылез.

    — Вот она! — крикнул я.

    Кошка сидела на кровати.

    Я чуть было её не схватил за хвост, но Витька толкнул меня, кошка прыг — и на шкаф! Попробуй её достань со шкафа!

    — Какой же это тюлень, — сказал я. — Тюлень разве может сидеть на шкафу?

    — Пусть это будет пингвин, — сказал Витька. — Как будто бы он сидит на льдине. Давай будем свистеть и кричать. Он тогда испугается. И со шкафа прыгнет. На этот раз мы пингвина схватим.

    Мы стали орать и свистеть что есть мочи. Я, правда, свистеть не умею. Свистел только Витька. Зато я орал во всё горло. Чуть не охрип.

    А пингвин будто не слышит. Очень хитрый пингвин. Притаился там и сидит.

    — Давай, — говорю, — в него что-нибудь кинем. Ну, хотя бы подушку кинем.

    Кинули мы на шкаф подушку.

    А кошка оттуда не прыгнула.

    Тогда мы на шкаф закинули ещё три подушки, мамино пальто, все мамины платья, папины лыжи, кастрюльку, папины и мамины домашние туфли, много книг и ещё много всего. А кошка оттуда не прыгнула.

    — Может быть, её нет на шкафу? — сказал я.

    — Там она, — сказал Витька.

    — Как же там, раз её там нет?

    — Не знаю! — говорит Витька.

    Витька принёс таз с водой и поставил его у шкафа. Если вздумает кошка со шкафа прыгнуть, пусть прямо в таз прыгает. Пингвины любят в воду нырять.

    Мы ещё кое-что покидали на шкаф. Подождали — не прыгнет ли? Потом подставили к шкафу стол, на стол стул, на стул чемодан и на шкаф полезли.

    А там кошки нет.

    Исчезла кошка. Неизвестно куда.

    Стал Витька со шкафа слезать и прямо в таз плюхнулся. Воду разлил по всей комнате.

    Тут мама входит. А за ней наша кошка. Она, видимо, в форточку прыгнула.

    Мама всплеснула руками и говорит:

    — Что здесь происходит?

    Витька так и остался в тазу сидеть. До того напугался.

    — До чего удивительно, — говорит мама, — что нельзя их оставить одних на минутку. Нужно же натворить такое!

    Нам, конечно, пришлось убирать всё самим. И даже пол мыть. А кошка важно ходила вокруг. И посматривала на нас с таким видом, как будто бы собиралась сказать: «Вот, будете знать, что я кошка. А не тюлень и не пингвин».

    Через месяц приехал наш папа. Он рассказал нам про Антарктиду, про смелых полярников, про их большую работу, и нам было очень смешно, что мы думали, будто зимовщики только и делают, что ловят там разных китов и тюленей…

    Но мы никому не сказали о том, что мы думали.

    АНЮТА ДРУЖИНИНА  МОНОЛОГ «МАМА»

    Если меня спросят, что я больше всего боюсь потерять, я отвечу, тебя, Мама. Ты, мой самый большой подарок, что уготовила мне судьба и её самая большая награда.
    С возрастом дети забывают про мам, ты знаешь, что так иногда случается. И это не значит, что с возрастом у нас начинаются проблемы с памятью, что всё из неё стирается. Нет. Это мы всё стираем и их в том числе. Мы начинаем реже звонить, реже спрашивать «как дела?», интересоваться её здоровьем, как прошёл день, кого она видела, что ей снилось, что она кушала и о чем она мечтает сейчас. А ведь она тоже мечтает.
    Мы погружаемся в свои заботы, забыв о заботе её сердца. А ведь когда-то и мне предстоит стать тобой, Мама.
    Иногда я чувствую себя ужасной дочерью, недостойной твоей любви. Сколько ты отдала мне времени и тепла, сколько подарила мне поцелуев и объятий, сколько сказала мне нежных слов. Сколько? Разве есть такая единица измерения, чтобы всё это вычислить. Нет. Нет таких цифр, чтобы передать киловатты твоего тепла и вольты твоей нежности. Нет такого прибора, который бы измерил силу твоей любви…
    Ты всегда поддерживала меня и считала меня самой красивой и лучшей. Ты пыталась убедить меня в этом, заставляла поверить в себя так, как ты в меня верила, смотреть на себя твоими глазами и видеть то прекрасное, что сама видела во мне.  Ты вместе со мной боролась с моими неудачами, переживала мои потери, делила боль, разделяла слёзы. Ты всегда оказываешься рядом.
    Ты старалась отдать всё, что есть, ничего не жалея. Ради меня, для меня и во имя меня…Ты щедро отдавала свои силы ради моего счастья, свои слёзы ради моей улыбки, свои руки ради моего удовольствия. Жизнь, день и минуты – мне…
    И теперь спустя годы, отвечая на твой вопрос «зачем мне такие подарки?», здесь может быть лишь один ответ. Только благо даря тебе, я могу быть счастлива.
    Глядя в твои глаза, я по-прежнему встречаю теплоту, не смотря на все, нанесенные тебе, раны. (А, смогу ли я вот так как ты?)
    Разве любовь матери – это не чудо? (Только не говори мне, что я опять произношу глупости. Ты всегда говоришь так, смущаясь от моей похвалы. Не смущайся, ты её заслужила).
    В тебе – моя сила, в тебе - моя любовь, в тебе – моя мудрость, в тебе – моя милость, в тебе – моя кротость.
    Я тебя люблю!
    Спасибо тебе за всё, Мама!
    P.S. Прошу тебя, улыбайся мне, как бы далеко мы не были друг от друга, какие бы континенты и времена года не разделяли нас, я прошу тебя, улыбайся мне!


    ВАЛЕНТИНА ОСЕЕВА «НАВЕСТИЛА»  

    Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

    — Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

    Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

    — Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

    — Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щеку. — А мне надо бы полосканье…

    — Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка горячая-горячая…

    Валя оживилась и закивала головой.

    — Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…

    — Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и подбежала к окну. — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

    Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

    — Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

    Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

    — Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? — спрашивали Мусю девочки.

    — Да у нее такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!

    БОРИС АЛМАЗОВ ЧТОБЫ ПОМНИТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ!

    Один раз мы отвечали на вопросы: кем вы хотите стать и почему? Мы в «Родной речи» про всякие профессии читали. Серёгу вызвали, а он ни бэ, ни мэ, ни кукареку… Не успел придумать. Меня спросили — я говорю:

    — Хочу быть моряком, — чтобы от меня отстали. — Плавать в дальние страны и защищать морские рубежи нашей Родины.

    Мне пятёрку поставили.

    Вообще-то я хочу быть клоуном. Ну, который в цирке. И дома, когда никого нет, потихонечку перед зеркалом тренируюсь, но об этом нельзя в классе сказать — засмеют. Тоже, скажут, выбрал профессию! Вот я и сказал «моряком», да и все мальчишки — тоже. Некоторые, правда, сказали, что хотят быть лётчиками, как Чкалов. Но было видно, что они всё врут. Во-первых, что они, дураки, что ли?! Если все в лётчики пойдут или в моряки, то ни самолётов, ни пароходов не хватит. А во-вторых, кто это так, с бухты-барахты, скажет, про что он мечтает?! «Мечта, — как говорит наш сосед дядя Толя, — это личное дело каждого! И нечего в душу лезть!»

    Но Ирина-Мальвина встала, побледнела и говорит:

    — Моя самая заветная мечта — стать врачом и спасать жизнь людям!

    И было видно, что не врёт. Все даже притихли.

    Мы с Серёгой всегда домой пешком ходим. В  тот день Серёга мне все уши про Ирину-Мальвичу прожужжал. Что с него возьмёшь — влюбился.

    Я, конечно, верю, что она собирается быть врачом, но только сомневаюсь, что у неё это получится. Потому что врач должен ничего не бояться — даже покойников, а её бабушка из школы встречает. Я так прямо и сказал. Он взбеленился, но ничего путного мне возразить не смог.

    А на следующий день подходит ко мне — прямо лица на нём нет.

    — Представляешь, — говорит, — у неё скоро день рождения.

    — Ну и что? — говорю.

    — Как что? Надо же что-то подарить! А что?

    — Подари, — говорю, — цветы или торт мороженый.

    — Нет, — отвечает, — цветы завянут, а торт съедят и забудут про подарок. Нужно такое подарить, чтобы всю жизнь помнили.

    — Подари цветы в горшке! Пусть всю жизнь растут. Посмотрит на цветок в горшке и сразу тебя вспомнит.

    — Да? — Серёга даже прищурился со злости. — Умный какой нашёлся. Гений в трусиках! А ты знаешь, сколько такой цветок может стоить? Я что, деньги рисую?

    — Сам ты, — говорю, — гений! Давай у Марь Санны в биологии попросим. Там цветов дополна! Она не откажет! Мы ей вон сколько лягушачьей икры насобирали!

    — Это хорошая мысль! — сказал Серёга. — Айда в биологию.

    В кабинете биологии шла генеральная уборка: большая куча поломанных чучел и мятых восковых яблок, битых цветочных горшков лежала прямо на полу. А над всем этим мусором, приготовленным на свалку, возвышался скелет. Серёга его как увидел, даже побледнел.

    — Марь Санна! — прошептал он. — Отдайте его мне! Я вас очень прошу, я вас просто умоляю! Одна моя знакомая хочет быть врачом… И ей надо привыкать! Это такое пособие!

    — Бери… — рассеянно сказала учительница биологии. — Только вы его в газету заверните, что ли… А то вас в трамвай не пустят.

    Какой трамвай! Серёга обернул скелет мешковиной и помчался к нашему дому. Скелет был старый. Все проволочки, которыми он был скреплён, проржавели, и кости развалились. Мы его долго собирали в тёмном парадном.

    — Как же ты его так, с бухты-барахты, подаришь, — взяло меня сомнение. — Она же ещё ничего про свой день рождения не говорила. Нас же ещё никто не приглашал!

    — Вот подарим — сразу пригласит! Вынуждена будет пригласить.

    Это меня устраивало. Я люблю ходить в гости. Но всё-таки что-то меня смущало.

    — А сейчас-то мы что скажем?

    — Ничего не скажем! — бормотал Серёга как в лихорадке. — Это — сюрприз! Не ожидаешь и вдруг — ба-бах! Повесим на шею ему поздравительную открытку и поставим к двери.

    Так мы и сделали…

    — Давай ставь к двери! Звони! Звони! — шипел Серёга. — И прячься! Быстро! Прячься!

    Загремел дверной крюк, лязгнул замок… И гробовая тишина повисла над площадкой.

    «Ы-ы-ых-х-х!» — сказало что-то в квартире и грузно упало. Скелет покачался, словно раздумывая, что бы такое предпринять, и тоже рухнул в коридор.

    И тогда раздался душераздирающий крик. Когда мы выскочили из укрытия, то увидели ужасную картину. В коридоре лежала Ирина бабушка. Рядом с ней, рассыпавшись на мелкие косточки, белел скелет, а череп медленно и величественно катился вдаль по тёмному коридору.

    В конце коридора стояла Ирина-Мальвина и кричала так, словно у неё в горле была сирена «скорой помощи».

    Что было дальше, страшно рассказывать. Но одного мы достигли: этот подарок Ира помнит всю жизнь.
    НИКОЛАЙ НОСОВ  «БОБИК В ГОСТЯХ У БАРБОСА»

    Барбос увидел приятеля и обрадовался:

    — Эй, Бобик, куда бежишь?

    — Никуда, — говорит Бобик. — Так, бегу себе просто. А ты чего дома сидишь? Пойдём гулять.

    — Мне нельзя, — ответил Барбос, — дедушка велел дом стеречь. Ты лучше ко мне в гости иди.

    — А никто не прогонит?

    — Нет. Дедушка на работу ушёл. Никого дома нет. Лезь прямо в окно.

    Бобик залез в окно и с любопытством стал осматривать комнату.

    — Тебе хорошо! — сказал он Барбосу. — Ты в доме живёшь, а вот я живу в конуре. Теснота, понимаешь! И крыша протекает. Неважные условия!

    — Да, — ответил Барбос, — у нас квартира хорошая: две комнаты с кухней и ещё ванная. Ходи где хочешь.

    — А меня даже в коридор хозяева не пускают! — пожаловался Бобик. — Говорят — я дворовый пёс, поэтому должен жить в конуре. Один раз зашёл в комнату — что было! Закричали, заохали, даже палкой по спине стукнули.

    Он почесал лапой за ухом, потом увидел на стене часы с маятником и спрашивает:

    — А что это у вас за штука на стенке висит? Всё тик-так да тик-так, а внизу болтается.

    — Это часы, — ответил Барбос. — Разве ты часов никогда не видел?

    — Нет. А для чего они?

    Барбос и бобик смотрят на часы

    Барбос и сам не знал толком, для чего часы, но всё-таки принялся объяснять:

    — Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят…

    — Как — ходят? — удивился Бобик. — У них ведь ног нету!

    — Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.

    — Ого! Так они ещё и дерутся? — испугался Бобик.

    — Да нет! Как они могут драться!

    — Так ведь сам сказал — бить!

    — Бить — это значит звонить: бом! Бом!

    — А, ну так бы и говорил!

    Бобик увидел на столе гребешок и спросил:

    — А что это у вас за пила?

    — Какая пила! Это гребешок.

    — А для чего он?

    — Эх ты! — сказал Барбос. — Сразу видно, что весь век в конуре прожил. Не знаешь, для чего гребешок? Причёсываться.

    — Как это — причёсываться?

    Барбос взял гребешок и стал причёсывать у себя на голове шерсть:

    — Вот смотри, как надо причёсываться. Подойди к зеркалу и причешись.

    Бобик причесывается перед зеркалом

    Бобик взял гребешок, подошёл к зеркалу и увидел в нём своё отражение.

    — Послушай, — закричал он, показывая на зеркало, — там собака какая-то!

    — Да это ведь ты сам в зеркале! — засмеялся Барбос.

    — Как — я?.. Я ведь здесь, а там другая собака.

    Барбос тоже подошёл к зеркалу. Бобик увидел его отражение и закричал: — Ну вот, теперь их уже двое!

    — Да нет! — сказал Барбос. — Это не их двое, а нас двое. Они там, в зеркале, неживые.

    — Как — неживые? — закричал Бобик. — Они же ведь двигаются!

    — Вот чудак! — ответил Барбос. — Это мы двигаемся. Видишь, там одна собака на меня похожа!

    — Верно, похожа! — обрадовался Бобик. — Точь-в-точь как ты!

    — А другая собака похожа на тебя.

    — Что ты! — ответил Бобик. — Там какая-то противная собака, и лапы у неё кривые.

    — Такие же лапы, как у тебя.

    — Нет, это ты меня обманываешь! Посадил туда каких-то двух собак и думаешь, я тебе поверю, — сказал Бобик.

    Он принялся причёсываться перед зеркалом, потом вдруг как засмеётся:

    — Глянь-ка, а этот чудак в зеркале тоже причёсывается! Вот умора!

    Барбос только фыркнул и отошёл в сторону. Бобик причесался, положил гребешок на место и говорит:

    — Чудно тут у вас! Часы какие-то, зеркала с собаками, разные финтифлюшки и гребешки.

    — У нас ещё телевизор есть! — похвастался Барбос и показал телевизор.

    Барбос показывает телевизор

    — Для чего это? — спросил Бобик.

    — А это такая штука — она всё делает: поёт, играет, даже картины показывает.

    — Вот этот ящик?

    — Да.

    — А ну, пусть заиграет!

    Барбос включил телевизор. Послышалась музыка. Собаки обрадовались, и давай прыгать по комнате.
    ВИКТОР  ДРАГУНСКИЙ «НИЧЕГО ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ»

    Я давно уже заметил, что взрослые задают маленьким очень глупые вопросы. Они как будто сговорились. Получается так, словно они все выучили одинаковые вопросы и задают их всем ребятам подряд. Я так к этому делу привык, что наперед знаю, как все произойдет, если я познакомлюсь с каким-нибудь взрослым. Это будет так.

    Вот раздастся звонок, мама откроет дверь, кто-то будет долго гудеть что-то непонятное, потом в комнату войдет новый взрослый. Он будет потирать руки. Потом уши, потом очки. Когда он их наденет, то увидит меня, и хотя он давным-давно знает, что я живу на этом свете, и прекрасно знает, как меня зовут, он все-таки схватит меня за плечи, сожмет их довольно-таки больно, притянет меня к себе и скажет:

    «Ну, Денис, как тебя зовут?»

    Конечно, если бы я был невежливый человек, я бы ему сказал:

    «Сами знаете! Ведь вы только сейчас назвали меня по имени, зачем же вы несете несуразицу?»

    Но я вежливый. Поэтому я притворюсь, что не расслышал ничего такого, я просто криво улыбнусь и, отведя в сторону глаза, отвечу:

    «Денисом».

    Он с ходу спросит дальше:

    «А сколько тебе лет?»

    Как будто не видит, что мне не тридцать и даже не сорок! Ведь видит же, какого я роста, и, значит, должен понять, что мне самое большее семь, ну восемь от силы, — зачем же тогда спрашивать? Но у него свои, взрослые взгляды и привычки, и он продолжает приставать:

    «А? Сколько же тебе лет? А?»

    Я ему скажу:

    «Семь с половиной».

    Тут он расширит глаза и схватится за голову, как будто я сообщил, что мне вчера стукнуло сто шестьдесят один. Он прямо застонет, словно у него три зуба болят:

    «Ой-ой-ой! Семь с половиной! Ой-ой-ой!»

    Но чтобы я не заплакал от жалости к нему и понял, что это шутка, он перестанет стонать. Он двумя пальцами довольно-таки больно ткнет меня в живот и бодро воскликнет:

    «Скоро в армию! А?»

    А потом вернется к началу игры и скажет маме с папой, покачивая головой:

    «Что делается, что делается! Семь с половиной! Уже! — И, обернувшись ко мне, добавит: — А я тебя вот такусеньким знал!»

    И он отмерит в воздухе сантиметров двадцать. Это в то время, когда я точно знаю, что во мне был пятьдесят один сантиметр в длину. У мамы даже такой документ есть. Официальный. Ну, на этого взрослого я не обижаюсь. Все они такие. Вот и сейчас я твердо знаю, что ему положено задуматься. И он задумается. Железно. Он повесит голову на грудь, словно заснул. А тут я начну потихоньку вырываться из его рук. Но не тут-то было. Просто взрослый вспомнит, какие там у него еще вопросы завалялись в кармане, он их вспомнит и наконец, радостно улыбаясь, спросит:

    «Ах да! А кем ты будешь? А? Кем ты хочешь быть?»

    Я-то, честно говоря, хочу заняться спелеологией, но я понимаю, что новому взрослому это будет скучно, непонятно, это ему будет непривычно, и, чтобы не сбивать его с толку, я ему отвечу:

    «Я хочу быть мороженщиком. У него всегда мороженого сколько хочешь».

    Лицо нового взрослого сразу посветлеет. Все в порядке, все идет так, как ему хотелось, без отклонений от нормы. Поэтому он хлопнет меня по спине (довольно-таки больно) и снисходительно скажет:

    «Правильно! Так держать! Молодец!»

    И тут я по своей наивности думаю, что это уже все, конец, и начну немного посмелее отодвигаться от него, потому что мне некогда, у меня еще уроки не приготовлены и вообще тысяча дел, но он заметит эту мою попытку освободиться и подавит ее в корне, и, когда я устану и перестану трепыхаться, он задаст мне главный вопрос.

    «А скажи-ка, друг ты мой… — скажет он, и коварство, как змея, проползет в его голосе, — скажи-ка, кого ты больше любишь? Папу пли маму?»

    Бестактный вопрос. Тем более что задан он в присутствии обоих родителей. Придется ловчить. «Михаила Таля», — скажу я.

    Он захохочет. Его почему-то веселят такие кретинские ответы. Он повторит раз сто:

    «Михаила Таля! Ха-ха-ха-ха-ха-ха! Каково, а? Ну? Что вы скажете на это, счастливые родители?»

    И будет смеяться еще полчаса, и папа и мама будут смеяться тоже. И мне будет стыдно за них и за себя. И я дам себе клятву, что потом, когда кончится этот ужас, я как-нибудь незаметно для папы поцелую маму, незаметно для мамы поцелую папу. Потому что я люблю их одинаково обоих, о-ди-на-ко-во!! Клянусь своей белой мышкой! Ведь это так просто.

    Несколько раз я пробовал честно и точно ответить на этот вопрос, и всегда я видел, что взрослые недовольны ответом, у них наступало какое-то разочарование, что ли. У всех у них в глазах как будто бывает написана одна и та же мысль, приблизительно такая: «У-у-у… Какой банальный ответ! Он любит папу и маму одинаково! Какой скучный мальчик!»

    Потому я и совру им про Михаила Таля, пусть посмеются, а я пока попробую снова вырваться из стальных объятий моего нового знакомого!

    И он наконец-то отпустит меня! Я свободен и могу приниматься за дела.

    Ох, и трудненько достаются мне эти новые знакомства! Но что поделать? Все дети проходят через это! Не я первый, не я последний…

    Тут ничего изменить нельзя.

    ЕЛЕНА ДОЛГОПЯТ «ЧАСЫ»

    Мать смотрела кино, Сашка сидел в кухне, часы стучали сверху.

    Сашка забрался на стул, дотянулся. Снимая часы, он задел вазу, она грохнулась о пол, и Сашка замер на стуле. Но мать не слышала, потому что в это время по телевизору взорвалась прямо в воздухе рухнувшая с моста машина. Сашка, постояв над осколками, сошел со стула.

    Собрал в ведро осколки. Сел за стол, взял часы, перевернул и увидел на обратной стороне ключ завода времени и ключ поворота стрелок, которые тут же опробовал; был и третий, неясного назначения ключ, который Сашка сначала хотел повернуть по часовой стрелке, но ключ повернулся только против.

    С часами ничего не произошло, но из воздуха, уплотнившегося перед Сашкой, образовался вдруг человек. Вид он имел обыкновенный. Одет человек был в старенькие затрапезные джинсы, стоптанные сандалии на босу ногу, в клетчатую, порядочно выцветшую рубашку.  Сашка не закричал, не замахал руками, он молча таращился на возникшего. Человек выдвинул табурет из-под стола и сел наискось от Сашки.

    - Чего желаете? - сказал он самым обыкновенным, скучным, как у продавца, голосом.

    - В смысле? - прошептал Сашка.

    - Вы меня вызывали, кажется.

    - Как это?

    - Ваши часы?

    - Ну.

    - Ключик вот этот поворачивали?

    - Ну.

    - Заказывайте.

    - Чего?

    - Если не надо ничего, то до свидания, - он приподнялся.

    - Стойте, - остановил его Сашка. - Давайте... мороженое, что ли. И хлеб черный буханку, и сахару кило.

    - Нет, уважаемый, - сказал человек, - этого я ничего не могу.

    - А чего ж тогда?

    - Я могу поправить ваше прошлое. Если вам что-то в вашем прошлом не нравится, могу устранить.

    - Да? А вот я вазу разбил недавно, можно это устранить?

    Человек закрыл глаза и стал шевелить губами, будто стихотворение припоминал. Сашка вдруг протянул руку, и рука легко прошла сквозь прозрачного человека, тут же, впрочем, исчезнувшего.

    Сашка вскочил. Он был один в кухне. Слышался мужской голос из телевизора. Ваза стояла себе на верху шкафчика. Сашка бросился к ведру. Ни одного осколка. Сашка схватил часы, сел. И - повернул против часовой стрелки ключик.

    Лишь только он повернул ключик, вошла мать.

    - Реклама.

    Она подошла к холодному чайнику на плите. Налила воды в стакан. За ее спиной из уплотнившегося воздуха образовался лысоватый человек в стоптанных сандалиях на босу ногу.

    - Чего изволите? - сказал человек. И мать обернулась.

    Увидев внезапно постороннего человека, она убрала стакан за спину, на тумбу у плиты, и вытерла ладонью мокрые губы.

    Человек встал и сказал:

    - Здравствуйте.

    - Здравствуйте, - изумленно сказала мать.

    - Это ко мне, - сказал Сашка. - Мы тут это... беседуем.

    - Я вас не заметила, когда вошла.

    - Меня часто не замечают, - печально сказал человек.

    - Он... из соседнего подъезда.

    - Очень приятно, - сказала мать, не сводя глаз с человека.

    - Очень-очень приятно, - сказал человек.

    - Ну, не буду вам мешать, - мать пристально взглянула на сына. - Когда освободишься, подойди ко мне.

    - Хорошо.

    И еще раз взглянув на них, мать вышла. Она уменьшила звук телевизора, так что стало почти совсем тихо.

    - Ну-с, - человек сел за стол.

    - Вот что, - зашептал Сашка. - В прошлом году я сломал ногу и поэтому не пошел на лыжах с ребятами. Они все ходили: и Петька, и Сережка, и Танька. Из-за того, что меня не было, Танька подружилась с Петькой, а раньше она дружила со мной. Мне наплевать, конечно, но можно сделать так, чтобы я не ломал ноги и пошел тогда с ними на лыжах?

    Человек прикрыл глаза и зашевелил губами. Затем он открыл глаза и сказал:

    - Если вычесть из прошлого ваш перелом, то очень многое изменится в настоящем. Во всяком случае, Таньки в нем не будет вовсе.     - Как это?

    - Вы будете жить в другом доме, учиться в другой школе, ваша мать выйдет замуж.      - Как это?

    - "Как это, как это..." Да вот так это. Вы пойдете на лыжах, ваша мать пойдет к подруге, у нее познакомится с человеком, вскоре выйдет за него замуж, и вы переедете к нему жить... Квартирка у него, - человек оглядел их, в общем-то, бедную кухню. - Получше вашей будет. Он вас машину выучит водить.

    - У него машина? А какая?

    - Увидите, если захотите.

    ГРИГОРИЙ ЕФРЕМОВ «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

    — «Как ныне сбирается вещий Олег...» — прочитал Пятёркин, однако куда сбирается Олег, узнать не успел: зазвонил телефон.

    — Слушай, Пятёркин, — раздался в трубке бравый голос Четвёркина, — а разве по литературе не задано?

    — Как не задано? — удивился Пятёркин. — Задано. «Песнь о вещем Олеге». Читать до конца, три первых строфы наизусть. От слов «Как ныне» до «ты коня». Записал?

    — Записал. Привет! — распрощался Четвёркин и раскрыл учебник.

    Но тут зазвонил телефон.

    — Представляешь! — закричал из трубки голос Тройкина. — Смотрю дневник — ни по одному предмету не задано. А мне что-то такое помнится — вроде по литературе не то басню, не то что-то такое задавали. Не знаешь, а?

    — Какая басня, когда песня! — солидно пояснил Четвёркин. — «Песня про вещи Олега». От слов «Как ныне» до «тыконя» — наизусть.

    — Ну и назадавали! — возмутился Тройкин и хотел было уже раскрыть учебник, да зазвонил телефон.

    — Расписание на завтра не знаешь? — сладко позёвывая, поинтересовался Двойкин.

    Тройкин продиктовал ему расписание и даже объяснил, что задано.

    — А я уже решил — выходной завтра, а потом смотрю — четверг, — сообщил Двойкин и отключился.

    На следующий день первым вызвали Двойкина.

    — Расскажи-ка нам, что задано на сегодня, — попросила учительница.

    — Я знаю, я учил! — заявил Двойкин. — Значит, так... Только я не всё наизусть учил! Я только «Пень» наизусть. А «Вещи» и «Телегу» — читать. Правильно?

    — Телегу? — удивилась учительница.

    — «Телегу», — подтвердил Двойкин, — а «Пень» — наизусть.

    — Ну-ну, рассказывай «Пень», — согласилась учительница.

    Двойкин вытянул вперёд руку и продекламировал:

    — Как Нине тыконя... тыконя как Нине...

    — Ну что же ты остановился? — спросила учительница. — Дальше-то что?

    Дальше Двойкин не знал, но не растерялся.

    — Я учил, — сказал он. — Мне Тройкин по телефону... Тыконя, как его...

    — Садись, Двойкин, — вздохнула учительница. — А продолжит Тройкин, он смеётся громче всех.

    — Конечно! — вылезая из-под парты, принялся объяснять Тройкин. — Он же всё перепутал. Про телегу что-то такое. Какая телега? Не телега, а Олега. Имя такое — Олег. Как у нашего Шестёркина.

    — Что дальше? — прервала рассуждения Тройкина учительница.

    — Как что? Басня такая — «Песнь и вещи Олега» называется. Мне Четвёркин по телефону...

    — Спасибо, Тройкин, хватит, — поблагодарила учительница. — Четвёркин!

    На Четвёркина от смеха напала икота.

    — Не пень... ик... а песнь, — сказал он. — Ик... песнь про вещи... ик... Олега.

    — Как-как? — переспросила учительница.

    — Олега... ик... про вещи, песня, — нерешительно повторил Четвёркин.

    — Песня?

    — Песня.

    — Тогда пой! — потребовала учительница.

    Четвёркин окинул взором класс, подмигнул Шестёркину, глубоко вздохнул и запел:

    — Как ныне сбирается вещи Олег... ик... возить продавать по базарам...

    — Спасибо, — перебила учительница. — Садись, пятёрка!

    — Мне? — удивился Четвёркин.

    — Почему тебе? Вам всем. На троих.

    Икоту Четвёркина как рукой сняло.

    — Между прочим, — возразил он, — пять на троих не делится.

    — А ты как делил? — спросила учительница.

    — Ну как? В уме.

    — В уме не делится, — согласилась учительница. — А в журнале очень даже хорошо делится. И даже без остатка.

    — В журнале?

    — А ты думал — в телеге?

    — Ничего я не думал...

    — То-то и оно, что не думал. Забирай- ка свою вещь, — учительница протянула Четвёркину дневник, — и пойди посчитай, сколько будет пять разделить на три. Ответ сверишь по дневнику.

    — А если не сойдётся? — поинтересовался Четвёркин.

    — Не сойдётся — проверишь по телефону.

    — Точно! — обрадовался Четвёркин. — Телефон! И как это я забыл?! Да мне Пятёркин по телефону!..

    Но тут он вдруг осёкся, будто змея его укусила, и, глядя под ноги, осторожно побрёл к своему месту — рядом с Олегом Шестёркиным.
    ТУВЕ ЯНССОН  ВОЛШЕБНАЯ ЗИМА

    Однажды вечером Муми-тролль возвращался из купальни и вдруг замер посреди дороги и навострил уши.

    Стояла обычная, теплая ночь, полная трепета и шорохов. Деревья давно стряхнули с себя снег, и Муми-тролль слышал, как колышутся в темноте их ветви.

    Издалека, с юга, налетел сильный порыв ветра. Муми-тролль почуял, как ветер с шумом промчался мимо него по лесу к противоположному склону горы.

    Каскад водных капель обрушился с деревьев вниз в темнеющий снег, и Муми-тролль, подняв нос, принюхался.

    Может, это был запах земли. Муми-тролль пошел дальше, уже зная, что Туу-тикки права: в самом деле наступает весна.

    Впервые за долгое время Муми-тролль внимательно посмотрел на своих спящих папу и маму. Он подержал лампу и над фрекен Снорк, задумчиво разглядывая ее челку, которая блестела при свете лампы. Фрекен Снорк действительно была очень мила. Как только она проснется, она тут же кинется к шкафу и вытащит свою зеленую весеннюю шляпу. Так она делала всегда.

    Муми-тролль поставил лампу на выступ изразцовой печи и оглядел гостиную. Комната, по правде говоря, выглядела ужасно. Много вещей было раздарено, взято на время или попросту украдено каким-нибудь легкомысленным гостем.

    А те вещи, что еще остались, находились в невообразимом беспорядке. Кухня была завалена немытой посудой. Огонь в печи парового отопления угасал, потому что кончились дрова. Погреб с вареньем опустел. Оконное стекло было разбито.

    Муми-тролль погрузился в раздумье.

    С крыши дома начал медленно сползать мокрый снег. И когда он падал, раздавался грохот. В верхней части окошка, выходившего на юг, внезапно показался клочок пасмурного ночного неба.

    Подойдя к парадной двери, Муми-тролль потрогал ее. Ему показалось, что она чуть-чуть подалась. Тогда, упершись лапами в пол, он стал толкать ее изо всех сил.

    Медленно, медленно, отодвигая огромные снежные сугробы, входная дверь отворялась.

    Муми-тролль не сдавался – и вот дверь распахнулась навстречу ночи. Ветер ворвался прямо в гостиную. Он смел пыль с люстры, окутанной тюлем, взметнул золу в печи. Потом чуть приподнял глянцевые картинки, крепко приклеенные к стенам. Одна из них отклеилась и вылетела за дверь.

    В комнате стоял запах ночи, хвойного леса, и Муми-тролль подумал: «Вот хорошо! Надо время от времени проветривать своих родственников».

    Выйдя на крыльцо, он стал вглядываться во влажную мглу.

    – Теперь у меня есть все, – сказал Муми-тролль самому себе. – Весь год в моем распоряжении. И зима тоже. Я первый в мире муми-тролль, который прожил, не погрузившись в зимнюю спячку, целый год.

    ВИКТОР ДРАГУНСКИЙ «ТИХА УКРАИНСКАЯ НОЧЬ»

    Наша преподавательница литературы Раиса Ивановна заболела. И вместо нее к нам пришла Елизавета Николаевна. Вообще-то Елизавета Николаевна занимается с нами географией и естествознанием, но сегодня был исключительный случай, и наш директор упросил ее заменить захворавшую Раису Ивановну.

    Вот Елизавета Николаевна пришла. Мы поздоровались с нею, и она уселась за учительский столик,  заглянула в журнал и произнесла:

    — Кораблев!

    Мишка тотчас прошептал:

    — Прямое попадание!

    Я встал.

    Елизавета Николаевна сказала:

    — Иди к доске!

    Мишка снова прошептал:

    — Прощай, дорогой товарищ!

    И сделал «надгробное» лицо.

    А я пошел к доске. Елизавета Николаевна сказала:

    — Дениска, стой ровнее! И расскажи-ка мне, что вы сейчас проходите по литературе.

    — Мы «Полтаву» проходим, Елизавета Николаевна, — сказал я.

    — Назови автора, — сказала она; видно было, что она тревожится, знаю ли я.

    — Пушкин, Пушкин, — сказал я успокоительно.

    — Так, — сказала она, — великий Пушкин, Александр Сергеевич, автор замечательной поэмы «Полтава». Верно. Ну, скажи-ка, а ты какой-нибудь отрывок из этой поэмы выучил?

    — Конечно, — сказал я,

    — Какой же ты выучил? — спросила Елизавета Николаевна.

    — «Тиха украинская ночь…»

    — Прекрасно, — сказала Елизавета Николаевна и прямо расцвела от удовольствия. — «Тиха украинская ночь…» — это как раз одно из моих любимых мест! Читай, Кораблев.

    Одно из ее любимых мест! Вот это здорово! Да ведь это и мое любимое место! Я его, еще когда маленький был, выучил.

    — Читай, Денис, что же ты! — повысила голос Елизавета Николаевна.

    И я встал поудобней и начал читать. И опять сквозь меня прошли эти странные чувства. Я старался только, чтобы голос у меня не дрожал.

    …Тиха украинская ночь.

    Прозрачно небо. Звезды блещут.

    Своей дремоты превозмочь

    Не хочет воздух. Чуть трепещут

    Сребристых тополей листы.

    Луна спокойно с высоты

    Над Белой церковью сияет…

    — Стоп, стоп, довольно! — перебила меня Елизавета Николаевна. — Да, велик Пушкин, огромен! Ну-ка, Кораблев, теперь скажи-ка мне, что ты понял из этих стихов?

    Эх, зачем она меня перебила! Ведь стихи были еще здесь, во мне, а она остановила меня на полном ходу. Я еще не опомнился! Поэтому я притворился, что не понял вопроса, и сказал:

    — Что? Кто? Я?

    — Да, ты. Ну-ка, что ты понял?

    — Все, — сказал я. — Я понял все. Луна. Церковь. Тополя. Все спят.

    — Ну… — недовольно протянула Елизавета Николаевна, — это ты немножко поверхностно понял… Надо глубже понимать. Не маленький. Ведь это Пушкин…

    — А как, — спросил я, — как надо Пушкина понимать? — И я сделал недотепанное лицо.

    — Ну давай по фразам, — с досадой сказала она. — Раз уж ты такой. «Тиха украинская ночь…» Как ты это понял?

    — Я понял, что тихая ночь.

    — Нет, — сказала Елизавета Николаевна. — Пойми же ты, что в словах «Тиха украинская ночь» удивительно тонко подмечено, что Украина находится в стороне от центра перемещения континентальных масс воздуха. Вот что тебе нужно понимать и знать, Кораблев! Договорились? Читай дальше!

    — «Прозрачно небо», — сказал я, — небо, значит, прозрачное. Ясное. Прозрачное небо. Так и написано: «Небо прозрачно».

    — Эх, Кораблев, Кораблев, — грустно и как-то безнадежно сказала Елизавета Николаевна. — Ну что ты, как попка, затвердил: «Прозрачно небо, прозрачно небо». Заладил. А ведь в этих двух словах скрыто огромное содержание. В этих двух, как бы ничего не значащих словах Пушкин рассказал нам, что количество выпадающих осадков в этом районе весьма незначительно, благодаря чему мы и можем наблюдать безоблачное небо. Теперь ты понимаешь, какова сила пушкинского таланта? Давай дальше.

    Но мне уже почему-то не хотелось читать.


    написать администратору сайта