Викторианские тенденции моды и их феномен (Эссе). викторианские тенденции моды и их феномен. Викторианские тенденции моды и их феномен
Скачать 33.05 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) Институт гуманитарных и прикладных наук Кафедра исторических наук ЭССЕ по дисциплине «Б1. Б.22 Специальное страноведение стран второго иностранного языка» Тема: «Викторианские тенденции моды и их феномен» Выполнила: Студентка 2-го курса, 4-19-51 гр., Переводческого факультета Сотина Алёна Александровна Проверил: Профессор кафедры исторических наук, доктор экономических наук, кандидат исторических наук Косторниченко Владимир Николаевич Москва – 2021 Английская мода достаточно своеобразна и имеет не менее интересную историю. По тому, как человек выглядит, одевается, обустраивает свой дом, можно рассказать многое о его социальном статусе, о принадлежности к профессии, о настроении и состоянии души. Не всегда мода считалась тождественной удобству: порой модникам и модницам приходилось идти на жертвы ради красоты, но благодаря дизайнерам решалась проблема комфортности. На мой взгляд, ключевой модной эпохой истории британского королевства считается викторианская эпоха, так как вместе с промышленной революцией появилось больше возможностей следовать модным тенденциям, навеянным монархами. В детстве будущая королева Виктория не купалась в роскоши и не видела королевских богатств, которыми в целом славятся монархи. Её отец внезапно скончался, оставив после себя огромный долг. Семья долгие годы переживала кризис и жестко экономила на всем, но это никоим образом не помешало Виктории всегда выглядеть безупречно и оставаться достойной. Сдержанность – это не дешево и никак не безвкусно, и именно британцам принадлежит фраза: «Мы недостаточно богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Виктория взошла на престол в 1837 году, когда ей было всего 18 лет. Она была молода и влюблена в своего молодого мужа. Страна стремилась к светлому будущему и мечтала о счастливой жизни, поэтому мода того времени была ориентирована на романтику и молодость. Отсюда появилась мода на тонкую осиную талию, обхват которой не должна превышать 55 см, что было невозможно для нормальной здоровой девушки. Для достижения желаемого эффекта использовался специальный корсет, но, несмотря на тенденцию к нездоровой стройности, традиционный чай в пять часов вечера требовал удобства, модницы обходились без корсетов. Слои накрахмаленных нижних юбок надевали под верхнюю ткань, чтобы сохранить форму платья. Но недаром говорят, что красота требует жертв. Тогда модные англичанки, совсем не заботясь о своем здоровье, туго затягивали корсеты. В результате у девушек уменьшалась емкость легких, ребра находили одно на другое, что вызывало периодические обмороки и постоянные головные боли, деформировались внутренние органы, что делало беременность и роды чрезвычайно опасными. Многие просто умирали, пытаясь выглядеть намного стройнее, чем они есть на самом деле. Поэтому корсет смело можно отнести к недостаткам викторианской моды. Позже толстые накрахмаленные юбки и корсет были заменены юбкой из жесткого конского волоса, подчеркивающей узкую талию – кринолином. Но его недостатками были громоздкость и воспламеняемость, поэтому женщина, носившая его, могла споткнуться, удариться, загореться или загореться. На территории фабрики, например, было запрещено появляться в кринолинах и другой мешковатой одежде, так как пышные развевающиеся юбки иногда затягивало в станки или под пресс, что приводило к травмам или смертельным случаям. Дизайнеры задумались над созданием более удобных способов подчеркнуть женскую фигуру, и поэтому появились турнюры – конструкции из металлических полос или подушек – и шлейфы. В 1890-х годах женщины полностью отказались от нижних юбок, и платье свободно ниспадало по бедрам, расширяясь к низу и образуя форму колокола, что было гораздо практичнее, чем носить сразу огромное количество юбок. Но все описанные выше конструкции были доступны высшим и средним слоям общества и были популярны только в таких кругах. Представители низшего сословия носили фланелевые блузки и панталоны. Они хорошо продавались, даже с пятнами, но их не было видно. Не всегда можно было найти нижнее белье своего размера, поэтому покупательницы его подгоняли. Корсеты не пользовались большим спросом. Модницы носили платья с узкой талией, подчеркнутой чрезмерно широкими рукавами, сужающимися к запястью, и пышную юбку с крупными складками. Вначале предпочтение отдается однотонным тканям, затем – тканям в полоску или с простым цветочным узором. В основном используются бархат, шелк, атлас розового, голубого, светло-зеленого и сиреневого цветов, также в моде муар и тафта в темных тонах. Носить зеленые платья было опасно, так как для ее окрашивания использовался пигмент «Scheele Green» на основе калия и белого мышьяка в растворе медного купороса. Этот пигмент вызывал язвы, тошноту, колики, диарею и головные боли. В моде также были ткани La gaze cristal, сотканные из ниток двух разных цветов: особенно ценился лионский шелк, считавшийся отличным материалом для одежды. Наибольшей популярностью пользуются ткани ярких цветов - красного, лилового, анилинового розового цвета. После смерти принца Альберта в основном носили одежду темного цвета, но в восьмидесятых годах предпочтение отдавалось светлым оттенкам зеленого, голубого и розового. В 1880-х годах возникли «движения эстетического костюма», которые поощряли естественные формы, легкое и удобное нижнее белье и отказ от утягивания. Движения формировались из-за того, что женщины стали более физически активными, а для занятий спортом нужно было шить более свободные костюмы. В конце правления королевы Виктории можно наблюдать упрощение моды и стремление к естественной человеческой фигуре. А вот женщинам с низким материальным положением приходилось носить случайно полученные вещи. Торговки, например, носили черный капор из хлопкового бархата или соломы, украшенный лентами или цветами, шелковый платок-кингсман и платье из набивного хлопка. Тогда даже самая бедная женщина носила шарф. В 1832 году открылся магазин «Э. Мозес и сын», где продавалась дешевая готовая одежда для рабочего класса. Во второй половине века произошли события, положительно повлиявшие на продвижение модных тенденций: появление домов моды и открытие магазинов готовой одежды в связи с интенсивным развитием швейной и текстильной индустрии. Усовершенствование ткацких станков и красителей позволили разнообразить ассортимент тканей. К несчастью для всех подданных, в этот же период принц-консорт Альберт умирает. Виктория, страстно влюбленная в своего мужа, погрузилась в пучину скорби и траура. Она постоянно оплакивала умершего мужа и все время одевалась только в черное. За ней последовал весь королевский двор, а затем и все общество в целом. Однако дамы обнаружили, что в черном они выглядят очень привлекательно, и смогли воспользоваться общим сожалением. Культ смерти развивается, и не то, чтобы люди все время думали об этом: они считали траур модным. Отсюда традиция носить полностью черную одежду в семье умершего ежедневно в течение предписанного периода траура. Одежда показывала, что люди скорбят и нуждаются в покое. Люди, чьи близкие недавно скончались, не приходили на вечеринки или другие общественные мероприятия. В то время смерть считалась более чем модной. Женщины использовали мышьяк и опиум, чтобы казаться очень бледными и почти «умирающими», потому что женщины, болеющие туберкулезом, считались очень красивыми. Когда в викторианскую эпоху фотография стала доступна даже людям среднего класса, люди почувствовали необходимость вспомнить, как выглядели их близкие, прежде чем их навсегда похоронят в могилах. Поэтому такое направление в мире фотографии возникло под названием «post mortem», что буквально означает «после смерти», «посмертно». Снимки выглядят довольно жутко, но для того времени это была своего рода дань памяти близким и воплощение мистики. Что касается причесок, то в моде были романтические прически из двух локонов, которые, казалось, окружали голову с двух сторон. В одном из вариантов бальная прическа состояла из прямого пробора и пушистых локонов по бокам. В центре прически на каркасе делается высокое нагромождение из лент. В другом варианте волосы были взбитыми спереди, гладко зачесывались сзади, коса завязывалась корзиночкой и украшалась бантами. Также в моде были волосы, гладко зачесанные прямым пробором и ниспадающие на плечи длинными локонами, – так называемая «английская прическа». Праздничные прически украшает страусиное перо, которое ниспадает на плечо и называется «лисьим хвостом». В элегантной прическе непременно носили белый или цветной эспри со страусиными перьями и перьями марабу, райской птицей, венками из цветов, ушками из листьев. Отдельно стоит остановиться на чучелах райских птиц. Во-первых, были убиты миллионы маленьких певчих птиц. Во-вторых, таксидермисты повсюду использовали мышьяк для изготовления чучел животных. Девушки задыхались и травились, но не переставали следовать моде. С помощью мышьяка девушки также добивались мертвенно-бледного цвета кожи, что считалось признаком благородного происхождения. Люди с веснушками или нежелательным покраснением пытались избавиться от них. Хотя они достигали желаемых результатов, длительное употребление мышьяка приводило к ряду последствий, в том числе к параличу конечностей. Ядовитые вещества содержались и в косметических средствах, которыми пользовались девушки. Яркий макияж не приветствовался в викторианском обществе и считался плохим тоном: красились аристократично и благородно. Красные губы были модной тенденцией в эпоху королевы Виктории, но это был не тот красный, который мы видим сегодня на обложках глянцевых журналов. До тех пор, пока губная помада не появилась на рынке, женщинам приходилось делать помаду по рецепту или покупать её в местной аптеке или магазине. Основной краситель, используемый для создания краски для губ, состоял из кармина из измельченных тел кошенилей. Пигменты не были смертельными, хотя некоторые из них вызывали аллергические реакции. По технологиям того времени тела насекомых измельчали и кипятили с нашатырным спиртом – это делало краску для губ ядовитой. Следуя викторианским тенденциям красоты, женщины пытались привлечь внимание к своим глазам. Это можно сделать, нарисовав контур глаз с помощью теней для век. Однако продукты для глаз содержали вредные для организма ртуть, свинец и оксид сурьмы. Например, ртуть может вызвать поражение почек, оксид сурьмы – канцероген, а любители карминного цвета тоже могут остаться без зубов. С другой стороны, порошок висмута был более безопасным способом добиться бледности, чем, скажем, домашние методы, такие как питье уксуса, поедание мела или кровопускание, к которым прибегали отчаявшиеся барышни. Тушь для бровей делалась на основе черной ламповой сажи и наносилась кисточкой из верблюжьей шерсти. Доктор Кейзнейв утверждал, что красивые брови «должны гармонировать с цветом волос, быть тонкими и изогнутыми». Также было модно красить вены. Сейчас само название этой процедуры звучит странно, но в 19 веке голубые прожилки под тонкой кожей указывали на аристократизм. Некоторые модницы постарались подчеркнуть эту голубизну берлинской лазурью. Обувь в викторианскую эпоху шили из тонкой плотной ткани из саржи, бархата и сукна. К туфлям полагались белые шелковые чулки полагались. Зимой носили суконные или бархатные сапоги со шнуровкой или перламутровыми пуговицами. Теплые зимние сапоги отделывали мехом. Башмачки могли быть шелковой или бархатной, а носок и каблук обязательно были покрыты черным лаком. На балы носили атласные и парчовые туфли белого, розового и синего цветов со шнуровкой снаружи. Низший класс покупал обувь у торговцев секонд-хендом или на «одежных биржах». Большая часть оптовых закупок в конце концов оказывалась в Ирландии. Одна из этих «бирж» специализировалась на сапогах и туфлях. Их ремонтировали мастера, поэтому обувь выглядела как новая, если не было слишком много дыр. Что касается мужской одежды, то викторианская эпоха, как и весь 19 век, считается золотым веком дендизма. Это искусство одеваться, манера поведения и особая жизненная философия. Денди - элегантный щёголь, главное занятие которого – блистать своей одеждой. Денди – лидер моды, который диктует четкий вкус и стиль одежды, а также соблюдает определенный кодекс поведения. Дендистский костюм, прежде всего, должен был выглядеть благородно. Сами денди неукоснительно следовали своим принципам: одевались в спокойные цвета и выбирали скромные фасоны. Центральная часть гардероба – фрак – изготавливался из ткани хорошего качества, цвет выбирался в зависимости от времени суток: темный, чаще всего синий, для вечера, светлый – для дневных прогулок. Если в первой половине 19 века было принято носить сюртук и брюки из разных материалов и разных цветов, то с появлением в шестидесятых годах пиджака весь костюм шился из одной ткани. Преобладают клетчатые и полосатые ткани темных цветов – черного, коричневого, зеленого и синего. Летние костюмы отличаются более светлая цветовая гамма белых, кремовых и серых тонов. Рубашки носили белые, с разрезом, на пуговицах, с воротником-стойкой или отложным воротником и накрахмаленными манжетами. Жилет должен был быть тщательно подобран по цвету и фактуре. Под жилет надевалась белая сорочка с широким жестким воротником, которая зрительно приподнимала подбородок и была призвана придавать своему владельцу слегка высокомерный вид. Для завершения образа на шею повязывался шейный платок. Необходимым аксессуаром для денди также была легкая и изящная трость. В качестве повседневной обуви носили ботинки, закрытые черные туфли, ботинки на пуговицах или шнурках. Черные лакированные сапоги или полуботинки принято носить только в сочетании с визиткой, полуботинки сочетали с фетровыми гетрами, а открытые туфли предназначены исключительно для балов. Но в связи с усилением консервативных настроений викторианская культура не могла принять дендизм в его первоначальном варианте, в каком он описывался в тогдашних модных романах. Особенно активно вели борьбу с дендистским умонастроением два автора – Карлайль и Теккерей. Оба поддерживали кампанию против одного из писателей – Бульвера-Литтона – и писали произведения, в которых высмеивали его творчество и поклонение идеям дендизма. В интерпретации Карлайля денди поклоняется "божественной идее одежды" и превращает свою внешность в "чудо из чудес". Писатель был недоволен напускным пафосом денди и рассуждал о бедняках, которые едва сводят концы с концами, одеваются в лохмотья и живут чуть ли не в хлеву. Но иногда сам Карлайль шел на некоторые компромиссы, когда дело касалось его личной жизни. Будучи ярым противником тщеславия, писателю пришлось заказать приличный костюм у портного, чтобы его возлюбленная Джейн согласилась стать его супругой. Другой писатель У. Теккерей также имел двойное мнение по поводу дендизма. Он разоблачал щёголей, воспроизводя в своих романах в несколько утрированном виде их манеры. Писатель, как и его коллега Карлайль, высказывал недовольство Бульвером-Литтоном, но уже из-за зависти и жедания во всем его превзойти. Теккерею было непонятно, почему он, работая журналистом, получает копейки, а Бульвер-Литтон зарабатывает на жизнь, изредка сочиняя романы на досуге. Низший класс, конечно, был далек от этого стиля. Но даже самые бедные, ожидая выплаты пособий, твердо отстаивали свое право носить цилиндр и черное пальто. Заключенные были в той одежде, в которой были освобождены: вельветовые брюки, жилет и котелок, но сменили её на более удобную и поношенную. Сотни пассажиров, покидающих рабочий поезд на вокзале Виктория, были в тяжелых ботинках, толстых брюках и куртках, жилетах и шляпах-котелках. Однако в этой толпе можно было увидеть несколько изношенных цилиндров. Офицеры в униформе, почтальоны в ярко-красных куртках и полицейские в синей форме носили цилиндры. На улицах Лондона все еще можно было увидеть длинные рабочие блузы из плотного холста; молочники редко носили рабочие блузы, но, надевая их, они принимали вид образцового фермера или настоящего крестьянина. Уличные торговцы, продающие дичь и молочные продукты, носили рабочие блузы; другие предпочитали более яркую одежду: суконную шляпу, майку с большими карманами, брюки, облегающие колени и расклешенные внизу, и кингсман. Рубашка указывает на социальную принадлежность владельца: менее обеспеченные классы носили цветные рубашки. Гражданин среднего класса викторианской эпохи носил цилиндр, сюртук, жилет и брюки, а в холодную погоду – пальто. Цилиндры были слишком теплыми, неудобными и непрактичными. Иногда мышьяк использовался для производства цилиндров, и длительное ношение приводило к болезням. Дом – это то место, где человек должен отдыхать и чувствовать себя комфортно. Его внешнее и внутреннее убранство должно радовать глаз и быть удобным для повседневных дел. По сути, экстерьер и интерьер – это своеобразная «одежда», и на нее была своя мода. Например, дома представителей высшего класса общества были декорированы во французском стиле рококо с мебелью времен Людовика XIV. Она сочеталась с позолоченными панно на стенах и потолке с замысловатыми гирляндами и фризами. Поклонники культуры античности покупали урны, колонны и бюсты, а также камины из белого каррарского и черного ирландского мрамора. У представителей среднего класса были дома с палисадником. Это были здания, состоящие из нескольких этажей: цокольного, первого и второго. Если была прислуга, то ее размещали вместе с кухней и подсобными помещениями на нижнем этаже, где готовили еду, стирали вещи и выполняли другую работу по дому. В доме обязательно была комната для приема гостей. Там всегда поддерживалась безупречная чистота. Эта комната убиралась, а остальные закрывались от посторонних глаз занавесками. Ткани были окрашены вредными для здоровья красителями. Тогда люди даже не думали, что свинец, мышьяк и другие химические элементы приводят к болезням. У работающих бедняков не хватало денег на покупку квартир, поэтому они снимали уголки. Их не заботило состояние жилья, так как они оставались там недолго, поэтому в пределах города происходила постоянная миграция. Простой пример: работающие в порту носильщики пытались снять ближайший угол. Когда прибывал следующий корабль, нужно было быть поближе к месту событий. Если ничего было делать и никто не нанимал, то те самые докер-перевозчики начинали искать жилье подешевле и переезжали. Бедняки спали в рабочей и, по сути, их единственной одежде на грязных матрасах, еду готовили на костре. «Плотность населения» не очень хорошо сказывалась на нравственности. У бедняков всегда было много детей по разным причинам: во-первых, семье нужно было много рабочих рук; во-вторых, никто не предпринимал шагов по предотвращению беременности. А ещё в ту эпоху была высокая детская смертность, поэтому мать рожала много детей, чтобы хоть у кого-то остались шансы дожить до совершеннолетия. Бедняки украшали стены своих домов редкой и бесценной вещью – свидетельством о браке. На каминной полке стояло несколько фарфоровых или керамических украшений, купленных у уличного торговца. К этому времени производство недорогих статуэток из стаффордширской керамики процветало, и их производили в больших количествах. Часто они изображали Викторию и Альберта, но полный ассортимент включал преступников, политиков и генералов, таких как Веллингтон, спортсменов, таких как игрок в крикет Лиллиуайт, и даже Джамбо, африканского слона, прибывшего в 1865 году из Парижа. Фарфоровые собаки, особенно пятнистые спаниели, всегда были в моде. На окне был цветок в горшке и клетка с певчей птицей, например, жаворонком. Таким образом, викторианская эпоха явилась образцом устойчивости и консервативности. За период правления королевы Виктории в обществе сложились определённые устои и стандарты не только во внешности, но и в поведении. В викторианском обществе царила строгость подчинения правилам морали как среди джентльменов, так и уважающих себя леди. Вместе с тем закрепились существенные классовые различия. Конечно, все стремились быть ближе к высшему классу и соответствовать модным тенденциям, и несмотря на то, что произошла промышленная революция и стремительно начался развиваться капитализм, нищета никуда не исчезла. Викторианская эпоха не была однородной: она продолжалась довольно долгое время и одно десятилетие не было похоже на другое. Сменялись стили и направления в литературе и искусстве, происходили технологические и демографические сдвиги, но оставалось основополагающее мировосприятие – верность традициям. Список литературы 1. Блохина И.В. / Всемирная история костюма, моды и стиля // Блохина И.В. – Минск: Харвест, 2009. – 400 с.: ил. 2. Вайнштейн О.Б. / Денди: мода, литература, стиль жизни // Вайнштейн О.Б. – М.: Новое литературное обозрение, 2005. – 640 с.: ил. 3. Коути Е., Гринберг К. / Женщины Викторианской Англии. От идеала до порока // Коути Е., Гринберг К. – М.: Алгоритм, 2016. – 318 с.: ил. 4. Пикард Л. (пер. с англ. Валентины Кулагиной-Ярцевой, Натальи Кротовской, Марии Бурмистровой. / Викторианский Лондон) // Пикард Л. – М.: Издательство Ольги Морозовой, 2011. – 513 с.: ил. |