Винчи, Данте, Бокаччо, Рафаэль, Микеланджело, Сервантес, Шекспир и др
Скачать 382.53 Kb.
|
1. Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения. Гуманизм как ценностная ориентация культуры эпохи Возрождения. Связь философии с искусством (Л. Да Винчи, Данте, Бокаччо, Рафаэль, Микеланджело, Сервантес, Шекспир и др.) Эпоха Возрождения (Ренессанса) – переходный период от Средних веков к Новому времени. В социально-экономическом отношении это период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений. Эта эпоха характеризуется возрастанием социальной и политической роли городов, в которых развивается ремесленное производство, появляются мануфактуры, развивается торговля, банковское дело, буржуазные отношения, мореплавание, торговля, появляется новый социальный строй - деловые и предприимчивые люди - будущие буржуа. В социально-политическом отношении Возрождение – это эпоха формирования национальных государств, утверждения абсолютной монархии, первых буржуазных революций. В культуре наметился поворот от теоцентризма (Бог – источник жизни) к антропоцентризму (человек – центр мироздания). Мыслители начинают обращаться к ценностям античной культуры (сам термин Возрождение или Ренесанс означает возрождение античных ценностей). Изменяется духовная ситуация в обществе: прежде всего, это выразилось в секуляризации, т.е. тенденции к постепенному освобождению общества от диктата религии и Церкви и становлению светской культуры. Начало формироваться новое мировоззрение, основанное на научном знании. Однако религия в этот период все еще сохраняет значительное влияние. Утверждается принцип гуманизма как веры человека в собственные творческие возможности и способности. Ядром европейской духовной культуры этого периода стал гуманизм – мировоззренческая установка, которая провозгласила высшей ценностью и целью общества человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие творческих способностей. Принципы гуманизма проявились в сфере политики, социальной практики, искусства и др. областях общественной жизни. Реализация человечности заключается в понимании достижений культурного богатства прошлого (античность), поэтому гуманизм Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию. Гуманизм Ренессанса имеет свои внутренние противоречия: так, гуманистические идеи нравственности были предназначены высшим социальным кругам, имевшим возможность получить образование. Люди, которые провозглашали гуманизм, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки (но были также менее грамотные люди, которые не шарили в гуманизме). Великие гуманисты того времени (многие из них творили искусство, вроже в этом связь философии и искусства): Данте написал «Божественную комедию», Да Винчи «Мона Лиза», Бокаччо поэма «Тезеида», Шекспир «Ромео и Джульетта». 2. Антропоцентризм, культ природы, пантеизм, телеологизм как характерные черты философии Возрождения. Основные черты эпохи Возрождения: 1) Гуманизм — возвышение человека: в эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя, индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги себе, идеалом возрожденческого человека стал разносторонне развитый индивид 2) Антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования: в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Центральная фигура не Бог а человек Бог — начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все. Антропоцентризм нельзя понимать упрощенно. Человек стал центром мироздания, но понимание человека оставалось религиозным. Антропоцентризм обратил внимание на земную "божественность" человека. 3) Секуляризация — освобождение от церковного влияния: самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Такому процессу способствовал крупнейший кризис римско-католической церкви. 4) Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно- материалистического понимания, свободного от теологии (богословии): в решении онтологических проблем философия Возрождения ориентировалась в основном на сочинения Платона. 5) Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства: мир - это не результат отчуждения Бога, а открытый познанию сам образ Бога, т.е. мир - это и есть Бог. Идею мира как Бога активно прорабатывает и Николай Кузанский. Антропоцентризм и гуманизм как мировоззренческие принципы утвердили в культуре Возрождения культ природы, характерный в основном для Южного Возрождения (Италия). Человек убеждается в возможности своей свободной деятельности, в познании естественного характера мира, верит в свои творческие способности. Эти идеи предопределили появление новой философии природы. Существенной чертой, которой является пантеизм - понимание, того, что Природа - Бог, и телеологизм - принцип целесообразности мира. Не могу найти еще что-то нормальное про культ природы. 3. Н. Кузанский и Дж. Бруно о мире, познании и человеке. В этом вопросе следует разобрать философию природы Николая Кузанского и Бруно. Отметьте, что в их философских системах основное место занимало учение о мире, однако они уделили внимание и гносеологическим (вопросы о познании), и антропологическим (вопросы о человеке) вопросам. Начните с философии Н.Кузанского (1401-1464 г.). Расскажите о его биографии, подчеркните, что он был представителем религиозной элиты, что в его философии заметно влияние католицизма. Основные философские произведения Н.Кузанского - "О скрытом боге", "Ученое незнание", "Охота за мудростью": Николай Кузанский (1401—1464 гг.) родился в селении Куза в Южной Германии. По месту своего рождения он и получил прозвание — Кузанский или Кузанец. Достоверных сведений о детских годах жизни будущего мыслителя нет. Известно лишь, что отец его был рыбаком и виноградарем, а сам Николай подростком бежал из родного дома. В 1423 г. Николай получил звание доктора канонического права. Вернувшись в Германию, он занимался богословием в Кельне. В 1426 г., вскоре после того как он получил сан священника, Николай становится секретарем папского легата в Германии кардинала Орсини. Через некоторое время он стал настоятелем Церкви св. Флорина в Кобленце (Э – элита). В эти годы Николай Кузанский впервые знакомится с идеями гуманистов, которые оказывают на него определенное влияние. Недаром он оказался среди тех римско- католических священников, которые выступали за ограничение власти римского папы и усиление значения церковных соборов. Николай Кузанский автор многих философских и богословских сочинений: "Об ученом незнании", "О предположениях", "Об искании Бога" и др. Кроме того, ему принадлежат сочинения по математике. В частности, интересен его диалог "Об опыте с весами", в котором Кузанец предлагал введение количественных мер для более точного познания природных явлений. Далее объясните, что философское решение основного вопроса - отношение мира и Бога, материи и духа, является теоцентричным, но отличается от средневекового теоцентризма, так как Н.Кузанский сблизил Бога как бесконечное начало с конечным миром. Бог бесконечен, он максимум, никакие философские усилия не раскроют его сущность. Мир - это минимум, в нем происходит распространение, развертывание божественного максимума. Подчеркните, что такой подход не признает идеи креационизма. Подчеркните, что онтологическое учение содержит идеи диалектики: все вещи состоят из противоположностей, которые совпадают. Наиболее ярким синтезом противоположностей является Бог, т.к. он повсюду, и нигде точно, он все и ни что. Человек - синтез противоположностей: он конечен и бесконечен. Абсолютное слияние божественного и человеческого реализовалось лишь во Христе. В познании Н.Кузанский исходит из того, что человек способен познать природу. Процесс познания осуществляется в формах чувственного восприятия, воображения, рассудка и разума и совершается по пути, приближающему нас к абсолюту, сам же Бог остается непознаваемым. Отметьте, что особое значение философ отводил математике как методу познания. Высшей теоретической способностью является разум. Он направлен на выявление и преодоление противоположностей. Истина диалектична, тесно связана с заблуждением. Познание подлинных сущностей невозможно, оно осуществляется в более или менее точных выводах. Отсюда следует его концепция "ученого незнания": даже самое глубокое знание, не ликвидирует незнание. Учение о человеке Н.Кузанский связывал с онтологическими представлениями. Покажите, что для Кузанского человек есть Бог, но не в абсолютном смысле слова. Человек - это микрокосмос, представляющий подобие макрокосмоса, он соединяет в себе и земное и божественное. Джордано Бруно (1548-1600 г) - итальянский философ, автор многочисленных философских трудов: "О причинах, начале и едином", "О героическом энтузиазме", "О монаде, числе и фигуре" и др. В начале расскажите кратко биографию этого философа. Ответьте на вопрос: почему его книги и выступления вызвали негодование со стороны церкви?: Филипп Бруно родился в 1548 году, в городке Нола неподалеку от Неаполя, в семье наемного солдата Джованни и бедной крестьянки. В 1559 году мальчик отправился в Неаполь с целью учиться наукам, в том числе диалектике, литературе и логике. Спустя четыре года Филиппа отправили в монастырь, где он провел 10 лет. Там мальчик получил второе имя, под которым стал известен миру – Джордано. В 24 года Джордано стал священником и провел первую службу. Основываясь на смелых высказываниях юного брата Джордано, священнослужители заподозрили его в ереси. Это заставило молодого монаха пуститься в бега. Бруно решительно выступал против католической церкви и вообще против любой существующей на тот момент религии, называя их наиболее серьезным препятствием, которое предстоит преодолеть науке на пути своего развития. В целом, философия Бруно основывалась на неоплатонизме – он полагал, что есть некое единое начало, давшее продолжение всему во Вселенной. Но не только первоначало называл мыслителем бога, а и природу, и даже человека – этого-то церковь стерпеть и не смогла. В феврале 1600 года, на площади Цветов города Рима был приговорен к смерти инквизицией через сожжение итальянский мыслитель Джордано Бруно. Далее приступайте к анализу его философской системы. Подчеркните, что отличительной чертой его философии был пантеизм: мир един, в нем материя и форма соединены, вселенная бесконечна, и неподвижна (хотя внутри неё происходят изменения), она представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Отметьте, что основным понятием философии Дж.Бруно является понятие "единое". Эта категория объясняет все в мире: изменчивость и в тоже время постоянство. Все противоречия и противоположности объясняются тем, что сама вселенная едина. В соотношение духовного и материального он видел общее бытие, одну основу. Материя - это "прародительница всех вещей", она состоит из атомов - это абсолютный минимум. Вселенная одушевлена, этим объясняются причины движения в природе. Одушевленность мира приводит Дж.Бруно к гилозоизму. Он отвергает идею креационизма: Бог существует в вещах, в материи, а материя - божественное бытие в вещах. В познании Дж.Бруно отвергает учение о двух истинах (истину философии и истину теологии). Существует только одна истина - природа, которая достигается философией на основе рационального мышления. Основным методом познания является сомнение. Далее укажите, что в философии Дж.Бруно достаточно много внимания уделил этическим проблемам. Основой нравственности выступает активная человеческая деятельность: "прочь от меня всякое безобразие, всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность" - писал философ. В заключении подведите итог, используя метод сравнительного анализа, объясните, что объединяло этих мыслителей, по каким вопросам они расходились: Николай Кузанский Дж. Бруно НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401— 1464) был священнослужителем, с 1448 г. — в звании кардинала. Еще в юности он увлекался математикой, астрономией, географией и другими науками. Этот интерес у него сохранился до конца жизни и отразился на его мировоззрении, полностью не укладывавшемся в религиозные представления. Кузанский стоял на позиции пантеизма, отстаивая тезис «Творец и творение суть одно и то же». Его пантеизм, между прочим, отличался от той его разновидности, которая полностью отождествляла Бога и природу. Он полагал, что Бог есть нечто более совершенное по сравнению с природой, являясь ее разумным основанием. В результате Бог как бы отодвигался от множества природных явлений. Кузанский заложил основу новой философской концепции — пантеизма. Пантеизм (от греч. pan — все и theos — бог)— это философское учение, отождествляющее бога и мир, считающее, что бог слит с природой, как бы разлит в окружающем мире, пронизывает его. Но, с другой стороны, бог является также и абсолютным минимумом, самым малым, что может быть,— ведь бог присутствует в каждой пылинке, в мельчайшей частице вещества. По убеждению Кузанского, человек обладает тремя видами ума (тремя способностями): ЧУВСТВОМ (т.е. ощущением плюс воображением), РАССУДКОМ и РАЗУМОМ. ДЖОРДАНО БРУНО(1548-1600) - пошел еще дальше Коперника, утверждая, что даже Солнце не является центром Вселенной. Он считал, что бесконечная Вселенная состоит из множества звезд, подобных Солнцу, вокруг которых вращаются множество планет, похожих на Землю. Никакого центра, занимающего исключительное, привилегированное положение в бесконечной Вселенной, вообще не существует. Вселенная порождена бесконечной божественной мощью. Бруно развивал концепцию пантеизма Кузанского: философия познает не какое-то сверхприродное божественное существо, а природу, которая и является «богом в вещах». Он полагал, что право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт. Таким образом, Кузанский определил мировоззрение ДЖОРДАНО БРУНО, который считал, что если природа соединена с Богом, то движение в природе производится не от внешнего ей перводвигателя, а из каких-то её внутренних сил. Ведь ничто не может быть вне Бога, потому что Бог это всё, но Бог пребывает в вещах, и, следовательно, двигательная сила вещей тоже находится в вещах. Если природа соединена с Богом, то природа одушевлена, и у природы есть душа (логическое обоснование гилозоизма). 4. Зарождение нового естествознания и формирование новой картины мира (Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей). Проявление гуманистических и натурфилософских тенденций в медицине (Парацельс, А. Везалий) В этом вопросе следует объяснить, что формирование новых философских идей и принципов было подкреплено развитием естественной науки и открытием гелиоцентрической (солнце в серединке) картины мира. Существенную роль в этом сыграл Николай Коперник (1473-1543) - польский ученый-астроном. В своем гениальном труде "Об обращениях небесных сфер" он утверждал, что Земля не может быть центром Вселенной: "Солнце, как бы восседая на Царском престоле, управляет вращающимися около него семейство светил". В учении Галилео Галилея (1564-1642 г.) - основная работа "Диалог о двух ситемах мира - Птолемеевской и Коперниковой" - были заложены основы механистического понимания мира, что сближало науку с материализмом. Идеи Галилея были в дальнейшем развиты Иоганом Кеплером (1571-1630 г.), который открыл законы небесной механики (движение планет) с помощью математики и геометрии. Далее, основываясь на истории медицины, раскройте значение А.Везалия и Парацельса в развитии медицинской науки. Подчеркните, что судьба Анреаса Везалия (1514-1564 г)- яркий пример того, что католическая церковность еще была сильна и ограничивала развитие прогрессивных научных идей. Везалий исправивший более 200 ошибок канонизированного церковью Галена, был предан суду инквизицией. Парацельс (Теофраст фон Гогенгейм 1493-1541 г.) был не только врачом, но известным философом-мистиком. Его взгляды противоречивы, что характерно для того времени. Утверждая опыт как основу научного познания, он, в то же время, считал, что вся реальность имеет особую духовную силу (архе жизни), познав которую человек обретает способность управлять всем миром. В конце подведите итог, подчеркните, что возрождение античных ценностей было продиктовано потребностями того времени, идеалами гуманизма, верой в возможность создания свободной естественной жизни для человека. Отметьте, что новые идеи в философии и науке утверждались в жестокой борьбе со старыми представлениями о мире. Основным признаком философии Возрождения является ее светская, земная направленность. Этим она создала основу для будущей философии, стала, таким образом, закономерным переходом от средневековой философии к философии Нового времени. Люблю тебя, Зая) |