Главная страница
Навигация по странице:

  • Формулировка и содержание закона

  • характере и направленности

  • философия. КР 2022 сессия 2. Закон единства количественных и качественных изменений. Диалектика связи эволюции и революции в развитии


    Скачать 26.23 Kb.
    НазваниеЗакон единства количественных и качественных изменений. Диалектика связи эволюции и революции в развитии
    Анкорфилософия
    Дата28.03.2023
    Размер26.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР 2022 сессия 2.docx
    ТипЗакон
    #1020611

    Закон единства количественных и качественных изменений. Диалектика связи эволюции и революции в развитии

    Закон перехода количественных изменений в качественные в диалектике Гегеля и материалистической диалектике, а также ряде близких философских концепций — всеобщий закон развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления. Закон сформулирован Фридрихом Энгельсом в результате интерпретации логики Гегеля и философских работ Карла Маркса.

    Формулировка и содержание закона

    Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т. п. — где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.

    Предметом закона является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество — момент закона развития меры[1].

    Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества.

    Для описания, любое явление можно «расщепить» на качественную и количественную определенности[2]. Категория «качество» обозначает такую определённость явления, которая отличает предмет среди других, делает его тем, что он есть[2]Количество выражает то общее, что свойственно разным вещам, в чем они сходны, является совокупностью множеств и величин, характеризующих вещь. Найти количественную определенность вещи — значит сравнить её с другой, обладающей тем же свойством[2].

    Несмотря на существенные различия, количество и качество рассматриваются в диалектическом материализме как части одного целого, представляющие собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества.

    Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству[2].

    При преодолении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

    Следует заметить, что само по себе количество не переходит в качество. Обычно определённые количественные изменения приводят к изменению параллельно сопутствующих качеств. При этом количество переходит в другое количество, а качество при определённом изменении количества превращается в другое качество. Широко употребляемое выражение «переход количества в качество» фактически является неточной формулировкой и может сбить с толку тех, кто не знаком с данным вопросом.

    Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике. Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества[3].
    В первом законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

    Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения.

    Рассмотрение качеств в единстве с его внешними и внутренними аспектами позволяют перейти к его внутренней оценке. Мера-множество количественных изменений, внутри которого сохраняется данное качество. Мера фиксирует закон, переход за границы меры называется скачком. Скачок- переход системы в другое качество.

    +Всякая система обладает качественной определённостью, совокупностью и свойств, основанной на внутренней структуре. Определённость системы сохраняется. Эволюция при переходе через границы которой просиходит прерывание изменений, т.е. скачок в новое качество(революция)

    В системе основных законов диалектики закон перехода количественных изменений в качественные выполняет роль «механизма» движения и развития, т.е. показывает, как, каким образом совершается движение и развитие. Само название этого закона дает нам в общем виде ответ на данный вопрос: развитие совершается путем перехода количественных изменений в качественные. Для уяснения сути этого закона важно прежде всего понять, что такое качество и что такое количество? Мир един в своей материальности, но бесконечно многообразен по формам существования. Наличие этого многообразия дает возможность определить каждое тело и явление, выделить его из общего многообразия, найти в каждом предмете нечто, характерное для него. Основными и всеобщими характеристиками, по которым мы различаем предметы, и являются качество и количество.

    Качество предмета — это то основное, существенное в нем, что отличает его от других объектов, благодаря чему данный объект является таким, а не другим. Поэтому качество неотделимо от объекта: если изменяется качество, то это значит, что изменяется и сам объект, и наоборот, если изменяется объект, то изменяется и его качество. Качество объектов обнаруживается, проявляется при взаимодействии с другими объектами через свойства. Таким образом, свойством тел называется проявление их качества в процессе взаимодействия. Качество объекта может проявляться через множество свойств. Например, жизнедеятельность организма как его качественная определенность проявляется в таких его свойствах, как обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость и т.д. Все эти свойства существенны для организма. Кроме качественной определенности, объекты имеют еще и количественную определенность, т.е. они бывают различных размеров, имеют разные величины, скорости и др., поэтому количественная определенность объектов выражается числом, объемом, степенью, темпом и т.д.

    И количественная, и качественная определенность объектов существует объективно и в неразрывной связи с самими объектами: в природе нет количеств и качеств самих по себе, а есть объекты, обладающие качественной и количественной характеристикой. Однако роль каждой этой определенности различна в объекте. Если качество тождественно самому объекту, т.е. мы можем сказать, что качество объекта — это сам объект, то подобное мы не можем сказать о количественной характеристике объектов, ибо количество не является самим объектом, оно выражает лишь его степень и величину. В отличие от качества, природа количества едина во всех объектах, вследствие этого количество выражается в таких величинах, которые сравнимы между собою. Идет ли речь о молекулах или галактиках, о клетках или организмах — количество их сравнимо и может быть выражено числом, в одних и тех же математических уравнениях. Этого нельзя сказать о качествах: невозможно подвести под какой-либо общий качественный показатель качественно различные объекты; общего качественного эквивалента не существует. Поэтому на практике сравнение между качественно различными объектами осуществляется в количественных показателях. Например, при обмене товаров таким эквивалентом является их стоимость как количественное выражение общественно необходимого груда, затраченного на их производство.

    Качество и количество выступают по отношению друг к другу как противоположности. Это выражается в том, что они не могут существовать раздельно; их бытие как количества и качества проявляется только во взаимном существовании. Это значит, что качество является качеством только тогда, когда оно выражено в определенном количестве (величине), а количество существует как таковое только тогда, когда оно выражает величину, размеры какого-то качества. Противоположность количества и качества заключается также и в том, что качество выражает прерывность материи, т.е. дифференцированность, разделенность ее на определенные качественные предметы и явления, тогда как количество выражает непрерывность материи, ибо оно по своей природе одинаково во всех качественно различных предметах, а поэтому может исследоваться одной и той же наукой — математикой.

    Единство количества и качества в предмете называется мерой. Понятие «мера» имеет очень важное значение для понимания сути закона перехода количественных изменений в качественные. Упрощенно меру можно представить себе как «границу» предмета, его «рамки», за пределами которых данный объект, данное его качество не существует. Например, вода как жидкость существует в диапазоне температур от нуля до ста градусов по Цельсию. Каждая элементарная частица имеет такой количественный показатель, как массу, которая строго определена. Масса электрона принята за единицу измерения массы элементарных частиц; исходя из этого масса протона равняется 1836 электронным массам. Все химические элементы в отношении меры также строго определены, достаточно ядро того или иного химического элемента увеличить или уменьшить на один протон, как произойдет переход в другой химический элемент. Но в реальной действительности имеется множество и таких явлений, у которых мера не строго определена, и объект в этом случае может иметь различные размеры, однако даже и в этом случае имеются свои пределы. Так, феодализм не может существовать при машинной индустрии, а классический капитализм не сможет сохранить свое господство в век полной автоматизации производства.

    Независимо от того, строго ли определена количественная сторона объектов или она имеет более широкий диапазон, и в том и в другом случае количество в объектах соответствует своему качеству, а это значит, что объект имеет свою меру: единство количественной и качественной определенности, их соответствие друг другу. В принципе, если бы не существовало меры, то не существовало бы качественного и количественного различия между объектами, следовательно, не было бы и самих объектов.

    Взаимосвязь качества и количества проявляется не только в сохранении меры, но и в нарушении ее. Если бы во взаимодействии количества и качества не происходило постоянного изменения количественных и качественных показателей в сторону их увеличения или уменьшения, то мера объектов сохранялась бы, а следовательно, объекты всегда были бы неизменными. Но в реальной действительности такого не бывает, в ней взаимосвязанно происходят два противоположных процесса: становление меры и нарушение ее, процесс созидания и процесс разрушения. Без этого нет движения и развития. В законе перехода количественных изменений в качественные как раз и выражен процесс нарушения меры, ибо для развития главным является не само существование объектов, а их изменение, исчезновение одних и появление других свойств и качеств и т.д.

    Итак, в законе перехода количественных изменений в качественные, как и в законе единства и борьбы противоположностей, есть две противоположности — количество и качество, выражающие непрерывность и прерывность материи, а также два противоположных процесса — становление меры и нарушение ее. Следовательно, и этот закон по сути выражает борьбу противоположностей, только в специфической форме. Когда мы рассматривали закон единства и борьбы противоположностей, изучали его механизм, то противоположности брали в абстрактном виде. В законе же перехода количественных изменений в качественные взаимодействующие противоположности выступают уже в конкретной определенности: в виде количества и качества.

    Но каков механизм действия перехода количественных изменений в качественные? Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь определить, какая из противоположностей является в этом процессе главной: качество или количество? Очевидно, количество. Ф. Энгельс писал, что «в природе качественные изменения... могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения... Невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т.е. без количественного изменения этого тела». Выделяя количество как определяющую противоположность, мы этим не умаляем значения качества, ибо знаем, что без него не может быть и количества. Более того, при других обстоятельствах, когда нас интересует объект как таковой, качество является определяющей стороной, ибо качество объекта и есть сам объект. Но в данном законе выражается переход от объекта к объекту, поэтому определяющей стороной в этом процессе является количество.

    Количество в объектах постоянно и незаметно изменяется в результате взаимодействия как с внешней средой, так и внутри объекта между его элементами. Например, тело нагревается, значит, увеличивается скорость движения его молекул в результате воздействия извне (огонь, солнечная энергия, электричество и т.д.). До определенного момента это количественное изменение (нагревание) не меняет качество самого тела. Но когда температура тела в результате нагревания достигнет критической точки (точки кипения), тело из твердого состояния переходит в жидкое, происходит коренное изменение качества. Момент, когда количественные изменения нарушают меру, когда происходит переход к новому качеству, называется скачком; в нем и заключается суть данного закона. Скачок - это процесс перехода количественных изменений в качественные. Там, где имел или имеет место переход от одного качества к другому, там всегда обязательно был или имеется скачок, перерыв непрерывности, независимо от того, совершался этот скачок быстро или медленно. «Переход от одной формы движения к другой, — писал Энгельс, — всегда остается скачком, решающим поворотом»[2]. В природе и обществе скачки совершаются в различных формах, которые зависят как от качества самого объекта, который переходит в другое качество, так и от условий, в которых совершается процесс перехода.

    По времени протекания скачки разделяются на мгновенные, быстрые и медленные. В частности, мгновенные скачки совершаются в микромире, быстрые — в химических реакциях, медленные — в развитии природы. Скачки, которые совершаются медленно, имеют множество промежуточных скачков. Возникновение жизни на земле, занявшее миллионы лет, конечно же было скачком от одного качественного состояния к другому, но в нем было немало и промежуточных скачков: возникновение углеродистых соединений, белка, клетки и т.д. Ф. Энгельс писал, что скачки в природе незаметны лишь потому, «что она слагается сплошь из скачков».

    По интенсивности протекания скачки разделяются на скачки со взрывом и без взрыва. Например, взрывчатое вещество может постепенно гореть на огне или мгновенно взрываться; распад урана-235 происходит без взрыва в реакторах атомных электростанций и может происходить со взрывом в атомной бомбе. В общественном развитии скачки в виде социальных революций также могут происходить со взрывом и без взрыва. Социальная революция со взрывом происходит тогда, когда старые социальные силы ожесточенно сопротивляются.

    В истории философии отнюдь не все философы признавали диалектическую взаимосвязь между количеством и качеством, между непрерывным и прерывным характером развития. Некоторые мыслители или сводили все процессы только к количественному увеличению либо уменьшению, а следовательно, отрицали скачки, или же рассматривали все процессы как резкие качественные изменения, катастрофы, революции, которым не предшествует никакое накопление количественных изменений. Первую точку зрения ярко выразил французский философ-материалист Жан Батист Робине (1735—1820), который писал, что «природа переходит от одного к другому непрерывным образом. Если нам кажется, что мы замечаем какие-то перерывы, какие-то нарушения непрерывности, то лишь потому, что от нас ускользают промежуточные звенья»[4]. Вторую точку зрения выразил французский зоолог Жорж Кювье (1769—1832), который, занимаясь изучением ископаемых животных и не обнаружив промежуточных биологических видов, пришел к выводу, что в природе нет постепенных количественных изменений, а есть только скачки, катастрофы, в результате которых все живое погибает, а потом снова жизнь возникает, но уже в других формах. Всего таких катастроф в развитии Земли Кювье насчитал 26. Как очевидно, и Робине, и Кювье, метафизически разрывали то, что в действительном процессе развития существует и может существовать только в единстве. Количество и качество как две противоположности существуют в неразрывной связи. Процесс возникновения нового качества всегда связан с новым количеством — это взаимосвязанный процесс. Если возникает новое качество, то возникает и новое количество, ибо любое качество существует в определенных размерах, имеет свою меру. В связи с этим данный закон правомерно называть законом взаимного перехода количественных и качественных изменений, или законом перехода количества в качество и обратно. Такое название закона имеется у Энгельса в работе «Диалектика природы».

    Метафизический разрыв количественной и качественной сторон развития и на практике ведет к ошибочным выводам, к гипертрофированию либо эволюционного, либо псевдореволюционного (анархистского) пути развития. Конечно, и эволюционная и революционная формы, в частности, общественного развития, обусловлены объективно. Революция — не путч заговорщиков, а следствие неразрешимых социальных противоречий, приведших к общенациональному кризису. И уж если говорить об «ответственности» тех или иных социальных групп или лиц, то в наступлении революционного взрыва виновны прежде всего правящие классы, ибо они обладают привилегией власти, а также материальными и культурными привилегиями. В историческом плане революцию трудно оценить однозначно. Разумеется, она ведет к разрушению материальных ценностей, социальным потрясениям, гибели людей, однако она же приводит к социальному освобождению огромные народные массы, становится мощным импульсом движения общества вперед. Так, во всяком случае, было. Сейчас другая ситуация. Социальная структура общества чрезвычайно сложна, переплетение интересов различных классов более тесно. Созданы огромные материальные и духовные ценности. Имеется оружие массового уничтожения людей. В результате ядерного конфликта человечество вообще может быть уничтожено. В этих условиях эволюционный путь, путь «частичных дел», постепенных реформ гораздо предпочтительнее, чем революция. Тем более что и реформы по своей глубине, социальным последствиям вполне могут иметь революционный характер.

    Философский анализ истории требует ответа на вопросы о характере и направленности ее развития. Что касается характера развития, то в зависимости от скорости и глубины общественных преобразований, принято выделять эволюцию и революциюЭВОЛЮЦИЯ - постепенное, относительно медленное изменение общественной жизни, не затрагивающее ее глубинных оснований. Эволюция «слепа» и «глуха» - она не знает цели, не ведает, что творит. Общественная необходимость здесь не осознается людьми, она пробивает себе дорогу через многочисленные пробы и ошибки. В целом эволюция – это преимущественно стихийный процессРЕВОЛЮЦИЯ – напротив, относительно быстрые, динамичные изменения, затрагивающие коренные основания общественной жизни. Революции осуществляются наиболее передовыми социальными группами, классами, которые ставят и осуществляют свои цели осознанно. Эволюции и революции в историческом процессе чередуются. В их оценке всегда были сторонники, как одного, так и другого характера развития. Марксисты, например, преклонялись перед революциями, называя их «локомотивами истории». Существуют и противники революций – реформисты, обличающие революции за их чрезмерно разрушительный характер. Истина же состоит том, общественное развитие по своему характеру не может быть однообразно. И эволюция и революции в одинаковой степени необходимы, в зависимости от конкретных исторических условий.


    написать администратору сайта