Главная страница

Технологическая карта по ТЖМ на тему: "Выполнение этюда пейзажа в смешанной технике (пленэр)". Технологическая карта по ТЖМ на тему: "Выполнение этюда пей. Выполнение этюда пейзажа в смешанной технике (пленэр)


Скачать 0.99 Mb.
НазваниеВыполнение этюда пейзажа в смешанной технике (пленэр)
АнкорТехнологическая карта по ТЖМ на тему: "Выполнение этюда пейзажа в смешанной технике (пленэр)"
Дата24.09.2018
Размер0.99 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТехнологическая карта по ТЖМ на тему: "Выполнение этюда пей.doc
ТипПротокол
#32959
КатегорияИЗО, МХК

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте

Экономико-гуманитарный колледж

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель

директора по учебной

работе Попова Л.В.

___________

«___» 2017 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ПРАКТИЧЕСКОГО) ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: «Техника живописи и технология живописных материалов»
Тема занятия: «Выполнение этюда пейзажа в смешанной технике» (пленэр).
Специальность: 54.02.05. «Живопись» (по видам).
Группа: 31 -Ж /к
Кол-во часов по данной теме: 2 часа.
Отработка занятия обучающихся: Написание пейзажа в смешанной технике.
Подготовила: преподаватель - Диденко Алёна Дмитриевна.

Обсужден и утвержден на заседании ЦМК:

комиссии по подготовке специалистов СПО

в сфере дизайна и живописи.

Протокол № 1 от «30» августа 2016г. Председатель ЦМК В.В.Войтюк
Ялта, 2017 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема: «Выполнение этюда пейзажа в смешанной технике» (пленэр).
1. Актуальность темы: Одной из основных задач современного художественного образования является необходимость выработать такие методы обучения, которые будут способствовать более эффективному раскрытию творческого потенциала будущих художников, развитию их качеств индивидуальности. Принципы обучения пейзажной живописи, применявшиеся мастерами прошлого, а также теоретические разработки ученых в области цветоведения, психологии и педагогики искусства становятся важной составляющей в совершенствовании методов обучения обучающихся на пленэре в современных условиях. Навыки и знания, приобретенные в процессе выполнения учебных заданий на открытом воздухе, формируют профессиональное мастерство и улучшают качество обучения живописи в аудитории. На открытом воздухе обогащается цветовое восприятие предметного мира в окружении световоздушной среды, а взаимосвязь пейзажного мотива с архитектурой и пространством, формирует понимание обучающихся вопросов соразмерности и соподчиненности в композиции, воспитывает чувство меры и художественный вкус. Совершенствование живописного мастерства в природной среде способствует формированию у обучающихся потребности к самостоятельной творческой работе, не предусмотренных программой учебных часов, что является необходимым условием для развития индивидуальности и профессионального мастерства художника.

Это хороший способ разобраться со световоздушной перспективой, построением объектов в пространстве, разбор светотеневых градаций удаляющихся предметов, всё это позволяет обучающимся лучше усваивать перспективу, строение предметов, а также работать в смешанной технике.
2. Учебные цели:

- Ознакомить студентов с репродукциями картин известных мастеров-живописцев, работавших в этом жанре, провести аналогии с работами современных художников.

- Рассмотреть понятия «смешанная техника», «пейзажная живопись», «пленэр».

- Учить выполнять этюд пейзажа в смешанной технике на пленэре.

- Закрепить полученные знания на практике.

3. Воспитательные цели: Воспитывать интерес к окружающему миру, чувство прекрасного в повседневной жизни. Воспитывать чувство меры и художественный вкус, видение светотеневых градаций удаляющихся предметов. Приучать к аккуратности и точности при выполнении работы.
4. Развивающие цели: Развивать творческое воображение у обучающихся, способность видеть взаимосвязь пейзажного мотива с архитектурой и пространством, формировать понимание соразмерности и соподчиненности в композиции.
5. Междисциплинарная интеграция

Дисциплины

Знать (ОК, ПК)

Уметь

  1. Ранее изученные дисциплины (обеспечивающие):

Рисунок.

Цветоведение.

Живопись.

ОК 1; ОК 2; ПК1.1.;

ПК 1. 2.

ОК.6.;ОК.10.; ПК.1.7.



Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.

Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.



2. Последующие дисциплины:

Композиция

ОК 1; ОК 2.

ПК.1.2.; ПК.1.4.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

Последовательно вести работу над композицией.


3.Внутридисциплинарные связи темы данной дисциплины, с которыми интегрируется новая тема: «Несложный натюрморт из 3-х предметов. Выполнение этюда масляными красками»

Разбор предметов по тону, тоновое решение,

видение светотеневых градаций удаляющихся предметов, формирование понимание соразмерности и соподчиненности в композиции.


Производить разбор предметов постановки по тону, видеть светотеневые градации удаляющихся предметов, формировать понимание соразмерности и соподчиненности в композиции.

6. План и организационная структура занятия.

№ п/п

Основные этапы занятия

Методы контроля и обучения

Материалы методического обеспечения

Время в минутах

1. Подготовительный этап

1

Организация занятия.

Приветствие, запись темы занятия в журнале и на доске. Подготовка рабочего места. Проверка посещаемости.


Для преподавателя:

1.Журнал академической группы;

2.Репродукции картин великих живописцев, работавших в смешанной технике на пленэре.

3. Презентация на тему: «Пейзажная живопись».

4. Натурный фонд (компьютер, планшет, материалы, бумага А-3).

5. Акварельные краски, пастель, гуашь, карандаши, черные ручки, кисти, палитра, баночка с водой, сухие и влажные салфетки.
Для обучающихся:

1.Акварельная бумага (формат А-3). Акварельные краски, гуашь, темпера, акварельные карандаши, пастель, кисти, баночка с водой, кнопки, палитра, влажные и сухие салфетки, губка.

3. Планшеты, стулья для обучающихся.

4. Рабочие тетради для лекционного материала, ручка.

(3 мин.)

Объявление темы занятия.







Объявление целей занятия.







2

Повторение, проверка и актуализация опорных знаний по теме.

Устный фронтальный опрос. Подведение итога.

Приложение № 1.

(5мин)

2. Основной этап

1

Изучение нового материала:

1. Показ и анализ репродукций на данную тему.

2. Определение понятий «пейзажная живопись», «пленэр», «смешанная техника».

Рассказ, лекция, беседа, демонстрация наглядных пособий, презентация по теме.

Запись в тетрадь.

Приложение № 1.


(15 мин)













2

Формирование профессиональных умений и навыков.

Выбор места изображения, решение ситуационных и проблемных задач.



Приложение № 1.


(5 мин)







3

Самостоятельная работа обучающихся на занятии.

Анализ выбранного места на заданную тему, актуализация опорных знаний, словесное оценивание.

Инструктаж к выполнению творческо - практического задания.

Приложение№1.



(10 мин)

4

Закрепление нового материала.

Закрепление изученного материала, практическая работа.

Обучающиеся выполняют творческое задание

(этюд пейзажа в смешанной технике на пленэре).


(45мин)

3. Заключительный этап

1

Подведение итогов работы на занятии, оценивание работы обучающихся на занятии.

Анализ проделанной работы обучающихся на занятии, мини-выставка работ, оценивание.


Журнал академической группы. Работы обучающихся.


(5 мин)

2

Домашнее задание.

Повторение лекционного материала и доработка практического задания.

Материал лекций. Работы обучающихся.

(2 мин)


Приложение № 1.
Лекция-беседа: «Выполнение этюда пейзажа в смешанной технике» (пленэр).
План:

1. Устный фронтальный опрос. Подведение итога.

2. Определение понятий «пейзажная живопись», «пленэр», «смешанная техника». Показ и анализ репродукций, презентации на данную тему, запись в тетрадь.

3. Проведение аналогии с работами современных художников, работающих в этом жанре.

4. Выбор места изображения, анализ.

5. Инструктаж к выполнению творческо - практического задания.



  1. Устный фронтальный опрос. Подведение итога.

- Скажите, что такое «Живопись»?

«Живопись» – это вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль».

- Назовите известные жанры живописи?

( портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр, исторический, батальный, бытовой, сюжетно-тематическая картина).

- Сегодня, мы будем выполнять один из жанров живописи – пейзаж.

- Кто скажет, что такое пейзаж?

( «Пейзаж» – (с фр. Paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

- Как называется работа художника на открытом пространстве? (пленэр).

- Что такое пленэр? («Пленэ́р» (от фр. en plein air - «на открытом воздухе») - термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

- Какие вам известны живописные техники?

(Акварель, акварель «по – сырому», Алла прима, гуашь, масляная живопись, пастель, сухая кисть, гризайль, смешанная техника и др.)

- Что такое «смешанная техника»?

- «Смешанная техника» - методика и термин в различных, обычно подразумевающие использование нескольких технологий или способов при создании артефактов; прежде всего - в изобразительном искусстве, - графических, скульптурных и живописных произведений, в реставрационных работах - при воссоздании, восстановлении тех или иных объектов; в настоящее время также именуется - применение разнородных приёмов в кинематографической, мультимедийной практике.
2. - Тема нашего занятия: «Выполнение этюда пейзажа в смешанной технике» (пленэр).

Показ презентации, репродукций, запись в тетрадь.
- Пейзаж как самостоятельный жанр живописи сравнительно молод: самостоятельное значение он получил в западноевропейском искусстве примерно с XIV в. Мы можем увидеть изображение природы и на картинах более раннего периода. Но тогда пейзаж был только фоном для портретов, жанровых сцен, а также для икон. Он не был не только самостоятельным жанром, но часто вообще не был реальным, а лишь обобщённым.

- Значительно возрос интерес к пейзажу в живописи Раннего Возрождения. И хотя в картинах итальянского художника и архитектора Джотто (около 1267-1337)


- В создании пейзажного жанра эпохи Высокого Возрождения большую роль сыграли Джорджо́не (1476/7-1510), Тициан (1473-1576), Эль Греко (1541-1614).

- Это знаменитый пейзаж Эль Греко. Другое название полотна - «Толедо в грозу». Автор использовал фантасмагорический свет, чтобы подчеркнуть угрожающий вид грозового неба.

Испанский город Толедо изображён под угрюмым небом на возвышенности, которая покрыта лугами и лесами. «Вид Толедо» стал одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога и несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера он входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи.



У. Тёрнер «Закат в парке Петворта» (1830). Холст, масло, 63,5 × 139. Художественный музей в Лондоне Тейт Британия
- Прекрасное в природе сумел передать Питер Брейгель (Старший). Он обращает внимание не только на монументальность природы (небо, горы), но и на мелочи: траву из-под камня, сломанное деревце… Природа у него живёт и дышит.

П. Брейгель (Старший) «Сумрачный день. Весна» (1565). Дерево, масло, 118 х 163 см. Музей истории искусств (Вена).
- РОЖДЕНИЕ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ.

«Пленэр» от французского en plein air – «на открытом воздухе». Художники создавали свои пейзажные картины, работая непосредственно на природе.

- Особенно в этом преуспели французские импрессионисты. В русской живописи на пленэре работали А. Саврасов, И. Левитан, К. Коровин и др.

И. Левитан «Солнечный день. Весна» (1876-1877). Холст, масло, 53 x 40,7 см. Частное собрание.
- Французский художник Ф. Буше предпочитал нежные и неяркие краски для изображения картин природы.


Ф. Буше «Переправа по мосту» (1730-е годы). Холст, масло

- У каждого художника – свой стиль и свои приоритеты.

Например, импрессионистам было важно передать реальный мир в его подвижности и изменчивости.



Винсент ван Гог «Звёздная ночь» (1889). Холст, масло. 73,7 × 92,1 см. Музей современного искусства (Нью-Йорк)
- В XX в. к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений того времени.

- Вот пример пейзажа американской художницы Элен (Хелен) Франкенталер (1928-2011), работавшей в стиле абстракционизма.



Элен Франкенталер «Горы и море» (1952)


написать администратору сайта