Осн теор журн. Выполнение практических заданий по дисциплине основы теории журналистики
Скачать 56.24 Kb.
|
Глава 2. Авторское право в журналистикеОколо полувека назад, когда был принят действующий Закон об авторском праве, природа журналистики не была похожа на быстро развивающуюся природу этой области сегодня. Репортеры, преподаватели, специалисты по проверке фактов, издатели и другие люди, собирающие новости, потратили бы месяцы на сбор фактов творческими и уникальными способами, чтобы создавать новостные сюжеты, которые увлекли бы читателей. Сегодня журналистика, похоже, больше сосредоточена на том, чтобы первой сообщать о последних новостях. В эпоху цифровых технологий, как только появляется важная информация о последних новостях, это всего лишь вопрос нескольких минут, прежде чем несколько новостных издателей и организаций, не связанных с новостями, тоже начнут сообщать о последних новостях. Если одна из целей журналистики - просто первым сообщать о последних новостях, чтобы информировать нацию, почему бы всем новостным платформам просто не подождать, пока один издатель опубликует новостную статью, а затем скопировать контент непосредственно на свою собственную платформу? Это связано с тем, что существует защита авторских прав на журналистику и новостной контент — защита творческого самовыражения, содержащегося в новостном контенте, начиная от статей и заканчивая видеороликами, которые сообщают последние новости. Закон об авторском праве, призванный служить цели обогащения общественности за счет доступа к творческим произведениям, служит этой цели, побуждая и вознаграждая авторов создавать журналистские произведения для распространения среди общественности. Авторское право — это совокупность исключительных прав, принадлежащих тому, кто создает оригинальное авторское произведение. Лица или организации, создающие произведение, именуются “авторами”, и права, предоставленные этим авторам в соответствии с законом об авторском праве, включают право на воспроизведение произведения, подготовку производных произведений, распространение копий, публичное исполнение произведения и публичную демонстрацию произведения8. Произведение автоматически защищается с момента его создания при соблюдении трех основных требований: Оригинальность: Произведение должно быть просто создано независимо, то есть оно не может быть скопировано с другого произведения. Нет никаких требований к тому, чтобы работа была уникальной или новой. Закон об авторском праве требует, чтобы произведение демонстрировало лишь небольшую долю творчества. Немногие творения не удовлетворяют минимальным требованиям к креативности. Авторское произведение: Произведение должно быть продуктом творческого самовыражения, подпадающим под одну из категорий объектов, охраняемых авторским правом. Исправление: Защита авторских прав автоматически прикрепляется к подходящему произведению в тот момент, когда произведение фиксируется на материальном носителе выражения. Законы, касающиеся авторского права в журналистике и новостных репортажах, ничем не отличаются. В частности, в одном журналистском материале есть несколько элементов, которые могут быть защищены авторским правом. Во—первых, текст — но не основные факты - журналистского материала может быть защищен авторским правом из-за независимого творчества, которое журналист использует при написании материала. Кроме того, любая оригинальная фотография в произведении может быть защищена законом об авторском праве из-за принятия творческих решений, связанных с созданием фотографии. Рассмотрим, например, две известные статьи, написанные о сексуальных домогательствах Харви Вайнштейна, в которых обсуждается одна и та же тема, содержатся похожие факты и рассказываются истории одних и тех же жертв: но журналисты используют разные подходы и используют разные выражения для представления этих фактов и историй. В частности, в первом предложении каждой статьи выражается отдельный важный момент, который поможет читателю подготовиться к остальной части статьи: в одном обсуждается анекдот от жертвы, а в другом обсуждается властная личность Харви Вайнштейна. Различия только в первых предложениях свидетельствуют о творческом самовыражении, которое журналист использует при написании новостных статей. Хотя требования закона об авторском праве явно не представляют каких-либо сложных препятствий для получения защиты авторских прав на журналистские работы и новостные репортажи, в новостном контенте есть некоторые элементы, которые закон об авторском праве не защищает, такие как простые факты, и есть важное исключение, которое следует учитывать: защита добросовестного использования. Если журналист пишет свой оригинальный материал, он становится автором произведения, а публикация материала делает его обладателем авторских прав (это касается и журналистики). Согласно закону РФ, создатели обнародованных литературных, художественных и музыкальных произведений обладают авторским правом, которое они могут реализовать. Авторы могут опубликовать свое произведение, и тогда никто не сможет им воспользоваться под своим именем. Но если такое произошло, создатель вправе обратиться к юристам, которые смогут доказать его авторство. Если вашу статью перепечатали без указания вашего имени, а вам это было крайне важно, вы можете оспорить действия плагиаторов9. Согласно авторскому праву, государство охраняет и неимущественные и имущественные права авторов произведений. При этом авторское право принадлежит как отдельным лицам, так и коллективам. Редакции газет, журналов, агентств, теле- и радиоорганизаций, создающие из отдельных произведений номера, выпуски, программы, пресс-релизы и т.п., имеют на эти издания и выпуски авторское право. Авторское право на произведение, созданное при выполнении служебного задания, принадлежит автору, хотя в этом случае работодатель вправе требовать обозначения на нем своего имени. По международным нормам наличие авторских прав на произведение обозначается значком © — от первой буквы английского термина copyright, свидетельствующего о резервировании права на воспроизведение. Произведение считается созданным в соавторстве, когда либо авторы создают отдельные части цельного произведения, либо все произведение является плодом их совместного труда. Литературная запись, литературная обработка, редактирование не являются авторством, хотя имя работника может быть обозначено на публикации, а его труд оплачен. В тех случаях, когда существует соглашение с литобработчиком и литзаписчиком, вносящими творческий вклад в произведение, возникают отношения соавторства. Автором является также создатель самостоятельного произведения, взявший другое произведение за основу (сценарий по книге, иллюстрации к изданию и т.д.). Автором является и журналист, проведший «круглый стол», интервью, обзор писем и т.п. Авторское право не распространяется на идею, метод, способы, принципы, открытия, факты, концепцию произведения и его частей, хотя они и являются плодом творческих усилий. Поэтому иногда выдвигаются требования ввести авторское право репортера на сообщение о впервые им описанном факте или событии10. Личные (неимущественные) права автора предполагают, что он как автор имеет право на обозначение своего имени при публикации, а так- же может выпустить произведение без указания имени (анонимно) или под вымышленным именем (псевдонимом). Главное отличие авторского произведения (как в журналистике, так и в других направлениях искусства) — это оригинальность. Статья должна быть написана самим автором, не содержать скопированных из других статей предложений, за исключением цитат и цифр. Имущественное право — это право на авторство и обнародование своего произведения, на защиту (в том числе названия) от искажений, причем законны авторские переделки. Имущественное право предполагает возможность в обусловленных случаях получать авторское вознаграждение — гонорар. В качестве уголовного преступления рассматривается плагиат — намеренное воспроизведение полностью, значительных частей или основных положений чужого произведения под своим именем или под именем третьего лица. Имущественные права действуют в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. Защита нарушенных прав осуществляется через суд, по решению которого может быть оглашено подлинное имя автора, запрещены сделанный с нарушением права выпуск в свет или распространение произведения, внесены исправления в соответствии с авторской волей, произведены другие действия, включая возмещение автору или его наследникам убытков за незаконное использование произведения. Журналист может оформить в интернете свои мысли, идеи, но подкрепить их цитатами другого автора, ученого, специалиста. Но произведение, написанное другим автором, журналист без разрешения этого автора вставлять в свою статью не может. Вместе с тем, являясь оригинальным автором, журналист реализует свои права, продавая свое произведение издательству. В ЗоАП опубликован целый перечень носителей, среди которых аудиокассеты, диски, фотопленка (если автор — фотограф), рукописи, стенограммы и другие. Российский закон не требует от автора обязательного оформления авторства. Другими словами, журналист, если хочет, подпишет своим именем статью, а не хочет — не подпишет. Ранее полномочия авторов регулировались законом «Об авторских и смежных правах» от 7 июля 1993 года, но он утратил силу 31 декабря 2007 года. Теперь вопросы авторства (в том числе в журналистике) разъясняет 4 часть Гражданского кодекса РФ, а также вся глава 70 этого же кодекса. Как только журналист написал статью, подписался своим именем и дал ей материальную форму (поместил на флэшку, опубликовал в СМИ), он получает авторское право. Оно, в свою очередь складывается из двух видов — имущественного и неимущественного. О первом мы уже говорили — это материальная форма, а неимущественное — это право на имя. Его, кстати, автор может придумать, и тогда это будет псевдоним. Журналист сам распоряжается судьбой своего произведения. Он может отдать его в публикацию или не разрешать ее. Он также может отозвать статью из публикации, если, например, передумал обнародовать информацию. Все эти полномочия будут принадлежать автору бессрочно, до тех пор, пока он жив или не решил подарить их другому человеку11. В России авторы находятся под защитой государства. После смерти создателя распоряжаться его правами могут наследники, а если их нет — государство. К неимущественным полномочиям можно отнести также использование своего произведения в любых формах и форматах. Так, автор может поступать со своим творением, как захочет, и разрешать другим людям: - распространять — реализовывать, продавать; - публично читать или воспроизводить (если видео — публично показывать); - передавать в эфир — на радио, телевидение; - редактировать, корректировать, изменять по своему усмотрению; - переводить на другие языки. Если он опубликовал свое творение в разных форматах, то вправе рассчитывать на гонорар за каждый вид и формат. Написав, например, книгу, автор заключает договор с издателем, где указывает, что авторство принадлежит ему. Издательство, в свою очередь, может прописать права на тот формат книги, который вышел в свет. Согласно договору, автор получает гонорар за книгу, а издательство — свой процент. Часто это могут быть роялти, когда деньги поступают не сразу, а небольшими частями, в зависимости от реализации12. В документе сказано, что автор произведения имеет исключительное право на него, а также на авторство, имя, неприкосновенность своего труда и на обнародование. Все это относится и к полномочиям в сфере журналистики. В законе также есть определение понятия «автор» — это лицо, создавшее произведение своим трудом и указанное на оригинале или экземпляре данного произведения. Авторство может принадлежать не одному создателю, а нескольким — тогда это будет соавторство. Например, слова песни пишет поэт, а музыку — композитор. Они выступают в данном случае соавторами песни. Исполнителю же принадлежат только смежные полномочия. Объектами авторского права не могут быть нормативные или официальные документы; законы, утвержденные в стране; государственные знаки и символы; денежные знаки. Любое изменение государственных символов уголовно наказуемо. Что касается интервью, то здесь все полномочия принадлежат журналисту. Человек, у которого берут интервью, заранее знает, что будет отвечать на вопросы. Он, конечно, может и не отвечать на них. Но если ответил, то журналист вправе записать и опубликовать информацию. Однако есть такое понятие как этика в журналистике, когда автор отдает своему герою материал на согласование и только после этого публикует. Часто обе стороны имеют выгоду от интервью — журналист получает гонорар, а герой — распространение нужной информации о нем. Программы телепередач, согласно закону, не относятся к понятиям интеллектуальной собственности в журналистике. Это, скорее, новостная информация, переданная посредством телевидения, но не оригинальные произведения, под которыми можно поставить конкретное имя. Но есть, конечно, и уникальные программы, когда в начале прямо пишется автор, чей творческий труд приложен к созданию этих передач. Произведения журналистов, опубликованные в СМИ, могут перепечатывать другие средства массовой информации, не спрашивая об этом автора. Но под этими материалами они должны указать его имя. Это только в том случае, если автор в первоисточнике не запретил перепечатку. Творческие люди бывают рассеянными и мало внимания уделяют оформлению сотрудничества. И тогда они могут стать жертвами мошенников. Специалисты рекомендуют авторам в журналистике всегда заключать специальные договоры о сотрудничестве, тогда они без проблем докажут свое авторство. При заключении такого договора не забудьте показать его юристу. Найти специалиста для этого вы также можете через наш сервис. Просто оставьте заявку и дождитесь отклика — и вы без особого труда получите защиту от возможных неприятностей. Закон «Об авторском праве и смежных правах» (1993), описывающий нормы взаимоотношений по поводу использования текстов произведений, включая их публикацию в прессе. Редакция и автор связаны сложнейшей сетью взаимных обязательств. В Законе «О СМИ» перечислены права журналиста. Он может отказаться от подготовки за своей подписью сообщения, противоречащего его убеждениям, излагать личные суждения и оценки в материалах, предназначенных к распространению за его подписью, использовать либо собственное имя, либо псевдоним. Детально отношения внутри редакции регламентируются трудовыми договорами, контрактами или иными соглашениями производственно-трудового характера. Закон «Об авторском праве» существенно дополняет и расширяет эти положения. Его действия распространяются не только на произведения журналистов, но и на другие материалы, включенные в редакционный производственный оборот. В общем плане в объект авторского права включаются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения13. Под словами «результат творческой деятельности» надо понимать любые оригинальные произведения, не повторяющие созданные ранее. Этот признак свойственен и журналистским материалам, от заметки до эфирной программы, и читательским письмам, приходящим в редакцию. Также в определении объекта не принимается в расчет способ выражения произведения, то есть оно может быть как обнародованным (опубликованным), так и не увидевшим света. Закон требует лишь, чтобы произведение существовало в объективной форме: в письменной, устной, в виде звуко- и видеозаписи, изображения. Но авторское право не распространяется на идеи, методы, открытия, факты. Цитирование, перефразирование или приписывание информации внешним источникам являются одними из наиболее важных и часто необходимых инструментов в журналистике, чтобы журналисты оставались беспристрастными и правдивыми или помогали журналисту проиллюстрировать важный момент. Часто журналисты полагаются на материалы, защищенные авторским правом, такие как видео, аудиоклипы или фрагменты текста, или могут нуждаться в них, чтобы сообщать новости точно, честно и полно. Однако, если бы журналисты должны были всегда получать разрешение от владельца авторских прав на использование защищенных авторским правом материалов в каждом конкретном случае, средства массовой информации и подобные организации могут оказаться обремененными и ограниченными в своих возможностях сообщать новости. Таким образом, добросовестное использование является важной защитой для журналиста, о которой он должен знать, когда он использует чужую работу, защищенную авторским правом. Добросовестное использование позволяет стороне использовать защищенные авторским правом произведения без разрешения владельца авторских прав и без компенсации владельцу авторских прав за использование. Исключение добросовестного использования, которое содержится в разделе 107 Закона об авторском праве, содержит некоторые примеры использования, которые могут подпадать под исключение добросовестного использования, включая критику, комментарии, новостные репортажи, преподавание, стипендии или исследования. В контексте журналистики использование материалов, защищенных авторским правом, может подпадать под несколько из этих видов использования. Однако журналисты должны знать, что только потому, что использование защищенного авторским правом произведения попадает в одну из иллюстративных категорий, перечисленных в разделе 107, не означает, что использование автоматически подпадает под исключение добросовестного использования. Четких правил добросовестного использования не существует, что означает, что суды будут определять, является ли использование, нарушающее другие права, добросовестным использованием в каждом конкретном случае. Есть четыре фактора, которые суды должны учитывать при вынесении такого решения: Цель и характер использования, в том числе, носит ли такое использование коммерческий характер или предназначено для некоммерческих образовательных целей; Характер произведения, защищенного авторским правом; Объем и существенность части, используемой по отношению к защищенному авторским правом произведению в целом; и Влияние использования на потенциальный рынок или стоимость произведения, защищенного авторским правом. Необходимо учитывать все факторы, и ни один фактор сам по себе не может определить, является ли использование добросовестным использованием. Тем не менее, существует несколько руководящих принципов, о которых следует помнить журналистам, когда они рассматривают вопрос о том, может ли нелицензионное использование быть добросовестным использованием. Журналистам следует с осторожностью относиться к использованию материалов, защищенных авторским правом, особенно неопубликованных работ, чтобы избежать ущерба или негативного влияния на потенциальную или фактическую рыночную стоимость защищенных авторским правом материалов. Более того, если уже существует рынок лицензирования материалов и определенных видов их использования, журналистам следует серьезно подумать о лицензировании контента14. Журналисты освещают целый ряд тем, которые могут потребовать от них быть либо пользователем, либо владельцем авторских прав. Независимо от того, анализируют ли они защищенность авторским правом своего журналистского материала или оценивают четыре фактора защиты добросовестного использования, журналисты должны знать о различных принципах авторского права, которые могут направлять их подход и размышления о включении защищенного авторским правом контента или о том, как они могли бы использовать творческие выражения, чтобы их работа защищалась законом об авторском праве. Что очевидно, так это то, что защита авторских прав в журналистике и новостных репортажах существует для достижения целей информирования нации и обеспечения безопасности работы журналистов15. |