Осн теор журн. Выполнение практических заданий по дисциплине основы теории журналистики
Скачать 56.24 Kb.
|
МОСКВА 2022 Блок 1. Описание основных элементов журналистской деятельности. Задание 1. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую. В реальной практике они переплетаются и в творческой деятельности конкретных журналистов оказываются неотделимыми одна от другой. И тем не менее каждый из этих видов имеет свою специфику, а деятельность отдельного журналиста, как правило, все же относится к одному из них. 1. Возникновение редактирования связано с появлением и распространением рукописной книги и обусловлено общественной потребностью в упорядочении рукописных текстов с целью их единого истолкования. Одна из первых форм редактирования сводилась к выявлению и исправлению ошибок. Современные представления о редактировании начали формироваться с возникновением книгопечатания в Европе, с середины XV века. На первых порах автор произведения нередко выступал как издатель, корректор, типограф, распространитель своего издания. Постепенно происходит дифференциация труда в этой области. В России в XIX в. редактор становится видной фигурой. Современное понятие редактирования как вида профессиональной деятельности связано с подготовкой к выпуску печатных изданий. Редактор отстаивает государственные и общественные интересы, выполняет организационно-издательские функции (ищет темы и авторов будущих произведений, подготавливает издательские договоры с авторами, изучает читательский спрос, занимается рекламой ). Вместе с тем он решает профессиональные творческие задачи: критически оценивает поступившие рукописи, выступает в качестве рецензента, готовит при необходимости правку рукописей. Редактор работает над рукописью произведения в целях ее превращения в тот или иной тип издания. Он должен четко определить значение текста для общества или отдельных социальных групп и принимать решение о необходимости его издания в форме книги, журнала, газеты, телепередачи, радиопередачи и т.п. Каковы же критерии оценки текста произведения редактором? Такой текст должен отражать определенные формы общественного сознания. Существенным здесь является признак, на основании которого выносится суждение о наличии в той или иной общественной формации присущих ей форм общественного сознания. Таким критерием является наличие канонических текстов (тех, что твердо установлены, стали традиционными и общепринятыми ((гр. Канон - правило, предписание)), закрепляющих с достаточной полнотой систему понятий данной формы общественного сознания. Например, древнегреческие философские системы закрепились в текстах III-IV в.до н. э. Христианская мораль как форма общественного сознания закреплена в текстах Четвероевангелия на Никитском соборе в 325г., хотя до этого имела место проповедническая деятельность так называемых апостолов. Римское право как форма общественного сознания закреплено в текстах "12 таблиц", а затем в развернутом виде в "Кодексе Юстиниана". Каждая форма общественного сознания реализуется на особом языке. Ученые пришли к выводам относительно времени возникновения и формирования соответствующих подъязыков: языки науки стали возникать с середины XVII в., когда языки философии, права, религии были уже хорошо сконструированы и почти в готовом виде могли выступать в качестве средства фиксации форм общественного сознания в книге. Тексты, отражающие различные формы общественного сознания на соответствующем языке, принято называть термином "литература". Виды литературы складывались постепенно, под влиянием общественных потребностей, в связи с развитием практики и форм общественного сознания, приведшего к развитию и расширению целей и сфер коммуникации (человеческого общения). Литературный текст после соответствующей переработки может быть введен иногда в новой, сильно видоизмененной форме в разные сферы человеческого общения. Редактор является тем посредником между литературным текстом и его изданием (издание понимается очень широко), который перерабатывает текст в соответствии с языком коммуникации в различных сферах СМИ. Работа над будущим изданием проходит ряд этапов - выбор темы, собирание и изучение комплекса факторов, выработка концепции, отбор и компоновка материала, планирование архитектоники, поиски стилистических форм и т.п. Специфика редакторской деятельности в СМИ выражается в адекватном воплощении определенного вида литературы в конкретных формах его трансляции средствами СМИ (книга, журнал, телепередача и т.д.). Так, например, научно-популярный текст может стать основой для газетного или журнального издания. В данном случае редактор должен увидеть, помогает ли своеобразный подход автора к проблеме, его манера структурной организации материала, его эмоциональный настрой, свойственные ему стилистические оттенки изложения материала созданию будущего научно-популярного журнала или программы на TV. Не менее важен и такой аспект деятельности редактора, как проблема авторской индивидуальности и редакторского вмешательства. Подмена автора редактором в процессе издания произведения неправомерна. Редактор может либо помочь ему точнее, полнее выразить свою концепцию, либо доказать ее ошибочность. Определение же самой информационной политики, формирование облика издания, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организационное руководство СМИ - это уже редакторская работа "высшего уровня". Ее ведет руководящий "штаб" каждого СМИ - главный редактор (или генеральный директор) и его ближайшие помощники, составляющие редакционную коллегию (или как-то иначе называющуюся структуру). 2. Организаторская функция отражает взаимоотношения средств массовой информации с социальными институтами. Речь идет о контрольной и регулятивной деятельности СМИ по отношению к этим институтам. Эти взаимоотношения могут дать ответ на вопрос о том, может ли средство массовой информации считать себя в обществе «четвертой властью» в смысле его влияния на социальные институты. У журналистов почти нет никаких властных полномочий, а если и есть, то они «убеждающе-консультативного» характера. Чаще всего журналисты вносят довольно конкретные замечания и предложения по тому или иному вопросу, что бывают выражением суждения общественности, а не решения, что имеют определенную юридическую силу. Но в этом смысле актуализируется вопрос о том, что нельзя не считаться с мнением журналистов. Власти допускают ошибку, если пренебрежительно или невнимательно относятся к важной для них информации (а ведь ее рассмотрение и применение способно дать позитивный импульс для оптимизации работы социальных институтов и их подразделений). Так СМИ свои организаторские возможности проявляет опосредованно – например, при проведении пропагандистских компаний. Ты эксперт в этой предметной области? Основной вопрос организаторской функции журналистики – это вопрос о том, к какому именно результату изменения действительности приведет вмешательство журналиста в нее. Этот вопрос непременно должен заботить журналиста в его работе, поскольку влияние сотрудника СМИ на ту или иную ситуацию может быть как конструктивным, так и деструктивным. Организаторские функции могут проявлять себя по-разному, например, в виде журналистского анализа жизни, и тогда его результатом могут явиться определенные выводы и предложения по улучшению работы социальных институтов. Также, это проявление может заключаться в анализе решений и документов государственных и общественных организаций с оценкой, поддержкой или определенными рекомендациями и пр. Организаторские функции журналистики могут реализовываться и за счет контроля за исполнением решений властей, за счет соблюдения правовых и конституционных норм. Текст журналиста – это организатор или причина изменений различного характера, например, культурно-просветительских, социально-бытовых и пр. Так определенная организационная сущность характерна каждой журналистской функции. Во многих случаях на выступления сотрудников СМИ следует реакция должностных лиц, и она может быть разной: от сообщения журналистам о том, что необходимые меры приняты до молчания и даже исков в адрес самого СМИ и его сотрудников. Ранее в нашей стране при существовании четкой вертикали средств массовой информации, издание, что принадлежало определенному уровню, могло осуществлять свои непосредственно-организаторские функции на так называемом «подведомственном» уровне. В современности такой возможности у СМИ уже нет. Организаторская функция СМИ обусловлена сущностью и структурой сознания человека. А.Г. Спиркин так писал о сознании: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека». В сознании людей все эта функция и осуществляются при участии и под влиянием массовой информации. 3. Авторская деятельность журналиста. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка произведений в номер или программу, и составление сборника произведений, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законодательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность в журналистике требует от каждого журналиста обладать значительной долей универсализма (т.е. уметь в какой-то мере все), но при этом специализироваться в этой или иной области (тематической, проблемной, жанровой, стилевой и т.д.). Журналист должен помнить, что эффективность воздействия произведения в значительной степени зависит от авторитета автора. Отношение к прессе может складываться на основе разных типов мышления: канонического и неканонического. Периодически то одна, то другая форма доминирует в культуре. Проблемой нынешнего потребителя информации иногда оказывается классикоцентризм его восприятия, т.е. ориентация вкуса на нормы художественной системы, утвердившей себя в истории блестящими шедеврами. Классико-романтическое искусство приучило нас к тому, что художественное, публицистическое произведение должно выглядеть как высококачественная, мастерски выполненная вещь и что, соответственно высшее творческое достижение художника - создание шедевра. Однако источником наслаждения в искусстве может быть не только конечный результат, но и сам акт творчества, процесс. Сегодня утрачивает значение само классическое понятие "стиль" применительно к современному состоянию письменной культуры. Возникают идеи коллажа и полистилистики, в соответствии с ними все исторические стили являются равноценными. На протяжении истории отношения к автору менялось. Век романтизма - это век индивидуального начала в искусстве. Многие художники верили в возможность силой одного лишь искусства спасти человечество. Подобная философско-этическая направленность художественного творчества в те годы была особенно свойственна русской культуре." Красота спасет мир", - говорил Достоевский Ф.М. В двадцатом веке представители многих течений в литературе, искусстве отрицают индивидуальное начало в творчестве. Автор, с их точки зрения, не является бездонным источником смыслов, которые заполняют произведения, он - всего лишь определенный функциональный принцип, посредством которого в нашей культуре осуществляется процесс ограничения, исключения и выбора. Мы исходим из того, что не только автор влияет на текст, но и текст - на творца. Текст, согласно этой точке зрения, существует лишь в диалоге автора, читателя и интерпретатора. Блок 2. Ситуационные задачи. Задача 4 Одним из важнейших аспектов развития демократических свобод во всем мире считается развитость средств массовой информации. Особенно наглядно это проявляется в региональных СМИ, поскольку именно в регионах прослеживаются массовидные явления. Если центральная пресса является авангардом развития демократических начал, то только поддержка данного процесса региональными СМИ может реально продвинуть и сделать его массовым. Именно поэтому прессу считают четвертой властью. Сремдства мамссовой информамции (сокращённо «СМИ», также - масс-медиа) - организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. В современной социологии по отношению к СМИ используется термин «средства массовой коммуникации», более точно отражающий характер масс-медиа. С течением времени рассмотрение масс-медиа как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и т. д. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придает, масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации». Независимость СМИ основана, прежде всего, на финансовой самостоятельности, которая достигается: во-первых, через создание неповторимого и привлекательного для населения облика газеты (канала), для чего потребуются годы трудоемкой и кропотливой работы; во-вторых, через увеличение рекламного времени (площади газеты), что может быть промежуточным этапом для достижения первого. Но экономическая целесообразность, как в советское время "революционная", диктует иные пути. Проще найти спонсора, например, в лице администрации какого-либо территориального образования, и все проблемы решены! Поэтому, по-прежнему часть печатных органов выступают явным или скрытым проводником политики администраций различного уровня, что позволяет им держаться "на плаву", но не более. Другим спонсором СМИ может быть крупная финансово-промышленная группа. В настоящее время специфика рыночных условий, их олигархичность означает неизбежность определяющего влияния исполнительной власти и на финансово-промышленные группы. Таким образом, пресса и в этом случае теряет независимость. Популярность СМИ среди населения является интегрированным показателем, характеризующим демократичность прессы, профессионализм ее работников и независимость их суждений. Именно популярность конкретного издания (канала) у большинства населения говорит нам об этих его достоинствах. Печатные издания не пользуются поддержкой у населения. Причин тут много: это и относительная дороговизна подписки, и невысокое качество подачи информации и др. Из всей совокупности причин низкой популярности газет наиболее существенной, является отсутствие у большинства из них как внутренней, так и внешней демократичности. Под внешней демократичностью мы понимаем ориентацию прессы на широкие социальные слои населения, на их интересы и запросы. И здесь возникает новая проблема - "бульварность" прессы. Под внутренней демократичностью понимаются взаимоотношения между работниками СМИ и приоритет таланта над "серостью". Высокая популярности электронных СМИ, связана, в первую очередь, с дополнительной информационной и эмоциональной нагрузкой, которую несут видеоизображение и человеческий голос. Пример социологического анализа показывает, что разрешению некоторых проблем развития СМИ могут помочь социологические и маркетинговые исследования. Изучение популярности СМИ среди различных слоев населения (отличающихся по полу, возрасту, образованию, благосостоянию) дает прессе дополнительные возможности для более точного воздействия на аудиторию, в том числе и в продвижении рекламируемого товара или услуги. В настоящее время такие исследования крайне редки из-за их высокой стоимости, хотя их значимость для развития прессы высока. Между тем, давно пора ввести средства обратной связи с аудиторией. В качестве такого средства может использоваться как отдельная рубрика (передача), так и отдельные статьи. По итогам таких исследований можно будет определить лучшую передачу, рубрику, статью, радио- и видеоклип и т.д. Существенной проблемой в реализации данного направления является достоверность исследований. Сейчас в этой сфере пробуют свои силы как молодые, так и не очень молодые исследователи. К сожалению, у них либо доминируют теоретические знания, либо преобладает голый практицизм. Как же быть редакторам? Эпоха электронных СМИ породила две основные проблемы. Первая, глобальная, заключается в том, что под вопросом оказалось само будущее журналистики. С учетом того, что сегодня практически каждый может сам писать тексты или создавать видео и размещать свои материалы в сети, значение профессии журналиста уменьшается. В Интернете есть сервисы, которые позволяют даже вещать в прямом эфире. На телевидении регулярно появляются кадры, сделанные очевидцами при помощи мобильных телефонов. Конечно, есть огромная пропасть между сюжетом, сделанным профессиональным журналистом, и любителем. Но так ли важно для зрителей качество картинки? Вторая проблема связана с защитой авторских прав. Многие журналисты сталкивались с тем, что их материалы без разрешения перепечатывают другие сайты. Даже если при этом появляется гиперссылка на издание, с которым журналист сотрудничает, денег не получают ни автор, ни СМИ. Впрочем, можно найти в этом и позитив: если пользователь прочел материал со ссылкой на конкретное СМИ и заинтересовался им, то есть шанс, что в следующий раз он посетит сайт именно этого издания. За последние три года мир сильно изменился, Всепроникающее видео стало не только элементом развлечения, но и серьезным политическим фактором. Часть роликов используется в предвыборной борьбе, некоторые прямо влияют на межнациональные отношения. Люди не обязаны быть внимательны в отборе информации, в то время как профессиональный журналист для проверки информации должен обращаться к первоисточникам. Информационная война - это война против собственного народа, поэтому выиграть ее невозможно. Свобода слова является одной из ключевых гарантий, жизненно необходимых для реализации идей демократии и планомерного развития социума. Очевидно, что СМИ, являясь, с одной стороны, выражающим и формирующим общественное мнение политическим (а следовательно - и социальным) институтом, с другой стороны - выступают активным участником хозяйственных, равно как и других имущественных правоотношений. Иными словами, в своей деятельности СМИ практически всегда сталкиваются с действующими нормами гражданского законодательства. Это очевидно, как очевидно и то, что все субъекты, осуществляющие тот или иной вид общественно полезной деятельности, так или иначе сталкиваются с гражданскими отношениями. Обращаясь к принципам концепции регулирования отношений в сфере массовой информации, можно выделить две их основные группы: безусловные и дискуссионные. Первая группа принципов образуется из ряда неоспоримых положений, составляющих сondicio sine qua non законодательства о СМИ любого современного демократического государства. К безусловным принципам относится принцип запрета цензуры, на котором базируется система правовых гарантий независимости СМИ. Ещё одним важным безусловным принципом является принцип соответствия мер ответственности СМИ за злоупотребления свободой массовой информации критериям и исключениям, предусмотренным международными документами о правах человека. Таким образом, государство должно заботиться, прежде всего, о независимости СМИ как таковых, т.е. о независимости участников замкнутого цикла производства конечной информационной продукции от всех остальных субъектов. Что касается устройства корпоративных отношений СМИ, то регулирование здесь должно быть минимальным и может быть связано с формулированием принципов профессиональной самостоятельности редакции. Ясно, что идея полной независимости редакции от владельца СМИ совершенно нереалистична и является опасным заблуждением в первую очередь для самих журналистов. Содержание профессиональной самостоятельности редакции выражается в невмешательстве в творческий процесс редакционного коллектива в целом и отдельных журналистов со стороны владельца. Прочие аспекты деятельности СМИ являются для редакции «непрофессиональными», поэтому не защищаются категорией профессиональной самостоятельности редакции. Теперь несколько идей относительно вопросов вокруг учреждения СМИ. Отличительной чертой процесса учреждения СМИ в наше время является необходимость координации трех разнородных процедур: регистрации СМИ, утверждения устава редакции и утверждения устава юридического лица. Эта схема необоснованно сложна как для субъектов производства и распространения информации, так и для государства в смысле осуществления им надзорных функций. Комплекс правовых механизмов, регулирующих хозяйственные отношения в сфере массовой информации, нуждается в обязательном закреплении в законе. Причем, для систематизированного воздействия требуется выделение самостоятельной главы, посвященной данным вопросам. Существует ряд специфических аспектов хозяйственной деятельности, которые проявляются исключительно при распространении массовой информации. Специфика предопределяется наличием публичного элемента отношений, который вытекает из статуса СМИ как института гражданского общества и особой природы продукта производства и потребления. К числу специфических аспектов деятельности по распространению массовой информации относится, в первую очередь, необходимость установления пределов концентрации СМИ, критерии которых существенно отличаются от критериев антимонопольного законодательства, а также особые требования к прозрачности деятельности СМИ. Приняв в расчет положительные и отрицательные моменты оценки концентрации на основе одного критерия, органы общеевропейского регулирования остановились на комплексном подходе. Его суть состоит в том, что определение концентрации СМИ осуществляется на основе одновременного использования различных критериев, таких как объем аудитории, размер оборота или дохода компании, объем акционерного капитала, количество лицензий. Данное направление обозначено, например, в Рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 19 января 1999 года № R(99)1 «Меры по стимулированию плюрализма СМИ». Важно отметить, что в настоящее время в европейской практике реализации мероприятий по контролю за соблюдением правил конкуренции на рынке массовой информации обозначилось два основных подхода. Первая система контроля концентрации СМИ аналогична общим правилам антимонопольного контроля в сфере торговой деятельности, производства и услуг, т.е. формально исключает специфику рынка СМИ. Контроль осуществляется лишь в том случае, если владение обеспечивает возможность оказывать решающее воздействие на состав или решения органов предприятия. Вторая система более расширена и предусматривает подробное исследование контролирующими органами любых возможностей официального и неофициального влияния на принятие управленческих и хозяйственных решений корпорации, производящей и распространяющей информационную продукцию. Что касается органов регулирования в сфере массовой информации, то данный вопрос совершенно необоснованно занимает незначительное место в отечественной дискуссии о проблемах развития массового информационного обмена. Управленческая инфраструктура в сфере массовой информации уже сама по себе определяет принципиальные подходы действующего политического руководства к принципу идеологического многообразия и свободе слова, уровень и характер взаимоотношений государства и СМИ, степень свободы производителей массовой информации. Модель управления массовыми коммуникациями базируется на наименее предпочтительной и довольно архаичной схеме, которая предполагает наличие центрального государственного ведомства, входящего в систему органов исполнительной власти. Более дальновидная политика в сфере массовой информации должна учитывать опыт подавляющего большинства экономически развитых государств, предусматривающих существование независимого органа регулирования и контроля в области вещания и наличие органов саморегулирования в сфере периодической печати. Органы регулирования вещательной деятельности являются независимыми, подлежат специальному порядку финансирования, руководство осуществляется коллегиально (Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствам-участникам о независимости и функциях регулирующих органов в вещательном секторе. Rec(2000)23 от 20 декабря 2000 г.). Члены таких органов назначаются, как правило, высшими органами государственной власти совместно (Высший аудиовизуальный совет во Франции, Национальный совет по вопросам вещания в Польше), либо парламентом (Чехия, Исландия, Турция). В странах, где существует культура доверия правительству, допускается назначение членов органов независимого вещательного контроля центральными исполнительными органами власти (Великобритания, страны Северной Европы). Что касается сферы периодической печати, то здесь также в выстраивании структуры управления немаловажно учитывать опыт передовых демократий. За рубежом наиболее распространена модель саморегулирования сферы печатных СМИ, которая предполагает создание централизованных Советов по делам прессы, взаимодействующих более или менее тесно с государственными органами. Наиболее важными при этом представляются следующие моменты. Органы саморегулирования формируются из авторитетных представителей как прессы, так и широкой общественности, на прочную основу поставлена юридическая служба таких органов, для осуществления контроля за соблюдением норм журналистской этики и правил делового соперничества органы наделяются квазисудебными полномочиями, а также полномочиями по наложению штрафов и порицаний и требованию опубликования последних. «За спиной» органов саморегулирования стоят авторитетные ассоциации издателей, рекламодателей, которые поддерживают советы по печати рыночными методами воздействия на нарушителей. Устойчивости органов саморегулирования способствует и практика добровольного обращения с жалобами в подобные советы по прессе, а не только в суды. Блок 3. Подготовьте реферативное исследование. Тема: «Авторские права в журналистике» |