Главная страница

Авторские права журналиста в печатных СМИ.. Авторские права журналиста в печатных сми


Скачать 60.09 Kb.
НазваниеАвторские права журналиста в печатных сми
Дата09.01.2022
Размер60.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАвторские права журналиста в печатных СМИ..docx
ТипРеферат
#326375
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

Авторские права журналиста в печатных СМИ.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1. Понятие и характетистика авторских прав журналистов в печатных СМИ 5

1.1. Понятие неимущественных авторских прав журналостов в печатных СМИ 5

1.2. Характеристика авторских прав 14

2. Защита авторских прав журналистов печатных СМИ и ответственность за их нарушение 24

2.1. Правовое регулирование защиты авторских прав журналистов в печатных СМИ 24

2.2. Ответственность за нарушение авторских прав 28

Заключение 36

Библиографический список 38


Введение


Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время неотъемлемым элементом общественного прогресса является развитие права, и авторское право в этом отношении не является исключением. В качестве наиболее важных тенденций развития авторского права и смежных прав в современном мире, в том числе и в сфере журналистики, следует назвать разработку стандартов для осуществления и защиты авторских прав; поддержание баланса частных и публичных интересов; совершенствование механизмов правомерного использования, а также унификацию норм авторского права в современном мире.

Несмотря на то что в юридико-техническом смысле объектами нарушений являются субъективные авторские и смежные права, для понимания действия механизма защиты нарушенных прав журналистов в печатных СМИ важно иметь в виду имущественные и неимущественные интересы правообладателя. Предложенный подход раскрывает то, что авторское право состоит из ряда самостоятельных субъективных прав, подразделяющихся на личные неимущественные права, исключительное право (в свою очередь, расщепляющееся на ряд составляющих его правомочий), а также иные права.

Вместе с тем когда речь идет об объектах нарушения авторских и смежных прав, то имеются в виду объекты интеллектуальной собственности: произведения, указанные в п. п. 1, 2 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ,1 а также объекты смежных прав, перечисленные в п. 1 ст. 1304 ГК РФ.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с охраной авторских прав журналистов.

Предметом данной работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие охрану авторских прав, практика их применения, а так же научная и учебная литератур по теме работы.

Целью настоящей работы ставится изучение авторских прав журналиста в печатных средствах массовой информации (СМИ).

Задачами работы ставится:

  • рассмотреть понятие неимущественных авторских прав журналистов в печатных СМИ;

  • дать характеристику авторских прав;

  • исследовать правовое регулирование защиты авторских прав журналистов в печатных СМИ;

  • проанализировать ответственность за нарушение авторских прав.

Методологическая основа работы - для достижения поставленных целей и решения задач использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы познания правовых явлений. B работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.

Эмпирическая основа исследования включает в себя виды источников, выделенных по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста.

Научная новизна исследование состоит в том, что данная работа является сравнительно-правовым исследованием основных проблем охраны личных неимущественных прав авторов в России.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть полезны в процессе совершенствования законодательства в Российской Федерации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

1. Понятие и характетистика авторских прав журналистов в печатных СМИ

1.1. Понятие неимущественных авторских прав журналостов в печатных СМИ


В ст. 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые, в свою очередь, делятся на три вида: имущественные права (исключительное право), личные неимущественные права и иные права. Тем самым норма ст. 1226 оговаривает, что на результаты интеллектуальной деятельности возникает особый вид прав (в противовес вещным правам на имущество), а также содержит в себе и классификацию этих прав - делит их на три группы.

Термин «интеллектуальные права» предложен В.А. Дозорцевым, и в целом считается, что во многом положения действующей части четвертой ГК РФ основываются на работах известного специалиста в исследуемой области профессора В.А. Дозорцева.2

Право интеллектуальной собственности является подотраслью гражданского права (наряду, например, с наследственным правом, обязательственным правом, вещным правом и т.д.), и это означает, что общие положения гражданского права распространяются и на право интеллектуальной собственности. Гражданские правоотношения делятся на абсолютные и относительные. Интеллектуальные права по своей сути являются отношениями абсолютными, так как они возникают у субъекта (например, изначально в связи с созданием произведения), а у остальных субъектов есть обязанность пассивного типа - не нарушать эти интеллектуальные права данного правообладателя. То есть обязанные субъекты в этих отношениях определяются как неопределенный круг лиц. Здесь часто проводится аналогия с вещными правами, которые также являются абсолютными. Безусловно, необходимо разграничивать интеллектуальные и вещные права (в соответствии со ст. 1227 ГК РФ), что не является препятствием для проведения таких аналогий. Таким образом, интеллектуальные и вещные права являются самостоятельными видами прав в гражданском праве и относятся к абсолютным. И исходя из наименования таких прав абсолютные вещные права возникают у субъекта на такой объект, как вещь, а абсолютные интеллектуальные права возникают у субъекта на объекты интеллектуальной собственности. Можно утверждать, что все виды/подвиды прав на объекты интеллектуальной деятельности являются интеллектуальными и включены в понятие интеллектуальных прав, чем и вызвано обособление этой группы.

Итак, как уже выше указывалось, норма ст. 1226 ГК РФ делит интеллектуальные права на три группы.

Первые две указанные в норме группы прав классифицированы по классическому в гражданском праве критерию - наличие имущественной составляющей. Как известно, в предмет гражданского права входят имущественные правоотношения и личные неимущественные. Следует обратиться к п. 1 ст. 2 ГК РФ,3 где установлено, какие отношения регулируются гражданским законодательством: «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников». Из смысла указанной нормы следует, что гражданское законодательство регулирует личные неимущественные и имущественные отношения. Отсюда и возникает вопрос, что законодатель имел в виду в четвертой части ГК РФ под иными правами, которые не относятся ни к группе имущественных, ни к группе неимущественных отношений...

Д. Серебрякова относительно такой классификации в ст. 1226 ГК РФ отмечает, все права автора результата интеллектуальной деятельности и/или иного правообладателя к представленной триаде - исключительное право, личные неимущественные права и иные права, законодатель довольно четко определил содержание исключительного права, в то время как для обособления иных прав, вероятно, избрал принцип «Что осталось», в соответствии с которым эти иные права (право следования, право доступа и другие) перечисляются отдельно в открытом перечне.4

Разберем виды интеллектуальных прав. Личные неимущественные права на результаты интеллектуальной деятельности определены в п. 2 ст. 1228 ГК РФ, посвященном автору результата интеллектуальной деятельности: «Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права». В соответствии со ст. 150 ГК РФ право на имя и авторство являются нематериальными благами, а значит, на такие блага возникают личные неимущественные права. Они принадлежат гражданину от рождения и являются неотчуждаемыми и непередаваемыми. Более конкретный перечень неимущественных прав варьируется в зависимости от конкретных институтов права интеллектуальной собственности. Рассмотрим перечень неимущественных прав на примере авторского права.

В отношении объектов авторского права, в том числе и в отношении публикаций журналистов в печатных СМИ, личными неимущественными правами согласно ст. 1265 и 1266 ГК РФ являются право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и защиту публикации от искажений. В отношении же, например, топологий интегральных микросхем признается только право авторства (ст. 1453 ГК РФ).5

Итак, личными неимущественными правами журналистов в печатных СМИ являются право авторства, права на авторское имя, право на неприкосновенность произведения, регулируемые в ст. 1265 и 1266 соответственно. В нормах данных статей сказано, что данные права являются неотчуждаемыми от личности автора, то есть являются личными неимущественными правами. Их неимущественная природа является бесспорной, так как невозможно оценить данные права, представить их в денежной форме. Кроме того, ст. 1267 ГК РФ определяет охрану этих трех прав после смерти автора: эти права охраняются бессрочно, автор при жизни может назначить лицо, отвечающее за охрану этих прав, или же таковыми будут являться наследники (правопреемники автора).

Далее ст. 1268 ГК РФ устанавливает такое право автора, как право на обнародование, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. Кодекс прямо не устанавливает, каким это право является по содержанию - имущественным или личным неимущественным. Однако классически данное право относят к личным неимущественным правам, хотя уже и не так бесспорно.

В литературе отмечается, что право на обнародование обладает двойственной природой: помимо личного характера, данное право содержит имущественный элемент, который позволяет в случаях, прямо определенных законом, осуществить его не автору, а обладателю исключительного права на соответствующее произведение.6

Е.А. Павлова также отмечает, что право на обнародование произведения имеет тесную связь с имущественными правами, поскольку осуществление права на обнародование является той предпосылкой, без которой невозможно использование произведения и, следовательно, осуществление исключительного права.7

Статья 1269 ГК РФ посвящена праву на отзыв - автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения, возместив при этом лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение, причиненные таким решением убытки. По сути, право на отзыв - это право на отмену решения по осуществлению права на обнародование, то есть вряд ли можно говорить о том, что данное право носит самостоятельный характер, это составная часть права на обнародование. Такое мнение можно встретить и в литературе: составной частью права на обнародование выступает право на отзыв.8

Также наиболее частым проявлением права на обнародование является право журналиста на опубликование (абз. 2 п. 1 ст. 1268 ГК РФ). При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Исключительное право использования произведения - это имущественное право, о чем прямо говорит норма ст. 1226 ГК РФ. Так как это право в силу своей имущественной природы является отчуждаемым (может быть передано по договору или по наследству), то неверно говорить только, что это исключительное право автора, скорее следует формулировать так: исключительное право автора или иного правообладателя. Исключительному праву посвящена ст. 1270 ГК РФ, и законодатель определяет это право через перечень действий, которые входят в понятие «использование произведения», при этом не дает определения исключительному праву. Отказ от дефиниции исключительного права в ГК РФ сознательно использован законодателем, поскольку в его отношении «необходимые нормативные положения содержатся в десятках статей ГК, а определения этого права, предлагаемые в литературе последних лет, далеки от совершенства».9

В то же время понятие исключительности права является достаточно разработанным в науке и практике гражданского права. Исследователи утверждают, что понятие «исключительные права» берет начало из так называемой теории частноправовой монополии, разработанной в конце XIX в. Рогэном. Сущность авторского права он видел не в возможности использования творческого объекта, а в способности воспрепятствовать всем остальным членам общества использовать такой объект. Монополия на использование произведения при этом понималась как свойство, присущее всем абсолютным правам.10

Современные исследователи авторского права усматривают исключительный характер авторских прав в признании того, что только сам обладатель авторского права, т.е. автор или его правопреемник, может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий и прежде всего тех из них, которые связаны с использованием произведения.

Предполагается, что автор по своей воле независимо от воли других лиц разрешает либо запрещает использование созданного им произведения.

Таким образом, закрепление исключительных прав означает, что никто не вправе без разрешения правообладателя использовать охраняемый такими правами объект.

Вместе с тем сам правообладатель может разрешить использование своих исключительных прав третьим лицам, т.е. либо целиком передать свое исключительное право по договору об уступке прав, либо предоставить разрешение на использование по лицензионному договору.11

Исключительность права также ассоциируется и с термином «монополия». Так и действия ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»,12 посвященной запрету на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующего субъекта, не распространяются на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Таким образом, исключительное право - это монопольное (исключительное) право правообладателя использовать произведение или по своему желанию передавать это право другому лицу.

Под использованием произведения законодатель понимает конкретный исчерпывающий перечень действий (ст. 1270 ГК РФ): воспроизведение произведения; распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; публичный показ произведения; импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; прокат оригинала или экземпляра произведения; публичное исполнение произведения; сообщение в эфир; сообщение по кабелю; ретрансляция; перевод или другая переработка произведения; практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; доведение произведения до всеобщего сведения.

Третья категория интеллектуальных прав - это иные права.

Именно эта категория прав вызывает особый интерес, так как законодатель, выделяя эту, назовем ее «особой», группу, очевидно, не относит эти права ни к исключительным, ни к личным неимущественным, а значит, наделяет эти права особыми характеристиками и отличительными свойствами, которые и позволяют их обособлять в отдельную категорию.13

К иным правам ст. 1226 ГК РФ относит право доступа, право следования и другие. Данные права свойственны автору произведения изобразительного искусства.

Так, ст. 1292 ГК РФ определяет, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). Каковым по своей сути является это право, сказать сложно. С одной стороны, данное право не названо законодателем имущественным и не названо неимущественным. Принадлежать такое право исходя из вышеуказанной нормы может только непосредственному автору произведения изобразительного искусства, но в то же время реализуется это право для возможности осуществить право на воспроизведение произведения (то есть для реализации имущественного правомочия, входящего в исключительное право использования). Право доступа нельзя оценить в денежной форме, а также нельзя им распорядиться. Таким образом, можно провести аналогию права доступа с правом на обнародование произведения, то есть право само по себе является неимущественным, но содержит в себе имущественный элемент.

Право следования, согласно ст. 1293 ГК РФ, означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.14

По поводу природы права следования в российской литературе также можно наблюдать противоречивые мнения. Право следования известно нам из вещного права.

Исследовав положения действующего законодательства Российской Федерации в области реализации и предоставления права следования, можно заключить, что, несомненно, данное правомочие имеет многие черты имущественного права. Обычно к данным чертам относят то, что право следования приносит автору или его наследникам имущественную выгоду (доход) от участия созданного автором произведения в коммерческом обороте; переходит по наследству; действует в течение срока действия имущественных авторских прав. Но право следования обладает одной существенной особенностью - оно неотчуждаемо, то есть ни автор, ни его наследники не могут распоряжаться данным правом.15

Ряд норм ГК РФ закрепляют за автором также право на вознаграждение. Так, ст. 1295 ГК РФ раскрывает понятие служебного произведения и устанавливает, что автор имеет право на вознаграждение при создании служебного произведения. В абз. 4 п. 2 ст. 1295 ГК РФ говорится, что право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по договору, заключенному им с работодателем, и не полученные автором доходы переходят к наследникам.

Как мы видим, такая характеристика делает это право похожим на право следования, например. Оно также неотчуждаемо, но может принадлежать тому, кто обладает исключительным правом.

Таким образом, все интеллектуальные права либо характеризуются своей очевидной личной неимущественной природой, либо это имущественные права (исключительное право использования) в силу самого такого определения Гражданского кодекса РФ.

Также есть и третья группа прав, про которые указывается, что они в прямом смысле являются неимущественными, но включают в себя имущественный элемент.

Первая группа - личные неимущественные права, тесно связанные с личностью автора, - это право авторства, право на авторское имя и право на неприкосновенность произведения. Эти права неотчуждаемы и после смерти автора никому не могут принадлежать, а охраняются специально установленным лицом или наследниками (правопреемниками).

Вторая группа - это имущественное право - исключительное право использования произведения, которое включает в себя исчерпывающий перечень действий, указанных в ст. 1270 ГК РФ. Эти права могут быть отчуждены по договору, передаются по наследству, а также изначально могут возникнуть не у автора, а у иного лица, например работодателя при создании служебного произведения.

Третья группа интеллектуальных прав - это права автора, которые являются неимущественными, но содержат в себе значительный имущественный элемент. Их нельзя в полном смысле слова назвать личными, так как хоть они и неотчуждаемы, но могут принадлежать другому лицу - например, наследнику - обладателю исключительного права. К этой третьей группе интеллектуальных прав предлагается отнести право на обнародование произведения (в том числе право на отзыв и право на опубликование), право на вознаграждение, право следования и право доступа.


  1   2   3   4   5


написать администратору сайта