Осн теор журн. Выполнение практических заданий по дисциплине основы теории журналистики
Скачать 56.24 Kb.
|
Глава 1. Авторское правоОпределение Авторское право — это вид интеллектуальной собственности, который дает его владельцу исключительное право копировать и распространять творческую работу, обычно в течение ограниченного времени. Творческая работа может быть в литературной, художественной, образовательной или музыкальной форме. Авторское право предназначено для защиты оригинального выражения идеи в форме творческого произведения, но не самой идеи. В некоторых юрисдикциях требуется "закрепление" произведений, защищенных авторским правом, в материальной форме. Он часто распределяется между несколькими авторами, каждый из которых обладает набором прав на использование или лицензирование произведения, и которых обычно называют правообладателями. Эти права часто включают воспроизведение, контроль над производными произведениями, распространение, публичное исполнение и моральные права, такие как авторство1. Авторские права могут предоставляться в соответствии с публичным правом и в этом случае считаются "территориальными правами". Это означает, что авторские права, предоставленные законодательством определенного государства, не распространяются за пределы территории этой конкретной юрисдикции. Авторские права такого типа варьируются в зависимости от страны; многие страны, а иногда и большая группа стран, заключили соглашения с другими странами о процедурах, применимых, когда произведения "пересекают" национальные границы или национальные права несовместимы. Как правило, срок действия авторского права по публичному праву истекает через 50-100 лет после смерти создателя, в зависимости от юрисдикции. Некоторые страны требуют определенных формальностей в области авторского права для установления авторского права, другие признают авторское право на любое законченное произведение без официальной регистрации. Когда срок действия авторских прав на произведение истекает, оно переходит в общественное достояние2. История Концепция авторского права возникла после того, как печатный станок вошел в обиход в Европе в XV-XVI веках. Печатный станок значительно удешевил производство произведений, но поскольку изначально закона об авторском праве не существовало, любой желающий мог купить или арендовать станок и напечатать любой текст. Популярные новые работы были немедленно переизданы и переизданы конкурентами, поэтому типографии нуждались в постоянном потоке нового материала. Гонорары, выплачиваемые авторам за новые работы, были высокими и значительно дополняли доходы многих ученых. Книгопечатание привело к глубоким социальным переменам. Рост грамотности по всей Европе привел к резкому увеличению спроса на материалы для чтения. Цены на переиздания были низкими, поэтому публикации могли покупать более бедные люди, создавая массовую аудиторию. На немецкоязычных рынках до появления авторского права технические материалы, такие как популярная художественная литература, были недорогими и широкодоступными; было высказано предположение, что это способствовало промышленному и экономическому успеху Германии. После введения закона об авторском праве (в 1710 году в Англии и Шотландии и в 1840-х годах в немецкоязычных регионах) массовый рынок с низкими ценами исчез, и издавалось все меньше и меньше более дорогих изданий; распространение научной и технической информации значительно сократилось3. Концепция авторского права впервые появилась в Англии. В ответ на печатание "скандальных книг и брошюр" английский парламент принял Закон о лицензировании прессы 1662 года, который требовал, чтобы все предполагаемые публикации регистрировались в одобренной правительством компании канцелярских товаров, предоставляя владельцам канцелярских товаров право регулировать, какие материалы могут быть напечатаны. Статут Анны, принятый в 1710 году в Англии и Шотландии, стал первым законодательным актом, защищающим авторские права (но не права авторов). Закон об авторском праве 1814 года расширил права авторов, но не защитил британцев от перепечатки в США. Бернская международная конвенция об авторском праве 1886 года, наконец, обеспечила защиту авторов среди стран, подписавших соглашение, хотя США присоединились к Бернской конвенции только в 1989 году. В США Конституция предоставляет Конгрессу право устанавливать законы об авторском праве и патентах. Вскоре после принятия Конституции Конгресс принял Закон об авторском праве 1790 года, смоделировав его по образцу Статута Анны. В то время как национальное законодательство защищает опубликованные произведения авторов, государствам были предоставлены полномочия по защите неопубликованных произведений авторов. Самый последний крупный пересмотр авторского права в США, Закон об авторском праве 1976 года, распространил федеральное авторское право на произведения сразу после их создания и "исправления", не требуя публикации или регистрации. Законодательство штата продолжает применяться к неопубликованным произведениям, которые иным образом не защищены авторским правом в соответствии с федеральным законом. Этот закон также изменил расчет срока действия авторского права с фиксированного срока (тогда максимум пятьдесят шесть лет) на "жизнь автора плюс 50 лет". Эти изменения приблизили США к соблюдению Бернской конвенции, и в 1989 году Соединенные Штаты дополнительно пересмотрели свой закон об авторском праве и официально присоединились к Бернской конвенции. Законы об авторском праве разрешают преимущественное использование продуктов творческой человеческой деятельности, таких как литературное и художественное творчество, и, таким образом, стимулируют их. Считается, что различные культурные установки, социальные организации, экономические модели и правовые рамки объясняют, почему авторское право появилось в Европе, а не, например, в Азии. В средние века в Европе, как правило, отсутствовала какая-либо концепция литературной собственности из-за общих производственных отношений, специфической организации литературного производства и роли культуры в обществе. Последнее относится к тенденции устных обществ, таких как европейские в средневековый период, рассматривать знания как продукт и выражение коллектива, а не рассматривать их как индивидуальную собственность. Однако в соответствии с законами об авторском праве интеллектуальная продукция рассматривается как продукт отдельного человека с сопутствующими правами. Наиболее важным моментом является то, что законы о патентах и авторском праве поддерживают расширение спектра творческой человеческой деятельности, которая может быть превращена в товар. Это параллель с тем, как капитализм привел к превращению в товар многих аспектов общественной жизни, которые ранее не имели денежной или экономической ценности как таковой4. Авторское право превратилось в концепцию, которая оказывает значительное влияние практически на все современные отрасли, включая не только литературное творчество, но и такие формы творчества, как звукозаписи, фильмы, фотографии, программное обеспечение и архитектуру. Часто рассматриваемый как первый настоящий закон об авторском праве, Британский статут Анны 1709 года предоставлял издателям права на определенный период, после чего срок действия авторских прав истекал. В законе также упоминались индивидуальные права художника. Четко сформулировано право на получение финансовой выгоды от работы, а судебные решения и законодательство признают право контролировать работу, например, обеспечивать ее целостность. Безотзывное право быть признанным создателем произведения содержится в законах некоторых стран об авторском праве. Закон об авторском праве был принят в немецких государствах довольно поздно, и историк Экхард Хеффнер утверждает, что отсутствие законов об авторском праве в начале XIX века поощряло издательскую деятельность, приносило прибыль авторам, приводило к распространению книг, расширению знаний и, в конечном счете, было важным фактором в возвышении Германии как державы во время тот век. Однако эмпирические данные, полученные в результате экзогенного дифференцированного введения авторского права в наполеоновской Италии, показывают, что основные авторские права увеличили как количество, так и качество опер, измеряемое их популярностью и долговечностью5. Субъект и объект авторского права Первоначальным субъектом авторского права всегда является «физическое лицо, творческим трудом которого создано» произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность — автор. Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям. Такие субъекты называются правообладателями. Такими правообладателями могут быть: - различные предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения - работодатели: если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя; - заказчики, в случае создания произведения по договору заказа; - наследники автора или иного обладателя авторского права (авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает действовать после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму). Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Часть произведения, если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме, также является объектом авторского права6. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: - письменной; - устной; - изображения; - звуко- или видеозаписи; - объёмно-пространственной. Самими объектами авторского права могут выступать: - литературные произведения, в том числе драматические, музыкально-драматические, сценарные; - хореографические произведения и пантомимы; - музыкальные произведения с текстом или без текста; - аудиовизуальные произведения; - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; К объектам авторского права также относятся: - программы для ЭВМ, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код; - производные произведения; - сборники и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда7. |