Лирика С.А. Есенина. Лирика. Выполнила студентка 5 курса заочного отделения филологического факультета
Скачать 121 Kb.
|
Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П. Гайдара Выполнила студентка 5 курсазаочного отделенияфилологического факультетаМатюгина Л.С. Кафедра литературы. Курсовая работа. Изучение лирики в школе. Научный руководительассистент кафедры литературы Жесткова Е.А. 2004 г. План. Вступление. Сущность процесса обучения литературе. Изучение лирики С.А. Есенина. Специфика лирики как литературного рода. Художественно-философские основы лирики Есенина. Изучение основных мотивов лирики Есенина. Любовная лирика Есенина и её гуманизм. Патриотические мотивы лирики Есенина. Природа и человек в лирике Есенина. Мотивы поздней лирики Есенина. Подведение итогов изучения лирики Есенина. Заключение. Сущность процесса обучения литературе. Всякое овладение знаниями связано с сознательной интеллектуальной работой учащихся, стимулирующей их развитие. Научность и сознательность обучения – это важнейшие принципы дидактики – предполагающей не механическое запоминание материала, а критическое его усвоение, понимание сущности, закономерности изучаемых явлений, умение доказательно обосновать и практически использовать те или иные научные положения. В процессе обучения задача учителя заключается в организации познавательной учебной деятельности учащихся. Педагог учит их усваивать знания даже тогда, когда они даются как бы в готовом виде – в слове учителя или в учебнике. Знания усваиваются лишь при условии активной интеллектуальной деятельности школьников. Сложность познавательной деятельности учащихся в процессе изучения литературы заключается в том, что в основе этого учебного предмета лежит искусство, художественная литература, восприятие которой связано с глубоко эмоциональными эстетическими и нравственными переживаниями, оказывающими непосредственное воздействие на личность школьника. В то же время литература, как учебный предмет, включает и основы науки – теории и истории литературы, что требует усвоения системы научных понятий. Однако эти два аспекта познавательной деятельности учащихся внутренне тесно связаны между собой, взаимообусловлены, потому что наука о литературе исходит из специфики художественной литературы, как искусства, изучает не только её генезис, но и функцию, воздействие на читателей. Основное содержание курса составляет художественная литература. И первая задача учителя – развивать культуру восприятия литературы как искусства. Без основательного изучения конкретных произведений не могут быть сделаны и какие-либо выводы теоретического или историко-литературного порядка. Поэтому в логике познавательной деятельности учащихся на занятиях по литературе на всех ступенях обучения первое и основное место занимает восприятие и освоение литературных произведений. Хорошее знание их - основа литературного образования и литературного развития учащихся. Усвоение литературного произведения – процесс сложный, требующий по мере продвижения школьников в развитии более глубокого понимания сущности художественной литературы как искусства слова. Здесь широкое поле деятельности учителя, который не может ограничиться проверкой того, «прочитаны ли указанные в программе произведения и способны ли ученики грамотно сформулировать идеи этих произведений в тезисах, развивать эту способность, он одновременно показывает, как надо читать, понимать, осмысливать стихотворение, рассказ, повесть, поэму в качестве фактов искусства»1. В процессе изучения литературных произведений школьники под руководством учителя делают частные, потом более общие выводы теоретического или историко-литературного характера, усваивают понятия науки и – в доступной форме для каждой возрастной ступени – приобретают умения самостоятельно оценивать художественные произведения. Это следующие ступени в логике познавательной деятельности учащихся. От глубокого, возможно более полного восприятия художественных произведений, эмоционального и интеллектуального осмысления их – к анализу, обобщениям частного, затем более общего порядка – эстетическим, нравственным, общественно-политическим, историко-литературным, и снова к изучению конкретных произведений – уже на более высоком идейно-художественном уровне. Чем теснее и органичнее связываются непосредственные художественные впечатления читателя-школьника с научным пониманием сущности художественной литературы, тем более совершенна художественная культура данного читателя-ученика, тем выше его литературное развитие. Многообразие содержания литературы как учебного предмета в школе требует и многообразия методов и приемов обучения, которые в своей совокупности обеспечивали бы сознательное, глубокое и прочное усвоение школьниками знаний, овладение или умениями и навыками, способствовали бы их эстетическому, нравственному и умственному развитию. Методы обучения должны стимулировать максимальную активность учащихся в их учебной работе. Каждый метод обучения, применяемый учителем, связан непосредственно с соответствующими этому методу видами деятельности учащихся. В современной дидактике основными методами и приемами обучения являются: метод творческого чтения, эвристический метод (частично-поисковый), исследовательский метод, репродуктивный метод. Каждый из этих методов, занимая особое место в стимулировании познавательной деятельности учеников, в развитии их умений и навыков, по-своему необходим и они тесно связаны между собой. Изучение лирики С.А. Есенина в школе. 2.1. Специфика лирики как литературного рода. Лирические произведения обладают ярко выраженной художественной спецификой. Лирика обладает удивительным педагогическим свойством: она способна активизировать эмоционально-нравственные возможности учеников. Художественное произведение способно вызвать у человека такое же душевное состояние, какое вызывают реальные события. Каждый человек может припомнить минуты, когда чувства, выраженные в стихотворении, совпадают вдруг с его собственными или становятся ими. Взрослый читатель обладает немалым эмоциональным опытом, у школьников нет этого опыта. Поэтому при работе над поэтическими произведениями наряду с решением образовательных и воспитательных задач нельзя не развивать у учащихся способность к сопереживанию. Если ученик привыкнет относиться с доверием и сочувствием к тем незнакомым душевным состояниям, которые открываются в лирическом произведении, поэзия сначала расширит его личный эмоциональный опыт, а затем приобщит к миру эстетических переживаний. Все это оказывает влияние на духовный опыт личности. Чтобы развить в учениках потребность сопереживать, сочувствовать, эстетически наслаждаться при чтении стихов необходимо сделать изучение лирики школьниками процессом деятельного, творческого, активного познания самой поэзии и жизни, отраженной в ней. Для этих целей необходимо прежде всего опираться на воображение учащихся, побуждать их к ассоциативному мышлению и эмоциональной оценке. Художественно-философские основы лирики Есенина. В занятиях по данной теме важно выявить основные черты есенинской лирики, их специфическую иерархию и взаимосвязь, проследить, как реализуются авторские принципы в «малом» пространстве поэтического текста. Важный этап при рассмотрении темы заключается в рассмотрении теоретических принципов есенинской эстетики с живой тканью поэтического текста. Опираясь на читательские наблюдения учащихся и выписанные ими понятия, учитель систематизирует их, иллюстрирует конкретным литературным материалом. Сюжетно-образный строй стихотворений «За темной прядью перелесиц…», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Спит ковыль, равнина дорогая…» отражает вечное взаимодействие, «опрокинутость» друг в друга земного и небесного миров, смыкающихся в образе «золотой бревенчатой избы». В итоге облик крестьянского жилища переносится на обе пространственные сферы, связующим звеном между которыми является мифологический образ мирового древа: изба зеленая – мировое древо – изба небесная. Представленная схема дополняется образами «ветхой избенки» («деревенская избенка»), «божьего терема» («Микола»), деревьев, сучья которых «как свечи, теплятся пред тайной». Следует отметить своеобразный культ дерева в есенинской поэзии – лирике («Береза», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый», «Черемуха» и др.), связанную с ним мифологическую и христианскую символику («Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге», «И вызванивают в четки ивы – кроткие монашки»). В широкий контекст природного бытия вписано человеческая душа, вбирающая в себя и разноголосье земных песен, и неясный шепот неба. Для учащихся необходимо подчеркнуть образно-пространственное видение автора – от микромира деревенской избы до исторических судеб России (стихотворения «В хате», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Русь»). Из этой череды выпадает город, стоящий в оппозиции по отношению к выделенному гармоническому ряду («Сорокоуст», «Мир таинственный, мир мой древний…»). Город для Есенина – нечто неживое, лишенное гармонической цельности, не питающееся корнями единого Древа Жизни. Обращение к содержанию конкретных стихотворений позволит провести условно-схематические конструкции на язык лирики и не только понять, но и почувствовать есенинскую Русь. В ходе анализа отмечаются основные поэтические приемы Есенина, позволяющие создать яркую, неповторимую картину деревенского вечера. Используя образец разбора «О красном вечере задумалась дорога», учащиеся дополняют анализ текста собственными наблюдениями и ассоциациями. Более глубокому, обобщенному постижению есенинской лирики будет способствовать сопоставление данного стихотворения с другими произведениями поэта, перекликающимися с ним на образно-тематическом уровне. Например, в стихотворении «Гаснут красные крылья заката…» можно выделить схожие образы, мотивы, настроения, позволяющие выделить сквозные темы есенинской лирики. В то же время необходимо обратить внимание на индивидуально-неповторимый лирический строй каждого стихотворения. В одном случае круг деталей и образов обрамляет мысли лирического героя о жизни и смерти, в другом звучит мотив утраченной любви. Главная особенность поэзии Есенина – её всепоглощающий лиризм. «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая казала путь многим и многим поэтам и беллетристам» 2- писал Есенин о своем творчестве. Главная задача, стоящая перед учителем на уроках, – раскрыть целостный мир есенинской поэзии. Не обходя сложности творческого пути поэта, объясняя драматизм его пути, необходимо показать учащимся главное в Есенине: кровную связь с родиной и глубочайшую народность, горячую любовь к жизни и всему живому на земле, гуманизм и предельную искренность его творчества. Важно не только вызвать взволнованный отклик в душе учащихся, но и разобраться, чем стихи Есенина созвучны нашей эпохе. Цикл уроков по лирике Есенина в выпускном классе должен рассматриваться как новый этап погружения в есенинскую поэтику. Не отдельные стихотворения, а целостный художественный мир поэта должен составить предмет рассмотрения у школьников при изучении лирики Есенина. 3. Изучение основных мотивов лирики Есенина. Обычно у школьников уже есть представление о Есенине, но часто одностороннее. Необходимо его исправить, расширить и углубить. Выделив главное в творчестве поэта – патриотический и гуманистический пафос поэзии – надо показать, что Есенин – великий русский национальный поэт, глубоко отразивший свою эпоху. Первый этап художественного проникновения в поэтический мир – яркое эмоциональное впечатление. Задача первого урока – установление эмоционального контакта учащихся с поэтом. Только тогда появится интерес, желание узнать его, вновь испытать наслаждение о его стихов. На следующих уроках необходимо проникнуть в противоречия этого сложного поэта; целесообразно сделать это, прослеживая эволюцию темы родины в лирике Есенина. В результате такого рассмотрения поэзии Есенина школьники осмыслят, к чему пришел поэт в своем развитии, смогут дать идейно-эстетическую оценку его вклада в русскую поэзию. Следующий шаг – понимание художественной системы поэта, его взгляда на мир, искренности и глубокого лиризма его стихов. Путь к этому – анализ наиболее ярких стихотворений. Возможны несколько вариантов первого урока по изучению лирики Есенина: За две недели до начала изучения темы каждому учащемуся дается задание выбрать одно стихотворение Есенина и подготовить его выразительное чтение. Исходя из предложенного ученикам материала, учитель продумывает композицию урока, сгруппировав стихотворения по периодам и темам, иногда дополняя урок произведениями, которые необходимы для создания верного и достаточно полного представления о поэте. Лекция учителя с включением в нее подготовленного учащимися чтения определенных стихотворений. Учитель заранее отберет и предложит чтецам стихотворения. Даст группам учащихся задания оформить тематический стенд: одним – найти материал о родине Есенина селе Константинове, другим – о Есенине в Москве и Петрограде и т.д. Активному слушанию лекции будут способствовать вопросы, которые можно заранее написать на доске. Причем важно, чтобы среди вопросов были не только такие, которые нацеливают на логическое понимание материала, но и обращающие внимание на эмоциональный характер стихов. Помогающие осмыслить впечатление от лирики. Например, какие стихи вам больше всего понравились и почему? Какие чувства пробуждают стихи Есенина? О каких свойствах есенинской поэзии говорят слова поэта: «Но, наверно, навеки имею нежность грустную русской души»? Урок – концерт – коллективно подготовленный монтаж из стихов, псен, воспоминаний о поэте, фрагменты кино- и диафильмов, соединенных очень краткими пояснениями ведущего. Учитель рекомендует литературу, помогает отобрать материал и составить комидицию. Такой урок дает возможность включить в подготовку весь класс, каждый выполняет индивидуальное или групповое задание: подробрать воспоминания современников о поэте, пластинки с записями стихов и песен. Подготовить выразительное чтение стихов, составить текст для ведущего. Эмоциональное воздействие урока, в какой бы форме он ни проводился, обусловливается прежде всего выразительным чтением стихов, поэтому предварительная работа учителя по подготовке чтения – условие успеха. Любовная лирика Есенина и её гуманизм. Первый урок по изучению лирики Есенина может начаться с разговора об источниках творчества поэта: природа, фольклор. Школьники могут убедиться в справедливости слов Есенина: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Уже на первом уроке важно показать учащимся взаимосвязь двух аспектов: темы родины в поэзии Есенина: любовь к родной природе и раздумья о судьбах страны. Это позволит учащимся не только составить верное представление о самой сущности есенинского творчества, но и почувствовать его актуальность для современного человека. Нашему современнику созвучно ощущение кровной связи человека с «малой» родиной, местом, где родился и вырос, где жили предки и где будут жить потомки. Любовь к родине помогла Есенину всем сердцем принять революцию, радоваться приходу нового. Это можно раскрыть, прочитав 4-ю главу поэмы «Панкратор», где революция предстает в образе красного коня. Глубоко современной делает поэзию Есенина её гуманизм. Это чувство ярко предстает в стихах, обращенных к матери. Учащиеся увидят, что образ матери на всю жизнь остался для поэта символом нравственной чистоты и красоты, «помощью и отрадой». Искренность, эмоциональная сила этих стихов не может не оказать воздействие на учащихся, а ненавязчивый краткий комментарий должен углубить это воздействие. Одной из наивысших ценностей была для Есенина любовь. Юношеское половодье чувств в стихотворении «Выткался на озере алый свет зари…» и возвышенная мечта о той, «что всех безмолвней и грустней», в стихотворении «Собаке Качалова», боль утраты чистоты и нежности (одно из стихотворений цикла «Любовь хулигана») и романтические устремления «Персидских мотивов» - таков диапазон есенинской любовной лирики. Поэт утверждает, что прекрасен любящий и страшна замена живого чувства суррогатом, неизбежна жестокая растрата за то, что человек «себя не сберег». Любовь предстает в стихах Есенина как живая сила, освещающая душу сиянием поэзии и красоты; чувство к женщине сливается с чувством любви к родине и жизни. Есенинская песнь о любви помогает современному читателю воспитать в себе глубокие человеческие чувства. Как итог гуманистического восприятия поэтом жизни прозвучит стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…». В нем говорится о неизмеримой ценности жизни, о значительности всего, «что душу облекает в плоть». Сознавая скоротечность земного бытия, поэт с глубокой проникновенностью передает свою любовь и благословение всему живому. Урок может завершиться также стихотворением «Не жалею, не зову, не плачу…». 3.2. Патриотические мотивы лирики Есенина. Второй урок целесообразно посвятить раскрытию эволюции темы родины в поэзии Есенина. Эпиграфом к нему можно взять строки из стихотворения «Исповедь хулигана»: «Я люблю родину. Я очень люблю родину» - или из «Русь советская»: «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь»!» Цель урока – убедить учащихся, что при всей сложности пути Есенина главное в его творчестве – патриотизм, гражданственность, стремление преодолеть разлад с новым. Индивидуальные задания к этому уроку: выразительное чтение и краткая характеристика стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914), «Запели тесаные дроги…» (1916), или «Русь» (1914), «Письмо к женщине» (1925). Урок включает сообщение учащихся о ранних стихотворениях, которые дадут представление о том, что в ранних стихах Есенина родина - это родное село, природа. Художественные средства служат здесь поэтизации природы, выражению любви поэта к родному краю. Это и образы, утверждающие святость любви к родине, и открытая эмоциональность, и метафоры, с помощью которых создается обобщенный и возвышенный образ родины. На уроке могут быть рассмотрены или стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» и «Запели тесаные дроги» или «Русь», произведение, которое «является знаменательной вехой в творчестве поэта»3. В нем учащиеся увидят образ деревни. Война предстает как великое бедствие для природы и народа (образ грома, расколовшего чашку неба, печать полей по мирным пахарям). Поэт чувствует свое единство с народом. Сочувствует седым матерям, верит, что народ – труженик одолеет все невзгоды. С этой верой поэта связана его любовь к родине. Так уже в раннем творчестве проявляются патриотизм, гуманизм и народность Есенина. О противоречиях сознания Есенина, его мучительном переживании своего разлада с новой жизнью и стремлении преодолеть его следует рассказать самому учителю. Есенин воспринял революцию «по-своему, с крестьянским уклоном», и это не могло не породить противоречий в его сознании. Это были противоречия между реальной действительностью и утопическим представлением о мгновенном преображении старого мира в земной рай. И это не было свойством сознания одного только Есенина; по определению Горького, Есенин «выражает стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ непримиримого раскола старого с новым»4. Учителю следует остановить внимание на стремлении поэта заглушить тоску напускной бравадой. Это предотвратит нездоровый интерес к отдельным сторонам биографии Есенина. Учитель покажет, что Есенин не поэтизирует кабак, пьяный угар, а рассматривает их как воплощение гибели человеческой личности. Герой цикла «Москва кабацкая» осознает свою обреченность, невозможность вернуть утраченную гармонию. В его исповеди звучат самоосуждение, надрыв, боль. Он разуверился в моральных ценностях, отрекается от возвышенной любви и вместе с тем сохраняет в душе неизбывную нежность. С вызовом бросает он в лицо хохочущему сброду резкие слова, но за ними стоит жажда взаимопонимания, истинно человеческих отношений. Противоречия Есенина можно показать на примере отрывков из стихотворения «Исповедь хулигана», в одном видна бравада («Я нарочно иду нечесаным»), в другом - сокровенное («Я люблю родину»). Затем можно прослушать подготовленное одним из учащихся стихотворение «Письмо к женщине», которое позволит ответить ученикам на вопрос: как сам поэт объясняет сущность кризиса, пережитого им, в чем он видит его причины, как характеризует свое новое отношение к современной действительности? Важно, чтобы старшеклассники поняли, что сущность кризиса Есенина – не скорбь по утраченному, а трудность увидеть главное («большое видится на расстоянии») в столь сложную эпоху. И причины кризиса - как в противоречиях действительности, так и в «крестьянском уклоне» Есенина. В заключение урока следует обратиться к стихотворению «Русь советская», где проявилось новое качество художественного мышления Есенина: революционная действительность предстала в конкретных чертах быта деревни. Сам поэт определял это новое так: «Учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь» (стихотворение «Издатель славный! В этой книге…»). После прочтения стихотворения учителем или заранее подготовленным учеником возможна беседа или комментированное чтение. Самим характером стихотворения диктуется необходимость для старшеклассников обратиться к воссозданию в их воображении картин, нарисованных поэтом. Учащиеся заметят, какие перемены в жизни села увидел поэт и как он относится к приметам нового. Надо показать учащимся художественные средства, которые помогают понять, как поэт оценивает новое в жизни: новое связано с образами юности – движением, цветением, светом, простором, весельем, песней. Следующим этапом в изучении лирики Есенина является рассмотрение темы родины в поэзии Есенина, исходя из сравнительного анализа стихотворений «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и «Неуютная жидкая лунность», с целью увидеть сложность отношения поэта к новой жизни. В начале урока стоит выяснить, как учащиеся поняли основную линию развития творчества Есенина, сущность и причины противоречий его мировоззрения. Это может быть устный ответ или краткая письменная работа – тезисы или план к теме: «Эволюция темы родины в лирике Есенина». Оба стихотворения написаны в 1925 году. Сравнивая их, учащиеся заметят, что в них говорится об одних и тех же объектах, но с разной эмоционально-эстетической окраской: «равнина дорогая» - «тоска бесконечных равнин», «свет луны, таинственный и длинный» - «чахоточный свет луны», «усохшие вербы» - «плачут вербы», «бедность полей» - «отчие поля», «лачуга» - «золотая бревенчатая изба» и др. Естественно возникает вопрос: остался ли Есенин поэтом «золотой бревенчатой избы», которому остается спокойно умереть, любя старую Русь и видя в новом сильного врага, или он приемлет новое, мощь родной страны, каменное и стальное? Для ответа на этот вопрос ученикам предлагается подумать о смысле обобщенного образа «золотой бревенчатой избы». Можно предложить учащимся на основе стихотворений «Письмо матери», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Эта улица мне знакома» подумать какой смысл несет у Есенина образ дома? Они увидят, что это символ родины, места, на котором от века жил род, то, что человека делает не равнодушным странником, а частицей народа, нации. Этот образ в есенинской лирике несет драматический и даже трагический характер: сам поэт с болью сознает свой отрыв от отчего дома, мечтает вернуться в него и вновь обрести утраченную цельность. Говоря о «золотой бревенчатой избе», Есенин утверждает необходимость для человека чувства родины, связи с отчим домом, родной природой, традициями, народной жизнью. В стихотворении же «Неуютная жидкая лунность…» Есенин отвергает отсталую Русь-соху, телеги, лачуги, нищету. «Каменное и стальное», символизирующее социалистические преобразования в деревне, заставляют поэта по-новому оценить привычные картины: бесконечные равнины, усохшие вербы, песни тележных колес говорят теперь о нищете, убогом однообразии старого мира. А поэтому и оценка другая: «равнодушен», «не мил», «разлюбил». Будущее родины, её мощь связывается теперь в стихах поэта с образом «каменного и стального», причем они не враждебны природе, родине. Воспевая красоту новой, «стальной Руси», Есенин остается верным и любви к отчему краю. «В двадцатые годы Есенин сумел сохранить в своих стихах для будущего, для потомков красоту родной природы, русских раздолий, красоту русского слова, русской песни, и вместе с тем сумел смело заглянуть в будущее «стальной Руси»5. Вместе с тем в обоих стихотворениях звучит пронзительная боль поэта о своей личной судьбе: «Может, в новую жизнь не гожусь!» Поэт с горечью видит утрату того, что близко ему, и не может не скорбеть об этой утрате: «Вижу я, как сильного врага, как чужая юность брызжет новью на мои поляны и луга». Он понимает разумом, что преобразования не только неизбежны, но и благотворны для родной страны. Но он не может не тревожиться за близкое сердцу. В этом и проявляется высокий патриотизм лирики Есенина. 3.3. Природа и человек в лирике Есенина. На занятиях, посвященных изучению лирики Есенина, важно дать углубленное представление о есенинской поэтике, образ природы можно рассмотреть на нескольких ранних стихотворениях Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «Топи да болота», где нарисован обобщенный образ всего, что до боли любит поэт. Эти картины одухотворены, во всем ощущается стремление к простору, свободе, гармонии. Основное настроение есенинских стихов о родном крае можно определить словами: «нежность грустная русской души». В них воплотился крестьянский поэтический взгляд на мир. Есенину свойственно и деятельное чувство связи человека с родиной, выраженное в стихотворении «Я иду долиной…». Сопоставление косьбы с поэзией («травяные строчки») приобретает глубокий смысл: оно говорит о народной основе творчества Есенина, о вдохновенной радости творчества и упоения трудом. В начале урока учащиеся могут предложить цитатный материал к рассматриваемой теме (возможные варианты цитат-тезисов: «Все встречаю, все приемлю» «рад и счастлив душу вынуть»; «так и хочется к телу прижать», «обнаженные груди берез», «Буду петь, буду петь, буду петь», «Не обижу ни козы, ни зайца», «Для зверей приятель я хороший», «Каждый стих мой душу зверя лечит», «И зверье, как братьев наших меньших никогда не бил по голове» и др.). Выявив общий пафос подобранных цитат, можно перейти к следующему этапу рассмотрения темы - по группам. Учащиеся первой группы выступают с выразительным чтением и анализом стихотворений, отражающих есенинское видение «неживой природы». В процессе обсуждения и анализа выделяются основные черты природного мира в лирике Есенина, приемы его художественного воплощения: природное бытие как божественное литургическое действие («А степь над пологом зеленым// Кадит черемуховый дым»); взаимопроникновение земной и небесной сфер («Ягненочек кудрявый- месяц гуляет в голубой траве»); движение как основной признак природного бытия («И кажется с тропы далекой – вода качает берега»); чередование различных состояний природного мира («Синь то дремлет, то вздыхает»); уподобление растительного мира животному («Клененочек маленький матке зеленое вымя сосет»); «очеловечивание» природы («Словно белою косынкою подвязалося сосна»); «диалогическая, обратная связь» между человеком и природой («О тонкая березка, что загляделась в пруд»). В ходе анализа выявляется роль различных поэтических приемов в художественной структуре есенинского текста ( различные виды метафор, развернутые сравнения, цветовые эпитеты, элементы звукописи). Затем учащиеся из второй группы читают и анализируют стихотворения Есенина о животных, продолжая работу по общей теме. При этом также следует выделить ряд основных положений: наделение животных внутренними качествами и душевными движениями, присущими человеку («Спит медведиха, и чудится ей: колет охотник острогой детей»); восприятие страдания животного на трагедийном уровне («Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег»); противопоставление животной красоты жестокому миру людей («Бил её выгонщик грубый на перегонных полях» - «Корова»); образная передача состояния животного («Желтый хвост упал в метель пожаром, на губах – как прелая морковь» - «Лисица»). Есенинский мир «братьев меньших» представляет собой особую, исполненную подлинного драматизма сферу природного бытия. Тяжелый сон медведихи, материнское страдание коровы и собаки, боль лисицы - все это передано с особой лирической экспрессией и безыскусственностью. Для Есенина животное – живая душа, сотворенная по образу и подобию души человеческой (не случайно в ряде случаев наименование животного, вынесенное в заглавие, в самом тексте заменяется личным местоимением 3-го лица). Любовь поэта к живой природе – не столько дань «крестьянскому» мировидению (которое, кстати, не исключает жестокости по отношению к животным), сколько свидетельство глубины, особой чуткости есенинского дара. Урок по данной теме может быть завершен чтением и разбором стихотворения «Я - пастух, мои палаты…», обобщающего тему занятия. Образ пастуха, хозяина зеленых хором, с которым коровы говорят «на кивливом языке», - сродни святому чудотворцу Миколе, берущему зверей и птиц под свое покровительство («Всем есть место, всем есть логов. Открывай, земля, им грудь!» - «Микола»). Единство человека и природы, ответственность «старшего брата» за все живое на земле – важнейшие составляющие есенинской концепции мира. 3.4. Мотивы поздней лирики Есенина. В заданной теме главная цель – отразить идейно-художественное своеобразие поздней лирики Есенина, выявить пушкинские философские традиции в позднем творчестве Есенина. Урок может начаться с чтения одного из шедевров поздней есенинской лирики – стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Работу над текстом стихотворения предваряет краткий доклад ученика о замысле и идейно-стилевом своеобразии «Персидских мотивов» (докладчик говорит о мотивах есенинских кавказских странствий, представляет общую структуру цикла и образ лирического героя, данный на стыке двух культур). Анализ стихотворения осуществляется с опорой на вопросы, задания в ходе разбора текста, выявляет специфику любовной темы в поэзии Есенина (слияние интимной и патриотической, пейзажной и философской лирики). Аналогичным образом рассматривается стихотворение «Гори, звезда моя, не падай…» (попутно закрепляется понятие «философская лирика» и рассматриваются традиции «звездной темы» в русской классической поэзии). Вслед за этим учащимся предлагают вопросы и задания для сопоставительного анализа, а именно: Какие литературные произведения мы называем «вершинными»? Можно ли отнести к этой категории рассмотренные на уроке стихотворения Есенина? Соотнесите основные мотивы, темы, образы двух стихотворений. Есть ли внутренние переклички между ними? Какая тема является стержневой для обоих стихотворений? Можно ли рассматривать их как части своеобразной «поэмы итогов»? При сопоставлении стихотворений важно найти то общее, что позволяет безошибочно отнести их к зрелому периоду творчества поэта (романтические мотивы и образы сочетаются в них с философскими раздумьями о смысле человеческой жизни, «об отчем крае и отчем доме», о вечном и преходящем). И в обращении героя к любимой, и в его размышлениях о неотвратимости личного небытия явственно обозначаются главные ценности земного существования: «Любил он родину и землю…». Таким образом, произведения, исходно принадлежащие к разным жанрам, своеобразно «отражаются» друг в друге, обретая единый лирический пафос. Еще один пример жанрового синтеза – стихотворение «Цветы мне говорят – прощай…», объединяющее в себе выделенные выше мотивы. В этом своеобразном лирическом завещании тема любви и вечности проникнута авторским чувством понимания и приятия непреложных законов бытия («Не все ль равно – придет другой, печаль ушедшего не сгладит»). В то же время повторяемость жизненного цикла не обесценивает судьбу художника, которая остается «цветком неповторимым в памяти потомков». Урок завершается представлением творческих работ учащихся на тему «В чем секрет песенной популярности стихов Есенина?» в виде эссе (возможно использование аудиозаписи песен и романсов на стихи поэта или «живое» их исполнение). Песенная судьба есенинской лирики – наглядное свидетельство подлинно народного её признания, подтверждающего мысль поэта: Блажен, кто радостью отметилТвою пастушескую грусть. Звени, звени, златая Русь. Подведение итогов изучения лирики Есенина. Особенно ответственна роль заключительного урока, который должен обобщить и осветить по-новому все изученное старшеклассниками, создать впечатление глубины и неисчерпаемости творчества Есенина. Поэтому на уроке надо проникнуть вглубь, раскрыть обаяние стихов Есенина на примере одного из самых совершенных произведений и на основе углубленного анализа помочь учащимся осмыслить всю поэтическую систему Есенина. Речь об этом должна идти на всех уроках, посвященных изучению лирики Есенина: наблюдения над особенностями поэтического слова, интонации, образный строй стихов (символы, метафоры), над образом –переживанием стихов, его предельной искренностью и лиризмом. Все эти стороны художественной системы, характерной для лирики Есенина, должны быть и в центре внимания заключительного урока. Ученики должны уметь определить, в чем своеобразие поэта, какие чувства выражены в лирике Есенина и какими художественными средствами это достигается. Для такого урока может быть выбрано стихотворение философского плана, дающее возможность говорить о мировоззренческих вопросах. Это могут быть «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо матери» и др. Например, возможен урок по стихотворению «Отговорила роща золотая…». На таком уроке стихотворение рассматривается в связи с другими произведениями, в системе всего творчества поэта. Кроме того, здесь учащиеся в наибольшей степени приобретают умение анализировать произведение с учетом его художественной целостности и авторской позиции, а также отрабатывают связанные с этим умения подходить к произведению в соответствии с его родовой и жанровой спецификой, выявлять проблематику. Группе учеников можно предложить выяснить, в чем художественный смысл есенинской цветописи. Каждый рассмотрит 2-3 стихотворения. Это могут быть следующие стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха», «Разбуди меня завтра рано», «Осень», «Вот оно, глупое счастье», «Закружилась листва золотая», «Заметался пожар голубой», «Мне грустно на тебя смотреть», «Я покинул родимый дом», «Я последний поэт деревни», «Снежная равнина. Белая луна». Основные идеи, которые должны выявить учащиеся, связаны с анализом есенинской лирики, в ходе которого ученики отмечают, что есенинская лирики чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: с синим сочетается золотой, красное пятно выделяется на зеленом. Вот характерная для поэта картина: «Сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру». Но цвет не только живописен. С ним связан в лирике Есенина определенный смысл. Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой, говорит о радости растворения в гармонии мира: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Синий цвет – цвет родной Оки, неба, родины. Сама Родина – голубая Русь, поле голубое, вечер синий, мать – осина – голубая и даже возрождение чувств в потухшем сердце – пожар голубой. Алый, малиновый, розовый близок голубому: Русь – малиновое поле, тоскует о розовом небе, осины загляделись в «розовую водь». С этим цветом связано ощущение в душе лирического героя светлой радости первого чувства, юности, а вместе – грусти от сознания кратковременности счастья. Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они говорят о неизбежности смены старого новым, о краткости и величии жизни. Поэтому, с одной стороны – «златая Русь», с другой – «золотое увяданье». С одной – «сойди. Явись к нам красный конь», с другой – «головой разможась о плетень, прошлась кровью ягод рябина». С мыслью о смерти, её неизбежности и невозвратности прошлого связаны цвета белый и черный: «белых яблонь дым», «отцвела моя белая липа». Другая группа учащихся может анализировать то, какую роль в стихах Есенина играет образ дерева. И здесь каждый рассматривает 2-3 стихотворения: «Зеленая прическа», «Я покинул родимый дом», «Хорошо од осеннюю свежесть», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», «Сестре Шуре», «Этой грусти теперь не рассыпать». Учащиеся увидят, что у каждого дерева в лирике Есенина есть индивидуальный облик: девушки-березки, двойник героя – клен. Заключительная часть стихотворения «Певущий зов» может быть осмыслена вместе с учителем. Здесь выражена мысль о гармонии человека и природы, о всеобщем братстве людей: «Все мы яблони и вишни голубого сада». Подведение итогов изучения лирики Есенина можно провести в качестве урока, посвященному одному из стихотворений Есенина, являющихся вершиной его творчества. Так, например, стихотворение «Отговорила роща золотая». Часть урока должна подготовить учащихся к восприятию стихотворения. Поэтому урок лучше всего начать с коллективной работы. Обобщая сказанное учениками, учитель покажет, что и образ цвета, и образ дерева связаны с глубинными основами мироощущения Есенина, с фольклорной почвой. В образе дерева сказались древние крестьянские представления о единстве бытия, о связи растений, животных и их старшего брата – человека с матерью-природой, символом которой является дерево. Это видно в народном орнаменте, в вышивках. Где дерево похоже на человека, в деревянной резьбе, излюбленным мотивом которой является переплетение растений. Есенинские цвета тоже связаны с народным творчеством, это цвета вышивок и росписей с их чистыми контрастными тонами. Их символика связана с народной поэзией, с древней живописью, где они также несут эмоциональный, символический смысл: красный – цвет земного начала, это цвет земной красоты, голубой – духовного, возвышенного, божественного и т.д. Анализ стихотворения, его первая строка, она уже настраивает на определенный лад. В строке звучат три ударения, инверсия придает речи поэтичность и возвышенность, а слова говорят об утрате, о невозвратном: «Отговорила роща золотая». Сразу ясно, что роща – это не просто деревья, а выражение судьбы и чувств самого поэта, что это живое существо, которое могло говорить, а теперь умолкло. Эту грустную ноту стиха «поддерживает» золотой цвет – цвет торжественного увядания. Во второй строфе следует выделить ключевые образы. Прежде всего, это образ дома. Образ странника позволяет вспомнить стихотворения: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Не вернусь я в отчий дом…», «Не ругайтесь. Такое дело!». В этих образах предстает мысль поэта: человек – странник в мире, он неизбежно оставляет дом, уход – закон жизни. Все стихотворение наполнено острейшей тоской по уходящей жизни. И здесь следует отметить немалую роль цвета. Можно увидеть, какие краски связаны с образами прошлого и настоящего. Прошлое – «души сиреневая синь», «зеленая роща», настоящее окрашено в золотой и красный, цвета увядания, тревожные и печальные. Подводя итоги анализа. Учащиеся должны сказать о том, в чем же сила этого стихотворения и есенинской лирики в целом. Почему оно так «берет за душу». Они должны отметить предельную искренность, обнаженность души лирического героя. В заключение урока могут прозвучать стихи поэтов, посвященные Есенину (Н. Рыленкова, Н. Рубцова и др.). Примерно также можно построить урок по стихотворению «Не жалею, не зову, не плачу…». Песенная интонация первой строки во второй и третьей строфах сменяется разговорной, а после трагически звучащего вопроса «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» вновь возвращается напевность, и это контрастное звучание стиха помогает усилить противопоставление прошлого и настоящего. Рассматривая образы стихотворения, учащиеся увидят здесь и дерево (яблоня, клен), и символику цвета (белый, золотой, розовый), и сопоставление настоящего и прошлого. Если на уроке анализируется «Письмо к матери» можно основываться на вопросах: 1. С какими образами связан идеал героя? О каких стихах вспоминаете вы, читая это стихотворение? 2. Как развивается тема возвращения? Как соотносятся прошлое и настоящее? С какими образами связаны эти темы? Сопоставьте с другими стихотворениями Есенина. 3. Какую роль играет в стихотворении цвет? 4. Сопоставьте интонацию первых четырех и четырех последних строф. Где преобладает песенное и где- разговорное начало и какой в этом смысл? И другие. Заключение. В результате изучения лирики С.А. Есенина учащиеся должны знать важнейшие факты творческого пути поэта, понимать смысл лирических произведений поэта, учащиеся должны овладеть приемами анализа стихотворений в единстве содержания и формы, в соответствии с особенностями лирики как рода литературы. В процессе анализа стихотворений у учащихся должны формироваться умения выявлять проблематику, понимать роль системы образов, роль изобразительно-выразительных особенностей в их единстве. Учащиеся должны овладеть умением выразительного чтения, осмысленного цитирования поэтического текста, уметь самостоятельно подготовить доклад или сообщение, должны уметь сопоставлять друг с другом произведения и образы, обобщать наблюдения. Список использованной литературы. Есенин и современность. – М.: Наука, 1975. – 392 с. Изучение русской советской литературы в X классе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 287 с. Наумов Е. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. – Л.: Лениздат, 1973. – 420 с. Пастухова Л.Н. Кони и мир: Урок по лирике Сергея Есенина// Литература в школе. – 1990. № 5. – с. 95-102 Прокушев Ю. Колыбель поэзии. – М.: Художественная литература, 1982. –238 с. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. – М.: Художественная литература, 1978. – 420 с. Русская литература XX века: 11 класс. Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 480 с. 1 Асмус В. Вопросы теории и истории эстетика. М.: 1968, стр.67. 2 Есенин С. Собрание сочинений: в 5-ти томах – М.: 1961-1962. стр.43 3 Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образы, стихи, эпоха. М.: 1978. стр. 183 4 Горький М. Собрание сочинений в 30 т. т 17. стр.212 5 Прокушев Ю. Сергей Есенин. М.: 1978. стр. 340 |