Главная страница
Навигация по странице:

  • Самостоятельно

  • (письменно)

  • (конспект любой работы Б.О.Кормана)

  • Практика 9. Лит жанры. Практическое занятие_9_2018. Занятие 9 Субъектная организация текста Вопросы


    Скачать 20.34 Kb.
    НазваниеЗанятие 9 Субъектная организация текста Вопросы
    АнкорПрактика 9. Лит жанры
    Дата08.04.2022
    Размер20.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое занятие_9_2018.docx
    ТипЗанятие
    #455110

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

    Субъектная организация текста
    Вопросы

    1. Восемь типов художественного содержания («пафоса»): героика, сатира, трагизм, комизм, идиллика, элегизм, драматизм, ирония. Самостоятельно подобрать по 1 примеру произведения на каждый вид художественного модуса и мотивировать свой выбор (письменно). 7 типов художественного содержания («пафоса») по классификации Г.Н. Поспелова («Теория литературы», 1978)1: возвышенное, драматизм, героика, трагизм, сентиментальность, романтика, юмор и сатира. Классификация И. Ф. Волкова («Теория литературы», 1995): героика, этологический (нравоописательный), интеллектуальность, сентиментальность, самоценно-личностный (романтика), трагизм, драматизм, романическое, комическое и его разновидности (юмор, сатира, ирония, сарказм). Связь модуса и жанра в поэтике художественного текста.

    2. Субъектная организация эпического произведения.

    3. Определение субъектной организации. Автор-творец и субъект речи в произведении. Бахтинская концепция диалогичности автора и героя («я» и «другого») и ее развитие в работах С.Н. Бройтмана.

    4. Субъект речи и субъект сознания. Способы выявления субъекта речи: временная, пространственная, эмоциональная выявленность его. Несобственно-прямая речь.

    5. Основные типы повествования, их художественные возможности. Личное повествование и его разновидности. Диалогичность личного повествования. Безличное повествование, его диалогичность. Значение сказа как способа повествования. Субъектная организация рассказа И.С.Тургенев «Уездный лекарь» (письменно).

    6. Теория повествования в нарратологии. Виды повествовательных инстанций.

    7. Субъектная сфера лирики в трудах Б.О. Кормана. Автор-повествователь и герой ролевой лирики как две «крайние» формы высказывания в лирике. Собственно автор: «я» («мы») и событие (ситуация, явление) при этом способе организации речи. Лирическое «я»: его отличие от автора-повествователя и собственно автора. И. Анненский о лирическом «я». Самостоятельно подобрать по 2 фрагмента лирических текстов ко всем видам субъекта в лирике, выделенным Б.О.Корманом, и мотивировать свой выбор (письменно).

    8. Парадокс лирического героя. Отличие лирического героя от лирического «я». Ю.Н. Тынянов, Л.Я. Гинзбург, С.Н. Бройтман о лирическом герое.

    9. Охарактеризуйте формально-субъектную и содержательно-субъектную организацию стихотворения О. Мандельштама «Медлительнее снежный улей…» (письменно). Докажите, что «текст организуется субъектом сознания с прямо-оценочной точкой зрения» (Б. О. Корман).


    Литература


    1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л.В.Чернец. – М.: Высшая школа, 1999. – URL: http://taviak.ru/distance/wp-content/uploads/2014/obshcheobrazovatelnye_distsipliny/Literatura/Chernec.pdf (статьи: Прозоров В.В. «Автор» (с.7–13), С.Н.Бройтман «Лирический субъект» (с.95–103)).

    2. Введение в литературоведение: хрестоматия. – М., 1988. – С. 163–164 (фрагмент работы М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности»); 164­–167 (Л. Гинзбург. «О лирике»); 189–192 (М. Бахтин); 192 (В. Виноградов «Проблема образа автора в художественной литературе»). – URL: http://bookre.org/reader?file=1345740&pg=1

    3. Корман Б. О. Субъектно-объектная организация лирического произведения // Корман Б. О. Практикум по изучению литературного произведения. – Воронеж, 1978. – С.33–43.

    4. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972. – С. 20–50 (конспект любой работы Б.О.Кормана).

    5. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. – Ижевск, 1977.

    6. Манн Ю.В. Автор и повествователь // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. – М., 1994. – С. 431–480.

    7. Теория литературы: учеб.пособие: в 2 т. / Под ред. Н. Д.Тамарченко. — Т. 1: Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — С.49–77.

    8. Тюпа В.И. Модусы художественности // Поэтика: словарь актуальных  терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. – М.: Изд-во Кулагиной: Intrada, 2008. – С.127–128.

    9. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2000. – С. 54–68; 112–115; 159–181; 194–201; 272–274.

    10. Шмид В. Нарратология. – М., 2003.



    1 Классификации Г.Н. Поспелова и И. Ф. Волкова даны только для ознакомления. Если кому-то интересно, то можно посмотреть источники, но в тесте и в экзаменационных вопросах их нет.


    написать администратору сайта