религия и ее роль в развитии культуры. религия и ее роль. Выполняя главную свою функцию объяснения мира с помощью идеи священного порядка, религия в конце концов втягивает в свою сферу и этический аспект взаимодействия между людьми
Скачать 29.88 Kb.
|
Введение Религиозная этика – термин, использующийся для обозначения комплекса моральных представлений о поведении человека и содержания морального сознания, опирающихся на божественные заповеди как они изложены в священных писаниях мировых религий. В узком смысле слова религиозной этикой принято называть также теорию морали – «моральную теологию» или «нравственное богословие». Отличительные черты религиозной этики заключаются в том, что, помимо отношений между людьми, она устанавливает также нормы отношений человека к богу и интерпретирует этические нормы как божественные установления, имеющие абсолютное значение. Религиозное моральное сознание является результатом процесса этизации религии, который ведет от религий архаических культур, «религий без этики», к мировым религиям спасения, этическим религиям – буддизму, иудаизму, христианству, исламу. Гомеровские боги еще не ведают этических ограничений и не предъявляют людям нравственных требований. Лишь со временем боги-олимпийцы берут на себя эту функцию. Складываясь сначала вне религии (воинский кодекс чести и др.), этика затем проникает в религию, входит в круг ее представлений: боги, по словам Вилламовица, должны были учиться нравственности у людей. Другой путь этизации религии также был пройден в античной Греции и демонстрирует возникновение этноса в самой религиозной сфере. В элевсинских мистериях происходит переход от культового понимания «чистого» к понятию нравственной чистоты. Орфическое благочестие уже имеет отчетливо этический характер. Процесс перехода от ритуализма к этике запечатлен и в истории мировых религий. Внешне жестко фиксированные нормы и поступки, ритуальные предписания, жертвоприношения и т.д. теряют самостоятельное значение, они обретают смысл и оправдание только благодаря внутренней моральной цели. Выполняя главную свою функцию объяснения мира с помощью идеи священного порядка, религия в конце концов втягивает в свою сферу и этический аспект взаимодействия между людьми. С возникновением этических религий, начиная с середины 1-го тысячелетия до н.э., религия не только устанавливает смысл бытия, делает мир понятным человеку, но и указывает, как должно человеку относиться к другим и к самому себе. Этическое наставление становится ядром религиозной веры. Но при этом ни религия не сводится к этике, ни этика не поглощается религией. Параллельно с религиозной этикой возникает также философская этика. Если религиозная этика выводит этические предписания и запреты из божественного авторитета как последней инстанции, то философская этика, напротив, занята содержательным определением и обоснованием этих предписаний и запретов, выводя их из общего принципа данной этической системы. Однако религиозная этика, хотя и основывается на однажды установленных принципах священных писаний, но ими не исчерпывается. Она обрастает комментариями и интерпретациями, сталкиваясь с изменяющимися обстоятельствами и необходимостью адаптации к ним исходных предписаний. 1. Буддизм Буддизм возник в Индии в 6 в. до н.э., это первая монотеистическая религия, причём религия без Бога – творца. Это первая религия, где действует богочеловек. Слово «Будда» означает «Просветлённый, Пробуждённый». По историческим преданиям, Будда – реальный человек, принц Сиддхартха Гаутама из очень богатого, но не входившего в высшую касту рода Шакьямуни. Отец создал для своего сына идеальные условия существования, он не соприкасался с внешним миром. Но однажды он увидел больного человека, потом встретил старика, а потом столкнулся и со смертью. Он покинул свой дворец и отправился в странствия по миру, желая искупить своё бездействие и найти ответ на вопрос – как избавить людей от несчастий. Но после семи лет странствий он понял, что ничто не способно дать ответы на его вопросы. И тут Будда понял: «Жизнь есть страдание. Причиной страданий является сама жизнь». Будда предлагает реальный путь избегания страдания (восьмеричный путь). На этом пути должны быть праведные слова, поступки, мысли и т.д. Постепенно, идя по этому пути, человек улучшает себя, он отстраняется от внешней, реальной жизни и замыкается во внутренней сущности. Последний этап познания себя – нирвана (состояние человека, достигаемое работой над собой и тренингом). Человек настолько выключает себя из жизни, что не страдает и даже не отдаёт себе отчёта в том, что он не страдает. Освобождение от страданий осуществляется в самой жизни. Достижение состояния нирваны прерывает действие закона «кармы» (цепь многократных перевоплощений, через которые человек совершенствуется). Первоначально идеология буддизма заинтересовала многих, так как она выступала против всяческих делений людей по вере, по касте, по социальному статусу. Это привлекало другие религии. С другой стороны, соблюдение многочисленных правил восьмеричного пути было невозможно для многих простых людей. В своём первоначальном варианте буддизм складывался как религия монахов, которые, отказавшись от всего земного, оставляли свои семьи и вливались в монашеский странствующий орден спасения. Они жили подаянием, не работали, так как работа мешала самосовершенствованию. Особенность монашеского существования в том, что выйти из ордена можно было в любое время. Внутри раннего буддизма возникло крайнее крыло, монахи которого чрезвычайно строго выполняли все предписания. Например, тезис – «Не причинять страдания другому» – воспринимали совершенно буквально. В самой Индии буддизм получил не слишком широкое распространение из-за сложности требований 1-го этапа и потому, что он выступал против традиционного образа жизни (деления на касты). Но из Индии он начал активное шествие по планете, переместился в Индонезию, страны Юго-восточной Азии, в Китай и в Тибет (в 9 веке). Каждая страна, в зависимости от образа жизни, рождала свои, специфические формы буддизма. Буддизм – это религия индивидуального спасения, здесь нет религиозной общности. Это идеология разобщения даже с самыми близкими людьми. Индивидуальный путь давал перспективу каждому человеку, главная идея – мне никто не причиняет страданий, а я сам их не порождаю. К началу новой эры в буддизме был разработан ряд новых позиций. На пути к достижению нирваны были созданы ад и рай, то есть, промежуточные ступени, куда любой может попасть. К 1 веку произошло обожествление религии, и появились фигуры поклонения: сам Будда и Бодисатвы (прославившиеся святые), начали делать их фигуры, статуи, изображения, сложился развитый культ святых. Достигнув состояния нирваны, человек остаётся в мире, и может рассказывать о своём пути (об открывшихся ему истинах). В ХХ веке на основании старых, но осовремененных представлений родилось несколько новых течений буддизма. На юге Китая развился возникший в 7 веке Дзэнбуддизм, который, став известным на Западе, положил начало идеологии Хиппи. Буддизм сыграл роль в модернизации Японии (40% японцев – буддисты). Буддизм оказал существенное влияние на все стороны жизни принявших его стран. К ХХ в. буддистские общины стали принимать участие в разнообразных политических акциях. Наиболее влиятельная буддистская организация – созданное в 1950 г. всемирное братство буддистов. 2. Иудаизм Иудаизм принадлежит к древнейшим религиям мира. Основу иудаизма составляют заповеди, полученные пророком Моисеем на горе Синай непосредственно от самого Бога. Доктрины иудаизма запрещали народу Бога убивать, воровать, прелюбодействовать, завидовать. Повелевали заботиться о своих родителях, посвящать один день в неделю духовному совершенствованию, любить своего Бога и ближнего. Тора и Талмуд, в которых записаны все основные повеления Бога, представляют собой целый свод предписаний, которые необходимо выполнять ежедневно, ежегодно, в праздники и в субботний день. Однако, у иудеев уделяется много внимания изучению законов Торы и Талмуда, считается, что с их помощью люди смогут совершать добрые поступки. Хоть иудаизм признает только первые пять библейских книг Ветхого Завета, в них записано много мудрых наставлений, касаемых моральных принципов. Они предостерегают от безнравственных поступков, ложных искушений и неправильных желаний сердца. В иудейских учениях справедливость – это один из главных принципов, на которых стоит весь мир. Справедливость предписывала раввинам выносить судебные решения, основываясь на всестороннем изучении ситуации, чтобы человек не понес слишком мягкое или жесткое наказание. По отношению к людям они должны были руководствоваться милосердием. Это главный принцип, на основе которого Бог общается с людьми. Повседневная жизнь иудеев регулируется кодексом Ноя, исполняя его заповеди, они служат Богу. Ной был праведником, который единственный на земле слушался повелений Бога, с тех пор всех его духовных последователей называют «сыновьями Ноя». Считается, что последователи Ноя унаследовали его праведность, и умение слушать волю Господа, несмотря на бездуховность общества. Кроме кодекса Ноя у иудеев есть множество постановлений – предписаний для жизни. Эти предписания носят название мицвот. Существует 613 мицвот, из которых 248 положительных и 365 запретительных. Иудеи считают. Что все они были получены Моисеем на горе Синай при общении с Богом. В понимании иудеев, соблюдение заповедей нужно для воспитания характера. Однако, для исповедующих иудаизм, дело не заканчивается простым следованием правилам, через них осуществляется духовное и нравственное развитие, служение Богу. Человек не только морально совершенствуется, но и приносит святость в мир. Основой веры у иудеев считаются любовь и страх. Любовью они наполняют свое служение Богу, а страх необходим для следования запретам мицвот. 3. Христианство Христианство складывается на рубеже старой и новой эры. Истоками христианства служат: 1) Уже развившийся к тому времени буддизм, с его идеями богочеловека и спасения. Христианство пошло дальше в идее богочеловека, это уже простой человек, сын плотника. 2) Иудаизм, из священной книги иудеев, Торы, взяты произведения, вошедшие в Ветхий Завет, который состоит из множества книг, написанных в разное время (13 – 1 вв. до н.э.). Первоначально документы Ветхого Завета имели как минимум двух богов, а праздники – разную окраску (земледельческие и скотоводческие). В 5 в. до н.э. документы Ветхого завета были переписаны, из них исчезло упоминание о втором боге. Это период перехода от политеизма к монотеизму (единобожию). В 5 в. до н.э. территория Иудеев была завоёвана, как государство, Израиль прекратил своё существование. В этих условиях религия и большой Иерусалимский храм стали единственным фактором, который позволял еврейскому населению держаться вместе. Поэтому тексты Ветхого Завета вместе с иудеями попали в колонии других народов, жизнь евреев, которые следовали заветам, вызывала всеобщий интерес, и в 1 в. до н.э. появляется перевод Ветхого Завета на древнегреческий язык. Эти документы стали доступны большому количеству людей. 3) Древневосточные культы. Христианство позаимствовало идею умирающего и возрождающегося бога, которая характерна для древнеегипетского, зороастрийского и ряда других культов. Также в вынесенных с Востока солдатами Римской империи отдельных культах существовал культ богини Света Митры, который праздновался в день зимнего солнцестояния – 25 декабря. В христианстве из этого культа родилась культовая дата – Рождество Христово. Из восточных культов, а также из язычества Древнего Рима в христианство перешли религиозные мистерии (красочные религиозные представления). 4) Следующий источник христианства – философия и этика стоиков. Христианство зарождается в колониях Римской империи в период распада Рима, когда колонии по отношению к метрополии стали беднеть, так как их обложили высокими налогами. Первые христианские идеи возникают в группах обедневших людей, ушедших в целях выживания от притеснений в недоступные районы. Главным для них было – правильно распределить то малое, что у них было. Труд стал обязательным условием выживания. C конца 1 – нач. 2 вв. в общины начинают приходить люди неиудейского вероисповедания, в том числе состоятельные, так как идея краха империи преследовала всех. Эти века были отмечены противостоянием иудейских и неиудейских влияний. На самом раннем этапе (1 – 2 вв.) господствовали нравственные ценности бедняков – справедливость как равное для всех распределение, отрицание богатства. Эта норма сохранилась в монастырях. Надежда на справедливость при жизни (была выражена в первом Евангелии от Иоанна 61 – 63 гг.). Здесь выражено ожидание вождя, который возглавит борьбу за справедливость. Постепенно эти идеалы отходят на второй план. В других Евангелиях – принятие позиции статус – кво. Главное, что внесло христианство в этику – смена критериев оценки добра и зла. Вся предшествующая этика взывала к рациональным оценкам: ум, образование, объективные закономерности. Христианство предложило сменить критерий на чувственный: главный критерий – любовь, но не любовь к богу, а любовь к ближнему в сравнении (ближний это творение Божие, любя ближнего, мы выражаем любовь к Богу). Эта смена критерия расширила социальную базу формирования морали. Если по разуму могли оценивать не все, то любить могут все, таким образом, сомнения в возможности оценивать свои поступки отпали. Главным было предоставление морали возможности выполнять оценочную функцию. Ведь мораль формируется на уровне общественной психологии (чувства, эмоции, переживания). Если на ранних этапах христианская нравственность формировалась на основе всеобщего выживания, то в дальнейшем функцию формирования нравственности взяла на себя церковь. Начинают образовываться многочисленные секты – ереси. Их представители, желая привлечь сторонников, активно указывают на негативные стороны церкви (в частности, несоблюдение церковниками норм нравственности). Это был первый кризис католической церкви. В это же время образуется большое количество странствующих орденов. В эти ордена устремились люди, скрывающиеся от закона. Это вызвало неодобрение окружающих, и церковь, воспользовавшись сложившимся положением, попыталась вернуть к себе своих сторонников. В 11 – 13 вв. церковь решила ввести самокритику, саморазоблачение. Сами церковники находили всевозможные грехи у конкретных представителей церкви и клеймили их в проповедях. Церковь показала, что она видит свои грехи и желает от них избавиться. Появляется новая система подготовки церковных кадров на теологических факультетах. Но это была лишь временная передышка. К 16 в. недовольство церковью на территории Западной Европы (особенно в северной её части) достигает апогея. Был сделан вывод, что церковь только мешает общению человека с Богом, появляется тезис: «Верующему человеку посредник в общении с Богом не нужен», верующие в состоянии понять смысл Священного Писания сами. Начали закладываться основы будущего протестантизма (протест не против самой церкви, но против её диктата, против подавления ею человека). Протестантизм сразу же начал развиваться в виде сект (церквей) а также в виде самоорганизующихся общин. Так закладывалось наличие различных течений в самом протестантизме. Появляются две формы протестантизма: 1) Секты, во главе с пресвитерами (лютеранские и кальвинистские); 2) Самоорганизующиеся общины. Здесь священники отсутствовали. Каждый член общины мог выступать со своим личным пониманием библии, но были лидеры с разным пониманием священного писания; Сегодня первоначальные секты и общины выросли в церкви (лютеранские, кальвинистские, баптистские и т.д.). Ценности протестантизма. В качестве главной ценности протестантизм выдвинул богатство: «Накопление богатства на земле есть искупление греха перед небом», так как богатство нельзя унести с собой на небо, и оно останется на земле, причём вопрос о способе накопления богатства не ставился. Протестантизм стал основой будущего капитализма. Понятие богатства трактуется весьма широко – это создание материальных ценностей (фабрик, заводов и т.д.). Это привело к формированию бизнес – этики, 2 принципа которой гласят: первый – принцип делового макиавеллизма: «Прибыль любой ценой», а второй: «Бизнес должен быть честным». Происходит непрерывная вражда между этими двумя принципами. Другая ценность протестантизма – творчество: «Люди равны не в богатстве, а в творческой самоотдаче своему делу». В этом отношении руководитель компании равен уборщице, которая старательно моет полы и т.д. Следующая позиция протестантизма: «Самоотдача в творчестве искупает возможные самоограничения, самоуход из других сфер жизни». Подобная трактовка возможности самоограничения в других сферах ради одного дела привела к появлению концепции пуританизма (течение в протестантизме, которое проповедует жёсткие ограничения в личной жизни). Протестанты упростили культ, исключили иконопись, только некоторые направления оставили в ритуалах причастие и крещение, так как протестантизм предполагает индивидуальное понимание Бога и веры. 4. Ислам буддизм нирвана иудаизм мусульманский Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном. Она отрывает эти нормы от конкретно-исторических условий общественного развития и потребностей людей, объявляет их вечными и неизменными, пригодными для любых эпох. Аллах является абсолютным совершенством. Исламская религиозная этика исходит из того, что нравственность возможна только в рамках религии. Признавая возможность изменения моральных норм и предписаний, их зависимость от социальных условий, защитники религии вместе с тем хотят примирить такое положение с тезисом о жизненности коранических установлений. Они утверждают, что мораль ислама, основные положения которой изложены в Коране и Сунне, являются самой совершенной моралью, ибо она – создание Аллаха. В религиозном учении ислама следует выделить три главных догмата, определяющие всю его мораль: во-первых, вера в единого бога и его посланника; во-вторых, вера в предопределение; в-третьих, вера в существование загробного мира и судного дня. Эти догматы мусульманства служат основным идейным руководством во всех областях, связанных с проблемами морали. В решении проблемы добра и зла одни теологи, основываясь на положении Корана, гласящем, что добро – от бога, а зло – от человека, утверждают, что бог не создавал зла, оно является созданием человека. В силу чего, говорят они, бог сохраняет зло для испытания людей, для определения их намерений и последующего воздаяния на том свете. Другие теологи утверждают, что и добро и зло являются творениями всесильного Аллаха, что всемилостивейший в своей всеблагости создал их для человеческой же пользы, а все виды добра и зла обозначил в своей «книге ясной», дабы смертные делали добрые дела и остерегались злых. Ислам никогда не отрицал значение дел в жизни человека и общества. Он звал правоверных к труду, к благотворительной деятельности. В мусульманских нравственных поучениях более чем достаточно таких, где высшим идеалом поведения представляется смирение, терпение, непротивление злу. Одним из основных догматов ислама является догмат о божественном предопределении. Человек должен отдавать предпочтение тому пути, который предначертал Аллах. Того, кто попытается избрать иной путь, ждет божье наказание. В конечном итоге религиозная мораль ведет к формированию в сознании верующих убеждения о необходимости стремиться к обретению потустороннего воздаяния, путь к которому лежит через веру в бога и соблюдение религиозных обрядов и предписаний. Таким образом, как мы видим религиозно-этические установки ислама, как и любой другой религии, тесно связаны с общечеловеческими идеалами, с провозглашением приоритетности духовных ценностей. Постигая бога, человек приобретает подлинно человеческие черты, и религиозно-нравственные наставления способствуют укоренению в человеке высших нравственных ценностей. Заключение Религия появилась и вошла в жизнь человека в самые отдаленные, незапамятные времена. Она одно из звеньев духовной эволюции всего человечества, с ней связан большой этап истории общества. Она возникла и существовала как исторически и социально обусловленная форма осознания людьми окружающей действительности и самих себя. Многовековое существование религиозных верований является подтверждением того, что она несет в себе нечто, безусловно, ценное, непреходящее. В религии заключена мудрость, испытанная жизнью многих поколений людей. Религиозная этика занимает особое место в системе современных этических учений, претендуя на ведущую роль в вопросах проблемы человека и его ценностей. Эти претензии основываются на том, что в условиях кризиса сознания в современном мире возрастает тяга к религии и ее ценностям. Знание религиозной этики, ее ценностных категорий дает человеку возможность приобщиться к духовному опыту, накопленному в истории мировых религий, создает потенциальные возможности для всестороннего развития личности и через изучение ценностей религии приобщиться к общечеловеческим идеалам и ценностям. Список литературы 1. Религия в истории и культуре. М., 2000. 2. Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. С. 63–64. 3. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 475–477. 4. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей. В кн.: Культурология ХХ в.: Антология. Аксиология или философское исследование природы ценностей. М., 1996. С. 48. 5. Шердаков В.Н. Иллюзия добра: моральные ценности и религиозная вера. М., 1982. С. 50. |