Выпускная квалификационная работа трансформация межэтнических взаимоотношений в странах Западной Европы за последние 10 лет
Скачать 1.25 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА» Направление подготовки основной профессиональной образовательной программы:
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Трансформация межэтнических взаимоотношений в странах Западной Европы за последние 10 лет Обучающегося 4 курса очной формы обучения Фахретдиновой Руфины Илхамовны Научный руководитель: кандидат географических наук, доцент Дворников Юрий Валериевич Рецензент: кандидат географических наук, доцент Нестерова Лариса Анатольевна Санкт-Петербург 2022 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. РЕГИОНАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ, ДЕФИНИЦИИ ЭТНОСОВ, НАРОДОВ, ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ 5 1.1. Выделение регионов в Зарубежной Европе …………………………… 5 1.2. Подходы в изучении этноса, народа, нации …………………..……..... 7 1.3. Дефиниции полиэтнических государств …………………………….... 15 Глава 2. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ………………………………………………………………..….... 18 2.1. Количественное изменение этносов Бельгии за последнее десятилетие ……………………………………………………....………..... 18 2.2. Количественное изменение этносов Швейцарии за последнее десятилетие …………………………………………………………………. 25 2.3. Репрезентация этносов в политических структурах Бельгии ….…… 29 2.4. Репрезентация этносов в политических структурах Швейцарии …... 37 2.5. Репрезентация этносов в экономике Бельгии ……………………….. 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47 ВВЕДЕНИЕ Один из важных аспектов исторического развития состоит в неуклонном расширении межэтнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации — все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости. Все это может вести к межэтническим конфликтам. Межэтнические конфликты представляют собой конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтацию двух или нескольких этносов. Изучение и исследование межэтнических отношений позволит не только выявить их специфику, но и определить перспективу их развития в конкретных государствах. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что анализ и прогнозирование дальнейших изменений межэтнических отношений в выбранных мною странах могут послужить при разработке подходов к разрешению или смягчению конкретных этнических конфликтов. Объектом исследования являются страны Западной Европы и комплекс этносов, проживающих на этой территории. Предметом исследования служит трансформация межэтнических отношений и причина их изменений за последнее десятилетие. Цель данной дипломной работы – анализ изменений межэтнических отношений в разрезе нескольких сфер, а именно, рассмотрение состава населения, количественного представления этносов в политических партиях и промышленных предприятиях, а также прогнозирование возможных дальнейших изменений. Исходя из этой цели, в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи: исследовать этнические дефиниции Западной Европы и подходы к ее классификации; изучить историю межэтнических отношений на примере Бельгии и Швейцарии; выявить специфику межэтнических отношений на примере Бельгии и Швейцарии; составить прогноз о возможной дальнейшей трансформации межэтнических отношений; Теоретической и методологической базой исследования послужили анализ отечественной и зарубежной литературы в области политологии и этнографии; анализ нормативно-правовых документов отдельных государств; изучение исторических, политических и этнических характеристик спорных территорий. Глава 1. РЕГИОНАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ, ДЕФИНИЦИИ ЭТНОСОВ, НАРОДОВ, ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ 1.1. Выделение регионов в Зарубежной Европе Начиная с эпохи Возрождения, со времен Великих географических открытий Европа выступала как самый динамичный регион. Человечество не знает ни одной культуры, влияние которой было бы столь масштабным, преобразующим все мироустройство. Европа традиционно делится на регионы по принципу расположения в соответствии с четырьмя точками компаса: Восточная Европа, Южная Европа, Западная Европа и Северная Европа. Британские острова часто рассматриваются как отдельный регион, но могут быть включены в состав Западной Европы. Эти регионы являются географическими регионами, которые могут иметь схожие физико-географические или культурные черты, основанные на физико-географических характеристиках. Существуют различные классификации районирования Зарубежной Европы. В исторических политических целях Европа делится на два региона - Западную Европу и Восточную Европу. В данном случае регион Западной Европы включает в себя регионы Северной Европы, Южной Европы, Центральной Европы и Британских островов. Восточная Европа - это все, что находится к востоку от Германии, Австрии и Италии. Эти региональные обозначения используются скорее для идентификации, они служат традиционными обозначениями географического положения. Согласно определению Организации Объединенных Наций Зарубежная Европа делится на следующие регионы: Западная Европа : Австрия, Бельгия, Германия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария Северная Европа: Великобритания, Дания, Ирландия, Латвия, Литва, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония Южная Европа: Албания, Кипр, Босния и Герцеговина, Черногория, Македония, Сан-Марино, Сербия, Словения, Хорватия, Португалия, Испания, Италия, Греция, Мальта, Андорра Восточная Европа: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия При обсуждении политической географии европейского континента, конкретные государства, расположенные в его западной части, часто называют Центральной Европой. Термин Западная Европа также применим к этому региону при обсуждении региональных различий в пределах региона за пределами Восточной Европы. Западная Европа - это десятки государств, отличающихся историческим, этническим, экономическим, природным, социальным и культурным своеобразием. Многие этнографы рассматривают этот культурно-исторический регион как некое единое целое, столетиями формировавшуюся общность населяющих его народов. Но Западная Европа в свою очередь также имеет свое деление на субрегионы. Районирование Западной Европы: Франция, Монако, Андорра Объединение данных трех государств обусловленно их географическим положением, а также представлением Францией государств Андорра и Монако на международном уровне, в ООН. Великобритания, Ирландия Данные государства образуют единый субрегион, что обусловлено географической близостью и наличием пути совместного исторического развития. Страны БЕНИЛЮКСа Бельгия, Нидерланды и Люксембург являются странами одной культурно-исторической общности, объединены в экономический союз и представляют собой один из субрегионов Западной Европы. Германия, Швейцария, Лихтенштейн, Австрия Государства характеризуются культурной и географической близостью, а также общностью языка. В статистическую классификацию ООН к Западной Европе относятся: Бельгия , Германия , Франция , Лихтенштейн , Люксембург , Монако, Нидерланды , Австрия , Швейцария 1.2. Подходы в изучении этноса, народа, нации Изучая изменения и различного рода трансформацию межэтнических отношений, необходимо рассмотреть подходы к определению этносов. Обратимся к теориям изучения этносов различными учеными. Практически в одном временном промежутке были заложены основы теории этноса в России и Франции. Российский этнограф С. М. Широкогоров в 1920-х годах создал основы теории этноса, рассматривая его как основную форму существования локальных групп человечества. Основными признаками этноса он определил «...единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни». В частности, С. М. Широкогоров предложил следующее определение этноса: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освящённых традицией и отличаемых ей от таковых и других». Концепция С.М.Широкогорова в дальнейшем получила развитие другими советскими этнографами. [12] В 1960–1980-е годы Ю. В. Бромлей предложил дуалистическую теорию этноса. Этнограф выделил этникосы как совокупности людей, объединённых общим языком, культурой, самосознанием и этнонимом, и этносоциальные организмы, или ЭСО как этносы, сопряжённые с территориально-политическими общностями. Последние представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определённой общественно-экономической формации этносоциальные организмы составляют определённую социально-экономическую целостность, выступая в форме племени, народности, нации. Значительное место в теории Ю.В.Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов — изменений этносов, проинтерпретированная применительно к различным эпохам развития человечества. [2] Иное представление об этносах описано в работах Л.Гумилева этносы представлены как элементы этносферы — особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Этнос рассматривается им при этом как результат творческого процесса интенсивного освоения некоторой общностью людей уникального природного ландшафта, а именно места развития этноса, зоны их оптимального сочетания. [3] Понятие этничности во Франции появилось в 1930-х годах. Оно отличается от понятия расы, которое относится к биологическим и морфологическим характеристикам, связанным с общими предками, а не с культурой. В своем первоначальном смысле этничность относилась к нехристианскому населению, которых в светском языке позже стали называть народами и нациями, а в XIX веке - расами и племенами. В XX веке термин претерпел ряд семантических изменений: нация теперь зарезервирована для цивилизованных государств Запада; народ, субъект исторической судьбы, слишком благороден для дикарей; этнос, уцененная нация, определяется суммой негативных черт. Последний термин был сохранен и обрел административную и политическую функцию с колонизацией: колониальная администрация таким образом обозначила население, над которым она господствовала, как этносы, разделив их и заключив в рамки определения, которое было одновременно существенным и фиксированным Во Франции, например, определяющим критерием этнической принадлежности является язык, на котором происходит общение в сообществе. Этнические группы - это человеческие группы, которые естественно и спонтанно появились и остаются таковыми с течением времени. Это понятие фактически унаследовано от понятия раса. Антропология не занималась критическим изучением понятия этничности до второй половины двадцатого века, когда, объединив историческую перспективу со своим подходом, она получила доступ к процессам формирования групп идентичности и выявила экзогенные влияния. Таким образом, анализ с точки зрения этногенеза отпал, ученые установили, что этнические группы были не традиционными, а колониальными творениями, возникшими в результате переворота, который перевел на научный язык стереотипы, широко распространенные среди соседних народов. Это изучение основано на идее, что категории являются конструктами внешнего мира, таким образом подтверждая исследование Фредрика Барта о приписываемой идентичности. Решающий вклад Ф.Барта заключается в динамическом и интерактивном подходе: идентичности меняются со временем, в соответствии с изменениями контекстов и отношений власти. Он определяет идентичность не по ее содержанию, а именно не по языку, религии, территории, а по границе, которая ее отграничивает. Эти границы перемещаются; напротив, их сохранение обеспечивает непрерывность и устойчивость групп идентичности. [13] При этом в этих анализах не делается вывод о том, что этничности не существует, а говорится, что, с одной стороны, они были определены экзогенно - людьми, которым они чужды - спонтанным и фиксированным содержанием и как исключительная принадлежность; с другой стороны, будучи определенными, они служат политическим интересам господства. Поскольку любое человеческое общество должно отвечать на универсальную потребность в идентификации и социальном структурировании, оно организует себя в различные типы групп принадлежности. Антропология второй половины двадцатого века помогает нам понять, что эти привязанности многочисленны для одного человека и что они могут меняться в течение его жизни. Обряды перехода и социальные нормы позволяют и организуют это. Наконец, понятие этнической принадлежности со временем было заново присвоено соответствующими группами населения. Они взяли этот термин для обозначения того уровня идентичности, который является для них актуальным, чтобы заявлять о своей принадлежности к сообществу и защищать свои права. В настоящее время этничность является носителем политических или экономических претензий, а также обвинений в социальной несправедливости. Концепция этничности вызывает вопрос о том, как следует определять этнические группы. Согласно Ф.Барту этнические группы – это категории самоидентификации и приписывания другими. Он подчеркивает социальные процессы, посредством которых этнические группы идентифицируют себя как отличительная сущность и поддерживают границы с другими. Его главный аргумент заключается в том, что этническую группу следует определять не по ее культурным чертам, а по процессу поддержания границ. Например, процессы установления, поддержания и разрушения границ меняются с течением времени. Они подвержены силам социально-экономических и политических изменений. Поскольку они являются историческими составляющими, этнические связи могут меняться по своему значению, могут укрепляться, ослабевать или разрушаться, и они будут иметь различную значимость в разные моменты биографии индивида или группы. [13] Этнические границы могут поддерживаться на основе целого ряда критериев, которые могут артикулироваться в различных комбинациях в конкретных ситуациях. Они могут включать в себя веру в общее происхождение, претензии на общую историю, которая придает форму чувствам общей борьбы и общей судьбы, привязанность к родине, которая может совпадать или не совпадать с местом проживания, привязанность к родине, которая может совпадать или не совпадать с местом проживания. и чувство принадлежности к группе с общим языком, религией, социальными обычаями и традициями. В формулировке Фредрика Барта этнические группы не составляют категорию изначальных связей. Но при определенных политических обстоятельствах они могут быть представлены в таких значениях. [13] В целом, концепции этноса при всех различиях имеют ряд общих сложностей в определении. Опора на понятия, объём которых сам по себе является предметом дискуссии, а именно язык, культура, территория, делает построение теории и самого определения этноса крайне затруднённым. Дефиниции для нации A. Д. Смит разработал гражданскую и этническую модели нации, где основными компонентами первой считаются владение исторической территорией, чувство правового и политического сообщества, которое подчиняется общим законам и институтам, презумпция правового и политического равенства между членами такого сообщества, и идентификация с общей культурой. В отличие от этого, этническая концепция нации подчеркивает общее происхождение и связи, основанные на родстве, родственных языках, обычаях и традициях. А.Смит характеризует гражданскую модель как западную модель, а развитие этнической модели относит к Восточной Европе и Азии. [16] Этнические процессы являются конститутивными элементами в формировании нации, и что возникновение многих полиэтнических государств, таких как Великобритания, было предопределено приходом к доминированию определенного этнического сообщества или этнической группы: в британском случае - преобладание англичан над ирландцами, шотландцами и валлийцами, хотя эта гегемония постоянно оспаривается. В 1940-ых годах сторонники модернистской теории в Европе стали определять нацию и национализм чисто социально-исторической конструкцией или искусственно надуманными. В результате этого произошла неверная интерпретация этнонационального феномена. Нации и национализм не являются первобытными, тем не менее, они корнями уходят в первобытные человеческие чувства родства, солидарности и взаимного сотрудничества, эволюционно выгравированных в человеческой природе. Эти привязанности, пронизывающие социальную жизнь и выходящие за пределы семьи, племени и этноса стали неотъемлемой частью политики, когда тысячелетия назад возникли государства. Этничность всегда была политической и политизированной, с тех пор как зародилась политика, потому что люди всегда относились с большим предубеждением к тем, кого они считают своей родственной культурной общностью. Нет необходимости говорить о том, что ни одна этническая идентичность или народ не имеют неизменной сущности. Этногенез, процессы этнического и национального расщепления и слияния, изменения идентичности и культурной трансформации, происходят постоянно. И все же несмотря на то, что этническая и национальная идентичность всегда находится в движении, она является одной из наиболее мощных культурных форм. Эрнест Геллнер, английский антрополог, определяет нацию как связку между культурой или этнической принадлежностью. Однако он и другие модернисты ошибаются, утверждая, что такая конгруэнтность была присуща только современности. [17] Наряду с другими первозданными формами государственности, такими как города-государства и империи, во всех из которых этническая принадлежность была в высшей степени политической, существовали также так называемые территориальные государства или династические королевства. Однако чаще всего это были национальные монархии, где границы этноса или народа и государства в значительной степени пересекались. Понятие политической нации утвердилось в Европе в эпоху Французской революции конца XVIII в., в Средние века нациями назывались земляческие сообщества, чтобы противопоставить божественному происхождению монархической власти представление о гражданском сообществе, имеющем право создавать государство, обладать суверенитетом и контролировать власть. Понятие «нация» широко использовалось в эпоху формирования государств современного типа вместо феодальных, династических и религиозных политических образований. В государствах Нового времени вместе с утверждением единого управления, рынка и массового образования распространялись культурно-языковое единообразие вместо локального своеобразия или наряду с ним, общие гражданские и правовые нормы, а вместе с этим и общая идентичность. Так возникли нации в Европе. Гражданские, политические, нации были и остаются многоэтничными образованиями, за исключением небольших островных государств, с разной степенью культурной и политической консолидации. Подавляющее большинство наций включают несколько, а иногда десятки и сотни этнических общностей, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии. Обычно язык и культура наиболее многочисленной этнической общности обретают доминирующий, а иногда официальный статус в гражданском сообществе – государстве, а культура малых групп или групп иммигрантского населения, называемых меньшинствами, подвергается ассимиляции и дискриминации. Согласно национальным законодательствам и международно-правовым нормам, представители меньшинств являются равноправными членами наций и обычно считают себя таковыми. В ряде стран, где распространены идеология и практика этнического национализма или расизма, демографически и политически господствующие этнические общности исключают других из понятия нация и даже отказывают в гражданстве коренным жителям страны, переводя ситуацию в различительную схему нация и меньшинства. В отличие от предшествующих эпох, когда преобладала установка на культурную гомогенность нации через механизмы ассимиляции, в последние десятилетия за счет более интенсивной иммиграции, роста локальных идентичностей и группового этнического самосознания увеличились культурная гетерогенность и этнорасовое многообразие европейских наций. Например, британской, германской, итальянской, французской. Этому процессу способствовали демократизация и общественные движения в защиту прав человека и меньшинств, развернувшиеся в мире с нач. 60-х гг. В то же время современные государства предпринимают направленные усилия по формированию общегражданской идентичности и по сохранению целостности нации, в том числе через политику культурного плюрализма и различные внутренние формы самоопределения. Символической формулой современных наций является формула «единство в многообразии». Идея национального самоопределения и национального государства на этнической основе сохраняет и сегодня позиции. Дать определение нации, не ссылаясь на национальное государство и национализм, представляется затруднительным. Для ученых существует два определения, обычно принимаемые научным сообществом. Первая воспринимает нацию как этническую концепцию, которая рассматривает человеческую группу, разделяющую язык и культуру. В этой логике нация связана с почвой и кровью или кровным родством, расой. Во втором случае нация рассматривается вне расы или крови. Нация понимается как социально-историческая конструкция, которая возникает в результате желания нескольких людей жить вместе, по одним и тем же законам и на одной территории. Каждая нация является одновременно политическим и культурным образованием 1.3. Дефиниции полиэтнических государств В ходе формирования современных национальных государств и особенно наций с плюралистическим и гетерогенным разнообразием их корней, демографии, традиций, культур и языков, понятие народ перешло в область конституционного права. Таким образом, его определение является довольно сложным, спорным и не лишенным двусмысленности. Следует отметить, что в процессе развития современных национальных государств культурное разнообразие присутствовало всегда. Таким образом, в одном государствуе можно найти несколько сосуществующих наций: исторических, институционализированных сообществ с общим языком и культурой. Уильям Кимлика называет это многонациональным государством. Коренные народы считаются национальными меньшинствами. Их инкорпорация может быть добровольной или вынужденной, в худшем случае принудительной. [21] Одним из источников культурного разнообразия является сосуществование в рамках любого государства нескольких наций, где нация означает историческую общность, более или менее институционализированную, занимающую определенную территорию и имеющую свой язык и культуру. Согласно этому социологическому пониманию, понятие нация тесно связано с идеями культура и народ. И страна с более чем одной нацией является не национальным, а многонациональным государством В большинстве своем европейские государства стали многонациональными, потому что они насильно включили в свой состав коренное население. Среди таких примерами являются Испания, Франция, Англия, или потому что они были добровольными объединениями двух или более культур, как в странах Бельгия, Швейцария. Важно отметить, что многонациональные государства могут выжить только в том случае, если их различные национальные группы останутся им верны, а это возможно только при хорошей интеграции. На территории современной Зарубежной Европы в основном находятся однонациональные государства, когда государственная граница совпадает с исторически сформированной этнической. Полиэтническое государство – это государство, в котором ни один из народов, проживающих на территории данного государства, не имеет доминирующей позиции. Это государства, в которых сохраняется межнациональный паритет, когда ни одна национальность не может считаться этническим большинством. По международным стандартам многонациональным считается государство, когда в нем нет этнических групп, составляющих более двух третей населения. Национальность, являясь исключительно политическим понятием, проводит границу между внутренним и внешним политическим сообществом, сформированным нацией, границу, без которой концепция суверенитета, лежащая в основе Вестфальского государства, потеряла бы свою силу. Таким образом, национальность является атрибутом государства, которое может само и через него определять критерии отличия гражданина от иностранца. Понятие, имеющее прежде всего сильное политическое измерение, национальность, в условиях ее реализации, является социально-исторической конструкцией, специфичной для каждого государства. Национальность и идентичность, как индивидуальная, так и коллективная, будут неразрывно связаны между собой и не могут быть поняты отдельно друг от друга. Такая логика с принятым идеалом уникальности национальности надолго поместила идею о том, что человек может претендовать на несколько национальных принадлежностей. Многонациональность как явление, усиленное глобализацией, все еще остается весьма дискуссионным политическим вопросом. В правовой идеологии национального государства государство предполагает нацию, а нация предполагает государство. Согласно другому, более социально-политическому подходу, опираясь на слова историка Эрнеста Геллнера можно отметить, что характерной чертой национального государства является соответствие между формой политической организации и культурной идентичностью. [17] Канадский философ У.Кимлик говорит о нации как о более или менее институционально развитой межпоколенной общности, занимающей определенную территорию или страну происхождения и имеющей свой язык и историю, поэтому государство является многонациональным, если население принадлежит к различным нациям, понимаемым таким образом, и если этот факт является важным аспектом личной идентичности и политической жизни. [21] Таким образом, мы рассмотрели дефиниции этноса, народа и нации, четкое представление о которых необходимо для дальнейшего изучения взаимоотношений между группами, которые к ним относятся. Необходимо иметь представление о регионализации Зарубежной Европы, поскольку страны этого региона являются объектом данного исследования. Первая глава подготавливает теоретическое представление того анализа, который будет описан в следующей главе, позволяя углубить исследование межэтнических отношений и получить максимально возможное полное представление. |