Реферат по литре про высоцкого. Высоцкий Владимир Семёнович
Скачать 24.88 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ СПО КНИТУ (КХТИ) ДОКЛАД по дисциплине литература на тему: «Высоцкий Владимир Семёнович» Выполнил: Высоцкий Владимир Семёнович Высоцкий Владимир Семёнович (1938–1980 гг.) – советский поэт, певец, профессиональный актер, лауреат Государственной премии СССР. Автор многих песен, которые звучали в кинофильмах. За свою жизнь Высоцкий написал более 600 стихов и песен на разные темы. Детские годы Родился 25 января 1938 года в Москве в семье военного. Раннее детство будущего поэта прошло в тесной коммунальной квартире. В 1941–1943 годах, во время Великой Отечественной войны, Владимир с матерью находились в Оренбургской области в эвакуации. С 1947 года Высоцкий живет у отца в Германии. В конце 1949 году возвращается в Москву. Обучение, первые ролиВ 1953 году Высоцкий становится участником драмкружка, под руководством артиста МХАТа В. Богомолова. В этом же году поэт создает свое первое стихотворение – «Моя клятва». В 1955 году Владимир Семенович оканчивает школу и поступает в Инженерно-строительный институт в Москве. Через полгода он бросает институт, решив поступить в театральный. В 1956 году Высоцкий, биография которого резко сменила направление, поступает на актерское отделение Школы-студии МХАТ. В 1959 году Владимир Семенович дебютировал в театральной постановке (Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании») и киноленте (фильм «Сплетницы»). Актер и музыкантОкончив обучение, с 1960 года Владимир Семенович работает в Драматическом театре им. Пушкина в Москве. В 1961 году Высоцкий пишет свою первую песню – «Татуировка». Немного проработав в Театре миниатюр, Владимир Семенович устраивается в Театр драмы и комедии на Таганке. В 1968 году выходит первая пластинка музыканта – «Песни из кинофильма «Вертикаль»». В 1970 году в личной жизни Высоцкого произошло важное событие – поэт женился на актрисе Марине Влади, ставшей его третьей женой и музой. Осенью 1971 года в театре на Таганке Владимир Семенович дебютировал со своей известнейшей ролью – принца Гамлета из одноименной трагедии Шекспира. Последние годыВ феврале 1978 года Высоцкому присвоили высшую категория вокалиста-солиста эстрады. Гастролируя с труппой театра на Таганке, Владимир Семенович побывал в Болгарии, Франции, Германии, Югославии, Канаде, США, Польше, Мексике, Венгрии, на Таити. 18 июля 1980 года Высоцкий последний раз сыграл роль Гамлета. Через неделю, 25 июля 1980 года Высоцкий умер от сердечной недостаточности. Похоронили поэта на Ваганьковском кладбище в Москве. Баллада о борьбеСредь оплывших свечей и вечерних молитв, Средь военных трофеев и мирных костров Жили книжные дети, не знавшие битв, Изнывая от мелких своих катастроф. Детям вечно досаден Их возраст и быт — И дрались мы до ссадин, До смертных обид, Но одежды латали Нам матери в срок — Мы же книги глотали, Пьянея от строк. Липли волосы нам на вспотевшие лбы, И сосало под ложечкой сладко от фраз, И кружил наши головы запах борьбы, Со страниц пожелтевших слетая на нас. И пытались постичь Мы, не знавшие войн, За воинственный клич Принимавшие вой, Тайну слова «приказ», Назначенье границ, Смысл атаки и лязг Боевых колесниц. А в кипящих котлах прежних боен и смут Столько пищи для маленьких наших мозгов! Мы на роли предателей, трусов, иуд В детских играх своих назначали врагов. И злодея следам Не давали остыть, И прекраснейших дам Обещали любить; И, друзей успокоив И ближних любя, Мы на роли героев Вводили себя. Только в грёзы нельзя насовсем убежать: Краткий век у забав — столько боли вокруг! Попытайся ладони у мёртвых разжать И оружье принять из натруженных рук. Испытай, завладев Ещё тёплым мечом И доспехи надев, — Что почём, что почём! Разберись, кто ты: трус Иль избранник судьбы — И попробуй на вкус Настоящей борьбы. И когда рядом рухнет израненный друг И над первой потерей ты взвоешь, скорбя, И когда ты без кожи останешься вдруг Оттого, что убили его — не тебя, Ты поймёшь, что узнал, Отличил, отыскал По оскалу забрал — Это смерти оскал! Ложь и зло — погляди, Как их лица грубы, И всегда позади Вороньё и гробы! Если мяса с ножа Ты не ел ни куска, Если руки сложа Наблюдал свысока, А в борьбу не вступил С подлецом, с палачом, — Значит в жизни ты был Ни при чём, ни при чём! Если, путь прорубая отцовским мечом, Ты солёные слёзы на ус намотал, Если в жарком бою испытал что почём, — Значит нужные книги ты в детстве читал! «Баллада о борьбе» - стихотворение, написанное в 1975 году. В нем поэт еще раз обращается к теме войны, смысла жизни и смерти, мечты и реальности, подвига и трусости, героев и предателей, детства и взросления. Главная идея баллады – воплощение в жизнь юношеских идеалов, служение своей Родине, готовность к подвигу. Эта идея выражена в строках. Проникнуть в глубокий смысл и постигнуть красоту стихотворного слога помогают художественные средства выразительности, найденные автором. Это эпитеты: мирных костров, книжные дети, в жарком бою. Метафоры: книги глотали, пьянея от строк; кружил наши головы запах борьбы, со страниц пожелтевших слетая на нас; в кипящих котлах прежних боен и смут столько пищи для маленьких наших мозгов. Многосоюзие: И когда рядом рухнет израненный друг \И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,\ И когда ты без кожи останешься вдруг \Оттого, что убили - его, не тебя. Лексический повтор: Что почём, что почём!; в жизни ты был ни при чём, ни при чём! Песня самолёта-истребителяЯ ЯК-истребитель, мотор мой звенит, Небо — моя обитель, Но тот, который во мне сидит, Считает, что он истребитель. В этом бою мною «юнкерс» сбит, Я сделал с ним, что хотел. А тот, который во мне сидит, Изрядно мне надоел. Я в прошлом бою навылет прошит, Меня механик заштопал, А тот, который во мне сидит, Опять заставляет — в «штопор». Из бомбардировщика бомба несёт Смерть аэродрому, А кажется — стабилизатор поёт: «Мир вашему дому!» Вот сзади заходит ко мне «мессершмитт». Уйду — я устал от ран. Но тот, который во мне сидит, Я вижу, решил: на таран! Что делает он? Вот сейчас будет взрыв! Но мне не гореть на песке — Запреты и скорости все перекрыв, Я выхожу из пике! Я главный, а сзади… Ну чтоб я сгорел! Где же он, мой ведомый? Вот он задымился, кивнул — и запел: «Мир вашему дому!» И тот, который в моём черепке, Остался один — и влип. Меня в заблужденье он ввёл и в пике Прямо из «мёртвой петли». Он рвёт на себя, и нагрузки — вдвойне. Эх! Тоже мне, лётчик-ас! И снова приходится слушаться мне, Но это в последний раз. Я больше не буду покорным! Клянусь! Уж лучше лежать на земле. Ну что ж он не слышит, как бесится пульс, Бензин — моя кровь — на нуле?! Терпенью машины бывает предел, И время его истекло. И тот, который во мне сидел, Вдруг ткнулся лицом в стекло. Убит он! Я счастлив — лечу налегке, Последние силы жгу. Но что это, что?! — я в глубоком пике И выйти никак не могу! Досадно, что сам я не много успел, Но пусть повезёт другому. Выходит, и я напоследок спел: «Мир вашему дому!..» "Песня самолёта-истребителя", о войне, самолёте-истребителе и том, кто же такой "истребитель". В ней самолет одушевляется словно сам стих написан не автором или пилотом, а самолетом. Рассматривается отношение самолета к собственному пилоту. Стихотворение начинается о том, (не поэт, а самолёт) кто они где его обитель. Дальше речь идёт о прошлом и настоящем, про смерть и "мир, о том, что он (самолёт-истребитель) хочет уйти, потому-что устал от ран, но не может и о том, кто всё-таки главный. Дальше речь идём о том, что он больше никого не хочет слушать: - "Я больше не буду покорным, клянусь, Уж лучше лежать в земле. Ну что ж он, не слышит, как бесится пульс, Бензин — моя кровь — на нуле. Терпенью машины бывает предел, И время его истекло.". Но, как только убили летчика этого самолёта, он почувствовал свободу, ведь теперь, хоть и не долго, он может лететь на легке. Потому-что потом осознал, что сам выбраться не сможет: - "Убит он, я счастлив, лечу на легке, Последние силы жгу. Но что это?! я в глубоком пике — И выйти никак не могу! Досадно, что сам я немного успел, Но пусть повезет другому. Выходит, и я напоследок спел: «Мир вашему дому!»". Он не вернулся из бояПочему всё не так? Вроде — всё как всегда: То же небо — опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода… Только — он не вернулся из боя. Мне теперь не понять, кто же прав был из нас В наших спорах без сна и покоя. Мне не стало хватать его только сейчас — Когда он не вернулся из боя. Он молчал невпопад и не в такт подпевал, Он всегда говорил про другое, Он мне спать не давал, он с восходом вставал, — А вчера не вернулся из боя. То, что пусто теперь, — не про то разговор: Вдруг заметил я — нас было двое… Для меня — будто ветром задуло костёр, Когда он не вернулся из боя. Нынче вырвалось, будто из плена весна, — По ошибке окликнул его я: «Друг, оставь покурить!» А в ответ — тишина: Он вчера не вернулся из боя. Наши мёртвые нас не оставят в беде, Наши павшие — как часовые… Отражается небо в лесу, как в воде, — И деревья стоят голубые. Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло — для обоих… Всё теперь — одному. Только кажется мне — Это я не вернулся из боя. Первое четверостишие начинается с вопроса. Герой выбит из колеи, хотя в мире, кажется, ничего не изменилось. За исключением только одного обстоятельства, вынесенного в название песни. Местоимение «он» очень характерно. Тот самый, неудобный в быту, спорщик, ранняя пташка, чудак. Смерть по-иному высвечивает и споры рассказчика с погибшим: кто же был прав. Ведь они не договорили, не доспорили. Раньше в землянке билось два сердце, теперь лишь одно. И ощущение плеча пропало. Оказывается, дорог каждый человек. И с каждым человеком умирает целый мир, и часть вашей жизни рядом – тоже. Не говоря уж о том, что рассказчик мог оказаться на его месте. И будничное «друг» вдруг приобретает более глубокий смысл. В. Высоцкий показывает войну с неожиданного ракурса, через внутренний монолог героя, скупые детали. «Наши мертвые»: причастность к судьбам всего народа. «Как часовые»: их смерть не была напрасной и не будет забытой. В песне нет фоновых, проходных моментов. Благодаря обилию Лексические повторов, анафор, контраста, отрицания и энергичных тире тексту придается особенная близость к читателю, заставляя прочувствовать, как на самом себе. Братские могилы На Братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают, К ним кто-то приносит букеты цветов, И Вечный огонь зажигают. Здесь раньше — вставала земля на дыбы, А нынче — гранитные плиты. Здесь нет ни одной персональной судьбы — Все судьбы в единую слиты. А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк, Горящие русские хаты, Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, Горящее сердце солдата. У Братских могил нет заплаканных вдов — Сюда ходят люди покрепче, На Братских могилах не ставят крестов… Но разве от этого легче?! Весь стих пронизан идеей патриотизма . В первые четыре строки умещено невероятное количество страдания, тоски, необъятного горя. В каждом слове горечь утраты самых мужественных и отважных, имена которых неизвестны и образ которых не сохранился, о которых мы можем говорить только в общем, обо всех разом. Их подвиги на расписаны, но героизм их от этого не уменьшен. В следующих строках автор подчёркивает патриотизм каждого солдата, воевавшего за одно, за нашу землю, за нашу Родину. И каждый солдат с потерянным именем -герой. Бесстрашие воевавших победило врага и не сломлен дух ни каким горем, ни каким поражением. В последнем четверостишие Высоцкий горит о невосполнимой, необъятной утрате, которая касается не каждого по-отдельности, а всех вместе. И нет меры великой скорби о смерти неизвестных героев. ЗаключениеЦель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений. Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии не вошла Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже, сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником. Масштабность народной национальной трагедии, связанной с потерей Владимира Высоцкого, отражается в тысячах стихов, посвященных его памяти. В своих стихах и песнях Высоцкий сумел передать склад ума и образ мыслей русского народа. Он выражал какую-то удаль, отчаянность, сумбур жизни своего народа и в то же время широту. Вот это все вместе, тут трудно подобрать одно слово, это поэтичное и в тоже время насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными. О Высоцком можно говорить бесконечно. Он на столько интересен, что полная книга о нём насчитывала бы не одну тысячу страниц, но я бы хотел закончить словами Бестужева: -”Высоцкий с нами, живёт в нас все эти годы, он никого из нас не покидал. |