ТГиП_курсовая_Синицкий В.Е.2. Высшего образования омский государственный аграрный университет имени п. А. Столыпина
Скачать 181.5 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА» (ФГБОУ ВО ОМСКИЙ ГАУ) КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАВА КУРСОВАЯ РАБОТА Курсовая работа по курсу: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ПРАВО, КАК МЕРА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ Выполнил: Синицкий Вениамин Евгеньевич группы Б-110 ЮР Специальность: 40.03.01юриспруденция очно-заочной формы «_____» ______________ 2023 г. (подпись, дата) Научный руководитель: Чичулин Александр Владимирович, доцент, к.и.н. /_____________/ «_____»____________2023г. ОМСК 2022 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………..………………………3 Глава 1. Общая характеристика права как меры свободы личности……………………………………………………………….…………5 1.1. Характеристика права как меры свободы………………………………..……5 1.2. Правовой статус человека и гражданина………………………………….…16 Глава 2. Система и гарантии прав и свобод личности…….…21 2.1. Система прав и свобод человека и гражданина…………………….………..21 2.2. Гарантии прав и свобод личности………………………..…………….……..25 Заключение……………………………………………………………….…….33 Библиографический список…………………………………….……….35 ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Анализ неоднозначных и зачастую болезненных процессов формирования институтов гражданского общества в современной России и реализации принципов правовой государственности дает множество и вполне обоснованных оснований для переоценки многих социальных ценностей, которые давно утвердились или утверждаются в современном общественном сознании и социальной практике. К числу таких фундаментальных ценностей, которые с незапамятных времен определяли содержание, особенности, динамику и тенденции развития общественных отношений, относятся такие социальные явления, как право и свобода, «тайна» каждого из которых сама по себе и, особенно, в их взаимосвязи, всегда привлекала, притягивает и будет продолжать привлечь пытливые научные и практические умы, что определяет актуальность темы. Свобода – одно из самых емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различные аспекты свободы – экономические, политические, юридические, моральные, духовные и т.д. Соответственно, были выдвинуты многие из его различных концепций, интерпретаций, определений. Эти интерпретации часто зависят от того, чего хотят от свободы сами интерпретаторы, которые, как правило, наполняют это явление разным содержанием. Каждый видит в свободе то, что он хочет видеть. Но есть и объективные основания для свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость. Проблема соотношения государства, права и личности в той или иной степени присутствует в трудах мыслителей всех поколений. В системе ценностей демократического общества личность должна быть на первом месте. С точки зрения психологии и философии, личность – это субъект социальных отношений с определенным уровнем психического развития. Личностные качества присущи психически здоровому человеку, достигшему определенного возраста, который в силу интеллектуальных и духовных качеств способен быть участником общественных отношений, формировать свою позицию и нести ответственность за поступки. Объект исследования – право, как явление и как мера свободы. Предмет исследования являются нормы, затрагивающие актуальные вопросы права как меры свободы. Целью исследования является всестороннее изучение особенностей права как меры индивидуальной свободы личности. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: рассмотреть характеристику закона как меры свободы; определить правовой статус человека и гражданина; изучить систему прав и свобод человека и гражданина; исследовать гарантии индивидуальных прав и свобод. Методологической основой исследования послужили общенаучные (диалектический, анализ и синтез) и частно-научные (формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, метод комплексного анализа и обработки информации) методы, использованные в ходе исследования. Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов, как Н.А. Власенко, Л.Д. Воеводин, Ю.А. Красин, А.В. Мелехин, А.С. Мордовец, Д.З. Мутагиров, Ф.М. Рудинский, Д.А. Саблин, Л.Н. Федорова и др. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования в совокупности создают теоретическую основу для практического совершенствования законодательной базы по охране здоровья граждан и организации обязательного медицинского страхования. Структура курсовой работы определяется поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА КАК МЕРЫ СВОБОДЫ 1.1. Характеристика права как меры свободы Свобода – одно из самых емких и сложных понятий, многогранных. В свободе существуют различные стороны – экономические, политические, юридические, нравственные, духовные и т.д. Соответственно, выдвигается множество различных ее понятий, трактовок и определений, а также множество различных ее понятий и понятий. Эти истолкования нередко зависят от того, чего хотят от свободы сами ее интерпретаторы, которые, как правило, наполняют данный феномен различным содержанием. Но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость1. Как и чем можно «измерить» свободу, ваш уровень, предел, предельную величину? Каковы критерии и способы выражения этой ценности? Можно ли каким-то образом дозировать, правильно, «дозирование для личного пользования»? Такие инструменты доступны – это закон, законодательства, правовые нормы, а также, конечно же, мораль, самоконтроль2. Так называемая свобода требует «деликатного» обращения, иначе она легко превратится в свою собственную фотографию. Вот почему свобода ограничена на «законных основаниях», ограничена, введена в конструктивное русло. Как, почему? Где границы свободы? «Свобода в качестве определенного социального состояния общества, в качестве трезвой и освоенной необходимости находит свое самое концентрированное выражение в праве, практически осуществляемом, объективном, в осязаемой материальной форме, принципе, институте». По характеру права в данном обществе, его развитию, полноте всегда можно судить о сути и широте свободы, которую государство юридически признает и допускает власть3. Закон представляет собой официальный показатель нынешней свободы и не показатель предписания и возможной границы. При этом это является гарантией того, что это свобода и средством ее защиты является. Закон представляет собой законную легитимную шкалу свободы, объективно отражающую осознанность социального уровня. В этом отношении это мера прогресса и, следовательно, критерий свободы как продукта развития, а также критерий социальной ответственности. Гегель рассматривал право, как сферу реализации свободы, как истинное существование. Как говорил Гегель «Свобода случается там, – писал он, – где царит закон, а не произвол». Хорошо известны положения Канта о праве как сфере свободы; он видел главную цель в обеспечении внешней автономии личности права4. «Свобода – это одно из самых широких, сложных и многогранных понятий». Существуют различные аспекты свободы – экономические, политические, юридические, моральные, духовные и т.д. Соответственно, были выдвинуты многие различные концепции, интерпретации, определения. Это интерпретация часто зависит от желания самого интерпретатора ментального момента, который, как правило, наполняет явление различными содержаниями. Но есть и объективные причины для свободы, когда в первую очередь есть необходимость5. Этот закон представляет собой формальную мерку нынешней свободы, норму ее, индикатор причин и возможной границы. При этом это будет гарантировать реализацию свободы, а также средством защиты. Закон выступает в качестве законной (легитимной) шкалы свободы и объективно демонстрирует осознанный уровень социальной реальности. В этом контексте это мера прогресса и, следовательно, мера свободы как продукта развития, а также мера социальной ответственности. Правовые нормы – это нормы свободы, но свобода юридически признана, выражена (официально) государством в форме законов и других правовых актов. Правила» – это позитивные, четкие универсальные нормы, эта свобода, достигнутая до безличного, теоретического существования, независимого от произвола личности. Свод библейских законов – это свобода» (К. Маркс). Как мы видим, основной смысл правовой свободы заключается в защите человека от иностранного произвола, как со стороны властей, так и со стороны окружающих граждан. Это основная ценность и правильная полезность для человека6. По закону человек получает необходимую защиту и поручителя, а также человек получает возможность удовлетворить свой интерес. Без права, без права, Свобода может стать «пустым звуком», остаться нереализованной и незащищенной. Именно в этом качестве закон в первую очередь очень важен для человека, а не как инструмент господства и принуждения. Правовые нормы, являющиеся одной из шкал (стандартов) человеческой деятельности, определяют пределы человеческой деятельности, меру, размах, сферу их возможного и целесообразного поведения. По закону и закономерностям субъекты общественных отношений – индивидуальные и коллективные – подпадают под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные виды деятельности, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и вожделений, предоставляет права, налагает обязанности, повинности, поощряет полезные и подавляет вредную деятельность. Свободная экономика требует свободного характера, и наоборот. Свободная экономика – это не «дикая» экономика, точно так же, как свободный характер – это не хаотичный характер. Стоит отметить, что для того, чтобы этого не делать, необходима только надзорная роль государства и закона, с того места, где закон заканчивается, начинается произвол7. Политический и личностный уровень значительно возрос, подготовив почву для различных позитивных действий индивида. Однако в процессе реализации свободы ваша негативная сторона также будет устранена, когда по ряду причин, в первую очередь из-за отсутствия должной гражданской культуры, свобода превращается во вседозволенность. Это означает, что правовые рамки свободы должны быть достаточно жесткими и надежными, чтобы они никоим образом не противоречили принципам истинной демократии. Закон был навязан, нормальная форма свободы, свобода была переведена в правовое (легальное) русло. Свобода вне правовых рамок превратилась в хаос, а демократия превратилась в напыщенность, которая прикрывает элементы фасада и выходит из-под контроля. Основная функция закона заключается в предотвращении хаоса и произвола и обеспечении порядка. При определенных обстоятельствах индивидуальная свобода и права могут быть ограничены в общественных интересах. Конституция Российской Федерации гласит: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это имеет решающее значение для защиты конституционного строя, этики, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства». (Статья 55, часть 3)8. В условиях чрезвычайного положения «для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного порядка... Могут быть установлены отдельные пределы прав и прерогатив, в которых указываются их пределы и срок действия» (часть 1 статьи 56). Не подлежат ограничениям права и ненормативная лексика, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 56). Перечисленные статьи Конституции Российской Федерации касаются права на жизнь, честь и почести, достоинство, неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, свободу совести и другие личные права9. Вышеуказанные положения Конституции Российской Федерации полностью соответствуют общепринятым международным стандартам, практике других стран и Всеобщей декларации прав человека. Это законы человеческого общества, которые были кодифицированы на протяжении веков. Правовые формы – это нормы свободы, но свобода юридически признана, выражена (формализована) государством в форме законов и других правовых актов. Законы – это «позитивные, четкие универсальные нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое существование, независимое от произвола индивида. Свод законов – это библия свободы», – написал он К. Маркс10. Поэтому главный смысл правовой свободы заключается в защите человека от иностранного произвола, как со стороны властей, так и со стороны окружающих граждан. Это самая важная ценность и правильная полезность для человека. По закону свобода получает необходимую защиту и гаранта, и человек находит возможность удовлетворить свои интересы. Без справедливости, без правосудия свобода может стать «пустым голосом», нереализованным и незащищенным. Именно в этом качестве справедливость в первую очередь необходима человеку, а не как инструмент доминирования и принуждения. Правовые нормы, являющиеся одной из шкал (стандартов) человеческой деятельности, определяют пределы человеческой деятельности, меру, размах, сферу их возможного и целесообразного поведения. По закону и закономерностям общественные отношения – индивидуальные и коллективные – подпадают под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные виды деятельности, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и вожделений, предоставляет права, налагает обязанности, обязанности, которые полезны и предотвращают вредные деятельность11. В современных условиях, когда в России, в частности, работают рыночные отношения, расширяется экономическая зона свободы, что соответственно влечет за собой расширение «правовых оснований» для этого. Ряд правил, призванных опосредовать эти процессы, уже вступил в силу. Это результат общей демократизации общества, считает Ю.А. Красин. Принцип «что не запрещено законом, то разрешено»12. Конституция Российской Федерации провозглашает: «Каждый имеет право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. (ст. 34)13. Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет свободу заключения договоров. В частности, он устанавливает, что коммерческие организации могут обладать гражданскими правами и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом» (ст. 49)14. Уровень политической и личной свободы значительно повышается, что дает надежду на разнообразную позитивную деятельность человека. Однако в процессе реализации этой свободы выявляется и ее негативная сторона, когда по ряду причин, в первую очередь из-за отсутствия должной гражданской культуры, свобода превратилась во вседозволенность. Это означает, что правовые рамки свободы должны быть достаточно жесткими и надежными, чтобы никоим образом не противоречить принципам истинной демократии. Этот закон является упорядоченной, обычной формой свободы, свободы, введенной в законное (легитимное) русло. Свобода вне правовых рамок превращается в анархию, а демократия превращается в ширму, фасад, прикрывающий стихии и неуправляемость15. С точки зрения классических рыночных отношений, конечно, многое определяется не законом, а личными желаниями, волей, инициативой людей рынка. Но общие принципы, отправные точки и ориентиры в этой области по-прежнему определяются властями и законом. Таким образом, все цивилизованные рынки регулируются законодательством, призванным определить их общую концепцию и в то же время оставить относительно широкие возможности для самостоятельных действий их субъектов. Главная задача закона – предотвратить хаос и самоопределение и обеспечить порядок. Сточка также отметила, что юристы давно видят в нормах права средства разграничения интересов и экзотические «пограничные столбы» и «вехи», которые определяют сферы деятельности отдельных лиц и не позволяют столкновения16. Н.М. Коркунов также усматривал назначение права в разделении и согласовании интересов. Он не сводил право к «карающему мечу», а заявлял: «Немыслимо право, которое всецело и исключительно опиралось бы на одно принуждение»17. Иными словами, право предполагает не только санкции, но и разрешение, дозволение, возможность (в рамках закона) личного выбора. Понятно, что конечный (глубинный) источник свободы и ее сущность – не в юридических формах, которые сами по себе не могут ни объяснить, ни исчерпать свободы. Н.А. Бердяев писал, что право – «это лишь минимум человеческой свободы»18. Но без правовых форм и средств в обществе, организованном государством, невозможно «юридически признать» свободу, выразить себя, консолидировать и «распространять» для индивидуального использования. В конечном счете, важно не только достичь определенного уровня свободы, но и соответствующим образом распоряжаться и издавать законы, а также делать людей доступными и служить обществу. Воеводин отмечает, что правовая свобода «проявляется» только в таких сценариях общественной жизни, как в законе о «законности» верховенства права. Право, Правосудие, Законодательство, правоприменение, Система прав и обязанностей, самогарантии, правовая культура, ответственность и тд.19. При определенных обстоятельствах индивидуальная свобода и права могут быть ограничены во имя общественных интересов. Конституция Российской Федерации гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, этики, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. государство (раздел 3 статьи 55). В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного порядка... Могут быть установлены индивидуальные ограничения прав и свобод, в которых указываются их пределы и срок действия (часть 1 статьи 56). Не подлежат ограничениям права и ненормативная лексика, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 56). Перечисленные статьи Конституции Российской Федерации касаются права на жизнь, чести и невиновности, достоинства, неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, свободы совести и других личных прав20. Эти положения Конституции Российской Федерации полностью соответствуют общепринятым международным стандартам, практике других стран, Всеобщей декларации прав человека21. Это законы человеческого общества, которые были кодифицированы на протяжении веков. Это правило выполняет разнообразные и многофункциональные функции. Это открывает перед человеком определенные возможности и требует от него соответствующего поведения (необходимого и полезного). Право «дарует» и «отнимает» свободу, гарантирует и защищает важные государственные интересы, как средство удовлетворения потребностей, налагает санкции за «неповиновение», помилование и наказание, проводит своеобразную политику «кнута и пряника», стоит на страже мира и порядка. Цицерон также писал, что это право было разработано для искоренения пороков и фабрик добро22. Свобода человека проявляется во всех сферах его жизни - социальной, экономической, политической, духовной. Но это проявляется и реализуется по-разному. Это структура индивидуальной свободы, ваша точка зрения, ваша сторона. Свобода по-настоящему ощущается только тогда, когда по какой-то причине они проигрывают. Тогда это становится бесполезным. Свобода подобна воздуху, который люди не замечают, когда он есть, но задыхаются, когда его нет. Он спасает ее от власти. Она выступает посредником между законом, выражающим официальный критерий независимости человека, и его «суверенитетом», и сама определяет пределы действия этой власти. Уже давно сказано: закон должен управлять государством. Закон превыше всего состоит в том, что он «господствует над всем» (Аристотель)23. Законы принимаются только выборными органами, которые непосредственно представляют волю народа – единственный и абсолютный источник власти. Ни король, ни президент не могут издавать законы. Таким образом, они обладают верховной властью и наибольшей юридической силой. Правители также обязаны подчиняться закону, который хорошо выражен таким образом, то есть закону. Все равны перед законом. С древних времен закон считался хранилищем мудрости, добра, справедливости и коллективного разума. Закон – это воплощение беспристрастности и объективности. На практике закон воплощает в себе суд. «У богини Справедливости в одной руке весы, чтобы взвешивать правосудие, а в другой меч, чтобы защищать ее. Мир без масштаба насилия обнажен, масштаб без меча – это искусство важности закона». (Р. Иеринг)24. Этот закон является не только критерием юридической ответственности, но и критерием юридической ответственности. Это категории солидарности. Хорошо известно, что такое свобода и с чего она начинается. Или, наоборот, свобода одного начинается там, где она заканчивается другим. Перед нами принцип «сосудистой коммуникации»25. И если человек переходит границы, возникает моральная или юридическая ответственность, в зависимости от того, какие нормы нарушаются. Ради общественной свободы человек должен пожертвовать частью своей свободы, иначе – хаос, неразбериха, произвол. С. Л. Монтескье также отмечал: «Что это за человек, делай все, что он хочет, и ты его испортишь». Свободой часто злоупотребляют. Это рассматривалось в течение длительного времени: это востребовано, когда его не существует, ее извращают26. Для реализации практической свободы, прежде всего, необходима внутренняя культура человека, и только после этого внешняя – политическая, правовая, моральная. Однако они тесно связаны между собой. Это истинная мораль индивидуального поведения. Ответственность – такая же необходимость, как и свобода. Кроме того, ответственность – это условие свободы. Все агентства, включая правительственные учреждения. Поэтому взаимная ответственность государства и личности в современных условиях не только не решается, но и приобретает новое качество. Оптимальное взаимодействие закона и характера возможно только на основе хорошо функционирующего государства. Сильное законное демократическое правительство является необходимым условием эффективности таких дел взаимодействия27. Таким образом, справедливость как мера свободы, определяющее качество правосудия, демонстрирует свою способность положительно влиять на свободу. Истина и ложь неразделимы. Закон – это не просто универсальный масштаб и равенство, но универсальный масштаб и равенство, имя и, прежде всего, индивидуальная свобода. Когда свободная индивидуальность, индивидуальность и юридическое значение индивида запрещены, и не может быть никакого закона (и никакого юридического принципа формального равенства), не может быть подлинного юридического и другого лица (группы, коллектива, учреждения и т.д.). Субъекты права, подлинно правовые законы и правоотношения, как в обществе в целом, так и в различных конкретных сферах общественной и политической жизни. 1.2. Правовой статус человека и гражданина Правовой статус человека – это система, основанная на правах, свободах и обязанностях, признанных и гарантированных государством законодательно, а также на законных интересах человека в соответствии с законом. Права и свободы – это виды человеческого поведения, которые могут быть признаны и гарантированы государством, обязанности – это виды реального человеческого поведения, которые обеспечивает государственное принуждение. Понятия «правовой статус» и «правовое положение» соответствуют друг другу28. Классификация правового статуса лица осуществляется в первую очередь в соответствии с объемом и структурой правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), частичный, общий (специальный) и индивидуальный правовой статус. Общий (международный) правовой статус человека состоит, помимо национального законодательства, из свобод, обязательств и гарантий, разработанных международным сообществом, которые закреплены в международных документах. Они поддерживаются как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в искусстве. 15 Конституция Российской Федерации предусматривает возможность применения законов, соответствующих нормам международного права и международным договорам. В СНГ действует комиссия по правам человека, которая, согласно ее постановлению от 24 сентября 1993 года, компетентна рассматривать как письменные запросы заинтересованных стран о нарушениях прав человека, так и индивидуальные и коллективные петиции всех тех, кто исчерпал все доступные внутренние решения29. Конституционный (фундаментальный) статус человека объединяет основные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в Конституции страны. Его характерной чертой является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает создание нормального правового государства в обществе, предсказуемые и разумные изменения, обеспечивающие сохранение генофонда страны, скорость производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие общества. индивидуальный. Статус Конституции, как и любого фундамента, на котором формируются новые черты, должен быть стабильным, и существование Конституции должно продолжаться до тех пор, пока фундаментальные социальные отношения не будут радикально и в большинстве случаев изменены. Стабильность конституционного положения человека зависит от того, насколько хорошо оно соответствует реальным социальным отношениям и в каком порядке законодательно закреплено снятие соответствующих норм и изменений. Статья 135 Конституции Российской Федерации предоставляет некоторые гарантии стабильности и определяет довольно сложную процедуру пересмотра статей главы 2, содержащих стандарты в области прав человека и гражданина. Позиция части лица состоит из полномочий и других частей, которые опосредуют отдельную или сложную отрасль правовой системы – гражданское, трудовое, административное право и т.д. Общий (специальный) статус лица отражает специфические особенности правового статуса определенных категорий лиц, которые могут иметь некоторые субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников с крайнего севера и т.д. Индивидуальный статус характеризует специфические характеристики положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в общественных делах и т.д. При определении правового статуса лица важно не только определить фактическое количество прав и свобод, предоставленных лицу, но и определить принципы, на основе которых осуществляется их осуществление. Основы правового статуса личности в Российской Федерации устанавливаются в виде особого юридического лица Конституции, которое регулируется как совокупность конституционных норм Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в связи с определением места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, а также характер реализации индивидом своих возможностей и ограничений, установленных государством в отношении защиты и обеспечения этого прав30. Конституционно-правовой статус человека одинаков для всех. Им пользуются: граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства (апатриды). Содержание конституционно-правового статуса личности – это совокупность прав и обязанностей человека в отношениях с Российской Федерацией. Конституционный статус личности включает в себя права и полномочия личности, закрепленные в Конституции Российской Федерации, а также обязанности личности по отношению к государству. Защита и оберегание прав наций и народностей: закрепить в федеральных законах запрет на нарушения прав человека и гражданина в любой форме, установить акты ответственности за такие нарушения в уголовном, административном, гражданском и ином порядке; обеспечить экономические, политические, социальные и иные условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности и других характеристик. Характерные особенности основ конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации: Основные права и свободы личности являются основой заботы государства и всей правовой системы в Российской Федерации; Обладают высшей юридической силой; Права и неправомочия подлежат особой государственной защите. Конституция Российской Федерации не в полной мере регулирует основы правового статуса человека, а лишь закладывает основы этого статуса. Поэтому институт основ конституционно-правового статуса личности является комплексным и включает в себя не только нормы Конституции, но и нормы других отраслей российского права, например, нормы семейного, гражданского, уголовного, экологического и трудового права31. Элементы конституционного и правового статуса индивида: Права и свободы человека и гражданина. Основные права, свободы и обязанности личности являются основополагающим элементом всего конституционно-правового статуса конкретной категории лиц. В то же время тип категории определяется именно объемом этих прав и обязанностей лица. Принципы индивидуального конституционного статуса. Принципы конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации являются основными принципами всех взаимодействий между Российской Федерацией и лицами, законно проживающими на ее территории. Наличие или отсутствие российского гражданства. Гражданство является основополагающим элементом конституционно-правового статуса личности, необходимым для того, чтобы человек обладал всеми уникальными гражданскими правами, но в то же время налагал на это лицо ряд гражданских обязательств перед Российской Федерацией. Предполагается, что конституционно-правовой статус личности обеспечивается государством (включая принуждение государства в случае нарушения основных прав и свобод человека и гражданина)32. Таким образом, правовой статус человека является одной из важнейших политико-правовых категорий, которые неразрывно связаны с социальной структурой общества, уровнем демократии и государственной законности. В целом правовой статус определяется как юридически закрепленное положение человека в обществе, совокупность прав, свобод и обязанностей человека, признанных и гарантированных государством. Основой правового статуса является фактическое социальное положение, то есть фактическое положение человека в данной системе общественных отношений. Закон лишь регулирует это положение и вводит его в законодательную базу. |