Главная страница

Древне китайская. Древне катайская философская мысль. Выявление экономической специфики в Древне Китайской философской мысли 4 течения Даосизм, Конфуцианство, Леизм, Моизм


Скачать 20.19 Kb.
НазваниеВыявление экономической специфики в Древне Китайской философской мысли 4 течения Даосизм, Конфуцианство, Леизм, Моизм
АнкорДревне китайская
Дата22.09.2022
Размер20.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДревне катайская философская мысль.docx
ТипЗакон
#690677

Выявление экономической специфики в Древне Китайской философской мысли: 4 течения – Даосизм, Конфуцианство, Леизм, Моизм.

Философия в Китае зародилась в период VI — III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позднее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах; представление о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Земля, Вода, Металл, Дерево).

1. Основателем конфуцианства был Кун-цзы (в европейской традиции — Конфуций (ок. 551—479 до н.э.)). Высказывания и беседы Конфуция были записаны его учениками и их последователями и сведены в сочинение «Лунь юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, каждому человеку в соответствии с волей Неба отведено строго определенное место в мире и в обществе. Идеальные отношения между людьми строятся на четком разделении обязанностей как в семье, так и в государстве: «Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном». Совершенный человек (благородный муж) уважает старших по возрасту и должности, обладает чувством долга, придерживается принципа «Чего не желаешь себе, того не делай другим», довольствуется малым в повседневной жизни. Чтобы стать совершенным человеком, необходимо постоянное самосовершенствование, но способность к нему дается Небом не каждому человеку. Ею обладают только высшие, а простолюдины, занимающиеся физическим трудом (низшие), лишены такой способности.

Деление общества на высших и низших — основа «высоконравственного правления», которое должно осуществляться путем соблюдения традиций и ритуалов. Идеальному правителю (из числа благородных мужей) следует заботиться о благополучии и воспитании своих подданных. Богатство в государстве должно быть распределено равномерно в соответствии с социальным статусом человека. Личное богатство достигается честным путем в соответствии с высшими моральными принципами и не в ущерб иерархическому принципу знатности.

Идеи Конфуция, в частности его тезис о делении на высших и низших, развил Мэн-цзы (ок. 372—289 до н.э.). Он выдвинул положение об общественной необходимости отделения умственного труда от физического, основанное на представлении о врожденности всех качеств людей. Благородным мужам, занимающимся умственным трудом, волей Неба предначертано быть «управляющими». Люди, занимающиеся физическим трудом, призваны обслуживать благородных мужей, им предначертано быть «управляемыми». Главную роль в государстве Мэн-цзы отводил народу («управляемым»), ведь именно он кормит общество. Чтобы народ мог выполнить данную задачу, Мэн-цзы призывал государство активно вмешиваться в поземельные отношения. Он предлагал вернуться к уравнительной системе землепользования, к обычаям общинной взаимопомощи, совместной обработки «общественных полей», доход с которых шел государству и чиновникам. Кроме того, Мэн-цзы выступал за взимание умеренных налогов, за развитие обмена ремесленной и земледельческой продукцией, против жесткого установления цен государством на внутреннем рынке.

Еще одним представителем конфуцианства считается Сюнь- цзы (ок. 313/298 — ок. 238 до н.э.). По его мнению, человек зол по своей природе, ему инстинктивно присуще желание наживы. Для преодоления злой природы человека следует обучать, воспитывать и контролировать с помощью наказаний и норм ритуала. Понятие «ритуал» занимает очень важное место в концепции Сюнь-цзы, оно объединяет в себе этические, политические и правовые нормы. Ритуал — высшее проявление различий между «управляющими» и «управляемыми». Носителем ритуала является потомственная аристократия, и именно на нее распространяются его нормы. На народ же распространяется действие законов.

Сюнь-цзы считал, что истоки деления общества на «управляющих» и «управляемых», начала социального и имущественного неравенства нужно искать в самой природе человека, что наследственное разделение труда является основным принципом государственного устройства. Экономическая политика государства должна опираться на экономию, сохранение излишков с целью обеспечения достатка народа, для чего необходимо регламентировать производство, распределение и потребление продукта страны. Особое внимание уделяется потреблению: каждый слой общества должен потреблять не больше, чем ему положено по рангу. Сюнь-цзы отмечает, что именно такая система распределения приводит к появлению излишков. Представители конфуцианства выступали за регламентацию хозяйственных отношений, за сохранение общинно-патриархальных порядков, жесткого иерархического устройства общества.

2. Других взглядов придерживались представители даосизма — одного из важнейших философско-религиозных учений Китая. Его основателем считается Лао-цзы (примерно VII—VI вв. до н.э.), а наибольший вклад в развитие даосизма внес Чжуан-цзы (ок. 369—286 до н.э.). Дао (центральное понятие даосизма) означает путь, закон существования Вселенной. Искусственно изменить что-либо во Вселенной невозможно, более того, любое действие, противоречащее дао, приведет к неудаче и гибели. Поэтому каждый должен следовать дао, придерживаться принципа недеяния. В частности, правитель, если он мудр, не будет делать ничего для управления государством, страна в этом случае будет следовать дао и процветать.

Представители даосизма считали, что общество должно вернуться к первобытной простоте и равенству, отрицали деление на «благородных» и «ничтожных», выступали против богатства и роскоши, против войн, чрезмерных поборов, жестокости правителей, приводящих народ к нищете и рабству. Даосы резко осуждали порабощение сограждан, однако в целом существование рабства считали естественным состоянием общества.

3. Наряду с даосами и конфуцианцами особое место занимали представители моизма. Основателем этой школы был Мо-цзы (479 — ок. 400 до н.э.). Его ученики и последователи в III—II вв. до н.э. создали трактат «Мо-цзы», в котором нашли отражение взгляды учителя. Основными идеями моизма являются «всеобщая любовь» и «всеобщая польза», соответствующие воле Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую любовь ко всем живущим, всех кормит.

Моисты отражали настроения простых людей — земледельцев, ремесленников, торговцев, требовали для них равноправия с аристократией, в том числе и в делах управления. Мо-цзы подчеркивал значение физического труда, полагая, что в нем должны принимать участие все граждане государства. Важнейшим условием существования и благополучия людей он провозглашал разделение труда, которое совершенствует и производителя, и создаваемый им продукт. В государственном управлении главной должна быть «всеобщая польза», стремление же к личному обогащению без учета интересов других людей наносит обществу непоправимый вред.

4. Особый вклад в развитие экономической мысли Древнего Китая внесли представители легизма (от лат. lex — закон), или школы законников (фацзя). Все легисты занимали высокие государственные посты в разных царствах Китая, были сторонниками централизации, выступали за создание единого государственного законодательства, перед которым все равны. Они разрабатывали и проводили реформы, направленные на укрепление царской власти, ослабление родовой аристократии и патриархально-общинных связей, на развитие товарно-денежных отношений и частной собственности на землю.

Одним из основателей легизма считается Гуань-цзы, или Гуанъ Чжун (умер в 645 г. до н.э.). Выходец из небогатой семьи торговцев, он в конце концов стал первым министром в одном из царств. Именно Гуань-цзы первым в Китае выдвинул идею управления государством на основании закона, считал, что закон должен распространяться на все категории населения. На основании высказываний Гуань-цзы в IV в. до н.э. был составлен трактат «Гуань-цзы», в котором также нашли отражение взгляды представителей даосизма, конфуцианства и других школ.

Гуань-цзы не делил общество на высших и низших, не признавал социального неравенства сословий. По его мнению, обязанности в государстве распределяются между четырьмя категориями населения: земледельцами, служилыми людьми, ремесленниками и торговцами. Представители этих категорий не должны менять занятия, обязаны передавать младшим свой опыт. Каждая социальная группа играет важную роль в обществе, но основной являются земледельцы. В трактате намечаются меры для улучшения их положения, в частности посредством изменения системы налогообложения. Предлагается ввести количественные нормы повинностей, сделать их гибкими, зависящими от качества земли и экономической конъюнктуры. Вместо взимания налогов с общины как единой фискальной единицы Гуань-цзы считал необходимым ввести систему обложения семей по имущественному принципу.

Важным направлением государственной политики считается защита населения, и прежде всего крестьян, от спекулянтов и ростовщиков. Исходя из того, что увеличение цен приводит к удешевлению денег, а значит, ослабляет позиции ростовщиков и спекулянтов, предлагается повышать цены на продовольствие. Вот наиболее характерный пример логики трактата: «<...> Рынок является мерилом товарных цен. Поэтому если все товары дешевы, то тогда [торговцы] не будут получать высоких прибылей, то это значит, что все отрасли хозяйственной деятельности будут в упорядоченном состоянии. А если все отрасли хозяйственной деятельности будут в упорядоченном состоянии, то тогда все виды потребления придут в соответствие. Поэтому хозяйственная деятельность существует благодаря [чьей-то] заботе, растет благодаря упорному труду, гибнет из-за нерадения. <...> По- этому-то и говорится: люди, связанные с рынком, <...> должны разбираться в том, отчего создается излишек или дефицит. Это и значит иметь путь [«дао»]»[1].

В трактате «Гуань-цзы» предусматриваются и другие меры для «уравновешивания хозяйства»: использование нормируемой денежной эмиссии, создание запасов продуктов в период снижения цен и реализация этих запасов в период роста цен.

Наряду с Гуань-цзы в разработке учения легизма активное участие принимали Ли Куй, Шан Ян и Хань Фэй.

Ли Куй (424—386 до н.э.) считал необходимым наиболее полно использовать силы земли. Он предлагал государству регулировать хлебный рынок, выравнивая цены на нем путем рациональной закупки и продажи зерна.

Шан Ян (390—338 до н.э.) был первым советником царя могущественного царства Цинь, провел основанные на идеях легизма реформы, однако после смерти царя по настоянию родовой аристократии был казнен вместе с семьей. Он считал, что главной сферой деятельности народа, основой процветания государства являются земледелие и война. Для развития земледелия необходимо воспрепятствовать разложению общины, ограничить произвол чиновников, наделив членов общины правом контроля над их деятельностью. Кроме того, по мнению Шан Яна, государство должно всемерно привлекать к земледелию людей, в частности всевозможных бездельников, бродяг, даже торговцев.

Хань Фэй (ок. 280—233 до н.э.) завершил систематизацию теоретических взглядов легистов, занимаясь в основном политическими, философскими, правовыми вопросами. Одним из важнейших его достижений считается попытка выявить закономерности общественного развития. Хань Фэй показал, как постепенно люди от стадной жизни перешли к семейной, а затем к государству. Важнейшее влияние на этот процесс, по его мнению, оказал рост численности населения, это же привело к возникновению имущественного неравенства, к необходимости введения законов и наказаний.

Многие легисты, в их числе Шан Ян и Хань Фэй, считали, что развитое частное предпринимательство, особенно крупное, идет вразрез с интересами государства, и потому предлагали ограничить активность торгово-ремесленной деятельности. Они разработали положение о праве государства на недра, лес, продукты рек, болот, требовали введения на эти ресурсы государственной монополии. Особенно важной им представлялась монополия на добычу и производство соли и железа. Во второй половине II в. до н.э. в Китае, который к тому времени стал уже единой империей, была введена такая монополия. В результате ухудшилось качество железных орудий труда, начались злоупотребления со стороны чиновников, контролирующих данные отрасли. По этому поводу разгорелась дискуссия между легистами и конфуцианцами, которая нашла отражение в трактате «Янь те лунь» («Рассуждения о соли и железе»), составленном в первой четверти I в. до н.э. И те, и другие отстаивали приоритет земледелия, но конфуцианцы считали, что системы государственных монополий и «уравновешивания хозяйства» не могут преодолеть тенденцию ослабления земледелия, устранить злоупотребления чиновников и спекуляцию. Легисты, представлявшие интересы властей, утверждали, что изготовление железных орудий труда и оружия слишком важно для страны, чтобы допустить его передачу в частные руки. Кроме того, они подчеркивали, что государственные монополии введены для ограничения прибылей торговцев.


написать администратору сайта