Главная страница
Навигация по странице:

  • Разделение Римской империи на Западную и Восточную

  • 1.2 Возникновение Византийской империи

  • Политическое устройство Византии

  • 2.2 Законодательная деятельность Юстиниана I

  • 3 3.1 Арабо-византийские войны

  • Мусульманские завоевания, 634-718 годах

  • Иконоборческое движение

  • Е́ресь

  • Исихазм - новое направление в богословии

  • 5. 2

  • Литература

  • Византийская империя. Византийская империя 1 1 Предпосылки и причины распада Римской империи


    Скачать 65.3 Kb.
    НазваниеВизантийская империя 1 1 Предпосылки и причины распада Римской империи
    АнкорВизантийская империя
    Дата18.02.2022
    Размер65.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВизантийская империя.docx
    ТипДокументы
    #366724

    Византийская империя

    1 1.1 Предпосылки и причины распада Римской империи
    В 3-4 веках нашей эры административно-политическая жизнь страны находилась в глубоком упадке. Империю вели к краху междоусобные и гражданские войны, а также участившиеся вторжения варварских племен, чинивших разгром имущества и истощавшие казну огромного государства. Из-за ослабевшей относительно внешних врагов армии, Рим больше не мог получать золото и рабов. Усиление скифов и сарматов, германских племен и различных кочевников повлекло за собой постоянные поражения римских войск в борьбе с ними.

    Деградировало и общество. Военная служба перестала быть популярной, а государство все чаще прибегало к помощи наемников. Коренные римляне, получив от жизни деньги и рабов, теряли интерес к продолжению рода, купаясь в роскоши и не имея потребностей в чем-либо значимом. Это привело к вырождению нации и заполнению социальной ниши пришлыми подданными вместо коренных римлян. В политику стали приходить ставшие подданными империи варвары. В северо-западной части империи все чаще стали селиться варвары, причем целыми племенами. Вожди таких племен приносили клятву защищать Рим от варваров по ту сторону границы империи.

    В религиозной сфере в начале 4 века христианство становится официальной религией и постепенно вытесняет языческие культы. Христианство спасло восточную часть империи, мобилизовав общество и сохранив семейные устои.

    В 325 году император Константин созвал в Никее первый церковный собор, на котором был утвержден «символ веры» – узаконены основы христианства. В конце 4 столетия император Феодосий признал никейскую ветвь этой религии государственной. Причиной распада так же послужило то, что две части империи не были похожи друг на друга. В государстве не было единой системы денежного обращения. В западной половине государства популярностью пользовался динарий, в восточной – драхма. Официальным языком оставалась латынь, но в восточной части империи чаще говорили по-гречески. Совокупность всех вышеперечисленных причин и является ответом, почему распалась Римская империя.

    Разделение Римской империи на Западную и Восточную

    Дата 17 января 395 года является знаковой для истории Земли, ведь многие историки связывают именно дату распада Римской империи с завершением античного периода. В этот день последний император единой империи Феодосий произвел ее раздел на две части, передав западную часть младшему сыну Гонорию, а восточную часть со столицей в Константинополе – Аркадию.

    Благодаря христианской вере, единству общества и сохранившимся моральным устоям, а также менее привлекательным для варваров землям, Восточной империи удалось устоять во время Великого переселения народов. Развал Западной части империи не заставил себя долго ждать. С нашествием вандалов, гуннов и готов от Западной империи откалывались все новые области – Северная Африка, Испания и другие. Участились набеги на Италию и даже столица была перенесена в Равенну.

    В 476 году римский полководец-варвар Одоакр отстранил от власти императора Ромула Августа, объявив себя правителем Италии. Выступить против него было некому. Так закончилась история города Рима, как центра огромной и великой империи античного мира.


    1.2 Возникновение Византийской империи

    Византийская империя выделилась в отдельное государство в 395 году, когда Римская империя была разделена на две части. Император единого государства Феодосий I поделил земли между двумя сыновьями. Западная Римская империя исчезла под нашествием варваров с политической карты мира примерно через восемьдесят лет после этого. Византия превратилась в единственную преемницу культуры и достижений цивилизации Древнего Рима. Она продолжала существовать и процветать тысячу лет, охватив период поздней античности и эпоху средних веков.
    Термин «Византийская империя» появилось после падения Восточной Римской империи. Западноевропейские историки стали так называть это государство по древнему названию города Константинополя. На его месте находился древний город Византий. Когда император Константин I в 330 году перенёс столицу империи и свою резиденцию на это место, то первоначально переименовал город Византий и дал ему название «Новый Рим». Новое имя не прижилось, утвердилось название от имени императора – Константинополь. Жители Византии считали себя римлянами, на греческом языке это звучало – ромеями. Свою державу византийцы называли Римской (по-гречески - ромейской) империей. Западные учёные именовали государство «империей греков», так как среди населения преобладало эллинизированное население, говорящее на греческом языке.
    Изначально Византийская империя формировалась как многонациональное государство: греки и сирийцы, египтяне и евреи, грузины и армяне, иллирийцы и фракийцы, даки и копты, а также множество других народов заселяли территорию государства. Современники называли Византию «страной городов». Их насчитывалось несколько сотен. Иерархию городов возглавляли Константинополь, Александрия и Антиохия. В каждом городе проживало от двух до трёх сотен тысяч жителей. Столица располагалась на перекрёстке морских и сухопутных путей, соединяющих восток и запад, Европу и Азию. Византийское государство торговало с далёким Китаем и Индией, с королевствами Западной и Восточной Европы. Великое переселение народов мало изменило ритм жизни Ромейской империи. Хитрые и дальновидные константинопольские монархи дипломатическим путём перенаправили варваров на западные территории. Под их напором Западная Европа превратилась в руины, в это время Византия расцвела и окрепла.

    Политическое устройство Византии

    Государственное устройство Византии представляло собой монархию. Власть сосредотачивалась в руках монарха – василевса. Императора считался недосягаем, он был лишь «ниже Бога и следующим после Бога». Ему починялась христианская церковь, называющая василевса защитником. Она добивалась для него от верующих богоравных почестей. Обращаться к монарху можно были только стоя на коленях. Изображения императора приравнивались к иконам.
    При этом священной византийцы считали лишь должность императора, а не самого человека. Василевс не мог передать власть по наследству, нового императора избирала армия, синклит (сенат)и народом. За тысячелетие Византийского царства трон занимали 109 персон, среди которых были солдаты, крестьяне и конюхи. Лишь 34 императора умерли свой смертью. Остальные вынуждены были отречься от престола или погибали от рук заговорщиков.

    Значение Византии

    Византийская империя стала своеобразным соединительным звеном между античностью и новой историей. Недаром её называют «золотым мостом». Наступление «тёмных веков» раннего средневековья могло погубить все достижения Древнего Рима. Византия же смогла их сохранить. Сбереженное наследство античной культуры византийцы соединили с достижениями христианства, распространили среди соседних народов и передали потомкам.
    2 2.1 Юстиниан I Великий, полное имя которого звучит как Юстиниан Флавий Петр Саббатий, – византийский император (т.е. правитель Восточной Римской империи), один из крупнейших императоров поздней античности, при котором эта эпоха начала сменяться Средневековьем, а римский стиль правления уступил место византийскому. Остался в истории как крупный реформатор. Родился примерно в 483 г., был уроженцем Македонии, крестьянским сыном. Решающую роль в биографии Юстиниана сыграл его дядя, который стал императором Юстином I. Бездетный монарх, любивший племянника, приблизил его к себе, способствовал образованию, продвижению в обществе. Исследователи предполагают, что в Рим Юстиниан мог прибыть ориентировочно в 25-летнем возрасте, изучал в столице право и богословие и начал свое восхождение к вершине политического Олимпа со звания личного императорского телохранителя, начальника корпуса стражи. В 521 г. Юстиниан дослужился до консула и стал весьма популярной личностью, не в последнюю очередь благодаря организации роскошных цирковых представлений. Сенат неоднократно предлагал Юстину сделать племянника соправителем, однако император пошел на этот шаг только в апреле 527 г., когда его самочувствие значительно ухудшилось. 1 августа того же года, после кончины дяди Юстиниан стал полновластным правителем. Новоиспеченный император, питая честолюбивые замыслы, сразу же взялся за укрепление могущества страны. Во внутренней политике это проявилось, в частности, в проведении юридической реформы. Выпущенные 12 книг «Кодекса Юстиниана» и 50 – «Дигеста» сохраняли актуальность на протяжении более чем тысячелетия. Законы Юстиниана способствовали централизации, расширению полномочий монарха, усилению госаппарата и армии, усилению контроля в отдельных сферах, в частности, в торговле. Приход к власти ознаменовался наступлением периода масштабного строительства. Ставший жертвой пожара константинопольский храм св. Софии был перестроен таким образом, что среди христианских церквей многие века ему не было равных. Юстиниан I Великий проводил достаточно агрессивную внешнюю политику, направленную на завоевание новых территорий. Его военачальникам (сам император не имел обыкновения лично участвовать в военных действиях) удалось завоевать часть Северной Африки, Пиренейского полуострова, значительную часть территории Западной Римской империи. Правление этого императора ознаменовалось целым рядом бунтов, в т.ч. крупнейшим в византийской истории восстанием Ника: так население реагировало на жесткость принимаемых мер. В 529 г. Юстинианом была закрыта Академия Платона, в 542 г. – отменена консульская должность. Ему оказывали все больше и больше почестей, уподобляя святому. Сам же Юстиниан ближе к концу жизненного пути постепенно терял интерес к государственным заботам, отдавая предпочтение теологии, диалогам с философами и священнослужителями. Скончался он в Константинополе осенью 565 г.
    2.2 Законодательная деятельность Юстиниана I

    1. Им была проведена кодификация римского права. В её основе: единая империя во главе с императором, обладающим неограниченной властью; единый закон; единая (частная) форма собственности; единая форма семьи (укреплялась индивидуальная семья) ; единые права для всех свободных граждан империи; единая вера. 

    2. Были проведены административные реформы: укрупнение административных округов, их правителям давалась как политическая, так и военная власть на местах; повышалось жалованье чиновникам и запрещалась продажа должностей. 

    3. Проводил церковную политику. "Единое государство, единый закон и единая церковь" - такова была краткая формула всей государственной деятельности Юстиниана. 

    Император имел право регулировать быт духовенства, замещать по своему усмотрению высшие иерархические должности, выступать в качестве посредника и судьи в клире; он покровительствовал церкви в лице ее служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их привилегий; наконец, император устанавливал вероисповедное единство среди всех подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим вопросам. 

    4. Ввел налогообложение. Он говорил: «Первая обязанность подданных и лучшее для них средство благодарения императора — уплачивать с безусловным самоотвержением общественные подати полностью» . 

    С этой же целью Юстиниан стремился извлекать прибыль из торговли империи с Востоком, установив высокие таможенные пошлины на все ввозимые в Константинополь товары, а также обращая целые производства в правительственные монополии. Именно при Юстиниане в империи было освоено производство шелка, дававшее казне огромные доходы. 

    5. Правление Юстиниана отмечено размахом строительства. Шедевром архитектурного искусства в столице стал храм св. Софии (строился в 532-37), сыгравший великую роль в сложении особого характера византийского богослужения и сделавший больше для обращения варваров, чем войны и посольства. Мозаики церкви Сан Витале в только что воссоединенной с империей Равенне сохранили до нас великолепно исполненные портреты самого императора Юстиниана, императрицы Феодоры и сановников двора. 

    2.3 История возникновения восстания

    Восстание «Ника» началось на главном императорском ипподроме. Обычная гонка колесниц переросла в крупнейшее народное выступление. Потасовка болельщиков синих и зелёных стала толчком к столкновению социальных слоёв и обнажила социальные противоречия. Традиционно в Римской империи болельщики гладиаторских боёв, гонок колесниц и цирковых представлений делились на группы по цветам. Например, на скачках болельщики распределялись по цвету колесниц: синие, белые, красные, зелёные. Из них по влиятельности выделялись синие (их называли венеты) и зелёные (именовались прасинами). Венеты содержались крупными землевладельцами и военными, составляющих класс патрициев. Прасины были на содержании ремесленников и крестьян, являющихся основой плебеев. Среди каждой группировки были сенаторы. Император Анастасий поддерживал и финансировал прасинов. Юстиниан был сторонником венетов. Его жена Феодора, оказавшаяся после смерти отца в сложном положении, была отвергнута прасинами и нашла приют у венетов.
    Ход восстания «Ника»

    Шёл пятый год правления императора Юстиниана. В январе 532 года на ипподроме проходили традиционные гонки колесниц. Усиление налогового гнёта, произвол должностных лиц и религиозная политика императора вылились в бунт. Столкнулись болельщики синих и зелёных. Для подавлении беспорядков Юстиниан приказал арестовать главарей и того и другого направления. На следующий день синие и зелёные объединились и выступили единым фронтом против императора. Они требовали отречения Юстиниана от престола, смягчения налогового бремени, устранения ненавистных чиновников. Отставка Трибониани и Иоанна Каппадокийского не успокоила народ. Массовые народные погромы охватили всю столицу. Возглас «Ника» («Побеждай») поднимал толпу и вёл за лидерами. Оппозиционные партии, используя народное недовольство, пытались провозгласить нового императора. Восставшие устраивали уличные бои, открыли ворота тюрьмы. В их руки попали налоговые списки, которые тут же были сожжены. Роскошные дворцы грабили и поджигали. Пострадали термы Зевксиппа, Октогон, храм Святой Софии, церковь Святой Ирины, хранилище актов империи. Наряду с восставшими грабёжом занимались и императорские наёмники-ариане, которые уничтожали никенианские церкви. Оппозиционные сенаторы выдвинули новым императором Гипатия (Ипатия). Будучи племянником Анастасия, он мог претендовать на престол. Юстиниан, опасаясь за свою жизнь, готов был уступить и бежать из Константинополя. Но императрица Феодора убедила мужа не совершать опрометчивого поступка.

    Подавление восстания

    Полководец Нарсес, армянин по происхождению, подкупами, угрозами и уговорами переманил большинство сенаторов на сторону императора. Он доказал, что восстание подготовили и проводят простолюдины. Их требования не отвечают чаяниям сенаторов. Так восставшие лишились лидеров. Вскоре в столицу прибыл военачальник Велизарий с верными императору войсками. Солдаты окружили ипподром, где собрались основные силы бунтовщиков для коронации нового императора. Жуткая резня привела к гибели 30000 восставших. Всех, пытавшихся бежать, настигали воины Нарсеса. К смерти были приговорены и сенаторы, отказавшиеся принять присягу Юстиниану. Восстание «Ника» было разгромлено.
    2.4 Укрепившись на троне, Юстиниан начал агрессивные действия по отношению к варварским королевствам, образовавшимся на почве Западной империи. Его целью было восстановление Римской империи в ее прежних границах. После упорной и длительной борьбы ему удалось разрушить государства вандалов и остготов, вернув, таким образом, под власть империи Северную Африку и Италию. У вестготов была отнята южная часть Испании. Эти завоевания были достигнуты ценою огромных жертв со стороны населения империи, но и воссоединенные провинции были страшно опустошены, а их население было обречено на жестокие лишения, усугубляемые грабительством византийской администрации. К тому же территориальные приобретения Юстиниана оказались непрочными. Большая часть Италии уже вскоре после его смерти была захвачена лангобардами; утрачена была и южная Испания, отвоеванная вестготами.

    Если на западе Юстиниан, хотя бы и к ущербу для самой Византии, шел от успеха к успеху, то на Востоке, где он должен был воевать с таким могущественным противником, как иранский царь из династии Сасанидов Хосров Нуширван, военные действия шли большею частью неудачно для византийцев. Юстиниану неоднократно приходилось покупать перемирие ценою уплаты большой дани. Самая борьба с Ираном шла, главным образом, из-за обладания причерноморским побережьем Кавказа. Понадобилось огромное напряжение сил, чтобы не допустить иранцев к выходу в Черное море, где Византия имела важные торговые интересы. Помимо того Юстиниану удалось сравнительно прочно установить византийское господство на южном побережье Крыма, в Херсонесе, Боспоре и других крупных торговых пунктах Причерноморья. Иранская угроза, и при последующих императорах долго висела над Византией, заставляя, ее держать на восточных границах большие военные силы и строить многочисленные крепости. Ни Юстиниану, ни тем более его преемникам не удалось спасти пограничные области Месопотамии, Сирии, Армении и т. д. от регулярных вторжений иранцев и связанных с этим опустошений
    .

    3 3.1 Арабо-византийские войны — ряд военных конфликтов между Арабским халифатом и Византийской империей в течение VII—XII веков. Начало войн ознаменовало вторжение арабов в Византию в 630-е годы и начало территориальных захватов с их стороны. В результате этих войн Византия лишилась большого количества своих территорий на востоке и юге: Палестины, Сирии, Египта, Северной Африки, Кипра, Крита, Сицилии, части Малой Азии.

    Начальная часть конфликта продолжалась в 634—717 и закончилась второй арабской осадой Константинополя, после чего арабы были разбиты и была предотвращена угроза захвата Малой Азии ими.

    В период с 800-х и до 1169 года война, хоть и вялотекущяя, продолжилась. В начале арабы захватывают южные итальянские территории Византии (остров Сицилия) в IX и X столетиях. Однако, при императорах македонской династии в конце X века Византия переходит в контрнаступление и завоёвывает у арабов часть Леванта, а в частности такой важный форпост, как Антиохию. Византийская армия в те времена даже поставила в непосредственную опасность Иерусалим. Арабский султанат Алеппо признал себя вассалом Византии. В то время также были отвоёваны Крит и Кипр.

    После завоеваний сельджуков положение полностью изменилось. Византия была выбита из Малой Азии, значительно был ослаблен и Аббасидский халифат. Более важных конфликтов между арабами и Византией не было.

    Происхождение

    Длительное и усиливаюшое Византийско-Сасанидские войны 6-го и 7-го века оставили обеих империй исчерпаным и уязвимым перед лицом внезапного появления и расширения арабского халифата. Последняя из этих войн завершилася победой для византийцев: император Ираклий вернул все потерянные территории и восстановил Истинного Креста в Иерусалиме в 629. Однако ни одной из империй не был дан шанс восстановиться, так как в течение нескольких лет они были поражены натиском арабов (объединенными исламом), которые, по мнению Говарда-Джонстона, "можно только сравнить с человеческой волной цунами".

    Мусульманские завоевания, 634-718 годах

    Арабские войска сравнительно легко справились с завоеванием континентальной части Сирии и Палестины, однако приморские города, продолжавшие свободно общаться с метрополией по морю и имевшие возможность получать продовольствие и подкрепления, продолжали упорно держаться. Один из крупнейших городов, центр Палестины Первой, Кесарея (Кайсарийа), в течение семи лет с начала арабского вторжения в Палестину выдержала несколько осад. Упорно держались Аскалон, Тир (Сур), Сидон (Сайда), Триполи (Тарабулус), Арадос, Антарадос (Антартус, ныне Тартус). Обстоятельства и время завоевания приморских городов не ясны. До середины 40-х годов основным театром военных действий против Византии была восточная часть Малой Азии, где продвижение арабов было остановлено труднопроходимым хребтом Тавра. Отдельные набеги через горные проходы в Киликию предпринимались еще в конце 30-х годов. В 645 г. византийцы предприняли широкое контрнаступление. Они попытались изгнать арабов из Египта, на сирийском побережье, вероятно, тогда же отбита Ирка. Арабам удалось быстро переломить ход военных действий в свою пользу. В Египте значительная часть экспедиционной армии византийцев погибла в боях за Александрию. Ирка была возвращена, а в Малой Азии Муавийа в 646 г. захватил несколько крепостей. Контратаки византийцев показали Муавии, что без господства на море любая точка побережья Сирии будет постоянно находиться под угрозой нападения. В 647 г. Муавийа стал готовить в Акке флот для нападения на Кипр. По окончании зимы 648 г. 220 судов с войсками отправились на Кипр. Первая в истории Халифата морская экспедиция оказалась удачной, хотя легкий шторм потрепал флот по выходе из гавани. На Кипре не ожидали нападения с моря и не смогли помешать высадке. Арабские отряды рассыпались по острову, грабя неукрепленные селения и уводя пленных. Правитель острова согласился ежегодно платить 7200 динаров (столько же, сколько императору Византии) и сохранять нейтралитет.

    3.2 Лев III Исавра - ок. 675 — 741) — визант. император 717 — 741, основатель Исаврийской династии. Представитель малоазиатской военнослужилой знати, Л. III выдвинулся как военач. в борьбе с арабами. В 717 — 718 отбил нападение арабов, осаждавших Константинополь. Позднее вытеснил арабов из М. Азии, нанеся им тяжелое пораж. при Акроиноне (740). Л. III начал в 726 — 729 осуществлять политику иконоборчества, конфискуя церк.-монастыр. земельные владения, передавая их под условием несения воен. службы представителям провинциал. знати и воен. поселенцам — стратиотам. Провел ряд реформ в обл. военно-админ. организации империи (укрепл. фемного строя) и законодательства (издание свода законов — Эклоги).

    Иконоборческое движение

    Значение победы Льва III Исавра над арабами огромно. Успешная оборона Константинополя остановила продвижение арабов на земле Византийской империи и спасла христианскую Европу от мусульманского нашествия.

    Борьба против арабов побудила Льва III Исавра реорганизовать византийскую армию. Император решил создать конное войско. Однако вооружение конника дорого стоило. Византийцы решили позаимствовать опыт арабов: они раздавали земли с крестьянами, что их обрабатывали, воинам, за прибыль от этих земель могли покупать лошадей и вооружения. Осуществление этой идеи требовало свободных земель для распределения. Большими земельными участками владела церковь. Возможность получить их появилась в императора благодаря движению иконоборцев, поводом к которому стали споры между сторонниками и противниками почитания икон, крестов и святых мощей. Противники почитания икон утверждали, что поклонение иконам является идолопоклонством, ибо это поклонение вещам, а не Богу. Сторонники иконопочитание отвечали на это, что в иконах и других святых предметах присутствует божья сила. Лев III решил воспользоваться этих споров. В 726 г. он издал указ о запрете поклонения иконам и начал отбирать земли в монастырей. Мирянам объясняли, что чествовать надо Бога, а не его изображения.

    Участки отобранных монастырских земель предоставлялись византийским воинам-конникам. Население Византии раскололось: военная знать поддерживала императора, а большинство простого народа и духовенства - осуждала. Борьба между сторонниками и противниками почитания икон продолжалась более века.

    Наконец 843 г. почитатели икон победили: культ икон было восстановлено, а иконоборцев осужден церковью. В этой борьбе погиб великое количество шедевров византийского искусства. Движение иконоборцев позволил Льву III Исавр создать византийскую конницу, превратилась в общественную прослойку вроде западноевропейских рыцарей. 

    Павликиане - предположительно от имени апостола Павла) — участники одного из наиболее значительных по размаху и последствиям еретич. движений. Зародилось в VII в. в Армении, а в VIII—IX вв. получило широкое распространение в Малой Азии и в европ. владениях Визант. империи. Основное ядро движения составляли крестьяне и частично гор. низы, хотя последователи п. были в разных слоях общества. Дуализм учения п. основывался на вере в извечную противоположность добра и зла, царства Бога и царства сатаны, духа и плоти. Земной, материальный мир п. воспринимали как царство Сатаны, выступали против земных правителей, погрязших в пороках, против роскоши и распущенности духовенства, отвергали церк. иерархию, требовали упрощения церк. обрядов. П. не признавали таинства крещения и причастия, почитания Девы Марии и святых, поклонения кресту и иконам, требовали восстановления равенства раннехристиан. общин, которое они понимали не только как равенство перед Богом, но и как социальное равенство.

    В 20-е гг. IX в. визант. правительство приняло против еретиков жесткие меры — за приверженность к ереси грозила смертная казнь. Спасаясь от преследований, п. бежали в Араб, халифат и основали свою колонию близ Мити лены. После подавления восстания Фомы Славянина к ним присоединились остатки армии повстанцев. В 40-х гг. IX в. п. построили на берегу Евфрата в Зап. Армении крепость Тефрику, ставшую их столицей. П. удалось временно создать независимое от Византии и Араб, халифата объединение, куда стекались беглые крестьяне и гор. беднота. Отсюда они совершали успешные набеги на Византию. Только после ряда походов в 872 г. императору Византии Василию I удалось захватить Тефрику и разгромить п.

    Фома Славянин (ок. 760—823) — вождь одного из самых крупных народных движений Византии (началось в 821—825 гг.). Сведения о нём отрывочны и окутаны легендами. Фома из Гезиуры по прозвищу Славянин был человеком «низкого происхождения». В молодости, спасаясь от казни за участие в заговоре против правительства, бежал в Сирию, где благодаря своим способностям сделал карьеру при дворе багдадского халифа. Был прощён императором Львом V и назначен военачальником одной из малоазийских фем. Смелый воин, талантливый военачальник, Фома Славянин отличался властолюбием, обладал умом политика и талантом привлекать на свою сторону людей.

    Восстание, которое возглавил Фома Славянин, началось в Малой Азии и быстро охватило почти всю эту провинцию. Оно было вызвано социальными моментами, и прежде всего недовольством крестьян и стратиотов ростом податного гнёта. В восстании приняли участие крестьяне-общинники, солдаты-стратиоты, недовольные притеснениями военных властей, закрепощённые сельские бедняки, беглые рабы. По мере роста движения к нему присоединилась часть городской бедноты, а также различные племена и народности, недовольные властью империи. Восстание поддержали павликиане и последователи других еретических течений, и оно приняло широкие размеры — от границ Армении до побережья Эгейского моря. В декабре 821 г. восставшие с суши и моря осадили Константинополь, однако трудности длительной осады расшатали дисциплину в армии Фомы славянина. Правительству удалось путём подкупа колеблющихся расколоть ряды восставших и, используя военную помощь болгарского хана Омуртага, нанести Фоме Славянину тяжёлое поражение. Несмотря на героическое сопротивление, повстанцы были разбиты, Фома Славянин схвачен и после страшных пыток казнён в октябре 823 г. Правительство жестоко расправилось с восставшими, но их сопротивление продолжалось в отдельных крепостях Фракии и Малой Азии. Лишь к 825 г. восстание было окончательно подавлено.

    5 5.1 Христианство в Византии



    Античное наследие не было единственным источником византийской культуры. Восточные провинции Древнего Рима стали родиной христианской религии (возникновение). Возникнув на земле Палестины, христианство уже в первые века своего существования распространилось в Сирии, Египте, Малой Азии. И письменные, и археологические свидетельства говорят о том, что раннехристианские общины были в этих землях многочисленны. Именно здесь складывалась христианская литература, росла Церковь, создавались первые богословские школы.

    Раньше Рима, в 301 г., христианство приняла в качестве государственной религии Армения, тогда независимое царство. А вскоре началось победоносное шествие христианской веры по римским землям. Восточная империя с самого начала строилась как государство христианское. Император Константин, основатель Константинополя, прекратил гонения на христиан и покровительствовал им, а на смертном одре в 337 г. принял крещение. Он и его мать, христианка Елена, почитаются Церковью как святые. При императоре Феодосии Великом в конце IV в. христианство в Византии утвердилось в качестве государственной религии. Но лишь в VI в. Юстиниан I, ревностный христианин, окончательно запретил языческие обряды на землях Византийской империи.

    Развитие христианства

    О том, как происходило утверждение христианства на Востоке, можно судить не только по письменным свидетельствам, но и по находкам археологов. От века к веку возрастает число предметов, связанных с христианским культом, прежде всего разнообразных крестов — от нательных до памятных, а также чаш с религиозными надписями, колец, украшенных крестами или с Христовым именем, форм для отливки крестов и образков. Повсеместно распространяется христианский обряд погребения, без сопровождающих вещей или жертв, с христианскими символами и молитвами на надгробных плитах. Христианские храмы постепенно превращаются в центры общественной жизни Византии. Городские здания начинают группироваться вокруг них, а не вокруг ипподромов и агор.

    Вклад христианства

    Вкладом христианства в культуру Византии стало развитие храмового строительства и иконописи. Монументальные церкви, сооружавшиеся в городах с V—VI в., сочетали духовную символику первых, ещё скромных храмовых зданий христиан с богатыми традициями греческой архитектуры. Самое величественное творение византийских зодчих — храм Святой Софии в Константинополе. Его создатели Исидор Милетский и Анфимий Тралльский по повелению Юстиниана воздвигли, как тогда говорили, новое чудо света. Константинопольская София стала непревзойдённым образцом для позднейших храмостроителей. Она и подобные ей храмы в других городах империи возводились для пышных массовых богослужений. Самым своим видом они подчёркивали величие и торжество новой веры.
    Е́ресь в христианстве(в противоположность ортодоксии) — формальное отрицание или сомнение в какой-либо из основных доктрин христианской веры, как они определены в одной или более христианских церквей. Ересь следует отличать от отступничества и раскола. Отступничество почти всегда предполагает полный отказ от христианской веры после того, как она была свободно принята, а раскол является нарушением церковного единства, не обязательно на догматической почве.

    В западном христианстве понятие ереси чаще всего относят к тем верованиям, которые были анафематствованы на одном из вселенских соборов, признаваемых католической церковью. На Востоке «ересь» является менее конкретным понятием и может пониматься как отклонение от церковной традиции. В Средние века понятие ереси было уточнено в каноническом праве и трудах католических богословов. Начиная с Великого раскола и Реформации различные христианские церкви использовали эту концепцию также в отношении лиц и групп, принадлежащих к другим конфессиям.

    Борьба «ортодоксального» христианства с «ересью» велась уже во II веке, однако вопрос об истоках этого конфликта в раннем христианстве является дискуссионным. Тогда же возникли первые теории о происхождении ереси от дьявола и апостольского преемства ортодоксии от Иисуса Христа и его учеников. С III века сложилась традиция осуждения ересей на поместных и вселенских соборах. В 385 году состоялась первая казнь по обвинению в ереси, широко это явление распространилось только в XII веке. В 1215 году были сформулированы принципы работы инквизиции, а вскоре борьба с ересью была передана ордену доминиканцев. Последний человек был казнён по обвинению в ереси в 1826 году.

    Христианские ереси являются предметом разностороннего изучения. Начиная с первых веков христианства создавалась обширная ересиологическая литература. Не существует общепринятой классификации ересей или их полного перечня. В разное время к ереси также причисляли колдовство и лжепророчество.
    Период иконоборчества

    Период политического могущества при императоре Юстиниане в VI сменился политическим, культурным и экономическим кризисом в VII в. в результате нашествия арабов и отторжения наиболее плодородных и богатых азиатских и африканских провинциях. Этот период называют «темными веками» в истории Византии. В истории христианства он связан с эпохой иконоборчества. Определение 1 Иконоборчество – религиозное и политическое движение в Византии в VIII — начале IX века, которое было направлено против почитания икон. Иконоборцы видели в почитании икон возрождение языческого культа, отход от ранних идеалов христианства. Вероятно, на формирование иконоборческой доктрины повлияли идеи иудаизма и ислама, в основу которых было положено представление о том, что единое божество неописуемо и непознаваемо. Религиозные и философские споры привели к необходимости систематизации всего христианского богословия. Этой задаче был посвящен труд *Иоанна Дамаскина «Источник знания». Дамаскин выводит всё сущее на Земле из Бога. Согласно его концепции Бог, представляет собою непознаваемое и извечное начало мира, источник и цель всего бытия. Человек же является центром мироздания, именно мир создан для человека, и жертва искупления, принесенная Христом, была предназначена для спасения человека. Сочинения созданные Дамаскиным помогли обрести богословам четкую аргументацию в борьбе с различными ересями, такими как несторианством, манихейством и др. В тоже время Дамаскин использовал, а не отвергал достижения античной философии. Им были использовано учение Платона, труды Аристотеля и других авторов. Другому богослову, Феодору Студиту (759-826), приписывают создание устава Студийского монастыря, ставшего для православных стран основой и образцом собственной монашеской жизни.

    Исихазм - новое направление в богословии

    В период Македонской династии и династии Комнинов, Византия уходит от тяжелых последствий «темных веков». Крепнет мощь государства, развивается культура. Даже поражение при Манцикерте в 1071 г. от турок-сельджуков и потере большей части владений в Малой Азии не стала приговором Империи. В Византии развивается как светское, так и церковное образование. Продолжается в X-XII в. процесс систематизации богословских знаний. Отметим здесь мистическое понимание христианского Откровения и тайн мироздания, что характерны для учения Симеона Нового Богослова (949-1022). Согласно Симеону, Бог может открыться и стать видимым человеку уже на земле. Идеи Симеона стали основой нового направления в византийском богословии – исихазма. Замечание 2 В 1054 г. произошло разделение христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Причиной стали противоречия догматического характера и притязания Папы Римского на верховенство над Константинополем. В XIII-XV в. происходит закат и падение Византийской империи. Ударом, от которого Империя не смогла оправиться стало взятие крестоносцами Константинополя в 1204 г. Отвоевание столицы в 1261 г. и возрождение Византийской империи было лишь всплеском активности. Империя была лишена почти всех своих владений, её армия, состоявшая в основном из наёмников, перестала быть надежной защитой. Ослаблена была центральная власть. А политические и торговые конкуренты в лице католического Рима, Генуи, Венеции, сербов, болгар и турок также не способствовали укреплению мощи страны. В XIV в. богослов Григорий Палама (1296-1359) обосновал исихазм. Согласно его представлениям практика «умной молитвы» (исихии – что в переводе означает тишина, молчание) позволяет погрузить человека в глубину души собственного «Я» в свете божественной благодати. При совмещении физических упражнений, таких как контроль дыхания и биения сердца, и чтения молитвы человеку удавалось преодолеть смятение души и обрести спокойствие. В 1453 г. Константинополь пал, Византийская империя осталась в прошлом, Константинополь, волею уже турецкого султана остался важным центром православного христианства и по сей день.

    5.2 Византия была централизованным государством — империей. Основными силами государства были император и церковь, взаимно влияющие друг на друга: император самовластно назначал и ниспровергал патриархов, созывал соборы; церковь, в свою очередь, поддерживала идею богоизбранности императора и оказывала воздействие на византийское общество. В руках императора были сосредоточены все три ветви власти, он руководил армией, мог казнить подданных, невзирая на положение, и конфисковывать их имущество; обладал огромными земельными владениями. Император считался хотя и смертным человеком, но подобием бога, и его обязанностью было подражать ему. Этой цели служил и дворцовый ритуал: трон был двухместный (второе место — для Христа) и всегда находился на возвышении. В империи был нечетко определен порядок престолонаследия, формально император выбирался армией и народом. Неугодных императоров смещали. Лишь впоследствии власть стала передаваться по наследству. В X в. изменился порядок вступления на престол: император не провозглашался народом, а вен- чался в храме как божий избранник. Изменились и титулы: император стал называться василевсом (царем) и автократом (самодержцем).

    5.3 Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цилизации. Восточнохристианская цивилизация представлена Византией. Рождение византийской цивилизации связывают с основанием главного ее города — Константинополя. Еще в 324 г. н. э. император Константин I (правил с 306 по 337 г.) выбрал новое место для столицы — на территории древнего греческого города-колонии Византии. Но история Византии как самостоятельного государства начинается позже — с распада Римской империи на Восточную и Западную части. Рим пал и знаки императорского достоинства были отосланы в Константинополь. С этого момента Византия стала преемницей Римской империи. В сознании византийцев идея преемства была очень важна: свою империю они именовали «Ромейским царством», т. е. Римской империей, Константинополь — «Новым Римом», а византийского императора считали единственным законным наследником римских цезарей. С IV в. центр хозяйственной и культурной жизни Римского государства переместился на Восток. В Константинополе жили лучшие архитекторы, ювелиры, художники. Восточная Римская (Византийская) империя была гораздо выше по развитию в сравнении с ее западными соседями. А также от Римской империи Византия унаследовала остатки республиканского строя. Первоначально в Византии сохранялись сенат, государственный совет и организации свободных горожан — димы.

    5.4 Философия

    Философская мысль Византии формировалась в период, когда в Восточной Римской империи была создана религиозно-философская доктрина, объединяющая учение Платона и понятие о Логосе как об одной из ипостасей Троицы и о Христе-богочеловеке, примиряющем земное и небесное. Победа официального православия повлекла за собой закрытие Александрийской и Афинской школ императором Юстинианом I в 1529 г. и означала фактически конец светской философии. С конца IV в. в Византии прочно утвердилась церковная литература. На базе церковных канонов и Священного писания основывается христианское учение.

    Наиболее известные отцы восточной церкви - Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, феодорит Критский. Этот период характеризуется неоплатонизмом как самым распространенным философским учением, в котором сочетаются стоическое, эпикурейское, скептическое учение с примесью элементов философии Платона и Аристотеля. В V-VI вв. в неоплатонизме появляются два ответвления: дохристианское и более позднее, в котором неоплатонизм является основой идеологической христианской доктрины. Выдающимся представителем этой школы был Псевдо-Дионисий Ареопагит. Его учение было усовершенствовано Максимом Исповедником и прочно вошло в духовную жизнь византийского общества.

    Второй период византийской философии - это иконоборчество, идеологами которого были иконопочитатели Иоанн Дамаскин и Федор Студит.

    В третьем периоде развиваются рационалистические философские концепции, философия объявляется наукой, которая должна исследовать природу вещей, приводить эти знания в систему (XI в.).

    Последний период византийской философии характеризуется развитием религиозно-мистического направления как реакции на рационализм. Наиболее известен исихазм (Григорий Палама). Имеет сходство с Йогой: очищение сердца слезами, психофизический контроль для достижения единения с Богом, самососредоточение сознания.

    Образование

    В IV-VI вв. сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа) и возникали новые (Константинополь). В 1045 г. был основан Константинопольский университет с двумя факультетами - юридическим и философским. Книги переписывались в основном на пергаментах и были очень дороги. Хранилищами книг были монастыри и частные библиотеки.

    С конца VII в. по IX в. высшее образование практически исчезло и возродилось лишь в конце века.

    Архитектура

    В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

    Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания "слова божьего". Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

    Происхождение византийского церковного здания следует искать в античности: римские базилики, служившие в древнем Риме судебными и торговыми зданиями, стали использоваться как церкви, а затем стали строиться христианские храмы-базилики. Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой), которой предшествует поперечный нефтрансепт. Часто к западной стороне базилики примыкает прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения. Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки-пульваны, лежащие на капителях и распределяющие равномерно нагрузку арок на капители колонн.

    Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три, и пять). Позднее наибольшее распространение получил тип крестово-купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью.

    Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе. Она была построена в 632-537 гг. зодчими Анфимием из Траля и Исидором из Милета во времена императора Юстиниана. Гигантский купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания купола окнам, он как бы парит в воздухе. Купол опирается на 40 радиальных арок.
    Внутреннее убранство собора пострадало во время крестовых походов и нашествия турков. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София. Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы.

    Литература

    Влияние византийской литературы на европейскую очень велико, неоспоримо ее влияние и на славянскую литературу. До XIII в. в византийских библиотеках можно было встретить не только греческие рукописи, но и их славянские переводы. Некоторые произведения сохранились лишь в славянском переводе, оригиналы утрачены. Собственно византийская литература появляется в VI-VII вв., когда греческий язык становится господствующим. Памятники народного творчества до нашего времени почти не сохранились. По мнению западноевропейских ученых, византийская литература считалась "архивом эллинизма", недооценивался ее свободный характер, между тем византийская литература самобытна, и можно говорить об эллинизме как о литературном влиянии наравне с влиянием арабской, сирийской, персидской, коптской литератур, хотя эллинизм проявлялся более отчетливо. Наиболее известна нам поэзия гимнов: Роман-Сладкопевец (VI в.), император Юстиниан, патриарх Константинопольский Сергий, патриарх Иерусалимский Софроний. Гимны Романа Сладкопевца характеризуются близостью к псалмам в музыкальном и смысловом отношении (темы Ветхого завета, глубина и аскетичность музыки). Из тысячи написанных им гимнов сохранилось около 80. По форме это повествование с элементами диалога, по стилю - сочетание учености и назидательности с поэзией.

    В византийской литературе популярно историческое повествование в стиле Геродота. В VI в. это Прокопий, Петр Патрикий, Агафия, Менандр, Протиктор и др. Лучшие писатели, воспитанные в античных школах на языческих традициях, - Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Влияние Востока наблюдается в патериках V-VI вв. (рассказах о пустынниках-аскетах). В период иконоборчества возникают жития святых и их двенадцатимесячные сборники "Четьи-Минеи".

    Начиная с IX в., после иконоборчества, появляются исторические хроники с церковной направленностью. Особенно интересна хроника Георгия Амартола (конец IX в.) от Адама до 842 г. (монашеская хроника с нетерпимостью к иконоборчеству и пристрастием к богословию).
    Среди литературных деятелей следует отметить патриарха Фотия и императора Константина VII Багрянородного. Фотий был высокообразованным человеком, а его дом - ученым салоном. Его ученики занимались составлением словаря-лексикона. Самое выдающееся произведение Фотия - его "Библиотека" или "Многокнижие" (880 глав). В них содержатся сведения о греческих грамматиках, ораторах, философах, естествоиспытателях и врачах, о романах, агиографических произведениях (апокрифы, сказания и т. д.).


    5.4 Влияние на другие государства


    В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры. Византия имела духовно-культурное воздействие на Киевскую Русь. Русь приняла православное христианство и крещение в 988 году при князе Владимире. Византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение. Славянские страны переняли в изобразительном искусстве традиции соединения небесной и земной власти, сочетание возвышенности и торжественности.

    В истории Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

    Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразно и воистину блестящей культуры.

    Театр

    Театр эпохи эллинизма не устраивал христианскую Церковь, и она нашла для театрального зрелища новые формы и применение.

    Элементы театрализованных действий вошли в богослужение, сделав его более эмоциональным и впечатляющим.

    В литургию стали вводить диалоги на евангельские темы. Священники осваивают ряд сценических приемов (жесты, мимику, манеру говорить, двигаться и т.п.).

    Качественно новый момент в отношениях Церкви с театром наступает с появлением литургической драмы -- мистерии.

    Содержанием мистерий были различные эпизоды из Ветхого и Нового Заветов. Показывали их обычно в дни крупных церковных праздников.

    В ХI--XII вв. в Византии мистерия практически полностью вытеснила светский театр, хотя он продолжал существовать.


    написать администратору сайта