Главная страница
Навигация по странице:

  • Противоречивость процесса формирования Византийской культуры.

  • Система образования в Византийской империи.

  • Традиции греко-римской цивилизации в византийской культуре.

  • Культура эпохи поздней Византии и её влияние на развитие древнерусской и древнебелорусской культур.

  • Конспект. Конспект на 02.06.2020. Византийская культура как сложное переплетение античных и специфически средневековых элементов


    Скачать 28.09 Kb.
    НазваниеВизантийская культура как сложное переплетение античных и специфически средневековых элементов
    АнкорКонспект
    Дата03.12.2020
    Размер28.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект на 02.06.2020.docx
    ТипДокументы
    #156618

    1. Византийская культура как сложное переплетение античных и специфически средневековых элементов.

    Византийская культура — исторический этап развития европейской культуры эпохи Средневековья; оригинальная культура, сложившаяся после распада Римской империи на Западную и Восточную. Наследница культуры Древней Греции, в то же время вобрала в себя много из культур восточных народов, населявших территории Византии. Охватывает собой период существования Византии от основания Константинополя в 330 году и до захвата Османской империи, однако не имеет четких хронологических и территориальных границ. До основания Византийской империи зачатки будущего её искусства формировались в раннем христианстве.

    В истории византийской культуры выделяются следующие периоды:

    1-й период (IV - сер. VII вв.) — Византия становится преемницей Римской империи. Происходит переход от античной к средневековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культурной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.

    2-й период (сер. VII - сер. IX вв.) — происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией городов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, «золотыми воротами» между Востоком и Западом для византийцев стал Константинополь.

    3-й период (сер. Х-ХII вв.) - период идейной реакции, обусловленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществили раздел Византии. Константинополь становится столицей нового государства - Латинской империи. Православное патриаршество заменяется католическим.

    Особенности византийской культуры включают:

    1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;

    2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации;

    3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

    4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

    Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно отчетливо проявились в юридической науке, начало которой положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наиболее значительный из которых - Кодификация Юстиниана.

    Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала «золотым мостом» между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью, что способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

    1. Противоречивость процесса формирования Византийской культуры.

    Становление византийской культуры проходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время формирования идеологии византийского общества, оформления системы христианского миросозерцания, утверждавшегося в острой борьбе с философскими, этическими, эстетическими и естественно-научными воззрениями античного мира. Первые столетия существования Византийской империи можно рассматривать как важный этап мировоззренческого переворота, когда складывались не только основные черты духовной культуры византийского общества, но и его художественная культура, опиравшаяся на традиции, нормы и каноны языческого эллинизма и обретшего официальный статус христианства.

    Искусство Византии в целом носило вероучительный характер. Средневековый художник стремился выявить высшую духовную красоту, вечные законы, властвующие во всем мире. Поэтому его работа была формой аскетического послушания. Можно сказать, что искусство представляло собой форму молитвы. Все эти обстоятельства определили основные особенности византийской художественной культуры:

    (1) синтез западных и восточных типов художественного видения мира при особом положении греко-римских художественных традиций;

    (2) сохранение и развитие художественных традиции античной цивилизации, давших толчок гуманистическим идеям и художественным образам эпохи Ренессанса;

    (3) никогда не затухавшее светское художественное творчество, несмотря на господствующее положение христианства;

    (4) своеобразие ее этических и эстетических ценностей и обрядов, канонов и философско-богословских воззрений, обусловленное различиями православия и католицизма.

    В целом культура Византии представляет собой достаточно необычное явление, так как в ней нет смены эпох, нет восходящей линии развития. Она очень рано осознает себя вторым Римом, столицей восточно-христианского мира, и свое предназначение — сохранение чистоты православия. Эти идеи остаются господствующими во все периоды византийской культуры. Поэтому тысячелетняя история византийской истории по сути это одна великая эпоха. А в византийском искусстве сочетаются утонченный спиритуализм и пышная зрелищность.

    Эволюция византийской художественной культуры представляла собой довольно сложный процесс, в котором этапы взлетов чередовались с периодами падений.

    Первый период, раннехристианский, приходится на V—VII вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Для художественного творчества этого времени были характерны искренность и эмоциональность, наивность и цельность восприятия мира, резкость нравственных оценок, сильное влияние мистицизма, практическая направленность. Быстро растет значение дидактического элемента: слово и книга, знак и символ, пронизанные религиозными мотивами, занимают большое место в художественной жизни ранневизантийской эпохи. Своего наивысшего расцвета в этот период художественная культура достигла в правление императора Юстиниана (527—565).

    Следующий — период иконоборчества (VIII—IX вв.). Это качественно новый этап в развитии византийской художественной культуры, когда византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. В ходе своей борьбы как иконоборцы, так и иконопочитатели причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира — изысканную абстрактную символику с декоративной орнаментикой. В развитии художественного творчества оставила след борьба иконоборцев против чувственного, воспевающего человеческую плоть эллинистического искусства. Иконоборческие художественные представления проложили дорогу к возникновению глубоко спиритуалистического искусства X—XI вв. и подготовили победу возвышенной духовности и отвлеченного символизма во всех сферах византийской культуры последующих веков.

    Период Македонского возрождения (X—XII вв.) стал временем очередного подъема и расцвета культуры Византии. Происходит обобщение и классификация всех достижений византийской культуры, наступает торжество спиритуалистических принципов: общественная мысль, литература, искусство отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших абстрактных ценностей. Тогда же окончательно складываются основные принципы византийской эстетики. В художественном творчестве начинают преобладать традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, а активно служит им.

    Эпоха правления императоров династии Палеологов (XIII—XV вв.) вновь стала временем тяжелых испытаний и последнего расцвета культуры. После ряда войн была восстановлена и укреплена империя, что стимулировало развитие прогрессивных тенденций византийской художественной культуры поздней Византии, для которой было характерно общение византийских художников с итальянскими учеными, писателями, поэтами, что оказало влияние на формирование раннеитальянского гуманизма.

    1. Система образования в Византийской империи.

    Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей учились грамоте и получали книжное образование. Здесь мальчики 5 - 7 лет попадали под присмотр учителя-наставника.

    Система образования (энкикилос пайдеусис) состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.

    Первой ступенью были школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5 —7-летнем возрасте и длилось два-три года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты. Присущие античной школе свитки, пергамент, папирус, стило' были постепенно заменены бумагой, птичьим или тростниковым пером.

    Особых перемен в методах обучения счету по сравнению с античной эпохой не произошло. По-прежнему учили с помощью пальцев и абаки.

    В программу школ грамоты входило также церковное пение.

    Нерадивых школяров наказывали розгами.

    Помимо школ грамоты, существовали начальные учебные заведения, где изучали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей.

    Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием. Немногие продолжали учиться в учебных заведениях повышенного типа. Образование выше начального (педиа или энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Постепенно образование выше начального сосредоточилось в столице империи - Константинополе, где в IX - XI вв. насчитывалось до десяти соответствующих учебных заведений. Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети с 10 - 12-летнего до 16—17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет.

    До первой трети X в. обычно в каждой школе был один учитель (пайдатес или дидаскол). Ему помогали несколько лучших учеников - репетиторов (экритуа). Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии, мнение которых обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Постепенно структура средних школ становилась более сложной. В них работали группы преподавателей. Направления деятельности этих школ санкционировались властями.

    Фактически вся гражданская и церковная верхушка училась в грамматической школе. Цель обучения состояла в овладении "эллинской наукой" (пайдейя} - преддверием высшей философии - богословия. Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В первую входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую - арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением предметов первой "четверицы".

    Среди методов обучения популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так:

    учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды).

    В конце учебной недели учитель и один из старших учеников проверяли знания учащихся. Тем, кто не преуспел, полагалось физическое наказание.

    Венцом образования являлись высшие учебные заведения. Ряд из них создан был еще в античную эпоху (в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске). Каждое имело определенную специализацию. Так, в Афинах и Антиохии упор делали на изучение риторики, в Бейруте - права, Александрии - философии, филологии и медицины.

    В 425 г . в Константинополе при императоре Феодосии II была учреждена высшая школа - Аудиториум (от латинского audire - слушать). С IX в. ее именовали Магнавра (золотая палата) по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императора, никакого самоуправления не существовало. Преподаватели являлись государственными служащими, получали жалованье от императора и составляли особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков. В их числе были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы. Существовали своеобразные кафедры тех или иных наук, которые возглавляли консулы философии, главы риторов и пр. В IX в. школой руководил один из виднейших педагогов своего времени Лев Математик. Он собрал в Магнавре цвет преподавательского корпуса.

    Вначале обучение шло на латинском и греческом языках. С VII - VIII вв. преподавание велось исключительно на классическом греческом языке В XV в. вновь стало обязательным изучение латинского языка, в программу были включены новые иностранные языки. Со временем обучение приобретало специальную направленность, предпочтение все более отдавалось юридическому образованию.

    Ведущим направлением обучения в константинопольской высшей школе было изучение античного наследия В пору расцвета в Магнавре изучалась философия Платона и неоплатоников, классические греческие тексты. Кроме того, обсуждались сочинения христианских богословов, прежде всего Василия Кесарийского и Иоанна Златоуста. В программу входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина и музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Идеалом выпускника стал энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.

    Усиливалась роль (вплоть до XIV в.) монастырей в развитии высшего образования. Монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции. Вначале это были религиозно-педагогические общины. Главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали. Глава школы именовался "толкователем". Обучались в ней около трех лет. Монастырские школы руководствовались определенными уставами. Один такой устав, где регламентировался порядок обучения и воспитания монахов, был создан Феодором Студитом (786—826).

    1. Традиции греко-римской цивилизации в византийской культуре.

    Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах - в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

    Культура Византии в первый период своего развития характеризуется большим количеством христианской литературы, которая достигает высокого художественного уровня. Большое внимание уделяется ее содержанию, изложению и оформлению (каллиграфии). Появляется множество поэтов, писателей, философов и богословов. Особое внимание следует уделить личности выдающегося философа и теолога того времени Псевдо - Дионисия Ареопагита, который в своих трудах объединяет христианство и неоплатонизм. В шестом веке появляются множество исторических трудов, особое место среди которых занимали работы Прокопия Кесарийского. Одной из главных его работ на сегодняшний день считается «Тайная история», показывающая все темные стороны, которые скрывала Византия. «История» была написана в глубокой секретности и обнажала все пороки императора.

    Высокого развития также достигли мастера прикладных искусств. Искусство Византии становиться гармоничным объединением восточных культурных направлений и античности.

    Основным достоянием становиться архитектурное искусство Византии того времени, в числе которого уникальный собор Святой Софии, украшенный многочисленными фресками, мозаиками и витражами. При строительстве этого храма были применены новейшие технологии, ставшие прообразом, для других более поздних построек.

    Повсюду строились дворцы, церкви, окруженные пышными садами, с фонтанами и памятниками. Искусство Византии славилось ювелирными украшениями, изделиями из тончайшего стекла и слоновой кости.

    В период с седьмого по двенадцатое столетие, культура Византии вступает в новую фазу. Вследствие укрепления феодального строя, начинается движение иконоборцев, которые насаждают теорию неописуемости Бога, единого в трех ипостасях. Любое изображение Бога, считается проявлением ереси, и карается законом. Усиливается также влияние на литературу. Приемлемыми считаются тематики жития святых и литургии.

    В двенадцатом веке, культура Византии отличается значительным подъемом литературы. Появляются новые литературные тематики, наблюдается постепенное отдаление от принятых штампов и канонов, которых ранее придерживалась Византия. История многочисленных войн предрешила дальнейшую судьбу государства. Гибель Восточной Римской империи в начале пятнадцатого столетия, обозначила конец этой эпохи, навсегда оставив византийскую культуру в средневековье.

    Сложно переоценить вклад, который сделала в мировую культуру Византия, история которой, не смотря на гибель государства, будет продолжаться до тех пор, пока живы творения этого периода.

    1. Культура эпохи поздней Византии и её влияние на развитие древнерусской и древнебелорусской культур.

    Русско-византийское взаимодействие началось с крещения Руси.

    Влияние Византии на Русь можно представить в 2 этапа: X – XII , XIV – XV . Сотрудничество Руси и Византии начинается с IX в. Знаменитый торговый путь «Изваряг в греки», проходивший по Руси, способствовал сближению 2-х стран, вызывая интерес у славянских народов. Первые князья совершали походы в Византию, вели торговлю.

    Владимир по Византийскому образцу крестился сам и «крестил» Русь, женился на византийской принцессе. Вместе с христианством Древняя Русь получила из Византии и идею монархической власти, которая быстро вошла в политическое самосознание. Эпоха крещения Руси совпала с периодом становления ее государственности. Войдя в состав христианской цивилизации Россия открыла для себя путь к усвоению религиозно-нравственных ценностей, естественнонаучных знаний, накопленных Византией. Русь приняла христианство в форме православия и отстранилась от Западной Европы.

    Русь усваивала плоды Византийской цивилизации посредственно. Византийское влияния расширялось на литературу, искусство, политическую и богословскую мысль. По византийскому образцу велись богослужение в русских церквях, иконы создавались по византийским образцам (влияние Византии продолжалось и после падения Константинополя), строились церкви, соборы, храмы. Через византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями культуры античной.

    С давних времен славяне торговали с Византией, при помощи использования великого водного пути волхвов — Днепра — «из варяг в греки». Вывозился мёд, мех, воск, рабы, а из Византии привозились предметы роскоши, искусства, бытовые изделия, ткани, а при появлении письменности — и книги. На этом пути возникали многочисленные русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород Великий, Псков и другие.

    Также тесной связью Руси и Византии было – купечество. Русские купцы в больших количествах приезжали в Константинополь начиная с десятого века, и для них выделяли постоянную штаб квартиру в одном из пригородов Царьграда. О русской торговле с Византией в одиннадцатом и двенадцатом веках прямых свидетельств меньше, но в летописях этого периода по разным поводам упоминаются русские купцы, «торгующие с Грецией» (гречники).

    Влияние Византии на развитие русской культуры

    Огромное влияние Византия оказала так же на русскую культуру. Эстетика Византии не смогла не затронуть музыку Киевской Руси, что на многие лета определило путь развития русской музыки. Церковное пение, которое услышали русские послы в Константинополе, поразило их воображение неслыханной до того сладостной красотой.

    Музыкальное искусство непосредственно Византии уходит корнями в Персию, местами является родичем коптской, еврейской, армянской песенности, а также относится к позднегреческому и римскому мелосу. Развивая контакты с другими народами музыка Византии обрела элементы сирийской, славянской, арабской музыкальной культуры. Литературные источники упоминают о странствующих певцах-музыкантах. Светская музыка, которая звучала при императорском дворе, была пышного стиля, возвеличивавшая византийский «дворцовый деспотизм».

    Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией). Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать «вторым Римом», т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

    Беларусь является хранительницей поздневизантийской художественной традиции 15 века, представленной греческой византийской или итало-критской школой, по определению ведущих представителей русской византинистики начала 20 века Н.П. Кондакова и Н.П. Лихачева. В 15 столетии эта традиция была хорошо известна на белорусских землях и оказала влияние на формирование местной школы иконописи. Параллельно похожий процесс взаимовлияния византийской традиции и русского иконописания наблюдался в Московской Руси. Для современников «критская манера» была высшей оценкой иконописного произведения. Об этом говорилось в одном из самых значительных руководств по технике иконописи Дионисия из Фурны. А диакон Павел Алеппский, сын сирийского патриарха, совершавший вместе с отцом путешествие по славянским землям в 17 веке, по старой памяти использовал это понятие, когда надо было похвалить иконы.

    Первые публикации о византийском наследии Беларуси (если мы говорим о 15 веке, значит, Великого княжества Литовского), были сделаны русскими исследователями об иконе Спаса Вседержителя (Пантократора) из села Речица на Волыни. Сейчас это произведение находится в экспозиции краеведческого музея украинского города Ровно.

    Как мы могли выяснить, это не единственная икона 15 века византийских мастеров, известная в современной Беларуси и на окрестных территориях. Волынь является частью теперешних украинских земель, примыкающих к белорусскому Полесью. Речица и окружающие ее территории входили в 15 веке в состав Турово-Пинской епархии, которая охватывала земли по реке Припять. Все известные нам иконы византийской традиции происходят из этого региона и возможно найти историческое объяснение данному факту. Современные украинские и белорусские исследователи делят этот регион как бы на две части. Украинские пишут о «живописи Волыни», белорусские – о «живописи Полесья». Но очевидно есть резоны видеть границы распространения явления в исторических пределах епархиальных территорий, и в нашем случае – Турово-Пинской епархии, которая охватывала полесские и волынские земли.

    Мы на сегодняшний момент можем констатировать кучность нахождения византийских памятников на территории бывшей Турово-Пинской епархии и их влияние на белорусское искусство 15 века.


    написать администратору сайта