Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра зоологии и обшей биологии

  • АЛЬ-ФАРАБИ И МАТЕМАТИКА

  • УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ

  • ЛОГИКА, КАК ФОРМА ПОЗНАНИЯ

  • аль-Фараби в развитие мировой науки. Вклад альфараби в развитие мировой науки


    Скачать 37.16 Kb.
    НазваниеВклад альфараби в развитие мировой науки
    Дата27.10.2021
    Размер37.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлааль-Фараби в развитие мировой науки.docx
    ТипРеферат
    #257698

    Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

    Естественно – географический факультет

    Кафедра зоологии и обшей биологии
    Реферат

    на тему:
    «ВКЛАД АЛЬ-ФАРАБИ В РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ НАУКИ»

    Профиль подготовки «Биология»

    магистратура


    Выполнил:

    магистрант I курса

    дневного отделения

    специальности "Биология"

    Аптеков А.А.

    Проверила:

    Доцент кафедры

    Философии ИГУПи СГН

    Е.И.Пейкова

    Тирасполь, 2021г.

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ 2

    АЛЬ-ФАРАБИ И НАУКА 3

    АЛЬ-ФАРАБИ И МАТЕМАТИКА 6

    УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ 8

    ЛОГИКА, КАК ФОРМА ПОЗНАНИЯ 9

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

    ЛИТЕРАТУРА 10


    ВВЕДЕНИЕ


    Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед аль-Фараби – один из великих мыслителей средневековья. Он был многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного рационализма. По этой причине ему было присвоено почетное звание «второй учитель» после «первого учителя – Аристотеля».

    Родился он в городе Фараб в 870 году (по некоторым данным в 872 г.). Довольно крупный город находился возле места, где Сырдарья и Арысь соединяются. Позже населенный пункт переименовали в Отрар, и сегодня его развалины можно увидеть на юге Казахстана в Отрарском районе. Отец будущего философа и ученого был уважаемым в городе военачальником из древнего тюркского рода.

    Аль-Фараби, в своих трудах подчеркнул важность образования, развития человеческого интеллекта. Он также глубоко изучил проблемы педагогики, психологии, эстетики и акустики, астрономии и внес плодотворный вклад в культуру и науку. Он также великий гуманист, который защищает разум и просвещение. Науку того времени аль-Фараби разделил на 5 крупных отраслей: языкознание, логика, математика, физика, наука о гражданстве.

    Он написал много трактатов и комментариев к работам таких великих древних интеллектуалов, как Платон, Аристотель и Гален. Таким образом, Фараби сыграл ключевую роль в ознакомлении восточных и западных научных сообществ, с греческой философией, наукой логики и древней культурой.

    АЛЬ-ФАРАБИ И НАУКА


    В истории человечества среди выдающихся ученых Средневековья именно аль-Фараби внес наиболее значительный вклад в развитие науки – главного двигателя технического и духовного развития мировой цивилизации. Его имя стало олицетворением высочайшего интеллекта, фундаментальных энциклопедических знаний, примером беззаветного служения идеалам гуманизма и справедливости. Благодаря Аль-Фараби началось новое направление развития наук и искусств того времени. Известны его труды по таким дисциплинам, как философия, музыка, астрономия, математика, логика, естественные науки, филология и другие. Его научные труды повлияли на такие ученые средневековья, как ибн Сина, ибн Баджа, ибн Рушд и другие.

    В трудах аль-Фараби нет резкого разделения философии и частных наук. В данном вопросе ему свойственно то отношение к системе знания, которое сложилось в его эпоху.

    Аль-Фараби смог изучить и прокомментировать почти все труды Аристотеля, а также таких мудрецов, как Птолемей (“Альмагест”), Александр Афродезийский (“О душе”) и Евклид (“Геометрия)”. Хотя древнегреческие трактаты повлияли на развитие философской и научной мысли Аль-Фараби, большая часть его произведений – это его умственные изыскания и практические опыты.

    Творческое наследие аль-Фараби очень богато. Считается, что он является автором около 150 трактатов по вопросам метафизики, языкознания, логики, географии, этике и другим отраслям знаний, в том числе трактаты "Энциклопедия наук" и «О происхождении наук». Трактат «Энциклопедия наук», один из самых известных его произведений. Этот труд имеет особое значение в истории науки. Эта книга состоит из пяти глав. Этот труд полностью или в виде отрывка переведен на старый еврейский, немецкий, английский, французский, турецкий и другие языки.

    Также ему приписывают организацию и создание библиотеки в Отраре.

    Комментарий аль-Фараби к Метафизике Аристотеля помог Ибн Сине постичь мудрость книги Стагирита. Его также считают одним их великих арабских философов: он был прозван «Вторым учителем» (первым считался Аристотель).

    Тематика трудов аль-Фараби весьма обширна. Прежде всего, его интересовали теоретические основания различных наук, их философский смысл.

    Комментаторская работа аль-Фараби охватывала почти все логические сочинения Аристотеля, его Этику, Риторику, Поэтику, Метафизику, а также труды Птолемея, Александра Афродизийского, Евклида, Порфирия. Часто это были не просто пояснения к античным текстам, а парафразы, позволявшие их автору выражать собственные идеи как бы «от имени» авторитетного античного ученого. Большую же часть трудов аль-Фараби составляют его оригинальные сочинения, посвященные проблемам метафизики, анализу законов и категорий бытия, познавательной деятельности человека, логике, пониманию сущности разума, свойств физического мира, определению философского содержания практических наук.

    Значительное место в наследии аль-Фараби занимают труды, посвященные социально-политическим вопросам, таким, как государственное устройство и управление [4], этика[5], педагогика (Гражданская политика, Трактат о достижении счастья, Афоризмы государственного человека, Трактат о взглядах жителей добродетельного города и др.). В трудах аль-Фараби подробно исследованы идеи политики, государства, власти и права в средневековой арабской философии. Арабские философы, которые не обращали внимания на различия между политикой, государством и властью, оценивали эти понятия как синонимы и предлагали другие варианты политики и политического образования. В решении политических вопросов арабо-мусульманская философия часто основывается на древнегреческой философии, в частности на взглядах Платона и Аристотеля. Для многих политика была наукой о хорошем государстве, которую они называли «добро-деятельный город» [4]. Тема исключительного совершенства главы государства, «главного члена городского объединения», являющегося «сердцем» в механизме общественного организма, – излюбленная и часто повторяющаяся тема в творчестве аль-Фараби. Высокий идеал правителя, подобно другим нравственно-эстетическим нормам, выдвинутым им [5].

    Одним из важных аспектов творчества аль-Фараби является его историко-философский анализ античного наследия. Особый интерес представляет сопоставление учений Платона и Аристотеля, которым он хотел подчеркнуть не их различие, а скорее сходство, общность стремления к истине, познаваемой с разных сторон.

    АЛЬ-ФАРАБИ И МАТЕМАТИКА

    Аль-Фараби в системе наук большое внимание уделяет естественно-математическим наукам[1]. Исходя из того, что в основе познания многообразия всего мира лежит познание чисел и величин, аль-Фараби особое значение придает среди этих разделов арифметике и геометрии, а также искусству правильного логического мышления. По его утверждению, эти науки «проникают во все науки», так как они оперируют понятиями и отношениями, абстрагированными от реальных предметов и от реально существующих взаимосвязей и взаимоотношений между этими предметами. Так, геометрическое тело есть, не что иное, как реальное тело, рассматриваемое только-с точки зрения его пространственной формы и размеров в полном отвлечении от всех других свойств. Это отвлечение обусловливает умозрительно-дедуктивный метод геометрии, причем ее выводы являются развитием непосредственного отражения в сознании реальных пространственных форм, отношений и их взаимосвязей. Характерно определение, данное аль-Фараби последнему разделу математики — «науке об искусных приемах» как науке о применении математики на практике, т. е. прикладной области математики, касающейся «естественных и ощущаемых тел».

    В отличие от Птолемея движение планет аль-Фараби по возможности изучает совместно, так как, по его мнению, у светил много общего как в астрономическом, так и в математическом отношении, и поэтому у него в девятой книге вмещено содержание девятой, десятой и одиннадцатой книг. В комментариях к «Алмагеста»[3] можно встретить ряд новых добавлений и примечаний, отражающих результаты исследований самого аль-Фараби, а также достижения его предшественников и современников.

    Относительно положения о том, что Земля не совершает никакого поступательного движения, аль-Фараби замечает, что он в своей «Физике» дал другое доказательство невозможности движения Земли. Он подробно останавливается на вопросах сферической астрономии. аль-Фараби совершенствует тригонометрический аппарат Птолемея: он везде заменяет хорды синусами, высказывает лемму, равносильную плоской теореме синусов, и доказывает ее для вписанного прямоугольного треугольника, дает ряд разъяснений сущности действия составления отношений. Следует особо отметить, что, обобщая метод Птолемея по вычитанию одного числового отношения из Другого, аль-Фараби фактически рассматривает каждое отношение как число. В своих комментариях он пользуется терминами «число отношения» и «число линии АВ», которые явились важным шагом в расширении понятия числа. Эти идеи аль-Фараби в дальнейшем были успешно развиты ал-Бируни, Омаром Хайямом и другими мыслителями. Введение тригонометрических функций и расширение понятия числа позволили Абу Насру алгебраизировать многие рассуждения Птолемея. Аль-Фараби своими наблюдениями подтверждает важное открытие, сделанное его предшественниками, об изменении апогея Солнца, что является его заслугой в теории Солнца и показывает, что он был не только крупным теоретиком астрономии, но и превосходным практиком-наблюдателем. Однако, сам аль-Фараби считал это открытие заслугой астрономов обсерватории аль-Мамуна.

    Комментарии к «Алмагесту» сыграли важную роль в освоении и развитии учеными мусульманского средневековья астрономо-математического наследия Птолемея. Свидетельством тому служит включение в астрономический раздел энциклопедической «Книги исцеления» Ибн Сины этих комментариев аль-Фараби.

    Аль-Фараби методологически правильно решает ряд вопросов, связанных с математизацией науки о природе. На примере теории музыки он демонстрирует плодотворность применения математических методов в исследовании объективных закономерностей природы и искусства. У него совершенно отсутствует числовой мистицизм, присущий музыкальному учению пифагорейцев.

    Примером может служить критика  аль-Фараби теории музыки и космологии пифагорейцев. Мнение пифагорейцев, что планеты и звезды при их движении порождают звуки, которые гармонически сочетаются, он считает ошибочным. Предположение о том, что движение небесных светил может порождать какой-либо звук, несостоятельно. Также, по мнению аль-Фараби, Евклид в построении своих начал ограничился лишь синтезам. Сам же аль-Фараби успешно применяет одновременно и анализ.

    Метод научного исследования, аналогичный методу аль-Фараби, можно встретить в Европе у Леонардо да Винчи и у Галилея.

    Также, известны следующие его сочинения математического содержания: математический раздел «Слова о классификации наук», тригонометрические главы «Книги приложений к „Алмагесту"», «Книга духовных искусных приемов и природных тайн о тонкостях геометрических фигур», «Комментарии к трудностям во введениях к первой и пятой книгам Евклида», «Трактат о том, что правильно и что неправильно в приговорах звезд».

    В математической главе «Слова о классификации наук» определяется предмет каждой из математических наук: науки чисел (арифметика и теория чисел), науки геометрии, науки о звездах (астрономия и астрология), науки о .музыке, науки о тяжестях и науки об искусных приемах. В последнем случае аль-Фараби имеет в виду прежде всего искусство конструирования «хитроумных» механизмов. Впервые применение термина «искусные приемы» в более широком смысле мы встречаем у ал-Кинди. Аль-Фараби, развивая идею аль-Кинди, рассматривает эту науку в более общем смысле, как науку о приложении математики к решению практических задач, и распространяет этот термин, в частности, на алгебраические и другие методы решения числовых задач.

    УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ

    Одним из важных аспектов трудов ученого является изучение такой категории, как разум и форма познания. Он рассуждает о том, откуда произошли знания, об их связи с реальностью, о том, как человек познает действительность. Например, природу Аль-Фараби считал объектом для изучения, так как все знания люди получают извне, наблюдая за окружающим миром. Сравнивая различные свойства вещей и явлений, анализируя их, человек обретает понимание. Так образовались науки, благодаря которым люди стали глубже понимать окружающий мир. Он рассуждает о душевных силах человека, то есть об устройстве его психики, о том, как люди воспринимают запахи, различают цвета и ощущают различные эмоции. Это очень глубокие по своему содержанию работы, среди которых “Основа мудрости”, где автор рассматривает такие категории, как симпатии и антипатии, а также причины их возникновения.

    ЛОГИКА, КАК ФОРМА ПОЗНАНИЯ

    Логика, как форма познания Ученый много внимания уделял такой науке, как логика[2]. Он считал ее особым свойством ума, наличие которого помогало человеку судить об истине и утверждать ее экспериментальным путем. Искусство логики по Аль-Фараби – это умение отделить ложные категории от истинных с помощью доказательств, что вовсе не было свойственно религиозным догматам и верованиям. Ученые Востока и других стран поддержали его работы «Введение в логику» и «Вводный трактат по логике». Логика – это инструмент, с помощью которого люди могут добывать знания об окружающей действительности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Все научные работы арабского ученого можно разделить на несколько видов:

     Общефилософские работы, которые были посвящены законам мироздания, их свойствам и категориям.

     Труды, в которых рассматривались аспекты человеческой деятельности и способам познания мира.

     Трактаты о материи, изучении ее свойств, а также таких категорий, как время и пространство. К ним относятся работы по математике, геометрии и астрономии.

     Отдельные труды (биография Аль-Фараби это упоминает) посвящены видам и свойствам живой природы и ее законов. Сюда относятся работы о деятельности людей в биологии, физике, химии, медицине и оптике.

     Отдельное внимание ученый уделил изучению общественнополитических строев, вопросам нравственности и воспитания, педагогике, государственному управлению и этике.

    За свои 80 лет жизни Аль-Фараби оставил великое наследие, которое

    внесло неоценимый вклад в золотой фонд мировой науки и культуры.

    ЛИТЕРАТУРА


    1. Аль-Фараби. Математические трактаты. Алма-Ата, 1972.

    2. Аль-Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975.

    3. Аль-Фараби. Комментарии к «Альмагесту» Птолемея. Алма-Ата, 1975.

    4. Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродеятельного города//Философские тракта-ты. – Алма-Ата, 1970.

    5. Аль-Фараби. Указание пути к счастью // Социально-этические трактаты. – Алма-Ата, 1973.

    6. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.


    написать администратору сайта