|
Вклад К.Д. Ушинского в теорию развивающего обучения, Вшивцева Ли. Вклад К. Д. Ушинского в теорию развивающегося обучения
Вклад К.Д. Ушинского в теорию развивающегося обучения Введение Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - великий русский педагог, демократ, передовой общественный деятель, создатель научной педагогической системы. К.Д. Ушинский вошёл в историю российской педагогики как выдающийся педагог и психолог. Педагог-практик и теоретик, одарённый литератор, отличавшийся самостоятельным мышлением и гуманистическими воззрениями, он навсегда остаётся классиком нашей культуры. К.Д. Ушинский считается основоположником научной педагогики в России. 1 принцип - доступность обучения К. Д. Ушинский утверждал, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основных условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, обучение на родном языке. Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения – единства обучения и воспитания. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу и чувство. К. Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Чтобы этого не происходило, знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование - осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами. 3 принцип - наглядность обучения Про наглядное обучение К. Д. Ушинский писал в своём учебнике "Родное слово": Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету. Принцип народности в рамках дидактической системы находит своё отражение в первую очередь в отборе содержания учебного материала и форме его подачи. К. Д.Ушинский считал, что отечественная педагогическая наука должна быть построена с учетом национальных особенностей русского народа. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского В педагогическом наследии К. Д. Ушинского особое место занимают проблемы дидактики, которая отвечает на вопрос: чему и как учить? Дидактические взгляды К. Д. Ушинского отличаются глубиной и оригинальностью. Они основывались на солидной философской базе, в основе которой лежала теория познания - гносеология. Процесс познания ученый понимал как изучение закономерностей объективного мира. Важнейшей проблемой дидактики как науки К. Д. Ушинский считал определение целей образования. По его мнению, цель эта должна определить всю систему образовательной и учебной деятельности: программу, содержание, методы, построение учебников, режим учебных занятий, дидактические принципы, методику обучения, отбор материала для изучения и т.д. Отмечал, что существует два вида внимания: активное, то есть произвольное, и пассивное - непроизвольное. К. Д. Ушинский полагал, что в детском возрасте необходимо давать пищу пассивному вниманию, но в то же время всемерно развивать внимание активное. Вклад К.Д. Ушинского в разработку основных принципов обучения Обучение решает двоякую задачу – образовательную и воспитательную. Первая ее часть означает рациональное усвоение человеком необходимых ему знаний о природе, обществе, вторая – формирование «миросозерцания», «убеждений». Таким образом по своему содержанию обучение – (материальное образование) и одновременное развитие способностей (формальное образование). Классическая школа, полагал Ушинский, все меньше соответствует гармонии материального и формального образования и что будущее за современной (реальной) общеобразовательной школой. важнейший элемент классно-урочной системы обучения, основой которой является класс с твердым составом учащихся, твердое расписание классных занятий, сочетание фронтальных форм обучения с индивидуальными при ведущей роли учителя в ходе урока. В целом К.Д.Ушинский разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение, установив его отдельные виды. Безусловно новыми в дидактических исканиях К.Д.Ушинского стала его разработка проблем начального обучения. Чему было посвящено большое количество статей. Им были составлены учебные книги для начальных классов «Родное слово», «Детский мир». На этих книгах воспитывались многие поколения детей. Книга «Родное слово» выдержала 167 изданий. Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии, К.Д. Ушинский раскрыл особенности умственного развития ребёнка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учёта и развития в процессе обучения. Педагогика, считал К.Д. Ушинский – не наука, но искусство, причем «высшее из искусств», потому что она призвана усовершенствовать самое сложное – природу человека, «его душу и тело». Человек – часть природы и, как всякий живой организм развивается. Необходимо изучить причины развития человека. Необходимо изучение природы и сущности человека во всех ее сложных аспектах. Такую возможность дают науки о человеке, «в которых изучаются телесная и душевная природы человека». Ушинский характеризовал отдельные возрастные периоды в связи с рассмотрением "истории различных душевных процессов", в которых проявляется сознание. В своей психологической составляющей своей дидактической системы К.Д. Ушинский считал фундаментальной категорией "полурефлексы", к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план Ушинский выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: "добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему". Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования. Большое внимание К.Д. Ушинский уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных "параметров" его жизнедеятельности. Вклад Ушинского в развитие дошкольной педагогики: создание теории детской игры, развитие дошкольного образования К. Д. Ушинский создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра - деятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеют игрушки; важно использовать народные игры) Так как развитие личности – это сложный процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, поэтому существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой педагогом деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. - не надо переутомлять детей "сидячими занятиями", больше давать свободного времени для самостоятельной деятельности; - преждевременное обучение утомляет мозг ребенка, вселяет неуверенность в свои силы; - запаздывание в обучении обусловливает отставание в развитии детей; - считал необходимым разработать: учебные занятия детей, "предшествующие книжному обучению"; неучебные занятия, которые примыкают к детской игре. Эти положения помогли точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада, установить линии связи и преемственности работы детского сада и школы. Список источников: 1. https://infourok.ru/statya-na-temu-didakticheskaya-koncepciya-kd-ushinskogo-kak-sistema-razvivayuschego-obucheniya-2856883.html 2. https://infourok.ru/referat-na-temu-vklad-kd-ushinskogo-v-razvitii-doshkolnogo-obrazovaniya-2250807.html 3. https://proza.ru/2011/12/27/1096 4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/11/10/vklad-v-razvitie-otechestvennoy-pedagogiki-k-d-ushinskogo-kak Спасибо за внимание! |
|
|