|
Таблица о вкладе ученых. Таблица о вкладе ученых Дубинина 207 группа. Фио и годы жизни ученого Основные идеи и положения
ФИО и годы жизни ученого
| Основные идеи и положения
| Вклад и развитие дош. педагогики
| Основные публикации
| Общий вывод
| Я.А.Коменский (28 марта 1592 – 15 ноября 1670 гг.)
| Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.
| Основные заслуги Основоположник педагогической науки, оказал большое влияние на развитие школы во всем мире. Создал учебники – образцы для создания учебников во всем мире. Выдвинул много принципов, правил по организации учебной работы. Разработал теоретические основы классно-урочной системы, организацию школы. Разработал теорию дошкольного воспитания. Дал критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания.
| В 1627 г. начал создавать «Великую дидактику», т.е. общую теорию обучения. Написал книгу для родителей «Материнская школа» – о воспитании детей в семье, «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков и всех наук" (1631) », «Физика», «Астрономия». «Законы хорошо организованной школы» и др.
| Данный ученый внёс значительный вклад в историю педагогики.
| И.Г.Песталоцци (12 января 1746 – 17 февраля 1827 гг.)
| Идея развивающего обучения.
Теория элементарного образования
(для малышей) – начальное
обучение письму, счету, музыке,
гимнастике.
Развитие мышления и
Наблюдательности.
Использование наглядности в
обучении для облегчения понимания
и запоминания.
Нравственное, трудовое, физическое
воспитание личности, развитие
чувства справедливости.
«Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога - ходить, а рука хватать. Также и сердце хочет верить
и любить, а ум хочет мыслить».
| Иоганн Генрих Песталоцци внёс величайший вклад в дошкольную педагогику как науку, создание воспитательных учреждений, где сочетались обучение и трудовое, нравственное воспитание, которые послужили прообразом детских садов. Иоганн Генрих Песталоцци высказывался за гармоническое развитие всех природных сил и способностей ребёнка, но истинную цель воспитания он видел в проявлении в детях истинной человечности.
| «Исповедь»,
«Досуги отшельника» (1780),
«Лингард и Гертруда» (1781-87),
«Как Гертруда учит своих детей» (1801),
«Памятная записка о семинарии в кантоне Во» (1806)
«Лебединая песня»(1826)
| Данный ученый внёс значительный вклад в историю педагогики.
| Ж.-Ж Руссо (28 июня 1712 – 2 июля 1778 гг.)
| Источник всех бедствий –частная собственность; народ-источник власти; идеал государства – демократическая республика мелких собственников; идея уравнения крайности богатства и бедности.
| Вклад в развитие педагогики Развил теорию свободного воспитания Ж.Ж. Руссо в отечественной педагогике. Написал одну из первых учебных книг для народной школы. Создал самобытную педагогическую систему, построенную на собственных религиозно-философских идеях. Написал фундаментальные работы в области образования: «Азбука» (1872), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875), «О народном образовании» (1874). Идеи Л. Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К. Н. Вентцеля, и многих других педагогов конца XIX — начала XX в.
| обличающие век,
наставления,
самозащита (об этой группе говорилось выше).
| Данный ученый внёс значительный вклад в историю педагогики.
| Ф.Фребель (21 апреля 1782 – 21 июня 1852 гг.)
| Целостный взгляд на
каждого ребёнка.
развитие
индивидуальных
способностей каждого ребёнка
Выявление
Фридрих Фрёбель
1782-1852
и создание условий для их
проявления в окружающей
среде.
Единство воспитания и
образования с социумом и
природой, следование
природе ребёнка, его
внутренним законам.
развития
внутреннего потенциала
Создание условий для
ребёнка.
| Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.
| Педагогика детского сада (в России издана под названием «Детский сад»
О воспитании человека
| Данный ученый внёс значительный вклад в историю педагогики.
| М.Монтессори (31 августа 1870 – 6 мая 1952 гг.)
| Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник. Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий. Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими. Дети принимают самостоятельные решения. Занятия проходят в специально подготовленной среде. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам. Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах. Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них. Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам. Таким образом, все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем. Задача воспитателя — помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того, чтобы вызвать заинтересованность.
| Педагогика Марии Монтессори – это направление гуманистической педагогики, направленной на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов, это педагогика следования за ребенком. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.
| О принципах моей школы
Ребенок в семье
Любовь учителей. Новое воспитание. Новорожденный ребенок.
Педагогический метод
Через ребенка – к новому миру
В основе жизни
| Данный ученый внёс значительный вклад в историю педагогики.
| А.В. Запорожец (30 августа 1905 – 7 октября 1981 гг.)
| Идеи ученого о том, что в раннем детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими, духовными ценностями, позволили сформулировать ценностные основания, которые, по мнению А.В.Запорожца, определяют и регулируют не только социальное поведение и деятельность педагога и ребенка, но и их реальную жизнь.
| Вклад Запорожца А. В. в область дошкольного образования заключается в том, что он затронул проблему управления содержанием дошкольного образования в зависимости от определенного возрастного периода. Запорожец А. В. основывается на утверждении того, что периоды дошкольного детства обладают качественным своеобразием и несут непреходящую ценность.
| «Развитие произвольных движений» (1955); «К вопросу о возникновении так называемых произвольных движений» (1958); «К вопросу о сознательной регуляции человеческих движений» (1959); «К вопросу об установке и её роли в регуляции двигательного поведения» (1958); «Новая программа воспитания в детском саду» (1962); «О действенном характере зрительного восприятия предмета» (1962); «Психологические особенности становления нравственного поведения младших подростков» (1990); «Психологические особенности формирования самоконтроля» (1987).
| Данный ученый внёс значительный вклад в историю педагогики.
| Е. А. Флерина (18 ноября 1889 – 10 ноября 1952 гг.)
| Е.А.Флёрина выдвинула положение о взаимосвязи развития воспитания и обучения. Она рассматривала обучение в детском саду как организацию содержательной, насыщенной положительными эмоциями, радостной жизни детей, высказывала отрицательное отношение к заимствованию школьных программ и методов из-за рубежа.
| Большой вклад в разработку проблем дошкольной педагогики внесла Е. А. Флерина, которая раскрыла важные особенности эстетического развития детей. Разработала методики развития речи и художественного слова, изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
| Рисунок как материал для изучения ребенка. M., 1923; Детский рисунок. M., 1924; Из опыта исследовательской работы по детской книге. M., 1930; Какая игрушка нужна дошкольнику. M., 1933; Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. M., 1956; Эстетическое воспитание дошкольника. M., 1961; Игра и игрушка. M., 1973.
| Данный ученый внёс значительный вклад в историю педагогики.
| А.П. Усова (30 октября 1898 – 16 июля 1965 гг.)
| Разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и в семье: • исследовала пути оптимизации подготовки детей к школе, заложила основы концепции готовности детей к школьному обучению; • интересовалась вопросами содержания, форм и методов обучения в детском саду (результаты воплотились в программах); • разработала положение о двух уровнях знаний (1 - элементарные знания, приобретаемые стихийно, они играют в дошкольном детстве ведущую роль; 2 овладение теоретическими знаниями не менее важно и возможно в ходе специально организованного обучения); • рассматривала проблемы детской игры.
| 1947 г. разработано и издано методическое письмо
«Обязательные занятия в дс», раскрывалось
значение, содержание и организация занятий по
возрастным группам.
• 1954 г. в «Руководстве для воспитателей д/с»
рекомендовалось проводить обучение детей на
занятиях. Программный материал был рассчитан на
определенное количество занятий для каждой
возрастной группы по принципу постепенного
нарастания трудности и повторения.
А.П. Усова ставила перед дошкольным воспитанием особую задачу; придать дошкольному обучению развивающий характер. Поскольку, согласно диалектико-материалистической гносеологии и психологии, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий, особое значение на ранних ступенях умственного развития приобретает сенсорное воспитание, формирование процессов слуха, осязания, зрения.
| Дошкольная педагогика. – М.; Л., 1946. (в соавт.).
Забавы и развлечения детей в детском саду и дома: В помощь воспитателю детского сада. – М., 1944.
Занятия в детском саду. – М., 1953.
Игра и игрушка. – Л., 1940.
Обучение в детском саду. – 3-е изд. – М., 1981.
Обязательные занятия в детском саду. – М., 1947.
Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.
Русское народное творчество детском саду. – M., 1972.
| Данный ученый внёс значительный вклад в историю педагогики.
| Н.А.Ветлугина (19 июля 1909 – Умерла: 1995 г. (86 лет))
| По мнению Н. А. Ветлугиной, развитие сенсорных процессов происходит в музыкальной деятельности в процессе первоначального обучения пению идет формирование у дошкольников восприятия звуковысотных и ритмичных отношений. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов и т. д. тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развитого его эстетическое чувство. Неоднократно подтверждалась роль сенсорного воспитания и в изобразительной деятельности, так как изотворчество немыслимо без восприятия цветов, форм, пропорций.
| Н. А. Ветлугина — автор программ и методических пособий по музыкальному воспитанию и развитию детей в детском саду, образовательных программ для педагогических училищ и дошкольных факультетов педагогических институтов, создатель «Музыкального букваря», который является уникальным средством развития интереса детей к музыке как в условиях детского сада, так и в домашних условиях.
| «Музыкальное воспитание в детском саду» 1981 г.
«Музыкальное развитие ребенка» 1968г.
«Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» 1983 г.
| Данный ученый внёс значительный вклад в историю педагогики.
| Т.С.Комарова (16 июня 1931– 29 августа 2021 г.)
| Создала дидактически и психологически обоснованную, целостную систему обучения рисованию, лепке, аппликации детей 3-7 лет в детском саду, которая положена в основу совершенствования системы эстетического воспитания в дошкольных учреждениях России.
Основными условиями художественно-эстетического и творческого развития детей в рамках научной концепции Т. С. Комаровой являются следующие:
- приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям (игре: изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, трудовой);
- составляющей формирования духовных и творческих способностей ребенка является художественно-эстетическая деятельность, которая реализуется (по выбору ребенка) в разных видах культурно-досуговой деятельности;
- творческий подход педагогов к отбору разнообразного содержания образования, видов искусства и художественно-творческих видов деятельности;
| Её научные интересы преимущественно связаны с одним из важнейших аспектов дошкольного воспитания – эстетическим, умственным и нравственным развитием детской личности, подготовки детей к школе.
Основное направление исследований — дошкольное воспитание:
эстетическое, умственное и нравственное развитием детской личности, подготовка детей к школе;
| Монографии: Александрова Н.С., Брыкина Е.К., Губанова Н.Ф., Зацепина Н.Ф., Комарова И.И., Комарова Т.С., Куланина И.И., Новикова Г.П., Соломенникова О.А. Народное искусство – детям. Москва, 2016.
Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Москва, 2015.
Учебные и методические пособия: Комарова Т.С., Савенков А.И. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. Учебное пособие / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е издание, исправленное и дополненное).
Арапова-Пискарева Н.А., Белая К.Ю., Борисова М.М., Веракса А.Н., Веракса Н.Е., Волосовец Т.В., Гербова В.В., Губанова Н.Ф., Денисенкова Н.С., Дорофеева Э.М., Дыбина О.В., Евдокимова Е.С., Жигорева М.В., Зацепина М.Б., Кириллов И.Л., Комарова Т.С., Кутепова Е.Н., Куцакова Л.В., Лямина Г.М., Петрова В.И. и др. От рождения до школы.
Основная образовательная программа дошкольного образования / Москва, 2016. (3-е изд., испр. и доп.)
Авдеева С.М., Агличева И.В., Братухина М.Н., Григорьева Г.Г., Губанова Н.Ф., Дыбина О.В., Зацепина М.Б., Золотова А.К., Комарова И.И., Комарова Т.С., Куланина И.Н., Монина Г.Б., Новикова Г.П., Пелих Е.А., Радченко А.Ф., Славин С.С., Соломенникова О.А., Степаненкова Э.Я., Туманова Т.В., Ушакова О.С. и др. Образование для процветания. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Москва, 2014.
Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Москва, 2014. Сер. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы».
|
| О.П.Радынова
| формирование основ музыкальной
культуры у детей дошкольного возраста,
развитие творческих способностей в разных
видах музыкальной деятельности. Автор
предлагает четкую систему работы на основе
использования произведений искусства,
подлинных образцов мировой музыкальной
классики. К программе разработаны
методические рекомендации для педагога,
система занятий для всех возрастных групп
детского сада, беседы-концерты,
развлечения.
| Развитие у детей музыкальной культуры, развитие творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности.
Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных особенностей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов.
| Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла (мдк. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05) Ознакомиться
Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла.
Теория и методика музыкального воспитания и т.д.
| Данный ученый внёс значительный вклад в историю педагогики.
| Л.Н.Комиссарова
| Л. Н. Комиссарова выделяет по видам музыкальной деятельности три группы : 1. для различения характера музыки ( веселая, грустная ), музыкальных жанрах ( песня, танец, марш ); « Солнышко и тучка », « Подбери музыку »; 2. для различения элементов изобразительности о содержании музыки, о музыкальных образах « Узнай сказку », « Подбери картинку »; 3. для различения средств музыкальной выразительности ( темп, динамика и т. д.) « Музыкальный домик », « Кого встретил колобок ?». Можно классифицировать музыкально - дидактические игры, основываясь на виды исполнительства ( пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах ).
| музыкально-дидактические пособия и игры, разработанными на основе научных исследований и обобщения передового научного опыта. Игры и пособия представлены в определенной последовательности с учетом возраста детей (4-7 лет) и постепенным усложнением музыкально-дидактических задач.
| 1. учебник Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (учебник для студентов высших учебных заведений) Рецензия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена о рекомендации данного учебного издания к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы ВПО по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» по специальностям 050703 – дошкольная педагогика и психология и 050707 – педагогика и методика дошкольного образования, Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. В соавторстве с Радыновой О. П. Изд-во «Феникс +» Дубна 2014г. Издание второе, исправленное и дополненное. ISBN 978 -5 -9279 -0190 -6. 2. статья Формирование знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра. Образовательный потенциал: Материалы IIIМеждународной Ярмарки образовательных технологий. – Чебоксары: Научно-издательский центр «Articulus-инфо»,2014.- С.261-267.РИНЦ. 3. статья И.Л.Дзержинская – Один из основоположников музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольным образовательным учреждением:научно-практический журнал.- 2014. -№6. 4. статья Развитие музыкальных способностей у старших дошкольников в процессе музыкально-дидактических игр. В соавторстве с Шидловской А.. Чебоксары. 4-е Междунар. Пед. чтения «Традиции и новации образовательной системы»,2014.- РИНЦ. 5. Статья О проблеме взаимосвязи разных видов музыкальной деятельности дошкольников. Сборник научных статей VI Международная научно – практическая конференция «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях», 2013 г. 6. Статья У истоков эстетического воспитания: педагогические портреты. Материалы круглого стола: «Развитие отечественной системы эстетического воспитания», 2013 г. 7. статья Проблема развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе певческой деятельности. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях: Материалы V Международной научно-практической конференции. М.: 2012 – с.427 – 432. 8. статья Педагогические условия формирования основ этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-фольклорной деятельности. Европа и современная Россия: Материалы Международной научной конференции – Мадрид-М.: МАНПО, 2012. – с.451-456. 9. Рабочая программа учебной дисциплины Теория и технология музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Код и направление подготовки 050100.62 – Педагогическое образование. Профиль – Дошкольное образование и Музыка. Квалификация – бакалавр). М.: Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ 10. Рабочая программа учебной дисциплины Теория и технология музыкального воспитания детей дошкольного возраста. (Код и направление подготовки 050100.62 – Педагогическое образование. Профиль – Дошкольное образование и Музыка. Квалификация – бакалавр). М.: Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ
| Данный ученый внёс значительный вклад в историю педагогики.
| Дубинина Ирина 207 группа.
В данную таблицу были вписаны 12 ученых, были отмечены, указаны основные идеи, основные публикации, а также вклад в дошкольную педагогику. Также, к сожалению, не удалось найти информацию о годах жизни Л.Н.Комиссаровой и О.П.Радыновой. |
|
|