:«Владимир Святой и проблема выбора религии. Значение принятия христианства».. эссе история. Владимир Святой и проблема выбора религии. Значение принятия христианства
Скачать 31.39 Kb.
|
Эссе по истории на тему: «Владимир Святой и проблема выбора религии. Значение принятия христианства». На протяжении долгого времени язычество было основной религией на Руси. Это негативно отражалось на её развитии, ведь почти все страны, граничащие с Русью, исповедовали одну религию. Для налаживания отношений с зарубежными странами и укрепления власти ВладимирⅠ принял решение о введении на территории Руси единой религии. Владимир выбирал из огромного количества различных религий. Он осознавал, что язычество не обеспечит этнокультурного единства всех племён и земель Киевской Руси. Опираясь на историческую практику можно сделать вывод, что лучше всего единство обеспечивают так называемые мировые религии: ислам и христианство. Владимир рос закоренелым язычником и имел собственный взгляд на эти веры. После прихода к власти, в 980 году он попытался провести религиозную реформу, но попытка оказалась неудачной так, как она разрушила давно сложившуюся иерархию богов и назначила новую, где в качестве главного славянского божества назначался Перун. Это в корне разрушало языческие постулаты. Это спровоцировало подъём волны народного гнева, т.к. люди, долгие годы молившиеся Роду, были против того факта, что по собственному решению князя Перун был утверждён главным божеством. Владимир создал весьма абсурдную ситуацию. По факту он своим решением показал, что может управлять божественными явлениями. Этот шаг был достаточно глупым, непродуманным и не дальновидным. Несмотря на то, что первая попытка закончилась неудачей, Владимир продолжил пытаться провести религиозную реформу на территории всей Киевской Руси. В последствии он стал думать какую религию ввести, в качестве единственной, объединяющей все народы. Согласно православной версии принятия христианства, в основе этого события лежала процедура “выбора вер”. По своему геополитическому положению Киевская Русь состояла в тесном контакте с Хазарским Каганатом, где исповедовали иудаизм, арабо-мусульманским миром, где процветал ислам, католическими государствами Западной Европы и православной Византией. Согласно легенде, Владимир послал своих послов во все эти регионы, с целью нахождения лучшей веры. По возвращению послов им было принято решение сделать православное христианство единой религией. Но основная причина такого выбора, конечно, не в этом. По данным некоторых источниках, исламская вера была отвергнута Владимиром Ⅰ только по причине любви к пирам (в частности свинине и вину), но я считаю данный факт просто абсурдным. Реальная причина гораздо серьёзнее, а окончательный выбор проходил на совершенно другом уровне. Летописные свидетельства свидетельствует о том, что проблема была в том, что ислам включал в себя глубокую перестройку быта Руси и её жизни на совершенно непонятный и чужой большей части населения лад. Вместе с тем, необходимо отметить, что некоторое время исламом всерьёз интересовались при дворе Владимира. Для обращения из Хорезма на Русь был привезён имам - но это можно расценивать, как политическую игру князя, который уже выбрал византийский вариант и только хотел усилить своё влияние при Каспии (это совпало со временем очередного похода Руси в Дербент и на Ширван). Если обратить внимание на иудаизм, то его представителями по большей степени выступали хазары. Большая часть хазарской знати относила себя к «потерянным коленам», а правящий дом по женской линии относился к иудеям. Святослав разгромил Хазарское государство, которое впоследствии добил Владимир вместе со своими новыми хорезмийскими союзниками в ходе поволжского похода, и это вряд ли выступало, в качестве примера для подражания. Это и являлось основным политическим аргументом князя против принятия иудаизма. Окончательный выбор Владимир остановил на византийском христианстве. Несмотря на долгую приверженность язычеству, которая воспитывалась в нём с детства, со временем он поменял своё мнение. Сильное влияние на это оказала его бабушка княгиня Ольга. Она никогда не была бабушкой, прощавшей внукам все их шалости. После гибели князя Игоря, её мужа - от рук древлян она не просто отомстила убийцам, но и одна, управляла большой страной, в ожидании, пока вырастет её маленький сын Святослав. Но даже, когда он вырос, забот у Ольги не стало меньше. Большую часть времени Святослав проводил в военных походах, в то время пока мать правила Русью. Благодаря её мудрости и властности, страна стала процветать. Ольга - первая правительница Руси, принявшая христианскую веру. Правление княгини было соответствующим – справедливым, разумным и милосердным. Ольга хотела, чтобы именно такими стали её наследники, в числе которых был и будущий креститель Руси - Владимир. В то время, как князь Святослав - отец Владимира, завоёвывал новые земли, Ольга прививала своим внукам представления о честности и справедливости, воспитывала в них твердую волю и уверенность. Она очень хотела, чтобы её дети и внуки стали христианами. Ольга через собственные ошибки осознала, чем отличается созидающее, стойкое христианство от разрушительного язычества с его человеческими жертвоприношениями. Всё своё детство Владимир провёл рядом с бабушкой в Киеве. Перед его глазами была не только заботливая добрая старушка, но и уверенная мудрая правительница. Он видел, к чему приводят её решения, и какую радостью они приносят подчинённым. Также маленький Владимир посещал храмы, возведенные по просьбе Ольги греками. Детские впечатления отложились в душе будущего великого князя и сыграли не последнюю роль в принятии итогового решения. Также значительную роль при выборе православной веры, а не католической сыграли традиционные политические, экономические и культурные связи между Киевской Русью и Византией. Духовная власть в системе византийской государственности занимала подчинённое положение от императора. Это отвечало политическим желаниям князя Владимира. Очень значимыми оказались династические соображения. Благодаря принятию православия стал возможен брак между Владимиром и принцессой Анной (сестрой византийского императора), этот союз способствовал укреплению дружеских отношений с такой влиятельной державой, как Византия. Благодаря дружбе с Византией были открыты дороги к расширению культурных и торгово-экономических связей, а также Русь была защищена от многочисленных набегов кочевых племён, проживающих в Великой степи к северу от Чёрного моря, Византия их постоянно использовала, воюя со своими северными соседями: Ещё одним важным моментом при выборе православия стало следующее. При богослужении в католицизме использовался латинский язык, тексты богослужебных книг и Библии были также на этом языке. Православие не ограничивалось языковыми канонами. В это же время православие было утверждено в славянской Болгарии. Другими словами, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были близки для населения Киевской Руси. Посредством болгарских богослужебных книг и болгарских священнослужителей православие стало укрепляться в духовной жизни русского общества. Хочется отметить, что распространение христианства по Руси проходило достаточно медленно, новая вера встречала сопротивление населения, которое привыкло почитать языческих богов. Христианство достаточно медленно утверждалось. Окраинные земли Киевской Руси приняли христианство гораздо позднее, чем Киев и Новгород. Принятие христианства в православной традиции - один из определяющих факторов дальнейшего исторического развития нашего государства. Христианство выступило широкой основой для того, чтобы объединить все народы этого общества. Стёрлись границы между славянином и русом, славянином и угро-финном и т. д. Их всех объединила единая духовная основа. За счёт постепенного вытеснения христианством языческих обрядов и традиций произошла гуманизация общества. Введение единой письменности стало значительным культурным переворотом. Принятие христианства оказало значительное влияние на становление городской культуры, в стране, где по роду жизнедеятельности преимущественно развивалось сельскохозяйственность. Благодаря христианам развивалась история и философия, литература, книжное дело, храмное строительство. Посредством христианизации в Киевской Руси произошло становление нового типа государственности, в значительной мере приобретшего византийскую форму. Была установлена тесная взаимосвязь между церковной и светской властью, в ходе главенства светской власти над церковной. В первой половине XI в, начала оформляться церковная юрисдикция. В ведение церкви были переданы некоторые наследственные дела, дела о семье, браке, разводе. В конце XII в. церковь осуществляла надзор за службой мер и весов. Весомая роль отводилась церкви в международных делах, касающихся углубления отношений с церквями и христианскими государствами. После принятия христианства Киевская Русь стала частью европейского христианского мира, и соответственно полноценным элементом европейского цивилизационного процесса. Но, несмотря на все плюсы принятия христианства в православном варианте были и свои минусы. Православие помогло обособить Русь от западноевропейской цивилизации. После падения Византии Русская православная церковь и Русское государство в целом оказались изолированы от всего христианского мира. Именно это обстоятельство может частично объяснить отказ Западной Европы помочь Руси в её противостоянии с иноверцами (турками, татаро-монголами и другими завоевателями). Подытоживая можно сделать вывод, что принятие христианства – не только один из важнейших шагов для развития Руси и объединения её многонационального народа, но и одно из самых дальновидных и разумных решений Владимира Ⅰ. Эта реформа была необходима для дальнейшего развития страны, несмотря на то, что пролила много крови. Список используемой литературы 1. Аничков, Е.В. Язычество и Древняя Русь / Е.В. Аничков. - М.: Политиздат, 2014. - 384 с. 2. Бушуев, С.В., Миронов, Г.В. История государства Российского: Историко-библиогр. очерки. Кн. первая. IX-XVI вв / С.В. Бушуев, Г.В. миронов. - М.: Кн. палата, 2011. - 544 с. 5. Карамзин, Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая / Н.М. Карамзин. - Ростов н/Д: Издательство "Феникс", 2013. - 512 с. 7. Токарев, С.А. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев // 4-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 2013. - 576 с. 7. Пархоменко, В. «Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории» (к 900-летию кончины) / В. Пархоменко. – Изд-во: Тифлис, 2015. – 187 с. 8. Приселков, М.Д. Начало христианства Руси. Очерки из Истории Руси IX-X вв. / М.Д. Приселков. - М.: Политиздат, 2013. – 235 с. |