Доклад по истории. Киевская Русь. Владимира Святославича (9801015 гг.)
Скачать 19.2 Kb.
|
Киевская Русь-средневековое государство в Восточной Европе, оформившееся в 9 веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племен под властью князей династии Рюриковичей.В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке.К середине 12 века вступила в состояние феодальной раздробленности.Вплоть до монгольского нашествия Кие, утративший свое влияние в пользу новых центров силы, формально продолжал считаться главным «столом» Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей. В эпоху Владимира Святославича (980-1015 гг.)завершается формирование государства Русь.Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города.Была решена одна из важнейших задач того времени:обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Складывание единой государственной территории с единой правящей династией требовало идеологического завершения.Им стало принятие христианства в 988 г.по восточному, византийскому образцу.Христианство с его идеей вечности человеческой жизни(бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или в аду души человека после смерти)утверждало идею равенства людей перед богом.По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.Благодаря принятию христианства Русь становилась равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.Христианство повлияло на нравы и мораль.Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующем в языческом мировоззрении.Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития.Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным. При Ярославе Мудром(1019-1054 гг.)Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру 1, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г.Юрьев(ныне г.Тарту в Эстонии),утвердив русские позиции в Прибалтике.Первая кодификация правовых установлений была предпринята Ярославом Владимировичем.Этот свод законов принято называть «Правдой Ярослава»,или «Древнейшей правдой».»Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников.Это говорит о том, что нормы первобытного права существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки.Самыми ранними из дошедших до нашего времени памятников древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056-1057 гг, Изборники 1073 и 1076 гг.Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям.Крупнейший летописный свод Киевской Руси-«Повесть временных лет» (ПВЛ) возник в начале 12в.До нас ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в 14-15 вв. Она стала основой русского летописания.При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания.С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы.Сам Ярослав был женат на шведской принцессе.Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями.Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илариона- русского по происхождению.При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы(по дошедшим свидетельствам в городе было около 400 церквей). Был возведен 13-купольный Софийский собор и были возведены Золотые ворота. Софийский собор стал образцом для новгородского и псковского зодчества последующих столетий.Этими постройками город как бы подчеркивал свое желание не уступать по величию Константинополю. Наиболее популярным на Руси в то время был По Владимир Всеволодович Мономах. его инициативе в 1097г. состоялся Любечский съезд князей.Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип «Каждый да держит вотчину свою».Значение съезда состояло в том, что он фактически признал распад прежде единой Киевской Руси на «отчины» -родовые владения отдельных княжеских линий.Владимир Мономах(1113-1125 гг.) вошел в историю как крупный политический деятель,полководец и писатель.Он издал «Устав Владимира Мономаха». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство.Ему удалось удержать под своей властью всю Русскую землю.Он организовал в 1111 г. Поход русских князей против половцев и нанес им сокрушительное поражение.После смерти Мстислава(сын Владимира Мономаха) Киевская Русь распалась на полтора десятка княжеств-государств.Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями и не вела к их полной разобщенности.Об этом свидетельствуют единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы «Русской правда»,осознание людьми общей исторической судьбы. Говоря о Руси в этот период обычно останавливаются на трех важнейших регионах страны: Владимиро-Суздальской Руси, Новгородской земли и Юго-Западной:Галицкой и Волынской земель.Владимиро-Суздальская земля сыграла особую роль в истории страны, составив основу будущей российской государственности.Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от внешних вторжений естественными преградами-лесами, реками.Среди факторов, способствовавших подъему экономики и отделению этой земли от Киевской державы, следует назвать наличие выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества.Важнейшим из них был Волжский торговый путь, связывающий северо-восточную Русь со странами Востока.Через верховье Волги и систему больших и малых рек можно было пройти к Новгороду и далее в страны Западной Европы.В 11 в. На Севере-Восток перебирались жители Южной Руси в поисках свободной земли, защиты от княжеских усобиц и набегов кочевников.Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.) всю свою жизнь посвятил борьбе за киевский великокняжеский престол.С Юрием связано первое летописное упоминание о Москве в 1147г., куда он приглашал своего союзника.Однако ученые не признают Юрия основателем Москвы, полагая, что поселение на ее месте существовало еще в 10 в.Наследником Юрия стал его сын Андрей Боголюбский (1157-1174гг.). Андрей перенес столицу из Суздаля в небольшой городок Владимир-на-Клязьме, который застроил с необычайной пышностью, Были сооружены белокаменные Золотые ворота, возведен величественный Успенский собор .В шести километрах от столицы княжества, на слиянии рек Нерли и Клязьмы, Андрей основал свою загородную резиденцию-Боголюбово.При Андрее Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси.Правители Владимиро-Суздальского княжества носили титул великих князей.Центр русской политической жизни переместился на северо-восток. В политике Андрея Боголюбского находила отражение тенденция к объединению всех русских земель под властью одного князя.Политику Андрея продолжил его сводный брат-Всеволод Большое Гнездо(1176-1212 гг.)При нем с большим размахом было продолжено белокаменное строительство во Владимире и других городах княжества.Всеволод Большое Гнездо пытался подчинить своей власти Новгород, расширил территорию своего княжества за счет новгородских земель по Северной Двине и Печоре.Владимиро-суздальский князь был в то время сильнейшим на Руси.Владимиро-Суздальское княжество сохраняло первенство и после смерти Всеволода Большое Гнездо. Раздробленность-закономерный этап становления древнерусской государственности, вызванный поступательным развитием общества.Она привела к ускоренному росту городов, поскольку каждый князь стремился укрепить и украсить свою столицу, что требовало совершенствования ремесла, строительного дела, способствовало росту торговли.Раздробленность сделала более богатой и разнообразной древнерусскую культуру, вызвала к жизни новые центры летописания, так как самостоятельные княжеские династии стремились обзавестись собственной историей.Вместе с тем раздробленность способствовала упадку военного могущества Древней Руси, особенно из-за дальнейшего дробления крупных княжеств.Наиболее болезненно это сказалось в 13 в.,в период монгольского нашествия.Также Процесс дальнейшего экономического подъема Владимиро-Суздальского княжества был прерван монгольским нашествием. |