Главная страница

Эссе Власть как этическая дилемма в менеджменте _Государь Макиавелли. Эссе Власть как этическая дилемма в менеджменте _Государь Маккиа. Власть как этическая дилемма в менеджменте по произведению Никколо Макиавелли Государь


Скачать 25.35 Kb.
НазваниеВласть как этическая дилемма в менеджменте по произведению Никколо Макиавелли Государь
АнкорЭссе Власть как этическая дилемма в менеджменте _Государь Макиавелли
Дата31.01.2023
Размер25.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе Власть как этическая дилемма в менеджменте _Государь Маккиа.docx
ТипРеферат
#913987

Эссе на тему «Власть как этическая дилемма в менеджменте» по произведению Никколо Макиавелли «Государь».

Автор – Б… Евгений Сергеевич
Введение

Моральная (этическая) дилемма – согласно Википедии, это «ситуация выбора, в которой кто-либо поставлен перед необходимостью нравственного выбора между двумя возможностями, при которой выбор любой из них связан с нарушением тех или иных моральных предписаний».

Конкретизировать в управлении можно таким образом, что под Этической дилеммой (далее – ЭД) в менеджменте понимается противоречие между моральными нормами индивида и принимаемым им управленческими решениями.

Действительно, с вершины моральной (христианской) нравственной точки зрения, смысл существования человека в этом мире, - любовь к ближнему, «положить жизнь за ближнего своего», тренировка, испытания и подготовка души к жизни вечной. Горизонт событий – жизнь человека (70-100 лет). С позиции бизнеса цели менеджера, - это максимизация прибыли на краткосрочном временном периоде (до 1 года), стратегическая устойчивость бизнеса (1 – 3 года), достижение измеримых КПЭ (до 5 лет) в интересах собственников, учредителей.

Как видно, объекты (душа и прибыль), цели и временные горизонты не совпадают, конфликт неизбежен.
Содержание

Исторический контекст.

«Государь» Н. Макиавелли - это один из первых трудов, который дает почву для обоснования принятия жестких, непопулярных решений, но уже в контексте тысячелетней нравственной традиции просвещенного христианства. Развитие государств, колониальные войны, необходимость содержания войск ради выживания и мощи государственного строительства, назревание промышленных революций, - невольно подводят государственных правителей к людоедским методам империй дохристианской эпохи, управления и консолидации под единой волей все больших людских масс. Как решить эту дилемму, как пройти по тонкой грани допустимого, с одной стороны, оставаясь в контексте христианской любви к ближнему, а с другой, эффективно достигая целей выживания народов и наций в конкурентной борьбе, - таким вопросам властителей требовались ответы просвещенных философов средневековья.

Этическая дилемма макиавеллизма в менеджменте.

Философ в своих наставлениях руководствуется актуальной практичностью здравого смыслом, а не моральными установками; «жестокой реальностью», а не нравственными законами. Итальянец Н. Макиавелли считает оправданным совершение зла во благо главной цели (в современном менеджменте это цели компании, отдела и т.д.): «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности» (гл. 15). «Цель оправдывает средства» - таков принцип сильной власти с точки зрения Н. Макиавелли.

Подход понятен, - раз уж несовершенны люди и чем сильнее они отстоят от морального идеала, то это в принципе оправдывает не совсем светлые моральные методы управления ими. Более того, как и тысячи лет назад, люди, социальные существа, склонные к лени, готовы подчиняться тому, кого они признают в совокупности качеств выше себя, - более сильным, жестоким, харизматичным, умным, трудолюбивым, удачливым, богатым по родству, имеющим связи и широкий круг покровителей и т.д., способным принимать на себя решения и брать ответственность в любых ситуациях.

Задача руководителя заключается, таким образом, в постоянном совершенствовании и тренировке этих качеств, а также расширении своих умений в диапазоне их применения, при сохранении той дистанции правителя, которую Н. Макиавелли называл «сохранение почитания (гл. 21) и страха».

Актуальность «Государя» для современной практики менеджмента.

Философ обращает внимание читателя на важность временного контекста: «Сохраняют благополучие те, чей образ отвечает особенностям времени» (гл. 25). В современных развитых странах от серьёзного нравственного выбора уберегает законодательство. Менеджер не обладает такой свободой действий, как государи столетия назад. Неверные действия управленца могут привести не к «свержению» с должности, а скорее к нежелательному поведению сотрудников и торможению дела. Что же касается необходимого условия возникновения этической дилеммы (моральных норм индивида), то в век светских государств и отсутствия религиозного давления рождение дилемм в управлении менее вероятно ввиду отсутствия у человека такого количества внутренних противоречий.

С другой стороны, Н. Макиавелли даёт ряд важных советов, актуальных и в наши дни. К примеру, необходимость видеть зарождение «чахоточной лихорадки» в самом начале, когда симптомы болезни не явные, а вылечить недуг легко, - разлады в коллективе, отставания по целевым показателям организации и т.д. Предупреждения итальянского мыслителя об опасности наёмного войска в современном менеджменте актуально с точки зрения наёмных сотрудников. В некоторых предприятиях сотрудник, чьи цели не совпадают с целями компании, может нанести существенный вред производственному процессу.

Очевидно, полезным и актуальным советом не только в менеджменте, но и в жизни, является наставление «не совершать ничего, что могло бы вызвать ненависть и презрение» (гл.19).

Работают ли сегодня в бизнесе тезисы, заявленные итальянским мыслителем, - «разделяй (разрушай) и властвуй», «величие создается через преодоление трудностей», «создавай даже в мирное время такую обстановку, чтобы ты был всем все время нужен», «давай управляемым новизну, удивляй», «если хочешь достичь целей правителя, - могущества, покоя, почести и счастья (гл.6), - не переставай постоянно работать, держать процессы на контроле, быть адекватным ситуации»? Конечно! Как на уровне бизнеса, так и на уровне управления странами, - опора на народ, на собственные подконтрольные силовые структуры и доверенную знать (команду). Все мы видим, что военные перевороты и влияние на мировые события касты воинов по- прежнему актуальны во многих странах.
Заключение

Природа человека (мужчины), как и тысячелетия назад неизменна, - «страсть к завоеваниям (расширению жизненного пространства) – дело естественное и обычное» (гл.3). Совмещение божественного и звериного, заложенное в природе человека, никуда не пропадает, именно это определяет вечную этическую дилемму. Насколько мир будет способен идти по пути прогресса (усложнения цивилизационной системы на базе критической массы приверженцев высокоморальных ограничителей, власть касты мудрецов) или же регресса всеразрушающего хаоса, упрощения, оскотинивающего потребительства (слияние власти каст купцов и воинов), - и будет в дальнейшем определять сроки актуальности истин средневековых мыслителей.


написать администратору сайта