Елао. Влияние Георга Гегеля на мировоззрение Карла Маркса и В. И. Ленина
Скачать 221.63 Kb.
|
1 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И.ВАВИЛОВА Факультет менеджмента и агробизнеса Кафедра социально-гуманитарных наук РЕФЕРАТ Тема: Влияние Георга Гегеля на мировоззрение Карла Маркса и В.И.Ленина Выполнил: аспирант Клюкин Дмитрий Юрьевич Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Романченко Валерий Яковлевич Саратов 2015 2 3 Содержание Введение 2 Глава 1. Философия Гегеля: социально-экономические аспекты 5 Глава 2. Влияние Гегеля на мировоззрение Карла Маркса 9 Глава 3. Влияние Гегеля на мировоззрение В.И.Ленина 17 Заключение 22 Список использованной литературы 24 4 Введение Целью моего реферата является исследование на материале источников и их толкований различными критиками и исследователями влияния философии Георга Гегеля на мировоззрение основоположника научного коммунизма – Карла Маркса и его идейного последователя российского марксиста В.И. Ленина. Для этого, с моей точки зрения, необходимо выполнить ряд задач. Во-первых, необходимо определить основные идеологические и социальные аспекты философии Гегеля, выделить среди них те, которые оказали наиболее значительное влияние на основоположников марксизма; Во-вторых, нужно выяснить, как философские идеалы Гегеля повлияли на формирование мировоззрения Карла Маркса; И, в-третьих, необходимо выявить те идеи и взгляды В.И.Ленина, которые он почерпнул из философских идеалов Гегеля. В современной России все чаще раздаются голоса в пользу реабилитации русифицированного в свое время большевиками марксизма как прагматичного и перспективного для России учения о государственном развитии. Поэтому актуальным становится, в частности, объективное исследование марксизма как идеологии, эволюции взглядов его идеологов и последователей. При этом толчком для возникновения и эволюции мировоззрений Карла Маркса и В.И. Ленина стала философия Георга Гегеля. Для решения поставленных цели и задач я опирался на ряд разнообразных источников, исторических и философских исследований, которые содержат обширный и разнообразный материал, относящийся к различным взглядам представителей различных исторических и философских школ. Профессор Колесников А.С. утверждает, что в философии Гегеля «история развивается помимо желаний и интересов отдельных людей. Мировой разум управляет движением человеческой истории по своему усмотрению, и потому его логика непостижима» [ 8. С. 214]. Сравнивая 5 идеалы Гегеля и Маркса он отмечает: «Если у Гегеля процесс мышления выступает творцом действительности, то Маркс считает идеальное материальным, «пересаженным» в человеческую голову» [8. С.220]. Современный биограф жизни Карла Маркса Павел Берлин пишет, что «гегельянство Маркса в его первых статьях не ограничивалось внешнею «гегельянскою» аргументацией, оно шло гораздо глубже и определило собою основную исходную точку зрения Маркса на государство и право» [ 2. С. 36]. Вождь российских марксистов В.И.Ленин, по словам его современника, знакомого с семьей Ульяновых - Валентинова Н.В. «выжимая» из «Логики» Гегеля цитаты «в своих «Философских тетрадях» начал фабриковать «партийную гносеологию», новую разновидность метафизики в виде некоей диалектической, с «самодвижением всего сущего», онтологии» [ 3. С.78]. Английский исследователь истории и философии коммунизма Дэвид Пристланд утверждает, что «Маркс использует философский язык Гегеля» в своих трудах [ 6. С.64]. Но при этом Маркс создает свою собственную диалектическую систему, непохожую на диалектику Гегеля, но имеющую смысловые параллели. Другой западный исследователь творчества Карла Маркса американец Том Рокмор отмечает: «Вопреки утверждениям марксистов, Маркс не был в глубине души антигегельянцем. В главном он был скорее гегельянцем. На самом деле, он – безусловно величайший ученик Гегеля, а поскольку Гегель – немецкий философ идеалист, Маркс является даже (в каком смысле – нам еще предстоит уточнить) немецким идеалистом. Поэтому упорное стремление марксистов противопоставить материализм идеализму, а Маркса – Гегелю, является серьезной ошибкой» [ 11. С. 88]. Вождь российских социал-демократов В.И.Ленин стал изучать Гегеля серьезно и углубленно лишь после революции 1917 года. И в этот период Ленин изменил часть своих идеалов относительно ряда основополагающих материалистических законов. В этом изменении основным виновником является философское учение Георга Гегеля. 6 Таким образом, Гегель невольно стал «учителем» и вдохновителем основоположников коммунистических доктрин. Степень его влияния в трудах Маркса и Ленина инвариантна, но имеет большое влияние безусловно. Гегель является тем философским «мостом» от средневековой схоластики до атеистической немецкой философии, который привел многих мыслителей XIX и XX веков к новейшему глобальному мировоззрению – к социализму и к одной из самых влиятельных его разновидностей – к коммунизму. 7 Глава 1. Философия Гегеля: социально-экономические аспекты Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте в семье чиновника. В 23 года этот гениальный юноша заканчивает учебу в теологическом институте, где получает степень магистра философии. Но философские идеи и идеалы, после окончания Тюбингенского института, не были еще его жизненной целью и содержанием его мировоззрения. Он скептически писал: «Хорошо знаком с богословием и филологией, но совершенно равнодушен к философии» [ 1. С. 171]. Но с 1793 года Гегель начинает сотрудничать с другим немецким философом Шеллингом в издании философского журнала и начинает писать книгу «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», где поддержал взгляды Шеллинга. Работая домашним учителем, он получает от родителей значительное наследство, которое и подтолкнуло его к полной отдаче карьере философа. Свое мировоззрение он формировал, опираясь на философские идеи Руссо, Канта, Фихте и Шеллинга. Результатом его полной отдачи философии стали книги, которые получили мировую известность: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии». Эти книги создали новые философские мировоззренческие парадигмы, которые в дальнейшем оказали влияние на многих философов, историков, социологов. Идеи Гегеля восхищали и идеологов марксизма и российского социализма. Центральным понятием его философии становится «развитие», которое происходит по спирали, с повторением отдельных элементов развития на новом, более качественном уровне. При этом «развитием» всего исторического управляет абсолютный (божественный) дух, который порождает из себя бытие и управляет его движением. Опираясь на свои идеи феноменологии абсолютного духа Гегель создает логически стройную теорию взаимоотношения всеобщих законов и 8 категорий диалектики. Центральными понятиями диалектики Гегеля становятся: всеобщая взаимосвязь, раздвоенность всякого единства, развитие через борьбу противоположностей. Всякое противоречие является внутренним источником развития, которое проходит три ступени (гегелевская диалектическая триада): тезис (утверждение) – антитезис (отрицание) – синтез (соединение частей утверждения и отрицания в новом качестве). Опираясь на философию Фихте и Шеллинга, Гегель формирует законы диалектики: 1) Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону внутренние противоречия служат источником развития. Этот закон подчиняет себе два остальных закона. 2) Закон отрицание отрицания. Согласно этому закону, любое изменение или развитие предполагает отрицание своего предыдущего состояния. При этом то, что отрицается в настоящем, будет отрицаться и в будущем. 3) Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Согласно этому закону именно после накопления количественных характеристик однородного происходит качественный скачок в развитии. И наоборот, когда качество затем переходит в количество, то происходит обратный скачок к новой противоположности. Используя христианскую идею Бога-Троицы (Бога-Отца, Бога-Сына и Бога – Святого Духа) Гегель в основу своего философского миросозерцания мира выдвигает триаду «царств». Как отмечает советский философ Гулыга А.: « «Царство отца» - бытие бога до сотворения мира, сфера логических категорий. «Царство сына» - сотворенный мир (не только природы, но и конечного духа); Христос умирает в этом мире и воскресает в «царстве духа», которое представляет собой синтез первых двух «царств», духовную общину верующих, объединенных едиными принципами нравственной и государственной жизни» [ 5. С. 24]. 9 В философии Гегеля берет начало идея формационного развития общества, которую впоследствии сформулировали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и В.И.Ленин. Вот только марксисты вместо божественного «абсолютного» духа выдвинули в своих миросозерцательных схемах некие абстрактные «общие законы исторического развития», которые вкупе с теорией эволюции стали новыми парадигмами истории Нового и Новейшего времени. Гегель учил, что Божественный («абсолютный») дух создает из самого себя своеобразную «абсолютную идею» мироустройства бытия. Эта «абсолютная идея» вкладывает в мир всеобщие законы и свойства, которые подчиняют себе всякое существо, существующее, и в духовной, и в материальной сферах. При этом исследователи отмечают, что «великий диалектик отрицал эволюцию и мутацию в природе, обусловленную приспособлением биологических организмов к изменившимся внешним условиям» [ 8. С. 212]. Абсолютная Идея (или Мировой разум) является наивысшем состоянием бытия. Это – Логос, или Бог, который у Гегеля объясняется размыто, абстрактно и пантеистически. «Бог» Гегеля не есть Личность, а есть Вечный закон. Именно с ним и связывает Гегель процесс развития, который у него имеет чисто духовный источник, и отрицает материалистическое вмешательство. Сначала во Вселенной происходит зарождение идей, а затем диалектика вещей – исходящая из этих идей. Согласно философии Гегеля – «саморазвитие Абсолютной Идеи лежит в основе развития природы, общества и мышления человека. Цель этого движения – достижение высшей точки синтеза – абсолютного духа, где разрешаются все противоречия» [ 1. С.172]. Гегель считал, что история развивается вопреки желаниям и интересам людей. Мировой Божественный разум управляет движением человеческой истории по своему усмотрению и произволу, что приводит к непостижимости логично объяснить исторические процессы. При этом, «в определенный момент мировой дух выбирает для реализации своих целей какой-то народ и в нем выдающихся личностей, способных реализовать 10 нужные для мирового разума идеи (вкладывая их в сознание выдающихся политических деятелей и полководцев, ведущих за собой массы)» [8. С.214]. Таким образом, философия Гегеля более близка идеям Льва Гумилева с его пассионарными народами, чем идеям марксистов с их пассионариями - эксплуатируемыми классами. Но, несмотря на эти различия, идеи Гегеля о некоем развитии человеческого общества, благодаря воздействию на него неких закономерностей истории, оказали большое влияние на творчество идеологов марксизма. Одни идеи они восприняли в чистом виде, другие отринули, как нереальные, и третьи реформировали под свои идеалы. Гегель даже представить не мог, что его идейные философские содержания приобретут новое видение и новое содержание. Еще при жизни Георг Гегель был провозглашен величайшим философом эпохи. А после его смерти его философия распространилась далеко за пределы Германии и приобрела себе многочисленных поклонников по всему миру. При этом большую роль в распространении его идей и идеалов сыграли не ученики Гегеля, а скорее его искренние критики – Маркс и Энгельс. Они в своих критических статьях не принимая объективного идеализма Гегеля, тем не менее, почтительно отнеслись к диалектике, и многое почерпнули для своих идей и идеалов именно из нее. 11 Глава 2. Влияние Гегеля на мировоззрение Карла Маркса Философию немецкого материализма сформулировал выдающийся немецкий философ и экономист Карл Маркс и его друг и соратник, теоретик революционного движения Фридрих Энгельс. До них ни одно из учений немецких философов не было так влиятельно на общественные взгляды Запада. Марксизм стал не просто новым явлением на Западе, а по сути заменой христианской религии. Причинами стол широкого и популярного распространения марксизма исследователи связывают, во-первых, с его целостным подходом, который охватывал многие философские, социальные и экономические проблемы; во-вторых, он пытался научно обосновать экономическое и социальное неравенство и возможность построения более совершенного общества, в котором бы воплотилась триада Великой французской революции: идеи свободы, братства и равенства. По оценкам В.И. Ленина, основными источниками и составными частями марксизма являются немецкая классическая философия, французский утопический социализм и английская политическая экономия. Как отмечает Аблеев С.Р.: «Основой марксистской философии явились: - немецкая классическая философия (прежде всего идеи Гегеля и Фейербаха); - английская политэкономия (Смит, Риккардо, Оуэн); - французский утопический социализм ( Фурье, Сен-Симон); - французская историческая наука (Тьерри, Гизо, Минье); - естественные открытия (клеточное строение живых организмов, закон сохранения энергии, теория происхождения и эволюции видов)» [1. С. 177]. После смерти Георга Гегеля его ученики разделились на два направления, которые Давид Штраус определил как «правое» (К.Конради, Г.А.Габлер, И.Э. Эрдман, К.Фишер и др.) и «левое» (Б.Бауэр, М.Штирнер, А.Руге, Л.Фейербах и Карл Маркс). 12 Карл Маркс, таким образом, был близок в начале 40-х годов XIX века кружку левых младогегельянцев. Впрочем, эволюция взглядов Карла Маркса менялась в зависимости от политического момента и ее нельзя назвать постоянной и доктринальной. Так, во время учебы в гимназии в Трире (1830- 1835 гг), Маркс был по взглядам интернационалистом и интеррелигиозником, в это время он имел религиозное миросозерцание, которое порой перерастало в бунт против Бога и поклонение первому революционеру – дьяволу. Во время учебы на юридическом факультете Боннского университета (1835-1841 гг.), Маркс, стал издавать свои первые публицистические статьи, где он критиковал прусскую государственную систему. В это время началось формирование общефилософского мировоззрения Маркса и его сближение с младогегельянцами. Под влиянием исследователя Евангелия Бруно Бауера, который критично относился к религии, в начале 40-х годов Маркс перешел от идей революционного демократизма к коммунистическим идеалам. В 1842 году он под влиянием философии Гегеля пишет статью в «Рейнской газете», где обосновывает право крестьян на сбор хвороста в лесу. В этот период он считал, что «государство стоит над классовой борьбой и выше ее». В 1843 году Маркс стал изучать социалистические учения, в это время он был горячим последователем философии Людвига Фейербаха, который разрушал «теологические предрассудки» общества в своих книгах и статьях и в центр бытия ставил человека, а не Бога. Философия Фейербаха побудила Маркса стать выразителем реализма и материализма и выступить против Гегеля. По словам Фридриха Энгельса - он в этот период вместе «с Марксом пережили освободительное влияние» книги Фейербаха «Сущность христианства» [2]. В 1844 году Маркс пришел к новому убеждению, согласно которому, необходимо критически пересмотреть экономические основания буржуазного общества, которое он выразил в своей брошюре «Экономически-философские рукописи». В этом же году Маркс 13 познакомился с Фридрихом Энгельсом, в соавторстве с которым впоследствии он написал большинство своих трудов. В 1845 году в совместном труде «Святое семейство» Маркс и Энгельс выступили противниками субъективного идеализма младогегельянцев. В другой статье («Тезисы о Фейербахе»), в этом же году, Маркс отринув идеалистические воззрения Гегеля о «абсолютном духе» - управителе бытия, решающее значение в жизни общества отводил реальной практике и действительности: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Таким образом, Маркс пришел к отрицанию идеалов Гегеля, который считал, что общественным развитием управляют не индивидуумы и коллективы, а некий надмирный Абсолютный дух – творец исторического процесса. По идеалам Маркса – творцом исторического процесса является человек, а не надмирные или пантеистические «духи». Опираясь на материализм Фейербаха и диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс разрабатывают новую концепцию материализма – диалектический материализм. Его основные положения гласили: 1) природа первична и состоит из материи; 2) Бог и духовные существа не имеют реального бытия – их не существует; 3) материя существует вечно и никем не создавалась, она является единственной реальной субстанцией; 4) сознание (духовное начало) является свойством высокоорганизованной материи, а не принадлежность божественной сущности; 5) человеческое сознание возникает на высших ступенях эволюции природы. Маркс, опираясь на тезисы Гегеля, выводит закон научного коммунизма – развитие природы, человека и общества подчиняется законам диалектики. При этом в своем развитии природа проходит множество последовательных стадий-формаций, высшая из которых – формация разумной жизни. Происхождение человека Маркс объясняет естественными природными причинами, опираясь всецело на теорию Дарвина (которому он даже посвящает свой известный трехтомник «Капитал»). 14 В практической деятельности человека Маркс ведущую роль отводит производственной деятельности, которая определяет уровень развития и тип организации общества. Такие типы Маркс называет общественно- экономическими формациями. В статьях и книгах Маркса встречаются разные типы формаций. В общем виде их можно подразделить на следующие: доклассовое общество – классовое общество – бесклассовое общество(коммунизм) (см. «Набросок письма к Вере Засулич», 1881 г.). Но более детально учение Маркса выделяет: 1) первобытно-общинную (азиатскую); 2) рабовладельческую (античную); 3) феодальную; 4) капиталистическую (буржуазную); и 5) коммунистическую формации. В 1846 году Маркс и Энгельс в соавторстве закончили работу над двухтомником «Немецкая идеология» (но издать его в то время не удалось), в котором они предложили материалистическое понимание истории, заложив тем самым основы исторического материализма. Маркс пришел к выводу, что не дух, а материя управляет всяческими общественными и историческими процессами, а экономика является сферой общества, которая направляет любое общественное развитие и является господствующей в нем. В 1847 году Маркс написал книгу «Нищета философии», где подверг критике философские и экономические взгляды социалиста-анархиста француза Жозефа Прудона. В 1847 г. Маркс и Энгельс опубликовали известный «Манифест Коммунистической партии», который стал первой программой научного коммунизма. В «Манифесте» они утвердили: - теорию классовой борьбы; - учение о всемирно-исторической революционной роли пролетариата; - тезис о неизбежности установления диктатуры пролетариата; - глобальный призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Программа научного коммунизма содержит в себе ряд идей, которые можно вывести из философии Гегеля – из его диалектики. 15 Первый диалектический закон Гегеля - единства и борьбы противоположностей, согласно которому внутренние противоречия служат источником развития, схож с идеями Маркса о том, что формационному развитию общества способствуют внутренние противоречия (гражданские войны, революции, классовая борьба). Таким образом, можно сказать, что Маркс, используя закон Гегеля, выдвинул первый диалектический закон научного коммунизма: Общественное развитие происходит благодаря классовой борьбе, которая является результатом внутренних противоречий. Второй диалектический закон Гегеля - отрицание отрицания, согласно которому, любое изменение или развитие предполагает отрицание своего предыдущего состояния, также схож с идеями Маркса о том, что одна формация общественного развития неизбежно будет отрицать-отвергать предшествующую формацию. Таким образом, Маркс выдвигает второй диалектический закон научного коммунизма: мировой общественный процесс направляет отрицание формацией прогрессивной старой формации, которая также отрицает новообразованную формацию. Третий диалектический закон Гегеля - перехода количественных изменений в качественные, и наоборот, согласно которому именно после накопления количественных характеристик однородного происходит качественный скачок в развитии; и наоборот, когда качество затем переходит в количество, то происходит обратный скачок к новой противоположности, также схож с идеями Маркса о том, что каждая формация являясь более прогрессивной по отношению к предыдущей, накапливает критическую массу противоречий, которые заставляют перейти общество к новому формационному развитию. В 1859 г. Маркс выпустил книгу «Критика политической экономии», где он выдвинул теорию образования придаточной собственности и заявил о невозможности эволюционного освобождения от эксплуатации в рамках капиталистической формации. 16 Но вершиной его научной деятельности стал фундаментальный трехтомный труд «Капитал» (1-й том вышел в 1867 г., 2-й – в 1885 г, и третий – в 1894 г.), где Марксом были раскрыты основные законы и механизмы функционирования капиталистического общества и производства. В «Капитале» Маркс изложил экономическое обоснование теории пролетарской революции, где проводил идею того, что если капиталистическая верхушка не осознает необходимость эволюционного перехода к социалистической формации, то это сделает объективный закон формационного развития общества в форме мировой революции, которая начнется в развитых странах, и, перекинувшись на периферийные страны завоюет весь мир, объединив его в некое глобальное коммунистическое общество. Центральное место в учении Маркса занимает идея отчуждения человека в капиталистическом обществе, где господствует частная собственность. Идею отчужденности до Маркса разрабатывали Гегель и Фейербах, но только в духовном аспекте. Они считали, что отчуждение преодолевается через совершенствование сознания человека. Маркс же в своей философии ставит на первое место отчужденный труд или экономическое отчуждение. Отчужденный труд, по его идеалам, это труд подневольный, где один человек вынужден работать на другого человека. Причиной отчуждения, по мнению Маркса, является частная собственность. Поэтому, процесс противоположный отчуждению – это процесс присвоения человеком своей родовой сущности, который достигается путем преодоления отчуждения через устранение частной собственности. Устранение частной собственности осуществляется в свою очередь путем революционного преобразования социально-экономического строя (формации). Революция, по мнению Маркса, будет закономерным явлением в капиталистическом обществе, так как буржуа сам не захочет отказаться от своей собственности в пользу пролетариата. И когда частная собственность в ходе революции будет устранена, то труд становится свободным, творческим, наукоемким и 17 превращается в средство саморазвития человека, а не в божественное проклятие. Это создаст общество равенства и братства – коммунизм. Таким образом, Гегель, повлияв своими идеалами и схемами на мировоззрение Маркса, создал идеологическую основу для его материалистического мировоззрения. При этом Маркс раскритиковал Гегеля. Так, Маркс утверждал, что социальные институты невозможно понять исходя из абстрактного «абсолютного духа», поскольку общественные институты опираются на реальные материальные условия. Как отмечает Колесников А.С.: «Ошибками Гегеля он считал подчинение гражданского общества государству и подмену субъекта предикатом» [ 8. С.220]. И если Гегель проповедовал идею того, что процесс мышления выступает творцом действительности, то Маркс считал, что все идеалы мышления порождает в человеческой голове материальная действительность. Впоследствии Маркс, порвав с учениками Гегеля – младогегельянцами, подверг их острой критике. Критикуя Фейербаха, которого Маркс считал своим учителем, Маркс заявил о том, что нужно не ограничиваться только одной критикой религиозных представлений, а необходимо развивать материалистическое мировоззрение. Но материализм Фейербаха, Маркс считал неисторическим, плоским и механическим, понимающим сущность человека абстрактно и идеалистически, а не как совокупность общественных отношений, а потому не понимающим значение практики революционной деятельности. Далее Маркс подвергает критике учение младогегельянца Б.Бауэра о политической эмансипации: демократия, по мысли Маркса, наоборот углубляет пропасть между частным и государственным интересом и ведет к ожесточению противоречий. Маркс выдвигает материалистический закон научного коммунизма: бытие определяет сознание, а не сознание бытие. А значит, философия сама по себе не может привести к освобождению эксплуатируемого человека и поэтому необходимо теорию соединить с реальной практикой классовой борьбы. 18 В своих идеалах К.Маркс рисует человека практическим существом, которое в процессе своего бытия преобразует окружающий мир в целях потребления определенных жизненных благ. Из-за материальных благ человек и живет, и борется, и существует. История любого исторического общества рисуется им, как классовая борьба, которая является двигателем общественного формационного прогресса. Капитализм упростил классовые противоречия, но не уничтожил их, разделив общество, на два отрицающих друг друга класса – буржуазию и пролетариат. При этом именно пролетариат уничтожит это последнее общественное противоречие (отрицание отрицания) путем мировой революции и станет могильщиком буржуазии и создателем высшей формации – коммунизма, где наступит долгожданный мир и безопасность для всего человечества. 19 Глава 3. Влияние Гегеля на мировоззрение В.И.Ленина Но воплощать в реальность теорию Маркса и Энгельса пришлось, по стечению исторических обстоятельств и по прихотям судьбы, не Германии, а России. Именно в России марксизм получит свое дальнейшее развитие и практическое применение. Наибольший вклад в разработку учения Маркса в условиях российской цивилизации внес теоретик и практик социальной революции – российский марксист В.И.Ленин. Ленин начинает пересмотр марксизма и привязывает его к российским условиям. Он отвергает идею Маркса о мировой коммунистической революции. По мнению Ленина победа социализма «возможна первоначально в одной или нескольких странах», которую он обосновывает законом неравномерного развития капитализма, открытого российскими народниками. В рамках российской цивилизации слабость русского капитализма увеличивала шансы победы «диктатуры пролетариата» и открывала ему путь к социалистической революции. Развивая марксистское учение, Ленин делает целый ряд уточнений, которые потребовали новые научные достижения. Не оглядывая на авторитет «наследника Маркса» Энгельса, Ленин своеобразно подходит к проблеме материи. В начале XX века открытие делимости атома вызвало полемику в рядах марксистов и стремление некоторых марксистов заменить онтологию Маркса учениями Маха, Авенариуса, неокантианцев. Возникла опасность отказа от материализма, так как многие ученые посчитали, что, если атом делим – то «материя исчезла». Ленин, будучи яростным материалистом, не мог с этим согласиться. Он резко выступил против А.А. Богданова, сторонника махизма и Плеханова, который догматично воспринимал диалектический материализм. Ленин предложил свой философский тезис: «исчезает» не материя, а лишь отдельные ее свойства, которые считались абсолютными. Главное свойство материи – «есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Большое значение для 20 мировоззрения многих россиян имел вывод Ленина о «неисчерпаемости» электрона и безграничности познания. Идеи Гегеля оказали влияние на мировоззрение российского марксиста В.И.Ленина как раз в конце его жизни. Несмотря на то, что Ленин изучил Гегеля в основном методом «перелистывания» и не углублялся в историографический анализ его творчества, можно сделать ряд выводов, которые указывают на использование идей Гегеля и В.И.Лениным. По словам Н. В. Вольского (псевдоним Н.Валентинов), лично знакомого с Лениным и его семьей, В.И. Ленин изучал многие книги методом «перелистывания»: «В его «Философских тетрадях» есть такая фраза: «…кажись, интересного здесь нет, судя по перелистыванию». Этим методом – «перелистыванием», примененным к 1200 страницам страницам мною принесенных ему сочинений Авенариуса и Маха, он, несомненно, пользовался и в отношении подавляющего числа им указываемых философов. Он не столько читал их, сколько «перелистывал», с целью найти там нечто «интересное», на что он мог бы накинуться коршуном» [ 3. С.68]. При этом, Н. В. Вольский приводит слова В.И.Ленина о его увлечении философии Гегеля, как о необходимом условии для изучения диалектики Маркса: «Благодаря Чернышевскому произошло мое первое знакомство с философским материализмом. Он же первый указал мне на роль Гегеля в развитии философской мысли, и от него пришло понятие о диалектическом методе, после чего было уже много легче усвоить диалектику Маркса» [3. С.39]. Серьезно, философскими вопросами В.И. Ленин начинает заниматься в 1913 году. В этот год была опубликована переписка Маркса с Энгельсом о диалектике, что способствует появлению заинтересованности Ленина в философских вопросах и спорах того времени. В 1914 году Ленин пишет статью о мировоззрении Маркса в «Энциклопедический словарь Граната» и вновь приходит к выводу о необходимости изучения вопросов философии. Живя в Берне и Цюрихе, благодаря помощи из России от вдовы-матери и 21 вливаний от финансистов «первых революций», В.И. Ленин приступает к изучению философии, дабы «устранить свое незнание философии» [ 3. С.74]. В это время он делает на основе прочитанного конспекты по «Метафизике» Аристотеля, по «Лекциям о сущности религии» Фейербаха, о философии Лейбница и других философов. Но при этом главное его внимание было сосредоточено на «Логике» и «Лекциях по философии истории» Гегеля. Все эти конспекты, выдержки из прочитанного, и замечания впоследствии были включены в философский дневник Ленина, названный «Философские тетради» (который частично был впервые опубликован только в 1929 году, а полностью в 1933 г.). Почему у Ленина пробудилось такое повышенное внимание к философии Гегеля? По мнению Н.В. Вольского, В.И.Ленин хотел опереться на такие философские идеи, которые бы смогли составить партийную философскую «гносеологию»: «В области философских воззрений Ленин доверял Чернышевскому, Марксу, Энгельсу, Плеханову, а все они были гегельянцами. Ленин после чтения переписки Маркса и Энгельса о диалектике убедил себя, что «нельзя вполне понять «Капитал» Маркса, и в особенности его первые главы, не проштудировав и не поняв «Логики» Гегеля. По его убеждению, этого никто не сделал – «следовательно, никто из марксистов не понял Маркса полвека спустя». Бедные марксисты клянутся Марксом, а на поверхности оказывается, что никто из них его не понял. Ленин хочет быть первым марксистом, действительно понявшим Маркса, а для этого ему нужно, во что бы то ни стало одолеть Гегеля. И он действительно штудирует Гегеля и с великим почтением делает из «Логики» множество выписок» [ 3. С.75]. Ленин, по его словам, пытается - «читать Гегеля материалистически, т.е. выкидываю большей частью боженьку, абсолют, чистую идею». Ленин атеистически провозглашает: «Гегель уверял, что знание есть знание Бога. Материалист отсылает Бога и защищающую его философскую сволочь в помойную яму» [ 9. С. 166]. 22 Исследуя «Философские тетради» Ленина приходишь к выводу, что Ленин относился к нему с одной стороны, как к глупцу, а с другой стороны, пытался использовать его авторитет для оправдания и утверждения своих «марксистских» взглядов. Так, Н.В.Вольский отмечает: «Штудируя Гегеля, Ленин все более и более приходит в раздражение: стр.246 – «швах»; стр. 247 – «архипошлый, идеалистический вздор»; стр. 258 – «пошло, мерзко, вонюче»; стр. 258 – «архидлинно, пусто, скучно»; стр. 274 – «слепота, однобокость»; стр. 292 – «болтовня», «попался идеалист»; стр. 294 – «ха-ха», «еще раз ха-ха»; стр. 299 – «вздор, ложь, клевета». Дойдя до места, где Гегель упрекает Эпикура в игнорировании конечной цели бытия – мудрости творца, Ленин разражается руганью: «Бога жалко! Сволочь идеалистическая!» [3. С. 76]. Критикуя своего идеологического противника Плеханова Ленин тем не менее заявляет: «Диалектика есть теория познания Гегеля и марксизма. Вот на какую сторону дела (это не сторона «дела», а суть дела) не обратил внимания Плеханов, не говоря уже о других марксистов. Плеханов критикует кантианство (и агностицизм вообще) с вульгарно- материалистической точки зрения»» [3. С.77]. Эти слова говорят о том. Что материалистические взгляды Ленина под воздействием Гегеля все же получили некоторую метаморфозу. Так, в своих конспектах он отмечает: «Умный идеалист ближе к умному материализму, чем глупый материализм» [ 9. С. 282]. Знакомство с Гегелем, изменило взгляд Ленина и на материю. Если до 1915 года Ленин считал, что признание «вещи в себе» есть признание объективного, материального, независимого от нас мира, где материализм есть «признание объектов в себе». То, читая Гегеля, он уже выписывает утвердительно следующее: «Вещь в себе пустая и безжизненная абстракция», «Вещь в себе – простая отвлеченность, не что иное, как ложная, пустая отвлеченность»; «Вещь в себе имеет цвет, лишь будучи поднесена к глазу, имеет запах, будучи поднесена к носу». По словам Н.В.Вольского «Ленин со всем этим соглашается, похваливает, и ему особенно нравится указание, что 23 «вещь в себе превращается в вещь для других», «Это очень глубоко», - замечает он». [3. С. 79] Ленин не заметил, что с уничтожением «вещи в себе» ликвидируется большая гносеологическая часть материализма. Ленин понимает, что критика идей Канта и Юма с прежних позиций материализма недопустима: «Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски и по-бюхнеровски, чем по-гегелевски» (книга «Материализм и эмпирокритицизм»). В последние годы жизни Ленин в Кремле продолжает изучать Гегеля, требует, чтобы ему достали в русском переводе «Логику» и «Феноменологию духа». В письме журналу «Под знаменем марксизма» в 1922 году Ленин пишет: «Группа редакторов и сотрудников журнала «Под знаменем марксизма» должна быть на мой взгляд обществом материалистических друзей гегелевской диалектики. Мы можем и должны разрабатывать эту диалектику со всех сторон. Без того, чтобы такую задачу себе поставить и систематически ее выполнить – материализм не может быть воинствующим материализмом. Он останется, употребляя щедринское выражение, не столько сражающимся, сколько сражаемым». Как видим из этих слов, Ленин в этот период пришел к осознанию того, что материализм его времени является слабой философской теорией, которая требует дальнейшей и углубленной разработки. Таким образом, можно констатировать факт позитивного влияния философии Гегеля на взгляды вождя мировой революции. Вот только, реализовать дальнейшее углубленное изучение философии Гегеля и идеалистическое обоснование материализма Ленину помешала болезнь и смерть. 24 Заключение Гегель смотрел на государство, как на божественный высокоморальный организм, воплощающий в себе полноту добра и истины. Гегельянское государство проникнуто единой и нераздельной метафизической идеей, которая растворяет эгоизм отдельных людей в единый «дух государства». В его государстве находят свое примирение те разнородные начала, которые борются как в индивидуальном человеке, так и в человеческих коллективах и обществах. На этом абстрактном и идеалистическом взгляде на государство стоит в своих первых статьях и молодой Карл Маркс. Впоследствии Маркс переменил свои взгляды, которые стали совершенно противоположными по отношению к идеям Гегеля. Но, тем не менее главные философские идеи Маркса возникли на почве гегельянской философии: 1) идея диалектического материализма; 2) атеистические идеи, выросшие из безличного «абсолютного духа»; 3) идеал социально-практической сущности человека; 4) теорию отчуждения человека в обществе частной собственности; 5) тезис о том, что материализм в истории общества играет ведущую роль; 6) идеал общества равенства и братства – коммунизма; 7) идеи неизбежности социальной революции, которая охватит весь мир, начавшись в странах с развитой экономикой и завершившись в периферийных странах. Самой главной идеей, которая отличает философию Маркса от философии своего учителя, является идея обоснования социально-практической сущности человека. Человек не подчиняется влияниям абстрактного «абсолютного духа» природы, а сам преобразует природу, себя самого и общественные формации. Материальная деятельность человека первична по отношению ко всему духовному миру человека и его культуре. Не сознание 25 порождает материю, а материя порождает сознание человека – вот главный антигегельянский тезис Маркса. В.И. Ленин, считавший себя последовательным учеником Карла Маркса, исследовав философию Гегеля, признал ее важной для изучения. Так, в своем философском конспекте на книгу Маркса и Энгельса «Святое семейство» он утверждает: «Метафизика XVII века, побитая материализмом XVIII века, пережила победоносную и содержательную реставрацию в немецкой философии и особенно в спекулятивной немецкой философии XIX века. Гегель гениально соединил ее со всей метафизикой и немецким идеализмом и основал ein metaphysisches Universalreich» [ 9. С.29]. Благодаря влиянию философии Гегеля Ленин в конце своей жизни большое внимание стал уделять изучению диалектического метода. Он критиковал Н.Н.Богданова за отказ от гегелевской диалектики, а Плеханова за узкое понимание ее как «скачкообразного» процесса. По мнению Ленина, диалектика есть всеобщий закон развития мира и его познания. При этом он большое значение придавал применению диалектики в политической борьбе. Исходя из выше исследованного, можно сделать вывод о том, что философия Георга Гегеля повлияла на формирование и установление мировоззрения основоположников марксистской философии – Карла Маркса и В.И.Ленина. Помогла сформулировать им многие свои идеи и идеалы. 26 Список использованной литературы 1. Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник. М., АСТ – Астрель, 2005 2. Берлин П.А. Неизвестный Карл Маркс: жизнь и окружение. М., ЭКСМО – Алгоритм, 2012 3. Валентинов Н. Встречи с Лениным. // Вождь: Ленин, которого мы не знали (Сборник). Саратов, Приволжское книжное издательство, «Слово», 1992 4. Гегель Г. Философия духа. Сочинения. Том 3. М., 1956 5. Гулыга А.В. Философия религии Гегеля. // Гегель Г. Философия религии. В 2-х томах. Т.1. М., «Мысль», 1975 6. Дэвид Пристланд. Красный флаг: история коммунизма. М., ЭКСМО, 2011 7. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об атеизме, религии и церкви. М., «Мысль», 1985. 8. Колесников А.С. История философии: Учебник для вузов. СПб., Питер, 2010 9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 29. Издательство 5-е. М., Издательство политической литературы, 1969 10. Маркс. К и Энгельс Ф. Сочинения. Том 2. Изд 2-е. М., Государственное издательство политической литературы.1955 11. Том Рокмор. Маркс после марксизма: философия Карла Маркса. М., Канон – РООИ «Реабилитация», 2011 |