Главная страница

ВЛИЯНИЕ МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РОССИЮ. Влияние монгольского ига на россию


Скачать 74.5 Kb.
НазваниеВлияние монгольского ига на россию
АнкорВЛИЯНИЕ МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РОССИЮ.doc
Дата22.08.2018
Размер74.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВЛИЯНИЕ МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РОССИЮ.doc
ТипКонкурс
#23369
КатегорияИстория
страница3 из 3
1   2   3
Подобно буддизму у монголов и мусульманству у тюрков монголосферы, вошедших в народный быт, православная вера в древнерусском понимании этого термина была именно той рамкой сознания, в которую само собой укладывалось все: частная жизнь, государственный строй и бытие вселенной.
"Хотя само православие было воспринято русскими от Византии, а не от монголо-тюрок и оно в русском национальном сознании даже прямо противопоставлялось "татарщине", все-таки само отношение русского человека к православной вере и сама роль, которую эта вера играла в его жизни, были в определенной части основаны на монголо-туранской психологии. В силу монголо-туранских черт своей психологии древнерусский человек не умел отделять веры от своего быта. То психологическое различие между русским и греческим подходом к вере и обряду, ярко проявлявшееся в эпоху раскола, было следствием именно того обстоятельства, что в древнерусском национальном характере глубоко укоренились монголо-туранские этнопсихологические элементы, совершенно чуждые Византии".
Роль монголо-туранских этнопсихологических черт в русском национальном облике, таким образом, мы видим, была положительна, и она должна быть принята при всяком построении новой русской культуры. Отрицать это или умалчивать об этом из-за ложного самолюбия или предрассудков европеизма было бы недобросовестно.
Под властью монголов среди русских племен наступило ратное затишье, до того же времени, как видим из истории, всегда один какой-нибудь князь шел войной на другого. Наступили условия для расцвета торговли. В свете исторического изучения культурной жизни Востока становится многое понятно в истории культуры России. Монгольское завоевание не разрушило русской культуры, не стерло ее бесследно. Но, как и культуры Азии, оно сначала приглушило русскую культуру, нанеся ей удар. Вместе с другими восточными культурами русская культура вначале "оцепенела", "замерла", "впала в летаргический сон", но культурная жизнь под влиянием толчка и новых элементов брожения с Востока все же продолжалась, так как ей не только не ставилось препятствий завоевателями, но некоторые стороны ее даже поощрялись, как, например, религия. Именно в века татарского владычества Россия утвердилась в православии, превратилась в "Святую Русь", в страну "многочисленных церквей и неумолкаемого колокольного звона". В духовном отношении [+67] культурное влияние монголов на Россию сказалось в том, что оно сделало Московскую Русь еще более восточной и еще менее западной.
Известно, что Московское государство волжским казакам (отрасли донских) еще в начале XVII столетия писало грамоты на татарском языке. Пополнение казачества в XVI-XVII веках шло значительно больше от тюркско-татарских народов, чем от великороссов, не говоря уже об украинцах (черкасах). Наконец, говорить по-татарски у донского старшины конца XVIII - начала XIX века было признаком хорошего тона, как у русской аристократии того времени - говорить по-французски [+68].
Еще больше, чем на духовную жизнь России, монголы имели громадное влияние на ее государственный и социальный строй. Наши историки ищут "естественных" причин для объяснения государственного и социального развития России. Но как бы правильно ни были указаны эти причины, нет никакого сомнения, что такое огромное историческое событие, как монгольское завоевание с его строгими, четкими формами власти и управления по Чингисову кодексу и всепоглощающей фискальной системой, не могло не оказать значительное влияние на государственный и социальный строй покоренной страны. Нужно сказать, что это влияние было определяющим. Монгольское завоевание способствовало превращению России городской и вечевой в Россию сельскую и княжескую. Монгольское владычество помогло северному князю - "слуге ханскому" - сделаться полновластным хозяином своего удела - Московского улуса.
Монгольское владычество положило все русское население, впервые в истории России, в "число" и содействовало его дальнейшему закрепощению. То же владычество объединило все русские области и "самостийные" города в одно целое и дало возможность Московскому княжеству превратиться в Великое Государство Московское. Еще задолго до создания последнего наивысшим государем Руси, от которого получали свою инвеституру русские князья, государем, соответствовавшим императорам Западному и Восточному, был царь Ордынский, рассматривавший всю Русскую землю как свой улус, как одно из своих владений. Монгольское владычество помогло Московскому князю влить сырое русское общество в строгие формы государственности и связать все государственное целое крепкими бюрократическими нитями. Монгольское владычество сделало Московского государя абсолютным самодержцем, а его подданных - крепостными рабами. Чингис-хан и его наследники управляли своими народами неограниченно, именем Вечно Синего Неба; подобно ему русский царь-самодержец управлял подвластными ему народами как Помазанник Божий. Таким образом, мы видим, что Московский царь, по выражению Вс. Иванова, "вылущился от монгольского хана, как птенчик из скорлупы", так как в этом он сходился только с монгольскими ханами и глубоко разнился от западных монархов.
Как бы то ни было, когда кончилось монгольское владычество и Россия освободилась от "татарского ига", то, во-первых, бывшие до прихода монголов удельные княжества и отдельные славянские племена во главе с враждовавшими между собою князьями превратились в Московское государство и в один русский народ и, во-вторых, это государство оказалось удивительно похожим на бывшие государства монгольские и вообще на восточные монархии Азии. Московское государство XVI-XVII веков - типичный восточный ханат.
Так Восточно-Европейская равнина была двумя цивилизациями разрезана на две части: Польское и Литовско-Русское государства примкнули к западной цивилизации, что и определило их исторические судьбы, их социальный и государственный строй, резко отличающиеся от московских. Московская монархия - государство восточное; московский период русской истории - период "азиатский". Начиная с Петра Великого, эта азиатская природа русского народа была покрыта легким слоем европеизма, но Ленин, хотя он был духовным учеником Запада, весь этот слой с налетом Европы безжалостно срезал, и теперь мы видим голое "евразийское" нутро русского народа, повернувшееся одним лицом к Востоку, а Другим - на Запад, подобно орлу старого русского герба.
Комментарии
[*1] Спокойные 40 лет, предшествовавшие Куликовской битве, образовались главным образом из-за борьбы за власть, которая развернулась в Золотой Орде и получила название "замятии великой", когда ханы были просто не в состоянии отвлекаться на военные предприятия против своих вассалов. Только во вторую очередь Русь была обязана мирной передышкой политике московских князей.
[*2] Сарацины - арабы.
[*3] Весьма спорное высказывание.
[*4] Вероятно, опечатка в тексте первого издания: "инородцы", а не "иногородцы".
Примечания
[+36] Статья профессора Г. В. Вернадского в "Евразийском Временнике", V.
[+37] Также называлось "Кипчакским царством".
[+38] Эзен цаган хан - хозяин. Белый царь.
[+39] Эта и предыдущая цитата: Лэм, с. 205-207. До завоевания монголами всего Китая он представлял из себя три царства: Цзинь, Сун и Тангут.
[+40] Монгольские слова "казна", "деньга", "алтын", "таможня" и поныне остались в русском языке как следы монгольской финансовой организации. Подобным же образом наши слова "ямщик", "ямской" и т.п. происходят от монгольского корня "ям". "Бояра" по-маньчжурски значит телохранитель хана. "Мерин", "чаша", - слова маньчжурского происхождения; "башмак", "колпак", "пай" и более 200 других слов обиходной речи, по словарю Даля монгольского происхождения.
[+41] Ярлык - указ хана по вопросам законодательства или управления - подлежал обнародованию словесно или в виде ханских грамот: на дощечках, каменных плитках, свитках, отдельных листах (пальмовых, а после бумажных) вырезался на скалах, утесах, на больших дорогах и т.д. Ярлыки писались при общем назначении на нескольких языках, для каждого народа на его родном языке, для чего при дворах существовали особые писцы. К ярлыку вместо печати привешивалась алая тамга хана - родовой герб. Кроме того, выдача ярлыка сопровождалась выдачей тому лицу, которое должно объявлять его, особого приказа (пайцзу), подтверждавшего действительность воли хана - подлинность ярлыка. Так, в указе Бердибек-хана митрополиту Алексию говорится: "лейсу (пайцзы) да ярлык с алою тамгою дали есмы на утверждение воли" (Н. В. Рязановский. Обычное право монгольских племен).
[+42] Даруга - по-монгольски, а по-татарски - баскак.
[+43] Взятые в кавычки цитаты из "Русской истории" В. О. Ключевского.
[+44] В кавычки взяты цитаты из "Лекций по русской истории" С. Ф. Платонова (С. Ф. Платанов. Лекции по русской истории. СПб., 1915; Пг., 1917).
[+45] И. Я. Коростовец, с. 7,11.
[+46] См. раскопки г. Сарая.
[+47] М. И. Иванин, с. 203.
[+48] Там же, с. 5.
[+49] С. Федоров. Донцы в наследии Чингис-хана //Вольное казачество. Прага, 1928.
[+50] Лэм, с. 206-207.
[+51] М. И. Иванин, с. 5.
[+52] Горная страна в восточной части нынешней Киргизской степи. "Казакстан" входил в Чагатаев улус, обнимавший нынешний Туркестан.
[+53] Из "Геополитических заметок по русской истории" П.Н. Савицкого.
[+54] По сводке А.В. Баллада, "Старый и Новый Сарай".
[+55] Кроме своих весьма ценных наблюдений этот отважный путешественник вез с Дальнего Востока к себе домой в Венецию: способы производства кредитных билетов, векселей, компаса, шелка и макарон китайских - теперь итальянских. Из Венеции эти полезные знания распространились по Европе.
[+56] Профессор Лауфер.
[+57] Описание путешествия монаха Чан-Чуня на Запад.
[+58] Н. Рудникова. Татары - защитники православной церкви.
[+59] Сравни житие Св. Петра, царевича Ордынского.
[+60] Первым принял ислам Берке-хан в 1283 г.
[+61] Русский военный вестник. 1928, январь.
[+62] См.: Евразийская хроника. VIII, 1927.
[+63] В Америке теперь существует санаторий для здоровых, которые за известное вознаграждение продают определенное количество своей крови малокровным больным, практичным американцам, предварительно определив "родство" коэффициентных показателей крови.
[+64] Н. С. Трубецкой. К проблеме русского самопознания.
[+65] См. Заключение.
[+66] Например, на черных клавишах рояля написан романс Рахманинова "Сирень".
[+67] Бунаков. Пути России. Современные Записки. 1923.
[+68] Быкадоров. Материалы о происхождении казачества.
1   2   3


написать администратору сайта