Влияние музыкально–поэтического фольклора на формирование творч. Влияние музыкальнопоэтического фольклора на формирование творческой личности ребёнка
Скачать 54.5 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОГОУ СПО СУДЖАНСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ Методический доклад на тему: Влияние музыкально–поэтического фольклора на формирование творческой личности ребёнка. Преподаватель отделения Руководителей народного хора Оттыгашева Е. П. Суджа 2006 г. Формирование личности любого человека начинается с самого раннего детства. Поэтому все то, чему мы учим детей, на какие ценности их ориентируем, влияет на их дальнейшее развитие и формирование индивидуальности личности. Каждое поколение имеет определенный репертуар своих песен и игр. Дети вырастают, становятся взрослыми, а их детские забавы уходят в прошлое. Остаются лишь воспоминания. Правда, самые интересные и увлекательные песни и игры никогда не забывались. Они продолжали и продолжают жить в современных условиях. Для появившихся на свет мальчиков и девочек они играют такую же важную роль, как некогда и для их родителей. Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Он возрастает не только физически, но и духовно-нравственно. Именно поэтому для малыша так важно участие, добрый совет или помощь взрослого, особенно, матери или отца. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому наша задача, задача взрослых, - привить детям любовь к прекрасному, научить их не только умениям и навыкам игры в коллективе, но и развить в малышах такие качества, как доброта, чувство товарищества и благородство. Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжающих в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. В семье закладывались основы личности человека. Именно в помощь семье народная педагогика выработала целую систему правил-наставлений. Это пословицы и поговорки, сказки и потешки, игры и загадки. Известный педагог К. Д. Ушинский еще в прошлом веке писал: «Природные русские педагоги – бабушка…, дед понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции принесут больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи…» Передача нравственных истин осуществлялась через конкретные поступки и устное слово, начиная с того времени, как ребенок еще лежал в колыбели. Народная педагогика учитывала физическое и психологические особенности и возможности ребенка в разные периоды его жизни. В зависимости от них определялись и воспитательные приемы. Любой ребенок усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитывает в себя в раннем детстве, та и будет основным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Тех звуков, что ребенок слушает и запоминает из окружающего мира, – будь то речь, музыка, шум улицы, пение птиц, - еще недостаточно. И здесь ему на помощь приходят многочисленные произведения музыкального фольклора, которые специально созданы взрослыми для маленьких детей. Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает малышей в колыбельных песнях, потешках, прибаутках. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык. Колыбельные песни. Главное назначение этих песен – влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребенка в момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребенку, успокаивают его, действуют на него усыпляющее. Даже грудные дети прекрасно узнают мотив колыбельной, для них эта мелодия являются сигналом ко сну. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее цепко схватывает и запоминает интонационные обороты, мотив, слова. Поэтому их пение ребенку имеет большое значение в его эстетическом и музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становления уравновешенной психики. А ты баюшки-бай, а ты Ваня, засыпай ( с. Плехово) А ты баюшки-бай, а ты, Ваня, засыпай! Пошел котик по горку сбирать, серай, соломку и класть Ване под головку. А ты баюшки-бай, а ты, Ваня, засыпай! А ты котик серай, а лобочек белай, Приди, котик, ночевать, приди Ваню мне качать. А я табе, гуркоту, за роботу заплачу: Дам кувшин молока и кусок творога. А ты баюшки-бай, а ты, Ваня, засыпай! Потешки. Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Как известно, малая активность младенца приводит к снижению жизнеспособности и деформации развития. Для ребенка важно удовлетворение моторной потребности, овладение собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информационного опыта. Ребенок удовлетворяет эти потребности через посредство играющего с ним взрослого. Ребенка берут на руки, перемещаются с ним в пространстве, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой; в процессе таких игр у него и формируется внимание, воображение, произвольное управление своим телом, тренируются мышцы. В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребенка. Ценность потешек еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии. Чичи-чичи сорока (с. Плехово) (когда поют, водят пальцем по детской ладошке): Чичи-чичи сорока, иде была? – Далека. У бабушки на точку, у беленьком колпачку. – Что бабушка делала? – Кашку варила, весло поломила. Приехали гости соломенны кости; Приехали казаки, поели все бураки. Остался бурак – подавилси казак. Осталася половинка – подавилась Акулинка. (Говорком): Тут пень, (ладонь ребром прикладывается к запястью детской ручки) тут колода, (прикасаются ладонью к локтевому сгибу) тут криничка, (прикасаются к плечу ребенка) А тут - холодная (щекочут малыша под мышкой) водичка! Прибаутки. Основное значение прибауток – развеселить, рассмешить детей. Разнообразна художественная структура прибауток – от коротеньких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера. Это оригинальные песни, состоящие из вопросов и ответов, причем ответ, оканчивающий строку, дает повод к новому вопросу в следующей строке, образуя, таким образом, непрерывную цепь. Такие песни созданы как бы специально для исполнения детям, которые задают родителям бесконечные вопросы. В вопросах большая воспитательная ценность – ребенок слушает, наблюдает, сравнивает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен знакомится с окружающим миром, голосами птиц и животных, сельским бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток концентрирует внимание ребенка, отвлекает его от отрицательных эмоций. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становления речи, тренировка памяти, информационного запаса. Чей нос? Мокеев. Куда едешь? В Киев. Что везешь? Рожь. Что возьмешь? Грошь. Что купишь? Калач. С кем съешь? Один. Не ешь один! Не ешь один! Небылицы – это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные и зачастую все поставлено с «ног на голову». Какие только фантастические картины ни возникают в рассказах и песнях: безногие бегают; мужик тащит телегу, в которой сидит лошадь; с тестом квашня месит бабу; бегает дубинка с молодцем в руках и многие другие. При этом создается впечатление комического, что вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы порождают в ребенке стремление к юмору, развивают логическое мышление. Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота. Выхватил телегу Он из-под кнута И давай дубасить Ею ворота. Крыши испугались, Сели на ворон, Лошадь погоняет Мужика кнутом. Загадки. Удивительно поэтичны русские загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадывая загадки, дети проверяют друг друга на внимание, смекалку, сообразительность. Каких только загадок для этого не придумано. Легко отгадывает загадки тот, кто хорошо представляет себе предметы и явления о которых идет речь, а также разгадывает в словах скрытый смысл. И если ребенок смотрит на окружающий мир внимательными, зоркими глазами, замечая его красоту и богатство, то всякий мудреный вопрос и любое иносказание в загадке будут разгаданы. Игра– любимое занятие детей – может быть прекрасной формой обучения, при которой дидактический процесс протекает в исключительно благоприятных и естественных условиях. В игре создаются сложные психофизические новообразования, способствующие усвоению новых знаний и умений для раскрытия певческих возможностей детей. Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же значение, как и народная поэзия, легенды, сказки. В народной игре органично сочетаются художественные и педагогические начала. Они дают как бы первый толчок направлению характера, склада ума ребенка. Ребенок не может расти без игры. Поэтому нередко детство называют возрастом игры. Ребенок начинает играть с первых месяцев жизни: играет с погремушкой, с собственными руками, ногами. Растет малыш – меняются его игры, но всегда, непременно они ему сопутствуют. От индивидуальных игр он переходит к играм рядом с товарищами, потом – вместе с ними, т. е. любая игра – это прежде всего такой процесс, в котором надо сотрудничать, общаться со сверстниками. «Естественная жизнь ребенка, - писал П. П. Блонский, - наполнена игрой, а игра является великой учительницей ребенка». Попутно игра создает благоприятные условия для развития искреннего чувства, необходимого в исполнительстве, раскрывая артистическую свободу, бодрый тонус детей. В процессе игр воспитывается дружелюбие, взаимопонимание – качества, необходимые для коллективного творчества. Коршун и цыплята (с. Плехово) Дети становятся кругом, в середке – Коршун. Ему досаждают расспросами, он до поры до времени на них отвечает.
Берут тогда землю, и того коршуна закидывают. А потом он подымается, уж он разозлился, начинает цыплят ловить. А они все друг за друга держаться. Матка впереди стоит, коршуна к цыплятам не подпускает, а они друг за другом – цепочкой, и все за мать хоронятся. Когда коршун бегает за цыплятами, его раззадоривают песенкой: Кружи-кружи колясом, твои дети за лясом! Гром да лопата, железная хата! Наконец, оторвал коршун матку от цыплят, поймал себе цыпленка. Тут уж матка спрячется, а дети кричат: Коршун, коршун, найди нашу матку! Если не нашел коршун матки, то тогда уже цыплята бросаются на коршуна, ловят его, начинают щипать. Теперь уж цыплята сильнее коршуна. Немалую роль в воспитании детей занимают и народные праздники. Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать их. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». В силу известных нам исторических причин, эта естественная связь была прервана. Однако, начиная с середины 19 в. и на протяжении всего 20 в., велась работа по собиранию фольклорных и этнографических материалов о русских национальных традициях. Благодаря этому мы можем через школу, детский сад передать детям богатейший культурный опыт родного народа, в том числе, собранный нами и нашими предками материал. Народная культура состоит из множества взаимосвязанных частей: поэтического слова, напева, игры, танца, рукоделия, ремесел, и др. Традиционные праздники сконценрировали в себе эти элементы. Дети особенно остро воспринимают такую особенность праздников, как их связь с жизнью природы. Тысячелетние православные праздничные традиции русскрго народа органично соединяют в себе два начала: духовное (события церковной истории) и древнеземледельческое (этапы выращивания хлеба насущного), образуя «годовой круг праздничных дней». Народный праздник – веками отработанный способ единения людей в коллективном сопереживании события. Используя народный опыт, мы можем помочь детям творчески проявить себя уже в процессе подготовки к празднику, не говоря о самом праздничном действе, приобщиться к радости коллективного сотворчества. Приобщение детей к народным традициям помогает педагогам воспитать здоровую, гармоничную личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрыми тело и дух до глубокой старости. Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом (разумеется, в его подлинном, не «театрализованном» виде!), его изготовление и ношение во время праздников, ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека. Ребенок, воспитанный на подлинно народном отношении к одежде, где каждая деталь полна смысла и значения, сможет сознательно противостоять деструктивным влияниям в этой области, господствующим в современной молодежи. Постигая подлинное народное искусство, ребенок достигает высоты и нравственности, душевного света, доброты и сострадания. Он учится чтить старинные обычаи и обряды. И отныне уже никогда не потеряет связи с Матерью-Землей, что взрастила его, и где бы ни жил он – в городе или в деревне, - будет ощущать свои корни. И народная песня никогда не уйдет из его памяти. Народная поговорка гласит: «Не я пою, душа поет». Песня – это пища души. А душа вечна! От нас, тех, кто знает и поет народные песни, хранит народные традиции, зависит, чтобы они продолжали жить. Только мы сами сможем научить наших детей этим песням, передать им свои навыки и умения. Много добра несут русские народные песни, игры, танцы. Пусть же они снова станут неотъемлемой частью нашей жизни, вернутся в каждый дом, семью, и мы примем их как добрых гостей. Литература.
|