Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2.1 Методика театрального кружка в начальной школе

  • курсовая работа. курсовая (Автосохраненный). Влияние музыкальнотеатральной деятельности на формирование музыкальной культуры младших школьников


    Скачать 292.5 Kb.
    НазваниеВлияние музыкальнотеатральной деятельности на формирование музыкальной культуры младших школьников
    Анкоркурсовая работа
    Дата04.12.2021
    Размер292.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлакурсовая (Автосохраненный).doc
    ТипКурсовая
    #291432
    страница2 из 3
    1   2   3

    1.2. Музыкально-театральная деятельность младших школьников в системе

    музыкального образования

    Музыкально-театральная деятельность является квинтэссенцией нескольких видов искусств. Она вобрала в себя и литературу, и музыку, и театральное искусство. Музыкально-театральная деятельность тесно связана с игровой деятельностью, которая является неотъемлемой частью воспитания ребенка. Именно в игре ребенок приобретает богатый опыт для дальнейшего развития и следующих ступеней жизни.
    Помимо творческой деятельности, раскрывающейся в процессе музыкально театрального искусства, ребенок получает коммуникативный навык, учится работать в коллективе, раскрывает свой творческий потенциал.

    Данный факт делает музыкально-театральную деятельность серьезной почвой для воспитательного процесса.

    Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит

    использование тех или иных характерных для театра выразительных средств

    для создания неповторимого, яркого художественного образа.

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Когда дети приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр.

    Они дают возможность воспроизводить понравившееся литературное произведение с помощью слов, звуков, мимики, жестов передавать различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.

    В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создают творческую атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

    Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них успехом.

    Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

    Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма.

    Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу. Музыкальные сказки пользуются у детей огромной любовью.

    С большим удовольствием дети перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают за происходящие события, готовы прийти на помощь, бороться со злом и побеждать. Сказка – это волшебный мир образов, красок, звуков.

    Это творчество, импровизация, требующая от детей старания, фантазии.

    В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современную музыку, доступную детям. Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки переведены на стихотворный ритм, это облегчает работу над текстом.

    Дети c удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности.

    2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    2.1 Методика театрального кружка в начальной школе
    Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

    Основные цели работы театрального кружка:

    - обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития ребенка,

    - воспитание творческой индивидуальности ,

    - развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности, освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности;

    - включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность,

    - накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке,

    - пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу, воспитание культуры движений.
    Цели будут достигнуты при решении следующих задач:

    - Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

    -.Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

    - Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

    - Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.

    - Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов участников через расширение представлений о видах театрального искусства.

    - Создание творческого художественного пространства, которое способствует активизации эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений ребенка.

    - Воспитание культуры музыкального восприятия, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности детских движений.

    - Усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий.

    - Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

    - Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.
    Общие методические принципы работы по программе театрального кружка:
    Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора.

    Оптимальное количество детей на занятиях 10-12 человек.
    Процесс занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие эстетических способностей детей.

    Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков.

    Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество.

    В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получат дети от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
    Каждое занятие включает в себя работу по четырем основным направлениям:
    Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

    Задачи:

    Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;

    развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей;

    развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;

    упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;

    воспитывать нравственно-эстетические качества.
    Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

    Задачи:

    Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений;

    учить запоминать заданные позы и образно передавать их;

    развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;

    учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
    Культура и техника речи.

    Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

    Задачи:

    Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;

    связную образную речь, творческую фантазию;

    учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;

    произносить скороговорки и стихи;

    тренировать четкое произношение согласных в конце слова;

    пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

    пополнять словарный запас.
    Основы театральной культуры.

    Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

    Задачи:

    Познакомить детей с театральной терминологией;

    с основными видами театрального искусства;

    воспитывать культуру поведения в театре.
    Раздел «Работа над спектаклем» - является вспомогательным и базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

    Задачи:

    Учить сочинять этюды по сказкам, басням;

    развивать навыки действий с воображаемыми предметами;

    учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;

    развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);

    пополнять словарный запас, образный строй речи
    Ожидаемые результаты работы:

    В процессе работы дети получают знания об основах театральной культуры. Узнают историю театрального искусства.

    Знакомятся с элементарными техническими средствами сцены и её оформлением, нормами поведения на сцене и в зрительном зале.

    Учатся направлять свою фантазию по заданному руслу, образно мыслить, концентрировать внимание ощущать себя в сценическом пространстве, применять выразительные средства для выражения характера сцены.

    Учатся направлять свою фантазию по заданному руслу, образно мыслить, концентрировать внимание, ощущать себя в сценическом пространстве, применять выразительные средства для выражения характера сцены.

    Приобретают навыки общения с партнером, элементарного актёрского мастерства, образного восприятия окружающего мира, коллективного творчества, свободного общения с аудиторией.

    А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "сцены", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
    Примерное содержание занятий:

    - Театральный словарь: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации.

    Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.

    -.Психофизический тренинг. Подготовка к этюдам. Упражнения на развитие координации.

    - Игры по развитию внимания («Имена», «Краски», «Садовник и цветы», «Чепуха», «Эхо»).

    - Культура поведения в театре. Беседа.
    - Театральный словарь:

    бенефис, грим, зритель.

    Техника грима.

    Гигиена грима и технических средств в гриме.

    Приемы нанесения общего тона.

    - Психофизический тренинг.

    Подготовка к этюдам.

    Совершенствование осанки и походки.

    -Игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (игры со свечой, «мыльные пузыри»)

    - Виды театров, их сходство и различие.
    - Театральный словарь: драма, комедия, трагедия, водевиль

    - Отработка сценического этюда «Зеркало»( «Обращение» , «Знакомство»)

    - Игры по развитию языковой догадки(«Рифма», «Снова ищем начало», «Творческий подход», «Литературное домино»)

    - Общественное назначение театра.

    - Театральный словарь: жест, мимика. Анализ мимики своего лица.

    - Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

    - Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции..

    -Действие как главное выразительное средство актерского искусства
    - Театральный словарь:

    этюд, эпизод.

    Развитие наблюдательности. ( На основе своих наблюдений показать этюд: понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру)

    - Сценические движения.

    Тренировка ритмичности движений.

    Упражнения с мячами.

    - Игры по развитию четкой дикции ( скороговорки).

    - Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны

    - Театральный словарь: кукла, марионетка, реквизит, репертуар, премьера показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

    -Тренировка ритмичности движений.

    -Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширение словарного запаса.

    Связь театра с общей культурой человека..

    - Театральный словарь: акт, пьеса, диалог, антракт, монолог. Развитие воображения, и умения работать в остром рисунке ( в маске).

    -Пантомимические этюды "Один делает, другой мешает". "Ожидание", "Диалог".

    Работа над органами артикуляции, дикции. Знакомство с нормами орфоэпии ( повторение букв, чередование звонких и глухих согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и поговорками)

    Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в формировании личности.

    - Театральный словарь: грим, маска, костюм. Обыгрывание элементов костюмов (сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень, пилотка). Освоение сценического пространства.

    -Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает», «Движение в образе», «Ожидание», «Диалог».

    - Работа со скороговорками: "испорченный телефон", "ручеек", фраза по кругу, "главное слово"

    - Культура речи как важная составляющаяобраза человека, часть его обаяния.
    - Устройство зрительного зала и сцены.

    Театральный словарь: авансцена, кулисы, рампы.

    Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).

    -Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.

    Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса.

    - Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)
    - Театральный словарь: сценарий, роль, реплика. Техника грима. Светотень. О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.

    - Координация движений (10 человек).

    Имитация поведения животного (5 человек).

    Этюд на наблюдательность.

    Пантомимический этюд – тень.

    - Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).
    - Нормы общения и поведения:

    поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор;

    поведение в магазине.

    Примеры учащихся. Сценические этюды.
    Работа над спектаклем, сценкой
    Знакомство со сценарием.

    Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение текста по ролям.

    Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.

    Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов, афиш.

    Отработка ролей.

    Репетиция отдельных эпизодов.

    Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций.

    Подбор музыкального сопровождения к сценарию.

    Репетиция.

    Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).

    Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

    Премьера спектакля.

    Анализ выступления.

    Методика запоминания стихов

    Первый этап.

    Стихотворение заучивается по строкам с удваиванием количества строк до 8-ми.

    Ребенок сам читает первую строку и проговаривает её вслух 3-4 раза. Требовать три раза. Если ребенок заинтересован, то будет сам проговаривать 4 раза – ритмически так удобнее.

    При незаинтересованности – будет проговаривать 3 раза. То есть это критерий отношения ребенка к процессу запоминания стихов.

    Далее читает вторую строку и проговаривает её вслух 3-4 раза.

    После этого читает и проговаривает первую и вторую строки вместе. Затем процесс повторяется для третьей и четвертой строки, как было для первой и второй. После чего следует чтение и проговаривание 3-4 раза строк с первой по четвертую вместе. Далее этот процесс повторяется для строк с пятой по восьмую и завершается чтением и проговариванием 3-4 раза строк с первой по восьмую.

    Если в стихотворении последние строки числом меньше восьми, то ни с какими другими строками их не соединять.

    Например, если в стихотворении 20 строк, то ребенок прочитает и вслух проговорит строки 1-8, 9-16, 17-20(4 строки).
    Второй этап.

    Проговаривание вслух стихотворения от начала до конца с подсматриванием в текст, если забылась строчка. Важно придерживаться правила: не возвращаться к началу стихотворения, если забылась строка.

    Если забылась строка, то она ребенком прочитывается, проговаривается вслух 3-4 раза, и он продолжает декламировать стихотворение дальше.

    Если Вы заметили, что ребенок после декламирования четверостишия затрудняется вспомнить строчку следующего четверостишия, то нужно сделать так, чтобы он прочитал и проговорил вслух 3-4 раза последнюю строчку четверостишия, которую он помнит и первую строчку из следующего четверостишия.

    Это может получиться не сразу из-за нарушения рифмы, но добиться этого следует обязательно. При каждом декламировании подсчитываем количество ошибок и подглядываний в текст.

    Перед началом каждой декламации обращаем внимание ребенка на уменьшение количества ошибок.

    Первый же раз, когда ребенок продекламировал стихотворение без ошибки и подглядывания, является и последним во втором этапе заучивания стихотворения.
    Третий этап.

    Просим ребенка без предварительного прочитывания продекламировать стихотворение. Если все было сделано правильно, то ребенок продекламирует его без ошибки и подглядывания. Беглости декламации ожидать не следует.

    Она придет постепенно в следующие дни. Наша цель сейчас – выучить стихотворение. В случае, если ребенок не продемонстрирует безошибочную декламацию, следует на следующий день повторить второй и третий этапы. Но нам ни разу это не потребовалось.

    Этот метод дает результат за один день, конечно, в идеальных условиях, когда ребенок с родителями целый день. В условиях детского садика или школы нужно просто проводить процедуру заучивания за несколько дней.

    Последнее замечание.

    Если стихотворение слишком сложное в плане трудных новых слов или трудно проговариваемых новых слов, то нужно сокращать количество строк, выучиваемых за один раз.
    Способы заучивания стихов

    Двигательный

    Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку».

    Тут основной принцип в том, что ребенку мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом.

    Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
    Слуховой

    Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть.

    Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы.

    Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму.

    Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

    Логический

    Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил.

    С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

    Игры и упражнения на опору дыхания.

    Дрессированные собачки.

    Ход: Выбирается ребенок-дрессировщик, который предлагает остальным детям – цирковым собачкам решать простейшие задачки, самостоятельно им придуманные. Вместо ответа «собачки» произносят «ав-ав-ав», соответствующее число раз.
    Птичий двор.

    Ход: дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей.

    Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис).

    Она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). курица зовет разбежавшихся цыплят.
    Эхо.

    Ведущий Дети

    Собирайся детвора! Ра!Ра

    Начинается игра! Ра!Ра!

    Да ладошек не жалей! Лей!Лей!

    Бей в ладошки веселей. Лей!Лей!

    Сколько времени сейчас? Час!Час!

    Сколько будет через час? Час!Час!

    И неправда: будет два! Два!Два!

    Дремлет ваша голова. Ва!Ва!

    Как поет в селе петух? Ух!Ух!

    Да не филин, а петух! Ух!Ух!

    Вы уверены, что так? Так!Так!

    А на самом деле как?

    Как? Как?

    Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.

    Крэо-Кроу.

    Все участники игры делятся на две команды. Одной команде присваивается имя «Крэо», а другой – «Кроу».

    На первом этапе игры команды должны запомнить название своей команды и научиться, как можно громче и азартнее кричать его, как боевой клич. Это поднимает тонус игры, укрепляет «Чувство команды».

    Затем пространство зала делится на три части: территория «Крэо», территория «Кроу», и самая большая нейтральная территория посередине. Стульями обозначаются «государственные границы». Противник не может переступить через эти границы. Педагог-ведущий в этой игре.

    Когда команда слышит от ведущего свое имя, она должна напасть на противника и взять как можно больше пленных. За счет пленных команда увеличивается.

    Они становятся гражданами захватившей их страны. По команде педагога жители разных стран выходят на прогулку на нейтральную территорию. Услышав неожиданно название одной из команд, одни должны удирать, а другие – захватывать. При этом педагог может шалить со звукосочетанием «кр».

    Он может тянуть его бесконечно долго, чтобы команды не знали, чье имя будет названо, и оставались в максимальной мобилизации.

    Ему позволяется обманывать и после долгого «кр» выкрикнуть «Крокодил», «Крупа», «Крокусы» и т.д. он может начать неторопливо рассказывать историю «Однажды жители двух государств вышли погулять Кр-р-р-расное (громко) солнце опустилось за тучу. Пролетающие птицы кричали (тихо) «Кроу»». Таких «обманок», тренирующих внимание и мобилизацию может быть очень много.
    Поводырь.

    На первом этапе упражнения группа разбивается на пары. В каждой паре одному из участников завязывают глаза. Он – «слепой» ,другой «поводырь».

    Задача, взявшись за руки, научиться двигаться в пространстве, не наталкиваясь на другие пары, на разных скоростях. Скоростей -10.

    Опорно-ориентировочными являются – три – первая, пятая и десятая. Остальные – тонкие нюансы.

    Средняя – пятая – нормальный шаг.

    Первая – движение практически в замедленной съемке. На первом этапе упражнения сценка рук плотная, партнер держи партнера, поддерживает локтем. На последнем этапе упражнения сцепка рук едва уловимая. Партнеры держатся кончиками мизинцев.

    Слепые и поводыри время от времени меняются ролями.

    Упражнение направлено прежде всего на воспитание чувства партнера.

    Задача заключается в том, чтобы слепой максимально доверился поводырю и в то же время научился улавливать малейший исходящий от него импульс.
    Знакомство-дразнилики.

    Дети знакомятся с возможностями своих инструментов , т.е. тела и голоса. Руководитель знакомится с группой – получает возможность увидеть – насколько дети контактны, гибки и подвижны в общении.

    Основной принцип игры – постепенное усложнение заданий и абсолютно точное их выполнение. Последнее способствует включению внимания и отработке координации. Сосредоточение на точном выполнении задания, кроме всего прочего, позволяет сразу переключить внимание группы с безмолвного вопроса «Как я выгляжу?» на рабочий настрой.

    Все участники игры стоят в кругу. Важно, чтобы каждое действие точно фиксировалось. Первый участник игры делает приставной шаг в центр круга – первое действие. Называет свое имя – второе действие. Возвращается на свое место в круг – третье действие. Затем весь круг пытается точно повторить триаду.

    В идеале должны возникнуть абсолютная синхронность и абсолютная точность в манере подачи звука и энергии действия. Далее каждый участник проделывает то же самое, а группа вторит ему.

    На следующем этапе в упражнение добавляются новые компоненты. Теперь участники круга вместо имени могут произносить вымышленные прозвища (театральные псевдонимы). После этого надо сделать самое немыслимое движение и зафиксировать его, а потом встать на место. Все участники круга точно повторяют все движения и звуки.

    Упражнение усложняется по принципу нанизывания бусинок на основной стержень: можно добавлять после движения звук любой, какой родится (от детских дразнилок, до фиксированной высоты любого звука - тр-р-р, бе-бе-бе и др.). А потом этот звук можно переводить в коротенькие стишки или скороговорки.

    На начальном этапе игра должна идти очень динамично, и, прежде всего, приносить радость. Поэтому скорпулезно следить за абсолютно успешным выполнением всех компонентов задания не стоит. А затем, на последующих занятиях, необходимо отрабатывать элементы все более и более тщательно, задерживаясь на них все дольше и дольше.
    Звучащие игрушки.

    Все участники игры равномерно распределяются по пространству зала и садятся на пол. Каждый берет в руки воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку. У каждого своя игрушка со своим звуком. Все участники упражнения-игры превращаются в маленьких детей и начинают играть с игрушками, активно озвучивая их: один тарахтит, другой пищит, третий рычит.

    Задача играющих заключается в том, чтобы добраться (доползти, как это делают малыши) и до своего ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками, т.е. точно воспроизвести звучание своего нового инструмента.

    В идеале, упражнение продолжается до тех пор, пока все участники не проиграли во все игрушки.

    Главная задача – развитие актерской смелости.

    Начать играть и действовать маленьким актерам, как правило, бывает легче, чем начать звучать. В этом упражнении снимается страх перед звукоизвлечением, а так же активизируются воображение, внимание, тренируется навык точного копирования партнера.

    Упражнения на три вида дыхания.
    1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

    Свистит ветер – ССССССССС…

    Шумят деревья – ШШШШШШШ….

    Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

    Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…
    2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

    Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!

    Метет метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!

    Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ!
    3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

    Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!

    Пилит пила – С! С! С! С! С!

    Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!
    Игры и упражнения на речевое дыхание.
    Игра со свечой.

    Цель: развивать правильное речевое дыхание.

    Ход: детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии.

    Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

    Первый раз упражнения делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
    Мыльные пузыри.

    Цель: развивать правильное речевое дыхание.

    Ход: дети распределяются на две команды.

    Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувают «мыльные пузыри».

    Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э.Фарджен «Мыльные пузыри»:

    Осторожно - пузыри!

    - Ой, какие!

    - Ой, смотри!

    - Раздуваются!

    - Блестят!

    - Отрываются!

    - Летят!

    - Мой – со сливу!

    - Мой – с орех!

    - Мой - не лопнул дольше всех.
    Игры и упражнения на свободу звучания

    Больной зуб.

    Детям предлагается представить, что у них болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

    Капризуля.

    Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на руки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

    Колокольчики.

    Дети распределяются на две группы, каждая по очереди изображает звон колоколов: удар – бом! Отзвук – мммм…

    БУммм – Боммм! БУммм – Боммм! БУммм – Боммм!

    ДИньнь – Донн! ДИньнь – Донн! ДИньнь – Донн!
    Колыбельная.

    Дети воображают, что они укачивают игрушку и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».
    1   2   3


    написать администратору сайта