Отчет по работе № 1_Влияние на собеседника с помощью средств нев. Влияние на собеседника с помощью средств невербальной коммуникации
Скачать 165.95 Kb.
|
Практическая работа № 1 « Правила осуществления организационных коммуникаций» Тема: «Влияние на собеседника с помощью средств невербальной коммуникации» Традиционно принято отождествлять речь со словом, т. е. с вербальной знаково-символической (собственно лингвистической) функцией речи. Между тем звуковая речь как средство общения несет слушателю, и при этом независимо от семантики слова, т. е. как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе и т. п. Таким образом, невербальная коммуникация осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения. Общение включает вербальные и невербальные каналы передачи информации. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, потому он и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верят невербальным средствам общения, так как они обусловлены подсознанием. Как самостоятельное научное направление понятие «невербальная коммуникация» (известное в зарубежной литературе под термином nonverbal communication), сформировалось сравнительно недавно, в 1950-х годах, хотя основы этого научного направления можно искать и в более ранних работах. Невербальное общение (его еще называют жестовым общением или «языком тела») является способом взаимодействия между индивидуумами с целью коммуникации без применения речи. Информация заменяется жестами, образами, мимикой и пантомимикой. В этом случае тело человека представляет собой инструмент «общения». Оно обладает огромным спектром приемов обмена информацией, включает в себя всевозможные пути для выражения мыслей человека. Глазами человек воспринимает значительно больше, чем ушами. Большая часть информации (до 75%) передается невербальными средствами общения Примером важнейшей психологической роли невербальной коммуникации в процессе речевого общения служит тот факт, что невербальная информация может как значительно усилить семантическое значение слова, так и существенно его ослабить, вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе: «Я рад вас видеть», произнесенной раздраженным или насмешливым тоном). КИНЕСИКА Согласно общепринятому определению, кинесика – это совокупность поз, жестов, телодвижений, мимики, походки используемых для невербальной коммуникации в качестве дополнительных средств общения, повышающих выразительность вербального общения. Поза – положение человеческого тела, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это самая неконтролируемая форма невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней возможно получить необходимую информацию о состоянии человека. По тому, как человек складывает руки и ноги, можно сделать выводы о его истинных эмоциях, намерениях, отношении к другим людям. Скрещенные руки или ноги указывают на попытку собеседника защититься или на отрицательное отношение к ситуации, в которой проходит беседа, либо к тому, о чем говорится. Стоящие прямо ноги или свободные, не перекрещенные друг с другом руки указывают на желание человека быть откровенным со своими собеседниками. Лидеры в группе обычно те, кто сидит откинувшись на спинку стула, сложив руки за головой. Наоборот, люди, чувствующие собственную незначительность, могут сидеть ссутулившись, стиснув пальцы или сложив руки на груди, как бы пытаясь стать незаметнее. Если человек наклонился к собеседнику, ему приятно в компании или интересно то, о чем он говорит. Составленные «домиком» пальцы обычно указывают на чувство превосходства. Если слушающий прикрывает рот рукой, то это жест, требующий обязательного внимания. У него может быть одно из трех значений: человек думает, что его собеседник лжет; он хочет что-то сказать; ему не нравится то, что он видит или слышит. Если человек поддерживает голову рукой, вероятно, он абсолютно потерял интерес к происходящему. Сидящий человек, широко раздвинувший ноги, демонстрирует свою беспечность, а порой и бесцеремонность. Человек стоит заложив руки за спину - поза абсолютной уверенности в себе. О внимании к партнеру, о степени вовлеченности в общение явно свидетельствует положение ног. Положение стопы объективно указывает то направление, в котором человек намерен двигаться. Когда носок ступни направлен в сторону партнера, это говорит о внимании, готовности к общению. Однако если носки их ступней при этом не разворачиваются в вашу сторону, то вы едва ли выступаете желанным собеседником. О высокой самооценке также свидетельствуют носки, заметно повернутые наружу. И наоборот, носки, обращенные внутрь, — признак слабости духа, боязливости. Гармонию взаимоотношений определяют позы, имитирующие соответствующие действия партнеров. Когда группа людей находится в состоянии согласия, то их позы, жесты, телодвижения, как в зеркале, повторяют действия других участников группы. Жесты представляют собой различные движения тела человека, сопровождающие его речь в процессе коммуникации. При их помощи индивидуум выражает своё отношение к собеседнику, какому-либо событию или предмету. Жесты в речи могут употребляется как осознанно, так и неосознанно. Жесты должны быть скупы, не размашисты, определенны: легкий кивок головы (утверждение), нерезкий взмах кисти (а не всей руки) в дополнение к сказанному, нерезкий поворот головы при обращении к кому-то или в ответ на обращение к вам. Кисти, выставленные перед туловищем (когда руки находятся под углом), выражают повышенную готовность к манипуляциям. Данное положение рук часто можно наблюдать у людей, сильно пекущихся о самоутверждении. Положение кисти ладонью вверх необходимо в случае получения чего-либо. Показ ладоней — это символ открытости. Поворот кисти ладонью вниз требуется для того, чтобы что-то придавить, прижать, защититься от чего-то неприятного. Пальцы, сжатые в кулак, естественно интерпретировать как агрессивный жест, поскольку кулак — это простейшее орудие для удара. Скрещивание собеседником рук на груди говорит о том, что лучше разговор закончить или сменить тему. Жест «пощипывание переносицы», поза «мыслителя», когда подпирают щеку, — жесты размышления, оценки. Прикосновение к собственному подбородку — оценивающий жест, знак того, что человек задумался над следующей фразой и принимает решения. Почесывание и потирание уха. Этот жест говорит о том, что человек наслушался и хочет высказаться. Почесывание и потирание шеи. Данный жест говорит о сомнении и неуверенности человека. Пальцы во рту. Этот жест говорит о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками. Это свидетельствует о том, что он не настроен разговаривать в данный момент с кем-либо. Человек отводит глаза. Это является самым ярким показателем того, что он что-то скрывает. Чтобы достичь желаемой цели в беседе, мало быть внимательным, необходимо самому использовать жесты открытости, которые располагают к себе собеседника, вызывают его на откровенный разговор, оставляют благоприятное впечатление. Мимика – разнообразные выражения лица, при помощи которых может быть передано бесконечное количество эмоций. Так, если кинесику называют языком тела, то мимика – это язык чувств. Очень подвижная мимика свидетельствует о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Подвижная мимика характерна для импульсивного поведения. Малоподвижная мимика указывает на постоянство душевных процессов. Многие мимические движения мы осуществляем сознательно, стремясь выразить или подчеркнуть то или иное настроение: улыбаемся в знак доброго отношения, хмурим брови, чтобы продемонстрировать недовольство, и т. п. Выражение лица человека меняется под влиянием эмоционального состояния человека, но иногда может усиливаться специально для придания словам драматичности. Улыбка, наверное, наиболее выразительная мимическая структура. В деловом общении чаще всего встречается «смягчающая» улыбка, которой начальник нередко пользуется, отвергая предлагаемую идею или критикуя подчиненного. Искривление одного угла рта, сопровождающееся временной асимметрией лица, — выражение иронической усмешки. Что касается бровей, то любой человек активно использует их в выражении чувств. Таким образом мимика обусловлена биологическими факторами (неконтролируемые выражения мимики – покраснение или побледнение лица), и социальными, врожденными или приобретенными в ходе развития. Походка также является важным определяющим фактором в сиюминутном состоянии человека. Внимательному наблюдателю походка может сказать очень многое. Она является совокупностью индивидуальных особенностей, которые определяют манеру пешего передвижения. При ее описании следует обращать внимание на важнейшие факторы: ритм, скорость, длина шага, положение рук и туловища и степень напряженности. Если руки человека находятся в карманах или он ими размахивает, то, скорее всего, он в приятном расположении духа, если он смотрит под ноги, то, вероятно, находится в угнетенном состоянии. Человек, у которого руки сцеплены за спиной, а голова опущена, чем-то озабочен. Плечи опущены, а голова поднята - идущий настроен на успех, контролирует ситуацию. Поднятые плечи означают, что собеседник напряжен, ожидает опасности. Обычная скорость движения при нейтральном душевном состоянии составляет два шага в секунду. Человек идет медленнее (бредет, плетется), когда не имеет определенной цели либо когда не слишком стремится цели достичь; в этом случае темп ходьбы - один шаг в секунду. Если же, наоборот, цели желательно достичь поскорее, шаги учащаются и становятся шире. Если вы отправляетесь куда-то, не будучи уверены в успехе своих начинаний, и душу гложут сомнения и тревоги — расправьте плечи, поднимите голову, ступайте упруго и ритмично. Известный специалист по невербальному общению Алан Пиз подразделяет все взгляды, которыми обмениваются люди в общении, на деловые, социальные и интимные. Представьте, что в области лба вашего собеседника нарисован небольшой треугольник, образованный сочетанием трех точек — глаз и середины лба. Постарайтесь во время делового контакта большую часть времени смотреть именно в этот треугольник. Тем самым вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому. При условии, что ваш взгляд не опускается ниже глаз партнера, вы можете регулировать ход переговоров при помощи взгляда. Если вы опускаете взгляд ниже уровня глаз собеседника до его рта и смотрите в проекцию треугольника «глаза — рот», то используете таким образом социальный («светский») взгляд, наиболее подходящий для нейтрального общения. Смещение взгляда вниз, на другие части тела собеседника — показатель интимности. Глаза выступают важнейшим выразительным - элементом лица и всего внешнего облика человека. Самый распространенный в житейской психологии критерий оценки человека — направление взгляда. Считается, что если взгляд у человека прямой и открытый, то и сам человек таков. А тот, кто «прячет глаза», избегает встречи взглядов, скорее всего, неискренен и недоброжелателен. Если собеседник долго смотрит на вас в упор остановившимся («остекленевшим») взглядом, это скорее всего значит, что половину сказанного вами он пропускает мимо ушей. Частота прямых взглядов на собеседника зависит и от того, «выше» или «ниже» себя вы его считаете: старше ли он вас, занимает ли более высокое общественное положение. В целом люди смотрят друг на друга от 1/З до 2/3 времени беседы. ПРОКСОДИКА И ЭКСТРАЛИНГВИСТИКА Чтобы точно дать понять окружающим эмоциональное состояние человека, его переживания, характер и темперамент мы часто используем голос. Характеристики голоса относят к паралингвистическим и экстралингвистическим явлениям. Паралингвистические явления - это общее название таких ритмикоинтонационных сторон речи, как интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте; Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д. Громкость голоса — общий показатель жизненной энергии и уверенности в себе. Обычно громко говорят люди, которые желают быть уверены, что окружающие обязательно услышат их слова и примут их к сведению. Довольно громкий голос (даже в будничной, обстановке) отличает людей, которые привыкли отдавать распоряжения. Громкий голос может выступать и маскировочным средством для сокрытия слабого духа. Малая громкость голоса свидетельствует о том, что перед нами человек сдержанный, скромный, вероятно, хорошо воспитанный. Тихий голос может быть и твердым, даже жестким. Так говорят люди, абсолютно уверенные, что их доводы безупречны и что их голос — пускай и негромкий — обязательно будет услышан. Сильные и внезапные колебания громкости голоса свидетельствуют об общей повышенной эмоциональности либо о том волнении, которое говорящий испытывает в данный момент. Это волнение обычно заражает слушателей, особенно когда поначалу тихий голос вдруг крепнет и обретает уверенную громкость. Хорошие ораторы знают, что речь, произнесенная в одном тоне (пускай даже и с пафосом), не может увлечь слушателей. Поэтому они сознательно варьируют громкость речи, придавая сказанному сильный эмоциональный акцент. Скорость речи соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Поэтому ее трудно изменить (это удается волевым усилием, но ненадолго). Важная характеристика речи — ее отчетливость. Ясное и четкое произнесение слов — показатель внутренней дисциплины, стремления ясно представить свою позицию. И наоборот, нечеткое произношение — всякого рода бурчание, бормотание и т. п. (если только это не связано с дефектами речедвигательного аппарата) — это часто проявление неуважительного отношения к собеседнику: говорящий даже не заботится о том, чтобы другим было легко его расслышать. В итоге ясное и четкое произношение слов укажет нам на внутреннее спокойствие, и рационализм собеседника, а неясное й расплывчатое произношение проявит в нем мягкость, уступчивость, даже некоторое слабоволие. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Ритмический рисунок речи во многом формируется паузами. Именно использование пауз является эффективным средством манипулирования собеседником. ПРОКСЕМИКА Согласно определению, сделанному Э. Холлом, проксемика - это раздел психологии изучающий расположение людей в пространстве при общении. Выделяют четыре проксемических зоны коммуникации: интимная – только для значимо близких людей (до 1 м); Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним (дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники). личная – расстояние для общения с другими людьми( от 1 до 1,5 м); Это расстояние обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль-вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках. социальная - дистанция для формального либо светского общения( от 1,5 до 3 м); На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе и тех, кого плохо знаем. публичная - дистанция для поддержания общения на публичных мероприятиях (собрания, совещания) ( более 3 м). Когда мы обращаемся к большой группе людей, то удобнее стоять именно на этом расстоянии. Для дистанции общения не менее значимы и такие факторы, как социальный престиж или социальное положение собеседника, интравертность — экстравертность, общий объем беседы и, что особенно важно, — ее содержание. Существенно, что дистанция меняется и от внешних ситуативных факторов, например, от величины помещения. Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья - рядом участники деловой беседы - через угол стола, - конкуренты - через стол. Особый вопрос — это угол, который беседующие занимают относительно друг друга. Человек редко располагается прямо напротив собеседника — обычно он стремится встать под некоторым углом. Если собеседники стоят или сидят точно напротив, то очень трудно не смотреть друг на друга. Если же они расположены под некоторым углом, то малейшее движение головы выведет собеседника из поля зрения, позволяя чуть расслабиться. По данным многих исследователей, если лейтмотивом общения выступает соперничество, то люди располагаются друг напротив друга, если кооперация — то садятся рядом. Таким образом, по положению, которое занял относительно вас партнер по общению, и по дистанции, на которой он находится, можно довольно точно оценить его настроение и намерение. Взаимоотношения людей развертываются не только в пространстве, но и во времени. Как человек распоряжается чужим и своим временем. Является важным социальным знаком. Уважение к другому человеку проявляется проявляется в повышенной точности, пунктуальности поведения. Заставить другого ждать — значит вольно или невольно заявить о своем праве распоряжаться ситуацией. Фактор времени очень значим в том обществе, в котором «время — деньги», поэтому важно не тратить время зря. ТАКЕСИКА Существует несколько способов применения тактильно общения – объятия, рукопожатие, поцелуи, похлопывание и поглаживание. Это основная и самая примитивная форма общения. Установлено, что при общении все люди используют различные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Тактильное общение в большей степени, чем другие невербальные компоненты, показывают статус и роль человека в обществе, а также степень близости общающихся. Насколько часто используются человеком в коммуникации различные прикосновения зависит от возраста партнеров, пола и степени их знакомства. Рукопожатие – это своеобразный жест, который применяется в момент приветствия или прощания. Он выражает доброжелательность и открытость человека к дальнейшему общению. Считается, что рукопожатие «настоящего мужчины» непременно должно быть крепким. Вялая, безжизненная кисть, протянутая для рукопожатия, при соприкосновении с ней вызывает неприятные ощущения и наводит на мысль о слабом характере и недостаточной уверенности в себе. Чересчур крепкое рукопожатие (до хруста пальцев) является отличительной чертой жесткого и агрессивного человека: он не может не понимать, что своим жестом причиняет неудобство и даже боль, но делает это намеренно, желая продемонстрировать свою силу и очень важен для деловых женщин, чья работа связана с общением. И им приходится вырабатывать твердое рукопожатие, в том числе и для защиты от мужчин, которые по привычке демонстрируют им «мужское рукопожатие». Следует заметить, что поданная ладонью вниз женская рука обычно не претендует на лидерство. Когда рукопожатием обмениваются два властных человека, между ними происходит символическая борьба, во время которой каждый пытается подчинить себе руку другого. В результате получается рукопожатие, при котором обе руки остаются в вертикальном положении, а оба: человека испытывают друг к другу чувство уважения. Если рукопожатие скорее напоминает захват и нам приходится слегка дернуть свою руку, чтобы освободиться, можно предположить, что наш партнер наделен сильным собственническим инстинктом и того, что попало ему в руки, просто так не выпустит. Когда человек не стремится к сближению, он может демонстрировать своего рода усеченное рукопожатие: партнеру протягивают лишь кончики пальцев, большим пальцем оберегая ладонь от обхвата. Пожатие кончиков пальцев напоминает пожатие прямой, не согнутой рукой, вместо руки в ладонь заключаются только пальцы. Цель инициатора этого рукопожатия заключается в том, чтобы держать партнеров по общению на удобном для себя расстоянии. Пожатие с применением обеих рук сразу выражает искренность, доверие или глубину чувств по отношению к реципиенту. Типичное дружеское рукопожатие: рука подается сбоку широким жестом. Отказ от рукопожатия, расценивается как знак неприязни и агрессии. Поцелуи, как разновидность тактильного жеста, широко применяется во всех аспектах жизни человека. Мы подкрепляем свои слова действием, например, к фразе «я тебя люблю» добавляем поцелуй. В такой ситуации в искренности чувств сомневаются редко. Поцелуй между друзьями или родственниками выражает симпатию и дружелюбность. Похлопывание по плечу часто интерпретируются как проявление дружеского расположения, участия или ободрения, но иногда этот жест признак доминирования над партнером. Многие люди тяжело переносят ситуации, когда кто-либо без спроса прикасается к ним, похлопывает по плечу или спине, склоняется над головой либо пошлепывает. Между родственниками или близкими приятелями такие жесты воспринимаются как выражение симпатии. Однако со стороны малознакомого человека любой из нас воспримет такой жест как бестактность. Позволяя себе такое действие, наш партнер по общению как бы дает нам понять, что считает себя вправе занять родительскую позицию — покровительственную и руководящую — по отношению к нам. Особую роль играют так называемые удерживающие прикосновения. Когда во время разговора собеседник берет вас за руку или под руку, за лацкан, рукав или пуговицу, он тем: самым невольно признается, что не очень уверен в убедительности своих слов и опасается, что вы в буквальном смысле уйдете от разговора (крайний случай — когда для усиления угрозы хватают противника «за грудки»). Если собеседник использует такой прием, нелишне проявить особую критичность к смыслу его слов. ЛИТЕРАТУРА 1. Синицкая Ю.М Невербальные средства коммуникации. Белорусский государственный университет 2. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование». — Ростов н / Д: Феникс, 2004. — 352 с. 3. Борозина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА - М, 2000. – 224с. 4. Морозов В.П., Невербальная коммуникация. Экспериментально - психологические исследования. |