Влияние религий на культурологию (Автосохраненный). Влияние религий на культуру
Скачать 53.15 Kb.
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Профессиональное училище №39 п. Центральный Хазан» Проект по истории: «Влияние религий на культуру» Выполнила: Учащаяся гр. Л – 118 По специальности: 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» Полякова Е. Г. 2019г. Оглавление. План _______________________________________________________________ Введение ____________________________________________________________ Раздел 1. Как сплетена религия и культура ________________________________________ Раздел 2. Влияние ислама на культуру восточных стран _____________________________ Влияние ислама на культуру Европы _____________________________________ Почему Россия выбрала Византийскую веру?______________________________ Влияние христианства на культуру Руси _________________________________ Раздел 3. Заключение. Вывод ____________________________________________________ Словарь основных понятий ____________________________________________ Список использованных источников ____________________________________ Тема: «Влияние религий на культуру». План. 1.Цель: Рассмотреть влияние религии на культуру. 2.Задачи: 1. Изучение литературы по данной теме 2. Анализ материала(сравнительны, фактический, аналитический) 3. Вывод по теме Решение главной цели данного проекта сводиться к рассмотрению следующих аспектов: - сущность религии и соотношение культуры и религии; - влияние мировых религий на развитие культуры; - сравнение. ВВЕДЕНИЕ. Изучая данную тему и анализируя работы различных авторов, я столкнулась с тем, что роль религии и ее влияние на развитие культуры довольно многогранна. Именно поэтому мне стало интересно изучить глубже эту тему и составить собственное мнение по этому вопросу на основе данного исследования. Тема влияния религии на культуру всегда была достаточно актуальной. Несмотря на то, что слова «культура» и «культ» имеют схожее звучание и даже часто по ошибке определяются как однокоренные, сходство между значениями этих слов поверхностно. Единственное, что объединяет культуру и культ – принадлежность к нравственной и духовной сфере жизнедеятельности человека и влияние религии на культуру и наоборот. В современном мире религия и культура разъединены и сосуществуют как отдельные независимые пласты духовной жизни общества. Однако, время от времени, по причине взаимосвязи культуры и религии, создаются либо предметы культуры с ярко выраженными религиозными мотивами, либо религиозно-философские культы, в основе которых лежит современная культура. Так какое же влияние оказала религия на культуру? Итак, объектом исследования в данной работе является изучение культуры, а субъектом явилось влияние религии на культуру стран на примере двух самых известных мировых религий (ислама и христианства). Акцент в работе я ставлю в сравнительном анализе данного влияния. Методами исследования в данной работе были: - использование исторических справок, - поиск информации в разных источниках, - анализ и синтез полученных данных. Структура исследовательского проекта состоит из 3 разделов. В 1 разделе представлена взаимосвязь религии и культуры. В разделе 2 проведено исследование о влиянии ислама на культуру Востока и европейских стран и влиянии христианства на культуру Руси. В разделе 3 представлен аналитический и сравнительный анализ, сделанный на основе изученных данных. РАЗДЕЛ 1. КАК СПЛЕТЕНА РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА? Как мы знаем, культурой принято называть все то, что создал человек. Его второй природой является религия. Довольно часто на этой почве возникают споры и разногласия, поскольку одни считают, что религия – это ничто иное, как элемент культуры, поиск смысла существования, определение шкалы человеческих ценностей; а другие уверены, что религия представляет собой результат Божьего Откровения. Какие же общие черты имеют культура и религия и какие они имеют особенности взаимодействия? Начнем рассмотрение темы со слов Дугласа Дэвиса: «Невозможно понять человечество, не поняв его религиозных верований. Иногда наивная, иногда проникновенно-благородная, иногда утонченная, иногда жестокая, иногда наполненная всепоглощающей нежностью, иногда мироутверждающая, иногда отрицающая мир, иногда обращенная во внутрь, иногда имеющая характер вселенской миссии, иногда поверхностная, а часто глубокая по своему содержанию - религия пронизывает жизнь человека с давних незапамятных времен». В отношении к культуре религию, религиозную веру рассматривают по-разному. Существует атеистическая позиция, согласно которой религия-это выражение и результат слабости человека, его невежества, бескультурья. Согласно атеизму культура не нуждается в религиозной вере, нравственность не только не обосновывается, но и не поддерживается верой, что бог или не существует вовсе, или это – некая догматизация идеалов, которая не обязательна для разумного, просвещенного, цивилизованного, культурного человека. Другие же считают, что без веры, и именно без религиозной веры, нет и не может быть настоящей культуры. Вера при этой позиции рассматривается как смыслообразующая ценность, как то, что придает смысл и непреходящую ценность всему остальному в жизни. Такая религиозная вера существует, прежде всего, как вера в Бога. Именно Бог выступает как высшая ценность: как абсолютная истина, абсолютное добро, абсолютная красота, как смысл человечности и человеческой свободы и, в то же время, как ее высший предел. Религия, вера в Бога оказывается при этом выражением живого человеческого чувства, возможности и необходимости единения людей, основанного на идеалах святости, справедливости, любви, милосердия. Только в отношении к этой наивысшей ценности являются ценностями все остальные блага жизни и культуры. Тема этой взаимосвязи является довольно актуальной для огромного количества философов и религиозных мыслителей. В первой половине прошлого столетия эту тему фундаментально решил английский религиозный мыслитель К.Г.Доусон. О культуре он говорит, как об организованном образе жизни. Основанном на общих традициях и обусловленным общим окружением. Таким образом он не идентифицирует культуру с такими понятиями, как цивилизация и общество. Работая над этими вопросами, Доусон сделал вывод, что история человечества обусловлена взаимодействием религии и культуры, образом жизни и духовным началом. Конечно, общий образ жизни приводит к общему мировоззрению, общим поведенческим нормам и общей системе ценностей. Таким образом, культура является духовной общностью, имеющей обязанности перед своими общими верованиями и общим образом жизни. Такие обязанности играют гораздо большую роль по сравнению с любым единообразием материального типа. Говоря о влиянии религии, различают культуры, ориентированные преимущественно на предметную деятельность и объективные познания, и культуры, которые больше ценят созерцание, интроспекцию, автокоммуникацию. Западная модель человека является активистско-предметной, личность формируется, проявляет и познает себя, прежде всего через свои деяния, в ходе которых она преобразует материальный мир и самое себя. Восточная религия, наоборот, не придает значения предметной деятельности, творческая активность, составляющая сущность «Я», проявляется только во внутреннем духовном пространстве и не познается аналитически. Во все времена и в любых состояниях религия представляла собой большую центральную объединяющую силу к культуре. Благодаря религии сохранялись традиции, охранялась мораль, воспитывалась мудрость. РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА КУЛЬТУРУ ВОСТОЧНЫХ СТРАН. Особенностью мусульманской культуры является сочетание строгого единства системы основных религиозных ценностей и жёсткой регламентации бытового поведения с достаточно широким свободомыслием в толковании богословских проблем ислама. А развитию философии и науки в мусульманском мире в немалой степени способствовало уважение к учёности, вошедшее в традицию заодно с благоговением перед Кораном. Появление Ислама создало такие условия для арабов, что они впервые в мире смогли создать государство – Арабский Халифат, при сравнении с которым Ассирия, Вавилония, Иран, Византия, Рим, империя Александра Македонского кажутся мизерными. Если мы взглянем на современную карту мира, то увидим, что Арабский Халифат, основанный при поддержке исламской религии, выглядит бескрайним: от Испании, через всю Северную Африку, Ближний и Средний Восток, к Северной Индии, Центральной Азии и вплоть до Китая. Ислам вызвал к жизни великие города – средоточия, в которые стекались все блага мира: многие страны, до того чуждые друг другу по языку, религии, обычаям и политике он объединил под одним общим скипетром. Что касается влияния Ислама на культурное наследие мусульманских народов, то тут оно было огромным. Это заметно в языках, литературе, этике, политике, архитектуре, музыке и т.д. Специфическая черта исламской культуры – почти полное отсутствие в ней изобразительного искусства. Это следствие наложенного религией запрета на изображение человека, животных и всего божественного. По этой же причине мусульманский мир лишился театра, но вместо картин или статуй исламские художники издавна развивали орнаментальное искусство арабесок и художественную каллиграфию. Оригинальна и изящна мусульманская культовая либо дворцовая архитектура. Знаменитый Тадж Махал, мечети Кордовы, Бухары, Стамбула, Самарканда поражают своими размерами, законченностью стиля, обилием резьбы, орнаментов и мозаики, сложной симметрией орнаментального кружева. Ислам отрицательно относился к антропоморфным культурам Греции, Рима и Европы, но он не запрещал искусство вообще, ибо знал, что искусство запретить нельзя, ибо человек без чувства прекрасного не сможет жить. Взамен изобразительного искусства стали использовать слово, а оно без антропоморфного содержания. Чтение Корана превращено в великое искусство, ибо Коран написан и передан Пророку Мухаммеду Аллахом в рифмованной прозе. В Коране слова звучат особенно таинственно и магически. Исламская религия считает, что искусство может быть выражено в геометрическом орнаменте, лигатурах арабесок и каллиграфии, на фронтонах мечетей, медресе, надгробиях. Большое развитие в исламском мире получила миниатюра. Центрами ее развития стали Сирия, Иран, Египет, Испания (в Средние века), Северная Африка, Афганистан. Строительство мечетей, их архитектура и т. д., говорят о том, что появились стили архитектуры, новые эстетические выкладки и подходы. Это, прежде всего, красота куполов мечетей, величие минаретов, сифат – надписи на стенах мечетей. Ислам уделял много внимания декоративности также еще и потому, что она была неотъемлемой чертой характера народов, покоренных арабами. Древняя тысячелетняя история народов Средней Азии и Кавказа, Китая, Северной Африки и Средней Индии сохранилась до наших дней благодаря уважительному отношению к ней со стороны Ислама. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА КУЛЬТУРУ ЕВРОПЫ. Восток всегда был заветной мечтой европейских путешественников. Он манил своей роскошью, таинственной утонченностью, своими волшебными сказками, уводящими в глубину веков. Восточные товары – всевозможные ткани, посуда, пряности, благовония – ценились в Европе на вес золота. Сегодня мы уже довольно отчетливо осознаем ту роль, которую сыграли народы Востока, их культура и духовный опыт в становлении и развитии европейской цивилизации. Восток был для Европы своего рода чистым источником, из которого она черпала недостающие ей культурные элементы. Начиная с эпохи раннего Средневековья это роль интеллектуально-духовного партнера принадлежала арабо-мусульманскому миру. Влияние Ислама на Европу в средние века было многоплановым и разносторонним. Оно охватило все стороны жизни: бытовую, научную, религиозную, литературную, техническую, философскую, торгово-экономическую, социокультурную. Исследователям самых различных специальностей оно предлагает сегодня самые разнообразные темы для размышления. В области истории – это дискуссии на тему влияния ислама на генезис феодального строя в Европе, начало которым положил известный бельгийский историк Пиренн. В области литературы – это споры о происхождении средневекового жанра фаблио, о соотношении восточных и европейских элементов в провансальской лирике, о воздействии богатого арабского наследия на воззрения и творчество Данте. В сфере естествознания – это изучение влияния арабских трудов на развитие медицины и астрономии в Европе. А в философии – это проблема обусловленности латинского аверроизма философской системой Ибн-Рушда, а также тема влияния воззрений Ибн-Сины на представителей августинианства позднего средневековья, с заимствованием у арабов специфических терминов, например, понятия атрибута. Да, Ислам обогатил Европу большими знаниями в различных областях науки. В то же время он способствовал формированию европейского самосознания и оказал значительное влияние на характер развития культурных процессов. Арабы обратили на себя внимание завоеванием Испании и Сицилии. Красивая жизнь, культивировавшаяся арабами в Испании, а также их значительно более высокая образованность (через посредство мосарабов – христиан, живших на территории Пиренейского полуострова) скоро привлекают к себе внимание большой части европейского общества. К страху перед могущественным соперником примешивалось любопытство к его образу жизни и знаниям. Исламский мир стал входить в сферу культурных интересов европейцев. В поисках знаний в Арабский халифат потянулись многие молодые люди. И многие из них занялись глубоким изучением арабских наук. С концом средневековья ислам уже не воспринимался европейцами как серьезный интеллектуальный соперник. В XVI–XVIII вв. в Европе происходил процесс медленного, ограниченного узким кругом специалистов накопления знаний об арабском Востоке и Исламе. В 1691-1698 гг. Людовико Мараччи осуществил первое научное издание Корана, переведя его на латинский язык и сопроводив пространными комментариями. В 1717 году вышла в свет книга А. Релана «О магометанской религии» – история Ислама, которая изменила многие представления европейцев об этой религии. Под влиянием данного произведения написал свой труд «Жизнь Магомета» граф де Буленвилье. В XIX в. мощная волна миграции европейцев – военных, коммерсантов, миссионеров, администраторов, технических кадров и ученых – на Восток открыла широкие возможности для непосредственного знакомства с новым миром. Круг знаний о жизни мусульманских стран, их культуре и религии стал расширяться необычайно быстро. Интерес к мусульманскому миру диктовался теперь практическими нуждами европейских стран. Становление исламоведения как самостоятельной научной учебной дисциплины неразрывно связано с историей колониальных завоеваний. Было бы, однако, односторонне видеть в культурном влиянии Востока на всемирную историю только одну религиозную сторону. Для главного исторического мира Восток был родиной весьма многих научных и технических знаний, плодами которых мы пользуемся до сих пор. Арабский мир средневековья дал человечеству множество знаний в самых различных областях жизнедеятельности. Мы пользуемся арабскими цифрами и основанной на них алгеброй, знаниями из астрономии, минералогии, ботаники, фармакологии, зоологии, языковедения и других наук. Особенно же славилось в Европе арабское искусство врачевания. ПОЧЕМУ РОССИЯ ВЫБРАЛА ВИЗАНТИЙСКУЮ ВЕРУ? Летописец в «Повести временных лет» объясняет выбор новой веры по византийскому образцу красотой византийского богослужения, поразившей русских послов: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как сказать об этом, знаем только, что пребывает там бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет горького, так и мы не можем уже пребывать в язычестве». Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. С юга из Византии, христианство стало проникать на Русь еще задолго до его официального подтверждения. В «Ипатьевской летописи» есть особо ценный эпизод, относящийся к 984-986 годам. В нем описано посольство представителей разных стран к князю Владимиру Святославичу и выбор киевским правителем новой религии. После повествования об одном из успешных военных походов летописец говорит, что в 6494 году от сотворения мира (986 году от Рождества Христова) к князю пришли болгары, которые убеждали его принять мусульманство. Их примеру последовали католики из Рима и хазарские евреи. Наконец, прибыл и греческий философ. Он рассказал князю Владимиру о православном исповедании Христа. Интересно, что автор повествования не считает нужным объяснять причины прибытия такого посольства, описание которого так контрастирует с предшествующей деятельностью князя и рассказом о его бурной жизни. Между тем, именно через нетипичное построение повествования летописец позволяет понять, насколько осмысленным был путь киевского князя к принятию православия. Решение принять новую веру — рискованный шаг для любого правителя. Чтобы разобраться в предпосылках таких кардинальных перемен, необходимо учитывать, как исторический контекст, так и условия формирования личности самого князя. Владимир был сыном князя Святослава Игоревича — язычника и полководца, вызывавшего уважение у предводителей славянских племен, печенегов и даже византийского императора. В то же время отец крестителя Руси имел представление о справедливости и чести, о чем свидетельствует его обычай предупреждать противников о начале военных действий словами «иду на вы!» Присуще ему было стремление к ограничению собственных потребностей: Святослав просто одевался, питался в походах тем, что мог найти, спал на земле, подложив седло своего коня под голову. Мать князя Владимира Малуша была служанкой княгини Ольги, как гласит «Ипатьевская летопись», ее «милостницей». По мнению Д. И. Прозоровского, она помогала княгине раздавать милостыню, и отсюда можно сделать вывод, что она тоже, как и сама княгиня, была христианкой. Рос юный князь в Киеве под присмотром мудрой бабушки, которая стремилась привить ему веру и научить его добродетельной жизни, но на формирование мировоззрения мальчика значительное влияние оказал авторитет отца, категорически отказывавшегося принять крещение. Таким образом, влечение к земным удовольствиям и неодолимое стремление к добру как две противоположные черты проявились впоследствии в деятельности князя Владимира. По историческим данным, он был человеком воинственным, идущим до конца в своих желаниях, и в то же время мудрым правителем. Так, одной из предпосылок, повлиявших на его решение о перемене вероисповедания, стало понимание того, что именно религия является стержнем сильного государства. Отсутствие единства между славянами и спор о превосходстве богов приводили к постоянным распрям между языческими племенами. Выделив из всех идолов Перуна, князь предпринял попытку придать ясность и общность религиозным воззрениям славян, но его усилия оказались тщетными. Это событие указало талантливому правителю на два возможных варианта существования его народа: разделение славян и подчинение их более сильными державами или же объединение племен и создание крепкого государства, прочной основой которого станет вера в Единого Бога. Если быть внимательным к тексту летописи, то сразу можно отметить, что среди иностранных посетителей были только представители монотеистических религий. Скорее всего, визит иноземных подданных инициировал сам князь, поскольку далее следует повествование о том, как Владимир Святославич отправляет гонцов в те страны, из которых прибыли посланники, чтобы узнать, кто «как служит Богу». В первую же очередь в выборе религии киевский правитель руководствуется личным стремлением к познанию Истины. Как отмечает летописец, чествование идолов достигло наивысшего пика именно при правлении этого князя. Вместе с возрастающим почитанием богато украшенных истуканов в душе правителя Киева возрастало и сомнение в том, что созданные человеческими руками идолы могут являться предметом поклонения, а также понимание того, что существует только один Бог. Это главным образом способствовало тому, что князь пожелал из всех языческих божеств выделить единственного, главного. Принимая представителей различных религий, князь проявил особую внимательность к рассказу гостей. Он искренне желал понять сущность каждой веры, что указывает на то, что Владимир Святославич в выборе вероисповедания искал смысл жизни, а не политические или экономические выгоды, как это было с Византийскими императорами Львом Исаврянином, желавшим воспользоваться религией для расширения территорий, или Иоанном VIII, согласившемся принять Флорентийскую унию, чтобы сохранить от распада империю. Напротив, стремление киевского князя найти правильную веру стало началом развития единого русского государства. ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА КУЛЬТУРУ РУСИ. Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси. Русская средневековая культура заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов - тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. Древнерусская культура развивалась в определенных историко-этнических, природно-географических и социальных условиях. Ее истоки уходят в V-VII в., когда в результате Великого переселения народов шло формирование южных, восточных и западных славян. Дальнейшие процессы ассимиляции восточных славян с финно-уграми и балтами привели в IX-X в. к образованию древнерусской народности. Философ Н.А. Бердяев считал, что в развитии древнерусской культуры постоянно "сталкивались два элемента: дохристианская природная широта, особый темперамент, сформировавшийся в необъятных лесных и степных просторах русской земли, языческие верования, не искорененные христианством, и православный, из Византии наследованный аскетизм". Но при этом учитывается и факт, что государственность и культура восточных славян формировалась под воздействием не только христианской Византии, но также Хазарского каганата и язычников. Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Крещение Руси в 988 года по своему влиянию на сознание человека того времени было подлинной революцией, принесшей совершенно новые ценности, новые формы жизни. Митрополит Илларион, автор "Слова о законе и благодати" описал этот акт, как пришествие на Русь благодати и истины, давших "народу надежду…жизни вечной". Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Сохранились упоминания о "чертах и резах" в сказании "О писменех" (рубеж IX-X вв.). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки, при помощи которых они "читаху и гадаху" (читали и гадали). С принятием христианства начался письменный период культуры древней Руси. После крещения киевский князь Владимир приказал "собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Первые известные нам школы на Руси были созданы князем Владимиром для обучения детей как из семей знатных и средних состояний, так и детей "убогих и неимущих родителей". После принятия христианства письменность начинает быстро распространяться в древней Руси. Уже через несколько десятков лет появляются не только собственные "книжники", но и грамотные иконописцы, оружейники, гусляры, дружинники, сборщики налогов, женщины из княжеских семей. Позднее, во второй половине XI и особенно в XII-XIII вв., грамота постепенно проникает и в более широкие слои городского населения. В древней Руси наряду с переводной литературой широкое распространение получили произведения местных авторов. По мнению академика Д.С. Лихачева, "скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, … был подготовлен всем предшествующим культурным развитием … Древнерусскую литературу можно сравнивать с одним колоссальным произведением, сюжет которой - мировая история, а тема - смысл человеческой жизни, поэтому древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета". Многообразная и богатая русская архитектура надолго сохранила силу художественного воздействия. Как и древнерусская литература, архитектура была связана с жизнью государства и важнейшие этапы ее развития в основном совпадают с периодизацией российской истории. Дохристианская Русь имела древнюю традицию деревянного зодчества. В жилищном строительстве сложились два типа построек. На севере жилища были наземные, с деревянным полом, срубными стенами, двускатной крышей и большой печью, сложенной из камня. Южный тип жилища условно можно назвать полуземлянкой. Деревянные стены частично были присыпаны землей, печи были глиняные. Княжеские и боярские терема представляли собой несколько срубных помещений, соединенных крытыми переходами и покрытых высокими кровлями. Парадную роль выполнял большой и светлый зал - гридница: место приема гостей и пиршеств князя и его дружины. С принятием христианства древнерусские мастера освоили перенятую у византийских зодчих сложнейшую архитектурную конструкцию крестово-купольного храма. Одновременно шел процесс адаптации чужой культуры к местным традициям, начинались поиски собственной системы зодчества В культуре языческой Руси довольно часто встречались живописные изображения, но только с принятием христианства древнерусские мастера овладели секретами абсолютно новой для них образной системой изобразительного искусства - церковных мозаик, росписей, книжной миниатюры. На Русь пришла станковая живопись - иконопись. Византия не только познакомила древнерусских мастеров с новой для них техникой живописи, но и открыла им иконографический канон, за абсолютным выполнением которого следила церковь. Древнерусские мастера были искусными кузнецами и оружейниками, кожевенниками и гончарами, ювелирами и резчиками по дереву, каменщиками, стеклодувами. В декоративно-прикладном искусстве древней Руси особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Резные корабли, деревянная утварь, мебель, расшитые золотом ткани и ювелирные изделия пронизаны поэзией мифологических образов. С принятием христианства постепенно менялось мировоззрение людей, их восприятие жизни, представления о красоте и творчестве. Изменилась роль и функции городов, которые превращались в центры культурной общности. Стала развиваться единая письменность и "учение книжное", вводится единое право. Письменная культура на Руси распространялась при помощи монастырей, где появились первые школы, библиотеки и скриптории. Начала развиваться многожанровая древнерусская литература. При этом разнообразие жанров, усвоенное от Византии, приняло собственные оригинальные формы: летописи, жития, поучения, притчи, слова (речи), моления, хождения. Древнерусскую культуру отличало уникальное сочетание церковно-княжеской христианской культуры и народных языческих традиций. Культура древней Руси развивалась в режиме "двоеверия": языческие символы находили свое выражение в фольклоре, повседневной жизни, в ритуалах земледельческих праздников, календарной обрядовой поэзии, дружинных песнях и т.д. Языческими мотивами пронизано и одно из самых известных произведений древней Руси - "Слово о полку Игореве". Византийские мастера принесли на Русь технику каменного строительства крестово-купольных храмов; искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры; ювелирное дело, которые были творчески переосмыслены местными зодчими и иконописцами. Характерными чертами древнерусской культуры стали образность и масштабность в летописании; монументальность и изящество в зодчестве; мягкость и жизнелюбие - в иконописи; страстность и гуманизм - в литературу. РАЗДЕЛ 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОД. Изучив глубже интересующую меня тему, проведя исследования, проанализировав исторические справки, источники, я пришла к выводу, что данная тема и по сей день является актуальной. Культура формируется под определяющим влиянием религии. Культура развивает и совершенствует те «органы» , которые призваны воспринимать, выражать, транслировать и сохранять в социальной памяти реальность, так или иначе, обслуживать драгоценное религиозное отношение, дающее высший смысл и ценность всему, что значимо для человека. Искусство, философия, право, государственность, семья и прочие культурные «константы» формируют свои традиции и каноны в религиозном ключе, при определяющем влиянии некоторой системы священных безусловных установлений. Можно сказать, что весь спектр культурной и социальной жизни преломляется здесь через призму религиозного отношения к бытию. В духовной жизни мистика, в сфере мысли теология, в политике теократия расцветают самым пышным цветом. Строительство храмов и монастырей, искусство священных изображений достигает беспрецедентного масштаба и значения. Наконец, культурные образцы и идеалы «святого» , «монаха» , «муллы» или «имама» – в зависимости от конкретного типа религии – ставятся на такую высоту, которой они нигде и никогда не достигали в иной социально-культурной ситуации, а представители соответствующих социальных групп обретают исключительный престиж. Этика и законодательство непосредственно и официально выводятся из религиозных заповедей, и даже экономика мотивируется и регулируется ими. Человек старается соответствовать заповедям. Строит церкви, монастыри, делает иконы и т. д. Я думаю, в земной жизни, в условиях физического и социального неравенства людей, живущих в мире полном лжи, несправедливости, горя и зла, мировые религии утверждают, что все люди исходно равны, что у каждого есть возможность иной, более совершенной жизни. И ислам, и христианство по-разному провозглашают и отстаивают свободу духа. Но в главном они сходятся. Религиозные представления содержат в себе призыв и требование быть человечными, совестливыми и ответственными, терпимыми и милосердными. И что особенно важно, религиозная вера упрощает для человека решение мучительной проблемы смысла жизни. Отдельная жизнь, ощущаемая как момент вечной жизни, становится исходно и очевидно осмысленной. И поскольку вера в Бога видится мне как осмысляющая, облагораживающая, одухотворяющая сила, то кажется очевидным, что религия не просто феномен культуры, а необходимый элемент ее высшего уровня. Роль религии и культуры, а наиболее важное – их единства и сбалансированности, велика не только в становлении национальной идентичности, но и для устранения конфликтов на этно-конфессиональной почве. Особенно, когда развитие межконфессионального диалога, межкультурных связей и сотрудничества становится действенной альтернативой вражды, культурной разобщенности и религиозной нетерпимости. Единство религии и культуры в условиях проживания на одной территории и тесных социальных взаимосвязей людей различных национальных традиций, имеют большое значение. Можно даже сказать – ключевое, поскольку затрагивают на основе взаимодействия различных религий и культурно-исторического уклада быта широчайший круг вопросов организации их совместной жизни. В общем, как остроумно заметил американский учёный-физик Нильс Бор: “Человечество сделало два величайших открытия. Одно — что Бог есть, второе — что Бога нет”. И вероятно, не столь важно, какой из этих точек зрения придерживается каждый в своём самоопределении. Важно найти ту дорогу, которая приведёт нас всех к Храму. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. Августини́зм или августиниа́нство — течение в средневековой схоластике, находящееся в русле основных идей Блаженного Августина, доминирующее учение протестантизма, но до сих пор официально развивается также Орденом августинцев. Никогда не представляло собой чётко оформленной системы. Как правило, для мыслителей-августинцев характерно внимание не столько к онтологическим, сколько к психологическим и социальным проблемам, ориентация не на Аристотеля, а на Платона, а также солидарность с августиновской концепцией благодати и предопределения. По этой концепции, человек не может спастись собственными силами, и благодать даруется ему не за заслуги (которых ничтожно мало): человек избирается для спасения по непостижимой Божьей воле. Аверроизм — термин, применяемый как к философии Ибн Рушда, так и к двум философским течениям в схоластике XIII века, первое из которых основывалось на аверроэсовской интерпретации Аристотеля. Основными представителями этого течения были Сигер Брабантский и Боэций Дакийский.Общей чертой аверроизма была опора на разум (акль, عقل), которому противостоит животная душа (нафс, نفس). Автокоммуникация (образовано от греческого слова: αὐτός — сам; латинского слова: communication — связь, сообщение; буквально: общение с самим собой). Автокоммуникация — это форма коммуникации, которая замкнута на одном субъекте, выступающем и создателем, и получателем сообщения. Антропоморфизм (фр. anthropomorphisme от др.-греч. ἄνθρωπος «человек» + μορφή «вид, образ; форма»[1][2]) — перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ, на явления и силы природы, на сверхъестественных существ, на абстрактные понятия и др. Арабеска (итал. arabesco — арабский) — европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать каллиграфические элементы на арабице. Особое распространение получили арабески в эпоху Возрождения, а позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм — сложно переплетённых стилизованных стеблей, листьев, цветков и других вегетативных и генеративных частей растений. Ара́бский халифа́т (араб. خلافة إسلامية — Исламский халифат) — теократическое исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами. В старорусских источниках известно также под именами царство Агарянское и царство Измаильтянское, что таким образом включало его в общий список царств (империй) мира, известных книжным людям на Руси того времени. Ассимиля́ция (лат. assimilatio — уподобление, усвоение) в социологии и этнографии — потеря одной части социума (или целого этноса) своих отличительных черт и их замена на позаимствованные у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры. Ассимиляция может носить как добровольный характер — увлечение другой более привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т. п.; так и принудительный (насильственный) характер — военная аннексия, частичное истребление (геноцид), вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых явлений. Атрибу́т (от лат. attributio — приписывание, признак) — в философии — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления (в отличие от преходящих, случайных его состояний); в мифологии и иконографии предмет, служащий постоянным устойчивым знаком и отличительным признаком мифологического или реального персонажа, или аллегорической персонификации какого-либо понятия (молнии Зевса, весы и повязка Фемиды). В архитектуре ислама башня, с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи, в поздних - внутри башни. Византи́я, Византи́йская импе́рия, Восто́чная Ри́мская импе́рия, самоназвание Держава Ромеев, Ромейская империя (395_1453) — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие давления гуннов на Римскую империю, распавшуюся на западную и восточную части после смерти императора Феодосия I. Чуть больше, чем через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории Поздней Античности и Средневековья. Да́нте Алигье́ри (итал. Dante Alighieri, полное имя Дуранте дельи Алигьери, последняя декада мая[⇨]1265 — в ночь с 13 на 14 сентября 1321) — итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры. Интроспекция (от лат. introspecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления, как деятельности разума, структурирующего, и т. п. Ислам («предание себя (богу), покорность») возник в Хиджазе (в начале 7 в.) среди племен Западной Аравии. Основатель ислама Мухаммед (Магомет, Мухаммад). Родился в Мекке (около 570 г.), рано осиротел. Был пастухом, женился на богатой вдове и стал купцом. В 622 году переселился в Медину. Умер (632 г.) в разгар подготовки завоеваний, в результате которых, образовалось огромное государство – Арабский халифат. Коран (буквально – чтение, декламация) — священное писание ислама. Мусульмане веруют, что Коран существует предвечно, хранится у Аллаха, который через ангела Джабраила передал содержание этой книги Мухаммеду, а тот устно ознакомил с данным откровением своих приверженцев. Язык Корана арабский. Лигатура (лат. ligatura — связь) — знак любой системы письма или фонетической транскрипции, образованный путём соединения двух и более графем. Медресе́(араб. مدرسة, букв. «место, где изучают») — мусульманское учебное заведение, выполняющее функцию средней общеобразовательной школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Минаре́т (араб. منارة, манара, «маяк»), ми’зана (араб. مئذنة) или саума’а (араб. صومعة) — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Религия – это единство мировоззрения, соответствующего поведения и специфического действия (культа), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, «священного», то есть той или иной разновидности сверхъестественного. Религиозная деятельность – это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Сифат (араб. صفة — свойства, качества, характеристики) — исламский термин, используемый для обозначения «божественных атрибутов». Фаблио́, фабльо́ (от лат. fabula «басня; рассказ») — один из жанров французской городской литературы XII — начала XIV в. Это небольшие стихотворные новеллы, целью которых было развлекать и поучать слушателей. Поэтому грубоватый юмор соседствует в фаблио с моральным поучением. Авторами фаблио были люди различного социального положения, клирики, но главным образом жонглёры. Христианство (от греч. — «помазанник», «мессия») одна из трех мировых религий, которая возникла в 1 в. в Палестине. Черноризец – монах. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Введение в релииоведение.М.,1985. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990. Мамонтов С.П. Основы культурологии: Учебное пособие. М., 2001. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1987. Сайты: ru.wikipedia.org., www.muftyat.kz |